То лето

Любовь Пономаренко
      Какое жаркое было то лето, сухое, без дождей : трава пожухла и вот-вот будет выглядеть, как сено. Во всех деревенских колодцах вода уменьшилась наполовину. И как назло именно в это время нашему двору подошла очередь пасти овец и телят. За каждую овцу и теленка полагалось пасти полдня (у нас было шесть овец и один баран, значит, три с половиной дня).
      Ровно в восемь утра вся живность была выгнана хозяевами из дворов на главную дорогу в деревне. Образовалось небольшое стадо, которое я с сестренкой погнали не спеша за деревню, помахивая длинными вицами.
      Одевшись, как два пастушка, с перекинутыми через плечо походными сумками, шли за стадом, пребывая в состоянии волнения и тревоги. Мне - девять лет, Танюхе - восемь. По городским меркам - мы еще маленькие, но только не в деревне. Здесь дети в таком возрасте выполняли много чего по хозяйству, помогая взрослым, поэтому с нами тоже никто не церемонился - "вперед, и без разговорчиков тут!"
      И вот, отогнав овец и телят подальше от деревни, остановили их на поляне, где рос душистый клевер. Аромат от его малиново-розоватых цветков растекался в воздухе не торопливо , но властно, охватив весь простор. А сладковато-медовый привкус давно очаровал не только всю живность, но и не одно поколение детей. Сами же мы расположились рядом, на каменных плитах, которые были на всей поляне как островки.
      Солнце пекло безбожно, а воздух был не просто теплым, а горячим. Подождав, когда стадо наелось, стали перегонять его ближе к лесу, в тень. А там, наклонив ольховые ветки, с улыбкой наблюдали, как животные, особенно овцы, поедают это лакомство.
      Позже, уже к обеду, я и сестренка, одурев от жары, примостились на наклоненных ветках недалеко от стада. И задремали. А когда очнулись, увидели, что овец и телят рядом нет, а только вдалеке, ближе к деревне, слышно их блеянье и мычанье. Поняв, что стадо, завидев свою деревню, бежит со всей прытью в ее направлении, мы побежали им наперерез. Но не тут-то было!
      В ужасе я увидела, что некоторые овцы и телята уже бегут по деревне, а деревенские жители пытаются помочь нам - собирают их опять вместе. Боже, какой позор! Мальчишки свистели и кричали в наш адрес :
 
     - Ну, питерские!(так называли всех городских) Проморгали все стадо!
   
     От стыда и злости на себя и на этих "тонконогих"(овец и телят) мне захотелось куда-нибудь спрятаться и чтобы меня никто не нашел. Но до шестнадцати часов еще три часа пасти!
      Загнав стадо опять на поляну, мы теперь пасли, что называется, не отводя глаз. И вдруг, глядя вдаль, мне стало как-то не по себе - все поплыло : и лес, и овцы, и трава...Сестренка, подбежав, кое-как оттащила меня в тень деревьев и усадила на траву ( даже забыли про змей, ползающих вокруг). Затем, вылив из бутылки остатки колодезной воды мне на голову, побежала опять караулить живность.
      В положенное время, перегоняя стадо в деревню, я, опираясь на Танюху, шла покачиваясь, не до конца понимая - что произошло. Ноги не слушались, в голове гудело. Еле дойдя до нашего дома, с трудом перешагнула порог. К вечеру у меня поднялась температура, а лицо было цвета спелой вишни. Тепловой удар я получила первый раз в жизни, напугав этим бабушку.
      Следующие два с половиной дня стадо пас наш брат Сережка, которого в срочном порядке освободили от заготовки сена. Он был старше нас и проворнее, и поэтому овцы и телята при нем "ходили по струнке".

        Я же, потихоньку приходя в чувство, как-то, сидя вечером на скамейке около дома и разглядывая деревенские домики, вдруг поняла, что жизнь деревни - это что-то другое, не так, как у нас в городе. Здесь все друг друга знают и все друг про друга знают тоже, свято почитают церковные праздники и самое главное - с уважением относятся ко всем людям независимо от возраста. Где старость - в почете, а помощь - как родственникам. Где взаимовыручка - как само собой разумеющееся, где в деревенском магазинчике продавец (моя тетя Настя)всегда давала в долг продукты, не опасаясь, что кто-то не расплатится позже. Где молока от своей коровы дадут столько, сколько вам нужно, и вы рассчитаетесь с хозяйкой тогда, когда сможете.
        И в горести и в радости деревенские всегда вместе : и в последний путь провожают всей деревней, и если свадьба, то гуляет и веселится тоже вся деревня.
        Вот почему я так любила и люблю туда ездить. С детства помню всех жителей деревни Никитинской (многие переехали жить из нашей деревни Игумновской) - Кургачевых, Теребовых, Ольховских, Якушкиных, Васиных, Кочиных, Устиновых, Шуровых, Фадеевых, Кузнецовых, Трофимовых, Пургиных, Алешиных.
         Многие уже давно покоятся на старом деревенском кладбище, среди вековых сосен, куда хОжено-перехОжено по утоптанной тропинке с детства вместе с бабушкой. Где с каждой фотографии на кресте или памятнике смотрят лица родных, близких, знакомых, которых знал всю жизнь... Я скучаю по тем людям. Бережно храню в памяти отрывки из той жизни, того времени, где я была счастлива.
        Поэтому, приезжая в деревню, я каждый раз буду ходить туда, где покоятся и мои предки - Харины и Котовы, и поклонюсь им и тем людям, которых помню и люблю.