Рука бога 2021 обзор фильма

Евгений Кремнев 2
год: 2021
страны: Итали, США
режиссер: Паоло Соррентино

Картина итальянского режиссёра, знакомого нам по сериалу о Молодом Папе, Паоло Соррентино, насыщена  сочными красками неаполитанских пейзажей и наполнена чувствами о настоящих семейных ценностях, без трансгендерно-рассовой шелухи, так дотошно насаждаемой сегодня европейской кинокультурой.

Складывается ощущение, что оператор фильма Дарья Д’Антонио отталкивалась от живописи Айвазовского, Сурикова, Мордвинова, Брюлова. Изумрудное море, изящные белые суда, поросшие зеленью седые горы, уютные каменные жилища, увитые сочной зеленью расположившиеся у подножия дремлющего вулкана Везувия. Тёплые семейные посиделки в тени растений, в лёгкой дымке вулканического происхождения, милый трёп между родными за нехитрым застольем.  Всё это словно кричит зрителю: «Итальянское кино живо!»

Везувий, в фильме показан как нечто живое, божественное. Сочная, разливающаяся лава, снятая с разных ракурсов. То она показана, в виде красной арбузной мякоти запретного плода, притягивающей к себе сексуальностью, то в виде грозной стихии поглотившей когда-то Помпеи.

После просмотра у меня осталось ощущение, что я побывал в картинной галерее и наверняка зритель отыщет ещё массу знаменитых картин, картинок, занимательных художественных мелочей в гениальной работе Соррентино.

На фоне классических образов Неаполя, Соррентино показывает зрителю историю становления молодого человека. Его переход во взрослую жизнь, сопоставляя главного героя со стихией Везувия. Эта киноистория напомнила мне нашего «Курьера» Шахназарова, снятого в 1986 году, кстати, действия в фильме Соррентино происходят тоже 1986 году, в год чемпионата мира по футболу. Когда Диего Марадона играя за сборную Аргентины забил в ворота сборной Англии гол рукой, тогда Марадона ответил судье, что это была рука Господа и, гол был засчитан.

Марадона, как  большинство итальянцев католик. Сорентино продолжая тему  «Молодого папы» исследует границы: фанатизма и веры, игры и религии, греховности и святости, венчания розы и жабы.

В фильме показана сцена: по телевизору транслируют тот легендарный футбольный матч. Большое семейство приковано к экрану. Вдруг происходит чудо – Диего Марадона забивает гол.  Моментально все родственники преображаются. Они посылают друг другу флюиды доброты, радости. Выбегают на балкон и ликуют со всем двором. Игра объединяет людей, делает их добрее к ближнему, Соррентино словно ставит вопрос: « А не к этому ли стремиться вера в бога?»

Для Италии футбол – это религия. Помните, в «Молодом папе» даже кардиналы Ватикана фанатично болели за свою футбольную команду. Примечательно, то, что итальянцы считают, что футбол зародился именно в Италии, а не в Англии, они  ведут на эту тему серьёзные споры с историками футбола.
 
Неаполитанцы в Италии, считаются, чуть ли, не особой нацией, ведь они, ходят под богом, так как неизвестно когда вулкан может извергнуться, интересно, что, многие актёры, подобранные Соррентино родились в Неаполе, в том числе и исполнитель главной роли Филиппо Скотти.

Соррентино достаточно ярко показывает жизнелюбивых неаполитанцев. Он раскрывает перед зрителем богатую, многовековую неаполитанскую культуру, которая словно ореол охватывает жителей Неаполя и оберегает их от проникновения надвигающегося глобализма. Герои на протяжении фильма собираются посмотреть видеокассету «Однажды в Америке», но этого так и не случается, этому препятствует насыщенный образ жизни, культурный код и страстный темперамент неаполитанцев, в котором нет места скуке, они всегда в движении.

По аналогии с нашим «Курьером» в фильме достаточно ироничных сцен, основанных на проблеме отцов и детей. Знаю, что навлеку на себя гнев моралистов, но у меня возникло желание назвать этот фильм семейным, конечно при условии, что дети уже взрослые. Но в Италии дети взрослеют поздно, где-то к сорока годам отрываются от родителей. В фильме много милой детскости, не смотря на красивые и откровенные эротические сцены. Соррентино восхищается и боготворит женщину, смотрит на неё глазами младенца, глазами бога. Он изливает на холст экрана красоту женского тела, на равных с Ренуаром, Клодом Монэ или с Полем Сезамом «Полдень в Неаполе».

Картина насыщена религиозной мистикой, и проявлениями божественных откровений. Не случайно в самом начале упоминается Святой Януарий – покровитель Неаполя, христианский мученик IV века, к которому обращаются героиня фильма о даровании ей зачать от мужа ребёнка при её бесплодии. Святой Януарий почитается как католической церковью, так и православной. В Неаполе в кафедральном соборе хранится капсула с засохшей кровью святого. Три раза в год там происходит чудо – кровь становится жидкой. Это событие сопоставимо с сошествием благодатного огня и оно собирает множество верующих в Неаполе – это религиозный праздник, по количеству народа равен количеству болельщиков на футбольном матче.

Как я уже говорил, что Соррентино любит сопоставлять между собой нестыкуемые, провокационные вещи, так вот, наряду с библейским, религиозным контекстом в фильме показан отец главного героя, с очаровательным луидофюнесовским обаянием, актёр Тони Сервило, по фильму атеист-коммунист. Отвергающий бога, но совершающий вполне христианские поступки. «Мы коммунисты – честные во всём» – так говорит отец главного героя сыну.

«Рука бога» – это прежде всего любование человеком, причём человеком земным, со всеми своими недостатками, и в тоже время человеком ищущим бога и отвергающим его, человеком фрикообразным, юродивым, но цитирующим Данте Алигери. В фильме достаточно много ярких, выразительных, третьестепенных персонажей. К замечательному образу каждого Соррентино приложил свою божественную руку режиссёра –настоящего гения-творца. Он восхищается человеком, словно лейтмотивом фильма является фраза Горького: «Человек – это звучит гордо!» и наверняка не случайно, в  фильме Соррентино есть сюжет про Капри где, кстати, Горький встречался с Лениным.

И не случайно, что, на Капри главного героя доставляет на лодке, контрабандист, хулиган – прообраз Челкаша, персонажа из одноимённого рассказа Горького.

В фильме много итальянской архитектуры, Соррентино наслаждается памятниками итальянского зодчества и передаёт это нам языком кино. Кто-то из знаменитых людей сказал, что архитектура это застывшая музыка. В конце фильма, под инструментальный оркестр с добавлением народных инструментов исполняется песня, в стиле спокойных 80-ых годов прошлого столетия, что довершает погружение зрителя в романтическую атмосферу солнечной Италии.

Рекомендую к просмотру!