Человеческое смирение и принятие

Гадаев Алексей Вениаминович
 Смирение — христианская добродетель, противоположность гордости; то же, что смиренномудрие, сознательное самоуничижение с целью борьбы с тщеславием и гордостью (пример: Христа ради юродивые).
Смирение - это послушность, покорность, проявляемая в отношении кого-либо (напр. духовника).
Послушность - вынужденное подчинение указаниям кого-либо.
Послушность приблизительный синоним уступчивости.
Уступчивость - соглашение с другими. Отношение ко внешнему поведениюодного человека, которое соответствует желаниям или поведению других людей. Уступчивый человек обязательно верит в то, что он делает.
Уступчивость склонность соглашаться с чужой точкой зрения. Часто под этим подразумевается соглашение с любым утверждением авторитетного, влиятельного лица, независимо от содержания.
Уступчивый характер. Термин К. Хорни для обозначения человека, который демонстрирует невротическое самоуничижение, уважение и неадекватную уступчивость. Хорни считает, что такие люди проявляют невротическую уступчивость.
Сначала вы учитесь смиряться с тем, что вы никак не можете повлиять на ситуацию, а потом наступает момент принятия. Отличается смирение от принятия по ощущениям: Смирение — печаль: “не получилось, ну и пусть…”. Принятие — покой, осознание, что так и должно быть. То есть смирение — это еще не удовлетворение, но уже и не страдание.
Принятие – более продвинутый вариант.

Принятие Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Принятие — психологический термин, означающий признание реальности как она есть, в частности, принятие субъектом своего тела, черт характера, способностей как они есть, принятие особенностей других людей.
Принятие означает обращение спокойного и ясного внимания и на свои возможности, и на имеющиеся ограничения.
Если у нас есть значимые для нас люди, то нам хочется принятия ими, нам не хочется быть для них чужими.
Важное значение имеет принятие детей их родителями, воспитателями, учителями — таких, какие они есть, со всеми слабостями и недостатками. Принятие — это адекватная обратная связь, которая помогает ребёнку видеть себя целиком, а не только свои «хорошие» или «плохие» стороны.
Следует также различать безусловное и условное принятие. Безусловное принятие характерно для материнской модели любви («Я тебя люблю любого, каким бы ты ни был!»). Условное принятие соответствует отцовской модели любви (от «Я тебя люблю, но ты иди вначале умойся! С неумытыми я не разговариваю» до «Вон отсюда! Вначале приведи себя в порядок, а потом являйся сюда!»).
При этом принятие отличается от покорности перед собой или другим, оправдания недостатков или потворства слабостям. Оно не означает отказ от стремления к самосовершенствованию, от помощи другим людям в том, чтобы улучшить их жизнь.
===
Виды принятия
Принятие бывает групповое и личное, принятие разумом или чувствами (сердцем, эмоциями, телом), внутреннее и внешнее (демонстрируемое), принятие может быть условное и безусловное.
Принятие (непринятие) может быть к себе (принятие себя, самопринятие), к окружающим людям, к тем или иным событиям и жизни вообще… Умение принять самое страшного в происходящем - распространенный прием для восстановления адекватного восприятия происходящего, для снятия надуманных страхов и нормализации состояния.
Разновидность принятия - смирение, прекращение попыток борьбы с чужой противостоящей силой.
Подробнее
Принятие головой и внутреннее принятие
У людей, живующих более чувствами, нежели разумом и головой, нередки ситуации, когда голова все понимает, а чувства (сердце, эмоции, тело) возражают, не понимают, не принимают.
Принятие внутреннее и внешнее
Внутреннее принятие не обязательно означает внешнее, демонстрируемое принятие.
Условное и безусловное принятие
Условное принятие - принятие на время и на каких-то условиях, безусловное - принимающее отношение при любых обстоятельствах, при любых условиях. Безусловное принятие - типичная черта материнской модели любви: «Я тебя люблю любого, каким бы ты ни был!»
===
Автор: Н.И. Козлов
Что такое "принятие" и зачем оно нужно?

Понятие "принять, принятие" - важное и популярное в практической психологии, однако с ним много сложностей, поскольку оно давно уже стало бытовым понятием и легко меняет свои смыслы и содержание в разное время, в разном контексте и у разных людей. Есть "принятие" по науке, а есть "принятие" в поле тематики практической психологии и психотерапии, и это очень разные вещи. В строгом смысле слова, по-науке, принятие (чего-то или кого-то) - это согласие на близкое и непосредственное взаимодействие, включение в реалистичное взаимодействие без негатива и протестов.
Сигнал принят - информация включена в систему обработки. "Примите меня в игру! - Иди, мы тебя принимаем!" - распространенный диалог при входе нового человека в игру. "Я не принимаю ваших условий" - отказ взаимодействовать на предложенных условиях. "Я не могу принять то, что произошло" - происшедшее вызывает у меня протест.
Однако в поле тематики практической психологии и психотерапии под "принятием" подразумевают нечто другое, что обычно расшифровывается очень просто: "не бурчать, не сердиться и не ругаться". Принять человека - это не бурчать и не ругаться на его трудные особенности. Принять себя - не сердиться на свои недостатки.
Если у нас есть значимые нам люди, нам не хочется быть для них - чужими. Нам хочется - принятия. Если человек чужой для всех, обычному человеку от этого плохо, и его желание быть для кого-то своим называют - потребностью в принятии. Впрочем, желание быть своим (потребность в принятии) нередко подталкивает людей к некритичному усвоению ненужных, неперспективных, а то и прямо антиобщественных норм, к ошибочному поведению.
Мы не совершенны, мы нередко совершаем поступки, которые вызывают у нас недовольство собой, за которые мы ругаем и обвиняем себя. Это - неприятно, от этого больно, тем более когда мы делаем это неоправдано долго или сильно. В этом случае, чтобы это прекратить, также говорят о необходимости принятия, о необходимости принятия себя.
Похоже, в таком контексте имеется в виду только одна из разновидностей принятия, а именно внутреннее принятие: личное принятие (или непринятие) чувствами. С этим вполне можно согласиться, однако при этом не следует отождествлять внутреннее принятие и принятие безусловное - такое отождествление порождает проблемы и недоразумения.
В вопросе о принятии важнейшее различение - различение условного и безусловного принятия. Безусловное принятие - принимающее отношение при любых обстоятельствах, при любых условиях. Безусловное принятие - типичная черта материнской модели любви: «Я тебя люблю любого, каким бы ты ни был!». Условное принятие - принимающее отношения в некоторых рамках, при некоторых условиях. От «Я тебя люблю, но ты иди вначале умойся! С неумытыми я не разговариваю» - до «Вон отсюда! Вначале приведи себя в порядок, а потом являйся сюда!». - Ближе к отцовской модели любви.

Внутреннее принятие - в целом очень полезное состояние и позиция, но у него, кроме плюсов, бывают и минусы.
Что принимать следует, а что нет?
Люди, имеющие свои взгляды, свои ценности и имеющие волю, считают своим правом самим выбирать свой образ жизни и правила жизненной игры. При этом некоторая часть людей то ли в силу слабой воли, то ли отсутствия собственных взглядов и ценностей бездумно принимает в свою жизнь то, что принимать (по-видимому) не следует.
Как внутренне принять то, что вызывает протест?
Если головой человек понимает, что происходящее принять необходимо, и за протестом стоит только сопротивление чувств, то можно положиться на время: со временем люди привыкают ко всему (или почти ко всему). Можно ли это "со временем" сделать покороче, а то и вовсе обойтись без внутреннего сопротивления? Да, разумные люди это умеют.
Принятие и развитие личности
Для массовой личности принятие - это только состояние, для осознанной личности - это еще и позиция. Выбранная позиция принятия, иногда непростой процесс (действие) принятия, приводящие к итоговому состоянию принятия.===
Материал психологос ру
Смирение
Смирение - согласие на мир с тем, что раньше вызывало протест. Смириться - действительно прекратить протесты и борьбу.
По взглядам православия, смирение вознаграждается благодатью Божией, которая сходит на всякого истинного верующего при молитве.
Смирение - не то же самое, что принятие себя: умение и привычка относиться к себе и своим особенностям без негативной окраски, просто как к данности. Не смирившийся может все принимать, но - не смиряться.
Смирение - это низкое самоуважение и чувство недостойности. В религиозном контексте смирение определяется как "бескорыстие", освобождение от сознания себя, это своеобразная форма воздержания, которая не имеет гордости (или надменности) и не потворствует самоуничижению.
Смирение - это внешнее выражение соответствующего внутреннего самоуважения, и противопоставляется унижению, которое является наложением, часто внешним, стыда на человека.
Смирение может быть присвоено как способность терпеть унижение.
Смирение широко рассматривается как добродетель, которая сосредотачивается на низкой самооценке или нежелании выдвигать себя вперед, поэтому оно контрастирует с нарциссизмом, высокомерием и другими формами гордыни.
 Термин Термин "смирение" происходит от латинского слова humilitas заземленный,или "от земли", так как происходит от гумус (земля, перегной).
Слово "смиренный" может быть связано с феодальной Англией, где самые низкие куски мяса, или "umbles", то есть все, что осталось, когда высшие классы заняли свои части, были предоставлены низшему классу граждан. Термин "скромный пирог", означающий существование на низшей станции, может вытекать из этого определения.
Мифология Айдос, в греческой мифологии, была даймоной (богиней) застенчивости, стыда и смирения. Она была качеством, которое удерживало людей от зла.
Религиозные взгляды на смирение Авраамическое
Иудаизм
Маймонид учит о "мере людей" (по сравнению с землей и вселенной люди очень малы).
Раввин лорд Джонатан Сакс утверждает, что смирение - это оценка себя, своих талантов, навыков и добродетелей. Это не кротость и не самоуничижительная мысль, а принижение себя к чему-то высшему.
Смирение - это не думать о себе низко, а ценить то, что получил. Признавая тайны и сложности жизни, человек смиряется перед тем, что он есть и чего он может достичь.
Раввин Пини Даннер обсуждает, что смирение - это ставить других на первое место; это ценить ценность других как важную. Признавая нашу ценность как людей, рабби Даннер показывает, что, глядя на миллионы звезд на небе, а также на длину и историю времени, вы и я незначительны, как пыль.
Раввин Даннер утверждает, что Моисей написал в Торе: "И Моисей был чрезвычайно смиренным, больше, чем любой человек на земле". Это не отрицание ваших талантов и даров, а признание их и соответствие вашей ценности и чему-то большему. Величайшей формой смирения является служение другим.
Смирение является признаком Божественной силы и цели, а не слабости: "Ибо Моисей был человек кроткий превыше всех людей, живущих на земле" (Числа 12:3).
Среди преимуществ смирения, описанных в еврейской Библии - честь, мудрость, процветание, защита Господа и мир. Кроме того, "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Притчи 3:34)
Христианство
Не делайте ничего из эгоистичных амбиций или тщеславия. Скорее, в смирении цените других выше себя, не глядя на свои собственные интересы, но каждый из вас на интересы других. В ваших отношениях друг с другом имейте тот же образ мышления, что и Христос Иисус: Который, будучи по своей природе Богом, не считал равенство с Богом чем-то, что можно использовать в своих интересах; скорее, он сделал себя ничем, приняв саму природу слуги, будучи сотворенным по человеческому подобию. И будучи внешне человеком, он смирил себя, став послушным смерти — даже смерти на кресте!
Филиппийцам 2:3-8, NIV
Новозаветные призывы к смирению встречаются во многих местах, например: "Блаженны кроткие" (Матфея 5), "Возвышающий себя унижен будет, и унижающий себя возвышен будет" (Матфея 23:12), а также (Филиппийцам 2:1-17) и во всем мире.Книга Иакова. Также в поведении Иисуса Христа вообще и в подчинении неправедным пыткам и казни в частности приводятся примеры праведного смирения: "Который, когда его поносили, не поносил; когда страдал, не угрожал; но предал себя судившему его справедливо" (1 Петр2:23,
К.С. Льюис в "Простом христианстве" пишет, что гордость - это состояние "анти-Бога", положение, в котором эго и самость прямо противоположны Богу: "Нечестие, гнев, жадность, пьянство и все остальное - просто блохи по сравнению с этим: именно через Гордость человек-дьявол стал дьяволом: гордость ведет ко всем другим порокам: это полное анти-божественное состояние ума". В отличие от этого, Льюис утверждает, что в христианском моральном учении противоположностью гордости является смирение. Это популярно иллюстрируется фразой, ошибочно приписываемой Льюису: "Смирение - это не думать меньше о себе, а думать о себе меньше". Льюис пишет об истинно смиренном человеке:
«Не думайте, что если вы встретите действительно смиренного человека, он будет тем, кого большинство людей в наши дни называют "смиренным": он не будет каким-то жирным, вкрадчивым человеком, который всегда говорит вам, что он, конечно, никто. Вероятно, все, что вы о нем подумаете, это то, что он казался веселым, умным парнем, который действительно интересовался тем, что вы ему говорили. Если он вам не нравится, то это потому, что вы немного завидуете тому, кто так легко наслаждается жизнью. Он не будет думать о смирении: он вообще не будет думать о себе».
ST. Августин подчеркивает важность смирения: "И ученик, и учитель должны быть смиренными, потому что они учатся и учат тому, что в конечном счете принадлежит Богу (DDC, прооем. 7-8; 1 Кор. 4:7).
Смирение считается достойным получателем благодати; по словам святого Иакова, "Бог противится гордым, но дает благодать смиренным" (Притчи 3: 34, 1Петр 5: 5, Иакова 4: 6).
"Истинное смирение" резко отличается от "ложного смирения", которое состоит в осуждении собственной святости, даров, талантов и достижений ради получения похвалы или лести от других. В этом контексте законное смирение включает в себя следующие виды поведения и отношения:
Подчинение Богу и законной власти
Признание достоинств и талантов, которыми обладают другие, особенно тех, которые превосходят свои собственные, и предоставление должной чести и, когда это требуется, послушания.
Осознание пределов своих талантов, способностей или полномочий.
Пороки, противоположные смирению:
Гордость, слишком большое подобострастие или уничижение себя; это считалось бы избытком смирения и могло бы легко унизить чью-либо должность или святой характер; или это могло бы служить только для того, чтобы побаловать гордыню в других недостойной лестью, которая вызвала бы их грехи тирании, произвола и высокомерия. Добродетель смирения не может практиковаться каким-либо внешним способом, который мог бы вызвать пороки у других.
Католицизм

Католические тексты рассматривают смирение как прилагаемое к главной добродетели воздержания. Оно рассматривается как потенциальная часть воздержания, потому что воздержание включает в себя все те добродетели, которые сдерживают или выражают чрезмерные движения наших желаний или аппетитов.
Святой Бернард определяет его как "добродетель, посредством которой человек, зная себя таким, какой он есть на самом деле, унижает себя.
ST. Фома Аквинский определяет смирение аналогично как "добродетель смирения", которая "состоит в том, чтобы держать себя в своих собственных границах, не дотягиваясь до вещей выше одного, но подчиняясь своему начальнику".
Ислам
В Коране используются различные арабские слова, передающие значение "смирение". Сам термин "ислам" можно трактовать как "сдача (Богу), смирение".
Поистине, успешны верующие, те, кто смиряет себя в молитвах.
Восточная
Буддизм
Буддизм - это религия самоанализа. Как качество, которое должно быть развито, оно глубоко связано с практикой Четырех Обителей: любви-доброты, сострадания, эмпатическая радость и невозмутимость. В результате практики это культивируемое смирение расширяется мудростью, приобретенной опытом абсолютной пустоты.
Смирение, сострадание и мудрость являются неотъемлемыми частями состояния-просветление. С другой стороны, отсутствие смирения является препятствием на пути просветления, которое необходимо преодолеть.: В Типитаке (буддийских писаниях) критика других и восхваление себя считается пороком; но критика себя и восхваление других считается пороком - добродетель. Привязанность к себе, помимо того, что сама по себе является пороком, приводит и к другим злым состояниям, которые создают страдание.
В Типитаке смирение (пали: нивато, буквально: "без воздуха") упоминается как одно из тридцати восьми благословений в жизни.
В Палийском каноне примерами смирения, которые часто поднимаются, являются монах Сарипутта Тера,ведущий ученик Будды и Хаттхака, ведущий ученик-мирянин. В более поздних палийских текстах и комментариях Сарипутта Тера изображается как прощающий человек, который быстро извиняется и принимает критику. В суттах (рассуждениях Будды) Будда восхваляет Хаттхаку, когда он не хотел, чтобы другие люди знали о его хороших качествах.
Однажды Будда сказал монахам, что его ученик Хаттака обладает семью чудесными и удивительными качествами: верой, добродетелью, благопристойностью, самоуважением, ученостью, великодушием и мудростью.
В буддийской практике смирение практикуется различными способами. Например, японские монахи Сото Дзен кланяются и поют в честь своих одежд, прежде чем надеть их. Это служит для того, чтобы напомнить им о связи монашеских одежд с просветлением. Буддийские монахи во всех традициях зависят от щедрости мирян, через которых они получают свои потребности. Это само по себе является практикой смирения.
Индуистская дхарма
В санскритской литературе добродетель смирения объясняется многими терминами "самнити, смирение по отношению" и концепция аманитвам, перечисленная как первая добродетель в Бхагавад-гита. Аманитвам это слово слияния "гордости" и добродетели "смирения". Другие связанные понятия намрата Что означает скромное и смиренное поведение.
Различные ученые по-разному интерпретируют понятие аманитвам, смирение, как добродетель в Бхагавад-гите. Например, Прабхупада объясняет, что смирение означает, что человек не должен беспокоиться о том, чтобы получить удовлетворение от того, что его почитают другие. Экнатх Исваран пишет, что смирение это "война внутри, борьба за самообладание, которую должен вести каждый человек, если он или она хочет выйти из жизни победителем". Чтобы войти в контакт со своим истинным "я" нужно отпустить эго.
   Махатма Ганди трактует понятие смирения в индуистской дхарме гораздо шире, где смирение является существенной добродетелью, которая должна существовать в человеке для появления других добродетелей. Для Махатмы Ганди Истину можно культивировать, как и Любовь, но Смирение невозможно культивировать. Смирение должно быть одной из отправных точек. Он утверждает: "Смирение не может быть соблюдением само по себе. Ибо оно не поддается практике. Однако это непременное испытание ахимсы (ненасилия)". Смирение не следует путать с простыми манерами; человек может пасть ниц перед другим, но если его сердце полно горечи за другого, это не смирение. Искреннее смирение - это то, что человек чувствует внутри, это состояние ума. Смиренный человек сам не осознает своего смирения, утверждает Махатма Ганди.
Понятие смирения не означает "ползать на четвереньках и называть себя грешником". В индуистской Дхарме Вивекананды каждый человек является Универсальным, признавая и чувствуя единство со всеми и всем остальным во вселенной, без неполноценности, превосходства или каких-либо других предубеждений, является знаком смирения.
Сикхизм
Сделайте удовлетворенность своими серьгами, смирение - своей чашей для подаяний, а медитацию - пеплом, который вы наносите на свое тело.
Слушать и верить с любовью и смирением в своем уме.
В царстве смирения Слово - Красота.
Скромность, смирение и интуитивное понимание - мои свекровь и тесть.
Баба Нанд Сингх Джи Махарадж сказал:
"Все люди в равной степени должны преклоняться перед Богом, поэтому не должно быть никаких иерархий между людьми или между ними и это приводит к концу эгоизма.
Непосредственный плод смирения - интуитивный покой и удовольствие.
Со смирением они продолжают медитировать на Господа, сокровище совершенства. Богосознанное существо погружено в смирение. Тот, чье сердце милостиво благословлено постоянным смирением. Сикхизм рассматривает смирение как чашу для подаяний перед богом.
Кто Выше, тот ниже. Высшее в Низшем есть Истинное Высшее.
Духовный учитель Мехер Баба считал, что смирение является одной из основ преданной жизни: "На алтаре смирения мы должны возносить молитвы Богу".
Баба также описал силу смирения преодолевать враждебность: "Истинное смирение - это сила, а не слабость. Оно обезоруживает антагонизм и в конечном счете побеждает его". Наконец, Баба подчеркнул важность смирения при служении другим: "Одна из самых трудных вещей, которой нужно научиться, - это служить, не командуя, не суетясь по этому поводу и не осознавая высокого и низкого. В мире духовности смирение имеет такое же значение, как и полезность".
Вот мои три сокровища.
Охраняй и храни их!
Первое - жалость,
второе - бережливость,
третье - отказ быть "главным из всего поднебесного".
Ибо только тот, кто жалеет, действительно способен быть храбрым;
только тот, кто бережлив, способен быть щедрым.
Только тот, кто отказывается быть главным из всех вещей,
действительно способен стать главным из всех Министров.
В настоящее время ваша храбрость не основана на жалости, ваша щедрость - на бережливости, ваш авангард - на тылу, а это смерть.
Дао Дэ Цзин
Смирение в даосизме определяется как отказ от утверждения авторитета или отказ быть первым в чем-либо, и что акт смелости сам по себе является отказом от мудрости и стремлением повелевать обстоятельствами до того, как вы будете готовы. Наряду с состраданием и бережливостью смирение является одним из трех сокровищ (добродетелей), которыми обладают те, кто следует Дао.
Сокровище смирения: не сметь быть первым / впереди в мире".
Это даосский способ избежать преждевременной смерти. Быть впереди мира - значит выставлять себя напоказ, делать себя уязвимым для разрушительных сил мира, а оставаться позади и быть смиренным - значит дать себе время полностью созреть и принести плоды. Это сокровище, тайная пружина которого - страх потерять жизнь раньше времени. Этот страх смерти, вызванный любовью к жизни, действительно является ключом к даосской мудрости
Согласно Дао Дэ Цзин (77.4) мудрый человек действует, не претендуя на результаты как на свои; он достигает своей заслуги и не отдыхает (высокомерно) в ней: – он не хочет показывать свое превосходство.
Викка
В многочисленных традициях инициатической викки:
"...да будет в тебе красота и сила, сила и сострадание, честь и смирение, веселье и благоговение".
Философские взгляды на смирение]
Кантовский взгляд на смирение был определен как "это мета-отношение, которое составляет надлежащий взгляд морального агента на себя как на зависимого и коррумпированного, но способного и достойного рационального агента".
Кантовское понятие смирения опирается на центральную роль истины и рационального мышления, ведущего к правильной перспективе, и поэтому может рассматриваться как возникающее.
Махатме Ганди приписывают, что попытка поддерживать истину без смирения обречена стать "высокомерной карикатурой" на истину.
Хотя многие религии и философы рассматривают смирение как добродетель, некоторые критикуют его, видя в нем противоположность индивидуализму.
Ницше рассматривает смирение как стратегию, используемую слабыми, чтобы избежать уничтожения сильными.
В "Сумерках идолов" он пишет: "Когда на него наступают, червь удваивается. Это умно. Таким образом, он уменьшает вероятность того, что на него снова наступят. На языке морали: смирение ".
Он считал, что его идеализированный ;bermensch будет более склонен бродить вокруг, не стесненный претензиями на смирение, гордясь своим ростом и властью, но не праздно упиваясь этим и, конечно, не проявляя высокомерия.это означало бы, что претенциозный аспект такого смирения больше похож на подобострастие и другие виды претенциозного смирения.
Смирение и лидерство Недавние исследования показывают, что смирение - это качество определенных типов лидеров. Например, Джим Коллинз и его коллеги обнаружили, что определенный тип лидера, которого они называют "уровень 5", обладает смирением и яростной решимостью.
Смирение изучается как черта, которая может повысить эффективность лидерства. Исследования показывают, что смирение многомерно и включает в себя самопонимание и осознание, открытость и перспективу.