Портреты московских купцов Шелапутиных

Владимир Варнек
1.  Варнек А.Г. Портрет Прокопия Дмитриевича Шелапутина (1777 – 1828). Размеры портрета не найдены.   Х.м. 1814. Государственный исторический музей. Москва.
2.  Варнек А.Г.  Портрет Антипа Дмитриевича Шелапутина (1779-1851). Х.м. 1814. 66,5 х 58,5. Музей «Бородинское поле». Москва.

В монографии В.С. Турчина 1985 г., посвященной творчеству художника-портретиста А.Г. Варнека имеется фраза: «Стоит сожалеть, что купеческий портрет, обладающий своими специфическими особенностями (дань ему отдал и А.Г. Венецианов), плохо известен в наследии А.Г. Варнека, хотя в этой области им было сделано немало» [1].

Нужно сказать, что со времени издания названной монографии прошло около 50 лет, и за это время в поле зрения любителей портретной живописи  появилось более десятка портретов работы А.Г. Варнека, одни из которых считались утерянными, а другие -  неизвестными вовсе. К этим последним и относятся портреты московских купцов, братьев  Прокопия Дмитриевича Шелапутина  (1777 – 1828) и Антипа Дмитриевича Шелапутина (1779 – 1851), «появившиеся» около десяти лет тому назад в интернете. 

Одновременно с этим в интернете на сайтах «Википедия», «Наполеон и революция», РРФ и Jeni, а также в отдельных интернетовских публикациях было опубликовано достаточно много познавательных материалов как о названных представителях большого семейства Шелапутиных, так и об их родственниках. Приведу с целью вхождения читателей в данную тему фрагменты  подобных публикаций:

«Шелапутин Прокопий Дмитриевич  - московский 1-й гильдии купец Семёновской слободы. Родился в 1777 году в семье купца города Покрова Владимирской губернии Д.А. Шелапутина, происходил из старинного старообрядческого рода, в 1792 году переселился в Москву, вёл торговлю за границей и к 1809 году владел шёлковой фабрикой на реке Яузе, где трудились 209 вольнонаёмных работников.

Состоял городским старостой и занимал одно из почётных мест среди московского купечества. 17 июля 1812 года «За усердие, оказанное чрез пожертвование значительных на пользу Государственную значущих сумм» пожалован в коммерц-советники. После оставления французами Москвы исполнял с 31 октября 1812 года по январь 1813 года должность Московского городского головы. 

30 декабря 1824 года «За пожертвование Минерального кабинета в пользу Московской Медико-хирургической академии и усердного исполнения обязанностей, возложенных на него доверенностью купеческого общества» награждён орденом Святой Анны 3-й степени в петлице, а в 1833 году возведён Высочайшей грамотою в потомственное дворянское достоинство (уже после смерти).   

Кавалер бронзовой  медали в память Отечественной войны 1812 года на Анненской ленте.

Портрет Прокопия Дмитриевича, написанный в 1810 году художником-портретистом  Александром Григорьевичем Варнеком (1782-1843), является частью экспозиции Государственного Исторического музея в Москве.

Умер в Москве 13 января 1828 года в возрасте 51 год, похоронен на московском Рогожском кладбище. Был дважды женат: первым браком на Авдотье Осиповой (1786-1811), от которой имел сына Дмитрия (1802-1855); вторым браком на Харитине Ивановне Гандуриной (1790-1876)». 

«Шелапутин Антипа Дмитриевич (1779-1851) - московский 1-й гильдии купец Семёновской слободы, младший брат Прокопия Дмитриевича Шелапутина (1777-1828).
Родился в 1779 году в семье купца города Покрова Владимирской губернии Дмитрия Алексеевича Шелапутина, происходил из старинного старообрядческого рода, в 1792 году вместе с братом переселился в Москву, успешно занимался внешней торговлей, владел железоделательным заводом и экспортировал железный товар за границу. 

С началом Отечественной войны 1812 года одним из первых откликнулся на призыв императора Александра I-го о внесении пожертвований на борьбу с неприятелем. Имел чин коммерц-советника и звание почётного потомственного гражданина Москвы. 
Кавалер бронзовой  медали в память Отечественной войны 1812 года на Анненской ленте. Умер в Москве в 1851 году в возрасте 71 год.
Был женат на Матрёне Андреевой (1786-1834), от которой имел сына Григория (1815-1851). 

Портрет Антипа Дмитриевича, написанный в 1814 году живописцем Александром Григорьевичем Варнеком (1782-1843), помещён в галерею героев войны 1812 года в Музее Бородинская панорама». 

«Имя купцов Шелапутиных было широко известно в Москве до 1917 года. Когда речь заходила о дорогой покупке, говорили "Я ещё не сделался Шелапутиным!", или, зная о щедрой благотворительности этой семьи: "Ты угостишь меня по шелапутинскому счёту».

Антипа Дмитриевич Шелапутин – московский купец 1-й гильдии, московский почётный гражданин (позднее получил звание коммерции советника). В 1812 году владел крупной шёлковой фабрикой на реке Яузе. Он был одним из первых, кто откликнулся на призыв императора Александра I к московскому купечеству о внесении пожертвований на борьбу с неприятелем. В центре Москвы, в Таганском районе, между Николоямским переулком и Николоямской улицей есть переулок Шелапутинский. Где-то поблизости в начале XIX века стояла усадьба Антипы Дмитриевича».

«Дорожкина Наталья |«Неизвестные» москвичи – Шелапутины. Среди замечательных имён, незаслуженно забытых москвичами, следует назвать семью предпринимателей и благотворителей Шелапутиных, чья жизнь тесно связана с нашей столицей и Россией. До 1917 г. имя Шелапутиных часто упоминали в разговорах. Когда речь заходила о дорогой покупке, говорили «Я ещё не сделался Шелапутиным!», или, зная о щедрой благотворительности этой семьи: «Ты угостишь меня по шелопутинскому счёту?».

Обращусь теперь к портретам (1 и 2), приложенным к миниатюре и пообсуждаю некоторые вопросы, возникающие при их рассмотрении. Начну с того, что купцы Шелапутины проживали в Москве, а художник Варнек – в Петербурге. Где были выполнены портреты? Считаю, что в Петербурге, т.к. ни в [1], ни в академических отчетах [2] нет сведений о том, что Варнек когда-либо посещал Москву.

На фронтальной стороне портрета 1 (внизу слева) указана датировка 14 января 1814 г. На этом основании можно предположить, что братья Шелапутины в самом начале 1814 г. находились в СПб, где и были выполнены их портреты. 

Отмечу теперь одно противоречие: портрет 1 датирован 1814 годом, а орден  Св. Анны 3-й степени в петлице на груди портретируемого был пожалован ему в 1824 году. Имеется лишь одно объяснение этому факту. Первоначально на груди  П.Д. была только одна награда -  бронзовая медаль в память Отечественной войны 1812 года, а орден был дописан позже.

П.Д. на портрете 1 изображен с поворотом головы на ; вправо, а А.Д. на портрете 2 изображен с поворотом головы на 3/4 влево. Не парные ли это портреты?
На портрете 1 застежка пуговиц «мужская» (пуговицы находятся на левой половине груди), а на портрете 2 застежка 2 застежка «женская». Объяснения этому могут быть разные. 

На сайте «Наполеон и революция» сообщается, что оба портрета были выполнены А.Г. Варнеком в 1814 году (придерживаюсь этой версии). В других интернетовских документах говорится о существовании оригинала и копии 1840 г., но фактов для обсуждения таких вопросов у меня нет. 

В заключение можно сказать, что художник А.Г. Варнек создал убедительные образы московских купцов, и принадлежность их к купеческому сословию на приложенных к миниатюре портретах явно ощущается.

В то же время, не вызывает сомнений, что портреты эти требуют тщательной экспертизы со стороны специалистов с применением современных методик технико-технологического исследования типа тех, которые были использованы в работе [3].

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство, 1985.– 168 с.
2. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.      
3. В.Ф. Василенко. Кто изображен на портрете кисти А.Г. Варнека? История атрибуции одного портрета. Материалы научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». Вып. VIII». М. : Магнум Арс, 2004.

03.06.2022.