Страшный суд. За что мы будем судимы?

Валентина Ульянова
Встретился мне человек, который не мог решить: за какие именно грехи мы будем судимы на последнем, Страшном, суде: за все ли, или только некоторые, и тогда за какие именно? Большинству христиан это известно, но, как оказалось, не всем. Поэтому и написала эту маленькую статью.

Святые отцы, рассуждая о грядущем Страшном суде, говорят, что всё, сделанное каждым из нас, станет явным на этом поистине Страшном суде. И помыслы, и дела, и намерения, и чувства – всё станет явным для всех.

Так, преп. Ефрем Сирин пишет:

«Какой же дам ответ, когда вопросят меня о тайных делах, которые там для всех будут обнаружены?

Тогда (на Суде) мы увидим стоящие окрест (престола Христова) бесчисленные ангельские силы. Тогда дела каждого по порядку будут прочтены и объявлены перед Ангелами и людьми. Тогда исполнится пророчество Даниила: «Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7:10). Велик будет, братия, страх в час, когда откроются эти страшные книги, где написаны и дела наши, и слова наши, и что сделали мы в этой жизни, и что думали скрыть от Бога, испытующего сердца и утробы! Там написаны всякий поступок и всякое помышление человеческое, все хорошее и плохое... и каждый увидит перед собой собственные дела свои – и хорошие и плохие, какие кто прежде сделал».

Но всё же не все содеянные нами грехи будут обвинять нас на этом суде. Есть два исключения.

Грехи, совершённые до принятия таинства крещения, прощаются Богом, омываются очистительной силой таинства.

Об этом свидетельствовал св. Афанасий Александрийский, когда однажды его спросили, можно ли считать, согласно вере и учению христианскому, крещенным того, кто, не веруя на самом деле и лишь притворяясь верующим, испросит себе крещение по каким - либо посторонним обстоятельствам?

"Послушайте, отвечал он, что говорят старцы: когда была сильная смертность, многие без околичностей прибегали к св. крещению из страха смерти. Блаженному мученику Петру явился некто в виде ангела и сказал: "доколе будете вы посылать сюда запечатанные мешки, но совершенно пустые, без всякого содержания внутри?" Поэтому, насколько можно заключить из слов ангела, носящие печать крещения, хотя бы и получили его в рассчете на какое-либо благо, считаются крещенными". (Луг духовный, 198)

"При крещении человеку прощается первородный грех, заимствованный от праотцев, и собственные грехи, соделанные до крещения", - говорит св. Игнатий (Брянчанинов).

Также словно не бывшие будут и все те грехи, которые человек исповедал с полным, искренним раскаянием в таинстве покаяния.

Св. Игнатий (Брянчанинов), говоря о силе исповеди, приводит примечательную историю:

«Нелишним будет упомянуть здесь о событии нам почти современном. В окрестностях Вологды находится большое село Кубенское, имеющее несколько приходов. Один из приходских священников сделался болен и, приближаясь уже к кончине, увидел одр свой окруженным демонами, которые готовились похитить его душу и низвести во ад. Тогда явились три Ангела. Один из них стал у одра и начал препираться о душе с отвратительнейшим демоном, державшим отверзстую книгу, в которой были записаны все грехи священника.

Между тем пришел другой священник, чтоб напутствовать собрата. Началась исповедь; больной, устремляя испуганные взоры в книгу, произносил с самоотвержением грехи свои, как бы извергая их из себя, — и что ж видит он? Видит ясно, что едва произносил какой грех, как этот грех исчезал в книге, в которой оставался пробел вместо записи. Таким образом, исповеданием он изгладил из бесовской книги все грехи свои и, получив исцеление, остаток дней провел в глубоком покаянии, поведая ближним, для назидания их, видение, запечатленное чудесным исцелением». (Св. Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти)

Так велика сила церковных таинств.

Важно ещё понимать, что, чем более внимательно живёт человек, чем чаще он прибегает к таинствам покаяния и причащения, тем более очищается его душа, его духовное зрение. Освободившись от наиболее заметных, тяжёлых грехов, исцеляющаяся совесть начинает примечать другие грехи, которые раньше были ей не видны, или казались незначительными. Так, постепенно, христианин начинает видеть царство греха в своём сердце и вступает в настоящую борьбу со страстями.

Преподобный Петр Дамаскин сказал: "Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих бесчисленных, как песок морской".

И это начинающееся здравие души – начало пути к оправданию человека на Страшном суде. Только начало. Потому, что то, что приводит человека в ад, – это страсти, стоящие за нераскаянными грехами и не омытые покаянием.

Преподобный Нил Сорский учит об этом: «Страсть же, истинно говорят, — это то, что, долгое время гнездясь в душе, как бы в нрав ее от навыка обращается… Это у всех или соразмерному покаянию, или будущей муке подлежит. То есть надо каяться и молиться об избавлении от таковой страсти, ибо будущей муке подлежит [человек] за нераскаяние... должно сопротивляться лукавым помыслам, сколько есть у нас сил. Это — причина венцов или мучений. Венцы — победившим, а муки — согрешившим и не покаявшимся в этой жизни».

Преп. авва Дорофей учит: "И Евагрий говорил: "Кто не очистился ещё от страстей и молится Богу, чтобы скорее умереть, тот подобен человеку, который просит плотника скорее изрубить одр больного". Ибо душа, находясь в теле сём, хотя и ведёт борьбу от страстей, но имеет и некоторое утешение от того, что человек ест, пьёт, спит, беседует, ходит с любезными друзьями своими.

Когда же выйдет из тела, она остаётся одна со страстьми своими и потому всегда мучится ими; занятая ими, она опаляется их мятежем и терзается ими, так что она даже не может вспомнить Бога; ибо самое памятование о Боге утешает душу, как и в псалме сказано: «помянух Бога и возвеселихся» (Пс. 76, 4), но и сего не позволяют ей страсти.

Хотите ли, я объясню вам примером, что говорю вам. Пусть кто-нибудь из вас придёт, и я затворю его в тёмную келлию, и пускай он хотя только три дня не ест, не пьёт, не спит, ни с кем не беседует, не поёт псалмов, не молится и не вспоминает о Боге; и тогда он узнает, что будут в нём делать страсти.

Однако он ещё здесь находится: во сколько же более, по выходе души из тела, когда она предается страстям и останется одна с ними, потерпит тогда она, несчастная? По здешним скорбям вы можете несколько понять, какова тамошняя скорбь.

…страстная душа всегда мучится, несчастная, своим злым навыком, имея всегда горькое воспоминание и томительное впечатление от страстей, которые беспрестанно жгут и опаляют её".

Даже и одна-единственная страсть, не омытая покаянием, препятствует спасению человека. Страстное устроение души не допускает душу стать причастницей Царствия Небесного, куда, как свидетельствует Слово Божие, «не войдет ... ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (Откр. 21, 27).

Об этом напоминает и святитель Феофан Затворник, призывая к покаянию в этой жизни: «Ибо в Царствие Божие не войдет ничто нечистое, и на Суде никто из нечистых не оправдается. После же смерти не жди очищения. Каким перейдешь, таким и останешься».

Авва Дорофей остерегает от потакания страсти, обращающейся из-за этого в злой навык:

«Поверьте, братия, что если у кого-нибудь хотя одна страсть обратилась в навык, то он подлежит муке, и случается, что иной совершает десять добрых дел и имеет один злой навык, и это одно, происходящее от злого навыка, превозмогает десять добрых дел. Орёл, если весь будет вне сети, но запутается в ней одним когтём, то чрез эту малость низлагается вся сила его; ибо не в сети ли он уже, хотя и весь находится вне её, когда удерживается в ней одним когтём? Не может ли ловец схватить его, лишь только захочет? Так и душа: если хотя одну только страсть обратит себе в навык, то враг, когда ни вздумает, низлагает её, ибо она находится в его руках по причине той страсти. Посему-то я и говорю вам всегда: не допускайте, чтобы какая-либо страсть обратилась вам в навык, но подвизайтесь и молитесь Богу день и ночь, чтобы не впасть в искушение».

Поэтому так важно бороться против любого греха, противостоять каждой страсти, положить в сердце живительное семя покаяния, которое одно только и является залогом прощения нас Богом и - спасения.

Св. Феофан Затворник пишет об этом:

"Вот ныне или завтра придет смерть, и покончит все наше и запечатлеет собою участь нашу навсегда, ибо после смерти нет покаяния. В чем застанет нас смерть, в том предстанем мы и на суд.

Закон жизни таков, что коль скоро кто положит здесь семя покаяния… то уж не погибнет. Семя сие возрастёт и плод принесёт - спасение вечное. А коль скоро кто здесь не положит семени покаяния и перейдёт туда с духом нераскаянного упорства во грехах, то и там навеки останется с тем же духом, и плод от него вовеки будет пожинать по роду его, Божие вечное отвержение".

От чего да упасёт нас Господь, подав покаяние и прощение.