Джин Гарднер Баттен Jean Gardner Batten 1

Vikingnz
Не так давно, «совершая традиционную ежедневную прогулку» по сайту Проза.ру, я натолкнулась на рассказ очень интересного автора – Владимира Врубеля,  о двух летчиках – американской летчице Хайди Порч и лётчике Эрл Ковел. В 1984 году они совершили на одномоторных самолётах Cessna–182 перелёт из Калифорнии в Новую Зеландию. И вдруг вспомнила – а ведь в Новой Зеландии есть тоже своя героиня – летчица из более ранних времен. Не сразу вспомнила ее имя -  Jеan  Gardner Batten. Ну, а дальше все просто. Помогли современные интернет-возможности. И появилось желание рассказать об этой удивительной женщине, которая получила всемирную известность за свои рекордные перелёты.

Одна из великих международных авиаторов 1930-х годов Джин Гарднер Баттен родилась 15 сентября 1909 года в Роторуа и была единственной дочерью дантиста Фредерика Гарольда Баттена и его жены Эллен (Нелли) Блэкмор. Ее окрестили Джейн в честь бабушки, но вскоре она стала известна как Джин. У нее было два старших брата; третий умер в младенчестве. На стене рядом со своей кроватью Эллен приколола газетную фотографию французскосго летчика Луи Блерио, только что пролетевшего над Ла-Маншем, — это было своего рода заявлением о том, что поколение ее новорожденной дочери способно на подобные достижения.

Крошечная и хрупкая Джин пользовалась  особой заботой, и вся семья суетилась вокруг малышки. Ее мать, высокая красивая женщина, была неудачливой актрисой с сильными феминистскими взглядами. Властная и собственническая, она была одержима здоровым образом жизни и старалась привить своей дочери привычки в питании, которым она должна была следовать всю жизнь.

В 1913 году семья Баттенов переехала в Окленд, и в пять лет Джин поступила в частную женскую школу "Мелмерли" в Парнелле (Район Окленда). Жизнь семьи нарушила Первая мировая война, во время которой отец служил на Западном фронте. С потерей его заработка для них наступили тяжелые времена, и семья была вынуждена жить в нескольких дешевых и ветхих квартирах; Джин перевели в государственную школу. Тем не менее, Эллен уделяла первоочередное внимание благополучию и развитию своей дочери. В раннем возрасте она поощряла ее к тому, чтобы Джин добилась больших успехов в мужском мире, чего Элен хотела сделать сама в своей жизни. Она брала Джин в Мишн-Бэй - симпатичный район в Окленде на побережье залива Хаураки, чтобы посмотреть на летающие лодки братьев Уолш (Walsh brothers), на которых готовили пилотов для военной службы.

К тому времени, когда Фред Баттен вернулся в Окленд в 1919 году, Эллен привыкла быть главой дома и неохотно отказалась от этой роли. Вскоре между Элен и Фредом начались ожесточенные ссоры, и около 1920 года они разошлись навсегда. Джин уехала жить к матери, с которой у неё сложились тесные отношения. Финансируемая отцом, она была отправлена в качестве бордистки в Дамский колледж в Remuera (район Окленда), где она отличилась, выиграв призы по многим предметам. Хотя  она стала красивой молодой девушкой, она приобрела в школе репутацию одиночки: высокоинтеллектуального, одинокого человека, которого мало кто мог согреть.

В конце 1924 года, вскоре после своего 15-летия, Джин поступила в секретарскую школу и начала учиться игре на фортепиано и балету, чтобы профессионально выступать в обоих направлениях. Однако в мае 1927 года ее амбиции резко изменились. Вдохновленная беспосадочным пересечением Атлантического океана в одиночку Чарльзом Линдбергом, она очень захотела летать, и ее мать поощряла это стремление. В 1929 году Эллен взяла Джин в Сидней и организовала для нее полет с австралийским летчиком Чарльзом Кингсфордом Смитом на его трехмоторном «Южном кресте». Этот опыт придал Джин больше решимости, чем когда либо, стать пилотом, притом знаменитым, соревнующимся на равных с мужчинами.

В начале 1930 года, продав свое пианино, чтобы заплатить за проезд, Джин Баттен отплыла с матерью в Англию. Она научилась летать в Лондонском авиаклубе и в декабре получила лицензию категории «А». Почти сразу же она начала планировать самостоятельный полет из Англии в Австралию, пытаясь побить 19,5-дневный женский рекорд, установленный ранее в том же году английской авиаторшей Эми Джонсон.

Пособие отца на дочь было мизерным, всего 3 фунта стерлингов в неделю, поэтому сразу достичь желанной цели Джин не могла. Пытаясь удовлетворить своё честолюбие, Джин с матерью вернулись в Новую Зеландию в надежде собрать деньги, но это им не удалось. После этого Джин, уже одна, вернулась в Англию к своему брату Джону, которые зарекомендовал себя успешным киноактёром, снявшийся в главных ролях  в нескольких фильмах в Голливуде и в Англии. К сожалению, они поссорились, и Джин ушла. Больше они не общались с братом. 

Надеясь привлечь корпоративного спонсора, Баттен решила получить лицензию коммерческого пилота. Чтобы оплатить необходимые 100 часов полета, она заняла 500 фунтов стерлингов у Фреда Трумэна, молодого новозеландского пилота, который тогда служил в Королевских ВВС. Он хотел жениться на ней, но Джин не собиралась этого делать. Когда она получила лицензию «Б» в декабре 1932 года, она ушла из его жизни, не предприняв никаких попыток отплатить ему. Вместо этого она обратилась к Виктору Доре, сыну преуспевающего английского торговца полотном, который также был без ума от нее. Он занял у своей матери 400 фунтов стерлингов и купил для Джин самолёт  де Хэвилленд «Gipsy Moth» (Цыганская Бабочка).

В апреле 1933 года Баттен отправилась из Англии, пытаясь побить рекорд Эми Джонсон в Австралии. Это оказалось пугающим опытом. Попав в песчаную бурю над Ираком, она потеряла управление и вошла в штопор. Вовремя придя в себя, исправив ситуацию, она приземлилась в пустыне и провела ночь, уснув под крылом. На следующий день над Белуджистаном она попала в еще одну песчаную бурю и снова упала. При возобновлении полета у нее отказал двигатель, и самолет разбился, при попытке приземлиться недалеко от Карачи. Сама Джин чудом не пострадала.

Вернувшись в Лондон, где они с матерью теперь жили в захудалых ночлежках, Джин пыталась уговорить Дори купить ей еще один самолет. Когда он отказался, она разорвала с ним отношения. После этого она обратилась в нефтяную компанию Castrol, глава которой Чарльз Уэйкфилд был впечатлен ее выдержкой и красотой. Он согласился спонсировать ее, купив подержанную «Цыганскую Бабочку» за 240 фунтов стерлингов. Баттен, теперь помолвленная с лондонским биржевым маклером Эдвардом Уолтером, в апреле 1934 года предприняла вторую попытку долететь до Австралии. Это тоже закончилось катастрофой. На окраине Рима у нее в темноте закончилось топливо, и она влетела в лабиринт радиомачт. К счастью, она выжила, она совершила аварийную посадку с большим мастерством, почти разорвав себе губу.

Все еще отказываясь сдаваться, Баттен отремонтировала «Мотылек» и отправила его обратно в Англию. Она позаимствовала нижние крылья у собственного самолета Уолтера и всего через два дня, 8 мая, снова отправилась в путь. На этот раз она добралась до Дарвина за 14 дней 22,5 часа, побив рекорд Джонсона более чем на четыре дня. В одночасье она стала мировой знаменитостью.

В Австралии и Новой Зеландии (которые она посетила по морю) Джин Баттен пользовалась большим успехом. Награды и лекции принесли внезапное процветание, и большие толпы следовали за ней, куда бы она ни пошла. Она упивалась лестью, впечатляя своей уравновешенностью и красноречием. В каждой речи она высоко оценивала поддержку и ободрение своей матери Эллен, которой она отправляла часто цитируемую телеграмму: «Дорогая, мы сделали это. Самолет, ты, я».

В Сиднее в конце 1934 года Джин влюбилась в пилота австралийской авиакомпании Беверли Шеперд. Когда он сделал предложение, она разорвала помолвку с Уолтером, который был так зол, что отправил ей счет за крылья, которые он ей одолжил. Она прилетела на «Мотыльке» обратно в Англию, став первой женщиной-пилотом, совершившей перелет из Англии в Австралию и обратно. В Лондоне она теперь начала вращаться в высших слоях общества. Газеты приветствовали ее достижения, а международное авиационное сообщество осыпало ее наградами.

В поисках нового испытания Баттен совершила еще один захватывающий одиночный полет. Она купила новый моноплан с кабиной Percival Gull 6 за 2000 фунтов стерлингов и в ноябре 1935 года вылетела из Англии в Южную Америку. Это был блестящий навигационный подвиг. Имея только часы и компас, она со сверхъестественной точностью совершила путешествие в 1900 миль из Западной Африки в Бразилию, установив абсолютные мировые рекорды пересечения океана и общего полета. Она была первой женщиной, которая самостоятельно перелетела Южную Атлантику.

В Бразилии, Аргентине и Уругвае президенты чествовали Джин Баттен, её заваливали подарками и окружали толпы народа; газеты окрестили её «цветком неба». Затем последовали новые награды: она выиграла трофей Британии Королевского аэроклуба и вместе с Амелией Эрхарт была награждена Международным трофеем Хармона* за самый выдающийся полет женщины в 1935 году (она должна была выиграть его и в 1936 и 1937 годах). London Daily Express назвал ее одной из пяти женщин года.

Вернувшись в Англию, Джин и Эллен сняли коттедж недалеко от Хатфилда, Хартфордшир, и исчезли из поля зрения публики. Даже их семья в Новой Зеландии не знала, где они. Скрытность жизни Джин теперь начала привлекать внимание средств массовой информации, несмотря на ее краткое появление в Букингемском дворце, чтобы получить статус CBE – Командор ордена Британской империи (1936). Однако, в октябре 1936 года она вышла из уединения, чтобы совершить самое длинное из всех своих великих путешествий: первый в истории прямой рейс из Англии в Новую Зеландию.

16 октября, через 11 дней и 45 минут после вылета из Англии, «Чайка» Баттен прибыла на аэродром Мангере в Окленде, где ее встретили 6000 человек. Но ее феноменальные запасы выносливости были почти исчерпаны. Во время напряженного лекционного тура у нее случился нервный срыв. Тур был прерван, и она уехала восстанавливать свои силы во Франц-Иосиф. (Нет уточнений, что это и где это, но думаю, что Джин уехала на Южный остров в район ледника Франца-Иосифа, чтобы побыть одной и набраться сил).

В феврале 1937 года она вернулась в Сидней, чтобы воссоединиться с Шепардом, за которого она должна была выйти замуж позже в том же году. Однако в день ее прибытия он погиб в авиакатастрофе. Ее горе было глубоким. Она и Эллен снова скрылись от внимания публики, поселившись в укромном месте около Сиднейского пляжа на многие месяцы.

Только в октябре Эллен уговорила Джин вернуться в воздух. Джин перелетела на «Чайке» из Австралии в Англию за 5 дней 18 часов, установив личный рекорд (для пилотов любого пола) и став первым человеком, установившим одновременно личные рекорды Англии и Австралии в обоих направлениях.

Это был звездный час Джин Баттен в 28 лет. Это был также ее последний дальний перелет. Довольно быстро она опять исчезла из поля зрения публики. В 1938 г. она закончила свою вторую книгу «Моя жизнь» (первая книга «Одиночный полет» была опубликована в Сиднее в 1934 г.). Однако эта вторая книга получила ряд критических отзывов и не стала широко популярной. В течение четырех насыщенных лет Баттен часто приписывала себе значительный вклад в развитие воздушных путей империи, но на самом деле она вышла на сцену слишком поздно. Крупные авиакомпании к середине 1930-х годов уже работали в обычном режиме. Однако она могла искренне заявить о повышенном интересе к воздушному транспорту, чему способствовали ее смелые и получившие широкую огласку путешествия.

В Англии Джин и Эллен возобновили свою близкую, взаимозависимую совместную жизнь, переезжая по родным графствам с одного секретного адреса на другой, в то время как Джин предприняла лекционные туры по Европе. Она была в Швеции, где, по слухам, у нее был роман с графом, незадолго до того, как в сентябре 1939 года разразилась война, и получила специальное разрешение на полет на своей «Чайке» обратно в Англию через воздушное пространство Германии.

В отличие от Эми Джонсон, погибшей во время службы в Вспомогательной авиатранспортной службе, Баттен не летала во время войны. Она предложила свои услуги этой компании  при условии, что будет летать на своей «Чайке», но ей было отказано в этом, поэтому Джин  не стала  присоединиться к вспомогательному авиаслужбе.  Gull (Чайка) был реквизирован Королевскими ВВС, и Джин, проработав несколько месяцев водителем скорой помощи, провела три года, работая на сборочной линии на заводе по производству боеприпасов в Пуле, Дорсет. Примерно в 1943 году она присоединилась к команде лекторов Национального сберегательного комитета, путешествуя по Великобритании, чтобы собрать деньги на военные нужды; говорят, что она была одним из самых эффективных ораторов. Она также снова влюбилась в пилота бомбардировщика Королевских ВВС, которого в ее неопубликованных мемуарах назвали только Ричардом. Очевидно, они планировали пожениться после войны, но он погиб во время миссии над Европой.

В 1946 году Джин и её мать Эллен уехали жить на Ямайку. Мало кто из экспатриантов когда-либо встречал их, и они выборочно заводили друзей; одним из них был Ноэль Кауард. В 1953 году Баттены вернулись в Англию и начали кочевой автомобильный тур по Европе, который продлился семь лет. Только в 1960 году они окончательно прижились, купив виллу в маленькой испанской рыбацкой деревушке Лос-Боличес, недалеко от Малаги. Они спокойно жили здесь шесть лет, пока в конце 1965 года не отправились в длительные зимние каникулы на Мадейру, Канарские острова и в Северную Африку. Однако 19 июля 1966 года Эллен умерла на руках Джин в Сан-Маркосе, Тенерифе; ей было 89.

Джин погрузилась в затяжную депрессию, заявив, что без костей матери она не покинет остров.  Ей самой было почти 57 лет. Она купила крохотную квартирку в Пуэрто-де-ла-Крус. Джин потеряла связь со всеми своими родственниками, а годы изоляции скрашивали её жизнь лишь  несколько близких друзей. На Тенерифе, который  стал ее домом на 16 лет, она держалась особняком, печатая свои мемуары, купаясь каждый день в одиночестве в гавани и гуляя по городу, всегда прикрывая лицо широкополой шляпой.

Ее депрессия длилась более трех лет. В конце 1969 года она резко вернулась к общественной жизни. Сделав подтяжку лица, выкрасив волосы в черный цвет и надев мини-юбку, Баттен вылетела в Лондон и вновь погрузилась в мир авиации, получив широкую огласку. Многие считали ее мертвой. А большинство людей, спустя более 30 лет, к ее разочарованию, вообще никогда не слышали о ней. В 1970 году она улетела обратно в Новую Зеландию, забронировав номер в мотеле в Окленде под вымышленным именем. Обнаруженная средствами массовой информации, она была отмечена и сфотографирована. Джин шокировала публику,  демонстрируя свою физическую форму в 61 год, выполняя высокие балетные прыжки.

Вернувшись на Тенерифе, Баттен была слишком беспокойной, чтобы устроить свою жизнь. Ее квартира теперь стала базой для 10 лет путешествий по миру. Она утверждала, что получила два новых предложения руки и сердца, когда ей было за 60, и у нее был короткий роман с руководителем компании в Новой Зеландии, куда она вернулась в 1977 году с поразительно выкрашенными в блондинку волосами. Друзья подозревали, что она находится в бедственном финансовом положении, и обратились к премьер-министру Роберту Малдуну, который организовал немедленную государственную пенсию. Правда заключалась в том, что у нее были активы на сумму более 100 000 фунтов стерлингов.

В начале 1982 года, становясь все более эксцентричной и эгоцентричной, Джин решила покинуть Тенерифе. Она продала свою квартиру и, оставив останки Эллен на острове, вернулась в Англию, где остановилась у своего издателя и его жены. В октябре она улетела на испанский остров Майорка, где намеревалась купить квартиру и дожить свои последние годы. 8 ноября она написала своему издателю; это было последнее, что кто-либо слышал от Джин Баттен.

В течение пяти лет ее местонахождение оставалось загадкой. Почта накапливалась в ее лондонском банке, где ее счет оставался нетронутым. В сентябре 1987 года всплыла печальная правда: она умерла в Пальме, Майорка, 22 ноября 1982 года в возрасте 73 лет. Ее укусила собака во время ежедневной прогулки, и рана нагноилась, что привело к распространению инфекции на ее легкие. Она отказалась позволить персоналу своего маленького отеля вызвать врача и умерла от легочного абсцесса. В результате бюрократической неурядицы правительство Новой Зеландии и ее родственники не были уведомлены о смерти Джин. 22 января 1983 года она была анонимно похоронена на кладбище Пальмы в братской могиле для нищих.

Джин Баттен была лучшей женщиной-пилотом золотого века авиации. Она принесла большую честь Новой Зеландии,  Совершенство и мастерство её  полетов, помогли ей выжить во многих пугающих воздушных кризисах. Совершенно бесстрашная, она иногда сильно рисковала и летала в опасных погодных условиях, но она была исключительно опытным штурманом. Ее превосходные навыки сделали ее более профессиональным пилотом, чем ее более известные коллеги Джонсон и Эрхарт. За ее красотой скрывались качества безжалостности и решительности, которые были уникальными среди ее современниц-пилотов. Хотя напряженные отношения с матерью изолировали ее, выдающиеся достижения Джин Баттен во многом были обязаны мощной движущей силе Эллен и ее умелому управлению жизнью дочери.


*Harmon Trophy — это набор из трех международных наград, которые ежегодно присуждаются выдающимся летчикам, летчицам и аэронавтам мира (воздушный шар или дирижабль). Четвертый трофей, «Национальный трофей», вручался с 1926 по 1938 год самому выдающемуся летчику в каждой из двадцати одной страны-члена и снова с 1946 по 1948 год в честь американцев, внесших свой вклад в авиацию. Премия была учреждена в 1926 году Клиффордом Б. Хармоном, богатым воздухоплавателем и летчиком.