Один момент

Елена Фанталова
      Было это давно, в конце 80-ых. Еще во времена  Союза. После окончания МГУ я начала посещать курсы английского языка на Таганке, в помещении школы, вечером.  Я знала неплохо немецкий, а английский  изучала сама, но этих знаний  для науки не хватало.  В школе изучался немецкий, в университете  тоже,  кандидатские минимумы я сдавала на нем,  и это было неформально. Хотелось брать пример с мамы — она, будучи научным сотрудником, хорошо знала оба иностранных языка. Помню тогда ее  фразу об английском : « На нем говорит полмира».  Итак, в вечернее время,  после работы, 3 раза в неделю  я стала посещать курсы английского языка. Купила известный учебник  Н.А.Бонк, делала  домашние задания, писала  контрольные работы. Учиться было интересно и легко. Тем более, после изучения немецкого, английский по трудности мне показался «ничем».
        Год пролетел быстро, я сдала в мае на «отлично» экзамен,  и вместе с однокурсницей   Ирой мы радостно шествовали домой. В руках я держала экзаменационный лист со своей только что полученной  пятеркой.  Что-то мы с Ирой выясняли, глядя на него.  Вышли на Таганскую площадь и  пошли через пешеходный мост эстакады над автомагистралью. Наверное, от радости сданного экзамена я расслабилась больше, чем следовало.   Внезапно я уронила экзаменационный лист со своей пятеркой,  и ветер его поднял  над магистралью.  Я замерла. Ведь он был с печатью и был условием зачисления на следующий курс. Это как зачетка.  Тут мы увидели, что лист перелетел через  старую каменную ограду моста и прибился к внешней ее стороне,  к маленькому выступу.  А под  оградой тянулась  автомагистраль,  высота от ограды до автомагистрали была примерно 10-15 метров. Я попробовала наклониться через ограду, но длины моей руки не хватало, чтобы достать этот лист.  Оставалось последнее – перелезть через ограду и, стоя на выступе над автомагистралью, поднять свой «драгоценный» лист. Ира уговаривала меня этого не делать,  да и мне самой было страшно. Если покачнусь  и  упаду, поскользнувшись  на выступе, разобьюсь определенно , сорвавшись  с большой высоты на магистраль, на движущиеся машины.     « Полно еще  этой макулатуры, тебе продублируют, объяснишь»-  как могла сдерживала меня Ира.  Но я живо представила себе сцену объяснения перед директором  курсов.  Думаю, что он не поверил бы такой истории со мной и рассмеялся бы,  отпустил бы что-то ироническое, саркастическое, унижаюшее.   И это в лучшем случае.  Но тут вдруг случилось то, о чем я  по сей день вспоминаю как о посланном Свыше чуде.  Около нас остановился молодой человек. Говорил он с восточным акцентом,  улыбался, ему явно хотелось чего-то романтического, но,  увидев нашу ситуацию, он понял, что нам сейчас не до романтики. И что же? Он легко,  как на гимнастике, перемахнул через ограду на выступ, поднял мой экзаменационный лист и отдал его мне.  Мы  мало говорили, я была под стрессом и дрожала.   Постояли молча. Конечно, я его благодарила, а ему, судя по выражению лица, все было нипочем.  Не помню точно слов, когда мы расставались, но на всю жизнь запомнилось то странное, будоражущее происшествие на  мосту.  Оно напоминало мне о том, что смелые и бескорыстные мужчины все-таки  ходят по земле. И было очень приятно в этом удостовериться.
       Какое-то предсказание на будущее  все же было в этой истории. Английский  мне не понадобился в той  степени,   как я предполагала.  Что-то бессознательное против него сидело во мне и сидит до сих пор.  Сегодняшние события на страдающем  Донбассе, Украине,  так мучающие душу еще задолго до сегодняшней  войны, и фраза покойной мамы об английском « На нем говорит полмира»  кажутся мне теперь  связанными  и трагическими. Еще недавно в московском метро станции объявлялись на русском и английском языках.  Сейчас -  только на русском, а на английском - лишь бегущей строкой в вагоне.  Диалектика  в отношении  пиетета  англоязычности  проявилась сегодня в полной мере.
    
           2 июня 2022, вечер, Вознесение Господне