Ч. 331 Пошли за шерстью - вернулись стрижеными

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://proza.ru/2022/06/01/987

Оставим временно Лесовского и его спутников в Москве и посмотрим, что происходило в России после окончания Крымской войны.

Российская империя, начиная с эпохи Петра I, вела только одну справедливую войну – Отечественную 1812 года. Все её остальные войны были захватническими.

Крымскую войну я описал в книге «Жестокость и милосердие», изданную в Севастополе и частично опубликованную на Прозе. ру  http://proza.ru/2017/11/18/1636

Начиная войну с Турцией, Николай I думал, что будет воевать со  слабым противником и без особых проблем захватит Черноморские проливы.

Он пребывал в уверенности, что европейские державы станут просто наблюдать за войной, не вмешиваясь в происходящее, и жестоко просчитался. Турции оказали военную поддержку Англия и Франция, к ним присоединилось и  Сардинское королевство.
 
Австрия и Пруссия в боевых действиях не стали участвовать, но осудили российское вторжение в Османскую империю.
 
Главные сражения происходили в Крыму, где российские войска во всех битвах потерпели поражение. Севастополь был осаждён. Пришлось сдать его главную часть - Южную сторону, где бессмысленно ежедневно погибали сотни людей.
 
Бессмысленно - потому что союзники доставили в конце войны новую дальнобойную артиллерию и, не неся собственных потерь, уничтожали на расстоянии защитников севастопольских бастионов.
 
Погибших от бомбардировок этих орудий пополняли новыми офицерами, солдатами и матросами, а те тоже погибали, и так раз за разом. Это была гигантская печь, в которой сгорали только не дрова, а человеческие жизни. Погибли при осаде Севастополя свыше ста тысяч человек.
 
Все войны имеют обыкновение рано или поздно оканчиваться. 18 марта 1856 года Россия подписала в Париже мирный договор с европейскими государствами, которые были её противниками: Турцией, Францией, Британией, Австрией, Сардинией и Пруссией.
 
В результате Россия вернула все захваченные у турок земли, отказалась от протектората над Валахией, Молдавским княжеством и Сербией, уступила Молдавскому княжеству свои владения в устьях Дуная и часть Южной Бессарабии, согласилась с запретом держать в Чёрном море военно-морской флот и строить укрепления.

К тому же, от Черноморского флота практически ничего не осталось.
 
Заветная цель русских царей - владеть проливами -  отодвинулась ещё дальше к горизонту. Война показала катастрофическое отставание от западных стран в военной технике и в кораблестроении.
 
Николай I за месяц до подписания мирного договора умер. Писали, что он не выдержал поражения в войне. Известие о его смерти все встретили с облегчением.

Иногда мне кажется, глядя из сегодняшних дней, что история движется даже не по спирали, а по кругу. Централизация власти в России достигла такой степени, что царь утверждал даже расход рукавиц для кочегаров.
 
Соответственно росло и делопроизводство, количество чиновников, писарей, бумаг.

К слову, как сообщалось в печати, за время пребывания Путина у власти в нашей стране число чиновников выросло в два раза по сравнению с СССР, и это при том, что территория и население уменьшились. 

Крымская война выявила все слабости России, начиная с государственного устройства.
 
Самый боеспособный Черноморский флот был уничтожен, а создавать новый флот на Чёрном море России запрещалось по мирному договору. Мечты о черноморских проливах так и остались мечтами.
 
Александр II с большим энтузиазмом принялся за реформаторские улучшения, которые давно требовала жизнь.

При вступлении на престол каждый новый царь стремится что-то сделать лучше, чем его предшественник, но хватает его, в лучшем случае, на несколько лет. Вот почему важна сменяемость высшей власти.

Несменяемый руководитель – это всегда беда для страны.
 
Александру II повезло иметь умного брата, Константина, которого с детства готовили к управлению военно-морским флотом. 

Воспитанием великого князя занимался выдающийся моряк, учёный и писатель адмирал Фёдор Петрович Литке. Великий князь генерал-адмирал Константин Николаевич был одним из наиболее образованных людей своего времени.
 
Общее образование он получил под руководством Василия Андреевича Жуковского, а непосредственно воспитанием великого князя занимался выдающийся мореплаватель, писатель и учёный Фёдор Петрович Литке.
 
Возглавив в 27 лет морское ведомство, великий князь Константин подобрал себе таких же молодых и толковых помощников с демократическими взглядами.

Но, как показала жизнь, когда люди крепко прирастают к своим должностям, то демократизм постепенно улетучивается. 
 
В первые годы после войны важнее всего было  восстановить разрушенную войной экономику, поэтому воссоздание флота отошло на задний  план, но, тем не менее, задачи перед флотом ставились очень важные.
 
Во время войны случилось ЧП, из-за которого российский флот мог оказаться без такого толкового руководителя. 17 июля 1854 года Константин пригласил начальника штаба Кронштадтского порта контр-адмирала Константина Ивановича Истомина опробовать ботик «Чернушка», построенный по американским чертежам.
 
Пообедали и в 2 часа дня отвалили на ботике от Петровской пристани. Под парусом вышли из гавани на малый рейд. Великий князь сидел за рулём. В качестве матросов были его адъютанты, капитан-лейтенанты Голицын, Лисянский и Юшков.
 
Ботик сопровождал катер с корабля «Лефорт» с матросами из Гвардейского экипажа. Катером командовал боцман Русначенко.
 
Несмотря на июль, погода стояла холодная, дул шквалистый ветер, поэтому Константин разрешил всем надеть плащи, сам он тоже надел плащ. Возможно, великий князь допустил ошибку в управлении ботиком, но кто об этом мог бы написать?
 
Так или иначе, порыв ветра перевернул ботик вверх килем,  и все оказались в холодной воде. Боцман, командовавший катером, среагировал мгновенно. Он приказал грести к опрокинутому ботику, назначил старшего, а сам бросился в воду.
 
Вместе с ним бросились в воду и три матроса, отличные пловцы. Боцман увидел, что великий князь держится в воде хорошо, а Истомин тонет. Контр-адмирал не умел плавать. Русначенко нырнул, схватил его за плащ и вытащил на поверхность.
 
Истомин схватился за руль ботика и приказал боцману держаться рядом с Константином, страховать его. Матросы помогали держаться в воде офицерам, среди которых не было князя Голицына.
 
Капитан-лейтенант камнем пошёл ко дну при переворачивании ботика. Он либо получил удар люком по голове и потерял сознание, либо запутался в плаще.

Матросы с подоспевшего катера подняли всех пловцов из воды. После холодной воды, на таком же холодном ветру, в мокрой одежде все дрожали.

Чтобы согреться, великий князь, адмирал и офицеры сели вместе с матросами за вёсла и стали грести к пристани.
 
Константин щедро наградил моряков с катера: боцману Русначенко он вручил 100 рублей серебром, а всем шестнадцати матросам – по 25 рублей. Кроме того, боцмана и матросов, прыгнувших вслед за ним в воду, Аникеева, Фёдорова и Косарева наградили серебряными медалями на Владимирской ленте «За спасение погибавших».
 
Не забыл великий князь моряков, и когда они уволились со службы. Боцмана он поселил в своём дворце, чтобы тот ведал библиотекой, Фёдорова нанял заведовать квартирой Константина в Кронштадте, Аникеева определил швейцаром в Зимнем дворце. Косарев умер ещё во время службы.
 
Продолжение http://proza.ru/2022/06/06/1082