Враньё и правдивость в природе и в обществе

Олег Басин
            Вопрос так поставлен не случайно и не для красоты, а по сути, потому что общество — это тоже часть природы. Это с одной стороны. С другой стороны, враньё есть первооснова всей преступности, да и вообще любого общественного разлада. Преступность может быть и вовсе не связана с враньём непосредственно и в данный момент, но само закладывание в обществе криминального потенциала безусловно не только теснейшим образом связано с враньём, но и фактически произрастает из него, как из самого плодородного субстрата для этого явления. Безусловно, враньё и правдивость — это самые важные понятия для абсолютно любого общества. Все последующие свойства общества зависят от них, как от самых фундаментальных характеристик.
            Однако, и другой аспект этого явления, т.е. природный чрезвычайно важен, поскольку от природы зависит вообще всё, т.е. абсолютно. Каковая же здесь зависимость от природы в деталях?
            Любая стая высших млекопитающих имеет строгую и неизбежную иерархию, за счёт которой поддерживается идеальный стайный бесконфликтный порядок, если верить научным исследованиям, а не гуманистическим или религиозным россказням. Очевидно, что этот порядок поддерживается инстинктивно, т.е. инстинктами социальной группы, которые свойственны также и для человека, как биологического вида из отряда приматов. Только человеческая стая несколько сложнее и называется племенем. В нём действует то, что мы называем репутацией — механизм, от которого зависит весь общественный порядок, и который сам зависит от инстинктов, как и у других высших млекопитающих.
            В человеческом обществе уже привыкли рассматривать репутацию как некое дополнительное и вспомогательное явление, что является коренной ошибкой, потому что репутация абсолютно фундаментальна для построения обозримых сообществ, а культура, как инстинктивный механизм следующего порядка сложности может транслировать репутацию между сообществами на всём пространстве этноса. Таковы фундаментальные реалии, которыми пренебрегать нельзя. Любое общество, которое не придаёт должного значения этим категориям, этим механизмам не будет устойчивым и упорядоченным, тогда как при бесперебойной и слаженной работе этих природных механизмов общество фактически само собой обладает необходимым рациональным порядком.
            Природное репутационное явление, зависящее от инстинктов социальной группы предназначено и эволюционно выработано для контроля особей с нарушением социальных инстинктов соблюдения общественного порядка. Именно социальные инстинкты определяют порядок и справедливость в обществе. Но обозримые сообщества ныне перестали играть существенную роль в современном социуме, в чём и причина тотального репутационного и культурного разлада, влекущего за собой тотальный общественный разлад. Особей с нарушением социальных инстинктов безусловно необходимо контролировать согласно нашей человеческой и животной природе. Эти же социально-инстинктивные нарушения в большей степени заложены наследственно и только в некоторой степени зависимы от воспитания, в мере значительно меньшей, чем от наследственности. Таким образом, репутационный механизм является также и одной из форм естественного отбора в человеческом обществе и в стаях других высших млекопитающих. Причём это довольно лояльный отбор, который не противоречит декларациям ни одной из общественных форм. Что же касается демократии, то она старается подавлять этот механизм тайно, но её декларациям и конституциям это тоже не противоречит.
            В обществе, к сожалению укорено совершенно ошибочное мнение, что соответствие членов общества необходимому общественному порядку целиком зависит от среды, условий и воспитания. Это совершенно ложная доктрина, потому что в гораздо большей степени функция инстинктов социальной группы, определяющих совесть и тому родственные понятия, от которых зависит весь здоровый общественный порядок, зависят от наследственности и только в некоторой степени от воспитания, среды и условий. Только репутация способна оптимально определить место каждого в обществе, его роль, его значение, его права и обязанности. Склонность же к вранью следует рассматривать как наследственный дефект, связанный с нарушением инстинктов социальной группы, т.е. зависящий от природы в самом прямом смысле, а враньё в свою очередь является основным определяющим фактором для всего криминала в целом. И даже не только в криминале дело, потому что при демократии мы вообще перестали понимать кому можно верить, причём в довольно важных и при этом совершенно не политических вопросах. Враньё коммунистического руководства в период заката Советского Союза касалось только вопросов политического характера, но враньё демократов является не только тотальным, но и всесторонним. Например, в области лекарств мы уже полностью концептуально дезориентированы. Можно привести ещё огромное множество других примеров такой общественной дезориентации. А именно это создаёт рассадник и питательную среду криминала, который продолжает разрастаться в современном обществе. Вот почему чрезвычайно актуален вопрос о вранье и правдивости в природе и в обществе, как части природы.