Записки графомана. 84. Ну не гады, а?

Анатолий Иванко
             (как они валят на экзамене хороших людей)

     В ящике рабочего письменного стола у меня лежит латунная иди бронзовая деталька - трёхходовой краник. То есть, он не просто открывает и закрывает линию, как обычный, а переводит поток среды то на один штуцер, то на другой. У нас его используют для подключения проверочного манометра. Подключил его - и смотри, соответствуют ли его показания тем, что даёт основной. Так должен делать рабочий каждую смену с каждым из манометров. Легко написать - должен!


     Несмотря на то, что на маховичке уголком обозначено, какие штуцеры сейчас соединены, народ безбожно путается. Пользование трёхходовым краном для работяг оказывается «высшим пилотажем». На каждом экзамене. Для итеэровцев, кстати, таким же камнем преткновения оказывается пользование углекислотным огнетушителем. Большинство забывает, что держать его нужно только за ручку и ни в коем разе не за горловину – можно обжечь пальцы.  Ведь у жидкой углекислоты температура испарения - минус семьдесят!

     Каждый год рабочие сдают очень «суровый» экзамен проверки знаний на допуск к самостоятельной работе.

     Бригада слесарей. Деды. Уже хорошо за семьдесят. Среди них один молодой, нет и сорока, Саша. Решили сделать из него бригадира. И то сказать - как любая работа на трассе, так мастер должен их «пасти», не отлучаясь даже в туалет и следя за каждым движением.

     Поэтому, Сашу «натаскивают».

     Саша сдаёт экзамен. Его спрашивают, из какого материала бывают прокладки для крана. Он знает только паронит. Его отсылают к книжке. Книжка («Справочник слесаря») - на полке над столом, за которым слесарь коротает смену с оператором.

     Саша с психом раскрывает нужный раздел и читает вслух: резиновые, кожаные,
фторопластовые... В глазах обида: зачем мне это нужно?!!

     Саша продолжает сдавать. Второй вопрос билета – обслуживание насосов. Начальник спрашивает: «Какие типы насосов Вы обслуживаете?»

     Полное замешательство. Саша не знает. Начальнику стыдно передо мной, и он тихонько, как в школе,  подсказывает: «Насосы КН – 100/25. Других у нас нет» (за цифры не ручаюсь, но не в них дело).

     Тогда и я, чтобы не молчать, вставляю пять копеек: «А что означает «КН»? Что означают цифры?»

     В глазах у Саши смертная тоска: «Что я ему, падле, сделал?!!»

     Начальник прерывает затянувшуюся паузу: «КН означает «консольный насос. То есть (это чтобы я не вылез с дальнейшими вопросами) ось у него закреплена только с одного конца». Глаза у Саши начинают предательски поблёскивать. «А цифры — первая это пропускная способность в литрах, а вторая это диаметр трубы. Вы поймите, Александр, мы ведь очень хотим сделать Вас бригадиром. Чтобы можно было, к примеру, послать Вас в соседний завод за деталью. А если у Вас там спросят, к какому насосу деталь нужна, что Вы ответите? К большому и серому?!! Книга на полке. Сколько уже я прошу время от времени открывать её, совершенствовать знания?»

     Саша мучительно жмурится в пространство влажными глазами, и одна только мысль на его лице: «Что, ну что я им плохого сделал? За что же они, гады, меня так валят?»


     Мне совсем, не жаль Сашу. Ведь за те же деньги с меня требуют знаний куда как больше...