Анализ романа Мастер и Маргарита Булгакова

Николай Кладов
В книге Е.Савченко "Потрясение" было с высокого уровня сделано сравнение литературного наследия двух писателей Достоевского и Булгакова и прелесть отдана автору "Братьев Карамазовых". Не желая возражать, я все же решил защитить моего любимого автора.
Конечно, творчество Булгакова в целом предпочтительнее, чем у Достоевского, и значительно, хотя бы по разнообразию языка, сюжетов и персонажей.
Можно ли сравнивать этих писателей?
Наверно,нет. У Достоевского, кроме людских склок и абстрактных рассуждений о добре и зле, которые можно объяснить временным просветлением рассудка, противопоставить совсем нечего.
Роман (здесь и далее Мастер и Маргарита) отражает и объясняет многое из того времени. Прежде всего Булгаков понял, что в Москву прибыл чужой - человек, который плохо с акцентом говорит по русски. И этот чужой хочет всем управлять - судить людей.
Образ угадывается.
И у него была свита, которая была и в жизни, свита готовая и закинуть человека далеко и пристроить его под трамвай и превратить в подобие себя.
Чужому противопоставляется Иешуа. Некоторые полагают, что Булгаков изобразил тут Христа и это по сходству событий так, но Иешуа это, мне кажется, ещё и собирательный образ трудной участи хорошего человека в этом мире и он сам - Михаил Булгаков.
Любой писатель отражает мир, который есть в чем. И себя он показал через этого страдальца, который всех называет добрыми, чем удивляет Пилата. И у Булгакова,если присмотреться, действительно все добрые.
Поэт Бездомный исправляется и перестает писать глупые стихи, Пилат, вместо того чтобы покарать, хочет спасти Иешуа, а Воланд про нас говорит "люди как люди", а если и оторвал голову, то потом вернул её на место. И обратите внимание под трамвай Берлиоза пристроил не он, а некая фортуна, судьба,которую он только вычислил и предсказал - по просьбе героя.
Роман хорошая сатира на жирующую писательскую богему, что по факту и было.
Роман сообщает о главном: чтобы человек о себе ни думал, он пока еще далек от этого высокого звания.