Последний экзамен Игоря Стравинского

Локсий Ганглери
Визит Игоря Стравинского в СССР оказался тяжким испытанием.
Западные (прежде всего, американские) газеты наперебой писали "Маэстро сошел с ума!"

И в самом деле, Санкт-Петербург, который покинул Стравинский в 1912 и Ленинград 1962 - это не просто разные города (как, скажем, Сеул и Пхеньян). Это разные миры.
И потом. Музыкальный авангард был под запретом на протяжении полувека.
А Стравинский подавался еще и как безродный космополит, и даже наймит Ватикана и американского империализма! (и это - отметим - буквально через месяц после Карибского кризиса!)
В общем, чудовище. Трумэн от музыки, прости Господи!

Наконец, музыка Игоря Федоровича требует от аудитории подготовки и участия - в отличие от, скажем прямо, львиной доли той музыки, к которой был приучен советский человек. Целые пласты музыкальной культуры - от импрессионизма и джаза до ренессансных и барочных мотетов - были если не чужды, то совершенно незнакомы

Стравинский почувствовал это в первый же вечер. Настолько, что ему стало плохо: потребовалось даже вмешательство кремлевского врача!
КАК смогут музыканты исполнить такую вот инопланетную музыку??
А КАК поймет ее советская аудитория, в жизни не слушавшая ничего подобного???

…в свое время, Стравинский писал: «у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе».
РУССКОСТЬ и сыграла решающую роль: русскость Стравинского и русскость советского в гигантской смычке преодолели не только культурную бездну, но и пропасть глубиною в полвека 1912-1962!