Новые форматы социальной справедливости

Аникеев Александр Борисович
     Идея справедливости зародилась в обществе с момента становления мира, особо отчетливо проявляясь в духовно-религиозной и нравственной сферах жизни общества. Одной из фундаментальных проблем цивилизации всегда являлся насущный вопрос о справедливости: социальной справедливости в общественном устройстве социума, в личной жизни индивидуума и ценностных начал в отношениях.

     Научное обоснование феномен справедливости получил с момента зарождения философской мысли, когда наука и философия представили обществу множество самых различных представлений справедливости, как неоднозначной и многоаспектной научной категории, одновременно относящейся к области морали и нравственности, религиозности и духовности, законности и права.

     Современная наука считает, что исследование справедливости, как феномена, противоречиво, что объясняется проблемно-проектным характером ее моделирования в обществе на современном этапе его развития. Это представление, несомненно, продуктивно, если обратиться к историко-философскому аспекту развития идеи справедливости.

     История цивилизации описывает проблему социальной справедливости как состояние морально-нравственных ценностей в сфере общественных и личных отношений, поэтому изучение феномена развития социальной справедливости в мире представляет попытку анализа генезиса идеи о справедливости как абстрактной категории, наполненной социальным содержанием и смыслом, в основу которого включено концентрированное выражение триединства экономики, политики и культуры.

     Признавая некоторую ценность западных традиций, идея социальной справедливости для России в современных ее условиях представляет опыт исторического развития этого феномена в рамках социально-экономических законов жизни общества, тем не менее, по политическим соображениям органы власти и управления страной игнорируют наследие, трансформируют ценности справедливости в пользу сложившихся интересов определенных политических элит.

     История отчетливо демонстрирует нам, что со времен принятия христианства на Руси и вплоть до создания советского государства, представления в православии о духовных основах справедливости, в самодержавной России идеологически существовали, проникая, дополняя и обогащая друг друга.

     Слово «справедливость» по исследованиям Н.В. Печерской, в русское общество вошло только в ХV веке, что в «Словаре Академии Российской» 1793 года определяет «справедливость» как истину, точность.

     Рассматривая справедливость с точки зрения этимологии слова, находим, что в его основе лежит слово «право» и «правда», как морально-этическая категория. Эти слова  рассматриваются как слова синонимы, что дает право предположить, что справедливость как феномен прогенетична в отношении понятия «социальная справедливость».

     Таким образом, справедливость осознается, мыслится и переживается человеком, а исследуя логику развития феномена социальной справедливости в России, обратим внимание на следующее:

- в российской истории XIX – начала XX веков, в противостоянии с русской православной традицией и консерваторами, возникает идеология народничества, либерализма и социализма, которые необходимо рассматривать как традиции социокультурного мира в нашей стране;

- русская традиция либерализма, как система ценностных суждений возникла в рамках европоцентристской ориентации отечественной интеллигенции в поиске «правды на земле во имя лучшей жизни»;

- теория и практика европейского либерализма и кризис русской православной традиции в новых зарождающихся общественных (экономических) отношениях показали, что самодержавие способствовало возникновению и развитию отечественного либерализма.

     История России отчетливо демонстрирует нам, что приобретены важные уроки для современного развития справедливости, которые не всегда гарантируют политические и гражданские свободы, но выступают ценностями справедливости в либеральном ее понимании, что тоже может привести к разрешению социально-экономических проблем.

     Возникшая в рамках идеологии социализма, советская модель справедливости просуществовала с 1917 по 1993 годы. В феврале 2019 года директор Левада-центра Лев Гудков информировал о рекордной за последние два года популярности Иосифа Сталина. Рост доверия к Сталину и идеализацию Советского Союза Гудков объясняет народным стремлением в желании наконец-то найти справедливость. Россияне остаются политически пассивными, особенно в Москве, недовольство переместилось в отдалённые от центра регионы.

     В советское время идея справедливости понималась как культ труда, формального равенства класса трудящихся, а именно трех его составляющих: интеллигенции, рабочих и крестьян (советского народа) в сфере распределения дохода и благ на основе ценностей, близких в то время большинству общества. Но развитие справедливости в тот период имело лишь идейно-философское обоснование и не имело социально-экономической логики, поэтому такая практика практически свела на нет идеи советской модели справедливости уже для значительной части менталитета общества.

     Постепенно деформировался и базовый принцип социалистического общества: «От каждого – по способности, каждому – по труду», ибо даже зарплата не всегда формировалась по количеству и квалификации труда, а уж о социально-бытовые блага и подавно. А власть и богатство имущие во все века жили как при коммунизме, у них всегда были в достатке и социально-бытовые блага, и коммуникационные.  Таким образом, система моральных ценностей социальной справедливости оказалась в итоге окончательно разрушенной и несправедливо забытой. 

     Интегрирование ряда доказавших свою жизнеспособность идей советской модели справедливости в духовную жизнь новой России вполне вероятно, это явление может оказаться достаточно результативным, поскольку длительное функционирование советской модели справедливости представляет собой факт объективной реальности, заложенный в основу самого общественного развития. Но опыт развития социально-бытовых гарантий по достойным человека нормам от общего количества производимых благ по количеству и квалификации честно и справедливо нормированного труда по сложности, трудоёмкости и опасности для здоровья в скандинавских странах показывает, что замена монополии капитала на монополию законов о социальных гарантиях по труду имеет право на жизнь и в России.

     В этом случае развивается смешанная экономика при сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия трудящихся и их семей.

     А в основу советского проекта заложен принцип: «социальной справедливости быть не может, пока существует эксплуатация человека человеком». Общество, поборовшее эксплуатацию, должно быть социально справедливым! Такое представление справедливости встречается в русской православной традиции и в народничестве.

     Традиционные нравственные ценности: коллективизм, духовность, совестливость, державность, патриотизм в советский период России были заложены в феномен справедливости, в этом были выражены базовые основы советского патернализма, как средства обеспечения справедливости в социальных отношениях.

     Но советская модель справедливости себя изжила, хотя до сих пор имеет социальную опору, продолжая быть некоторой традицией, реально существующей в современном мире, и доказала свое длительное существование в некоторых странах мира. В современной России ее дальнейшее развитие, скорее всего, не имеет перспективы, прежде всего, по идеологическим соображениям, поскольку возврат к советским ценностям справедливости маловероятен.

     Все перечисленное выше во многом объясняет то, что в современной России феномен справедливости, как элемент культурного кода общества только формируется. Справедливость, как моральная ценность, нуждается в активном осуществлении, как регулятивный принцип в соответствующих отношениях. Справедливость приобретает форму доверия личности к обществу и государству, в основе которой близкая и понятная людям система моральных ценностей.

     Замена «старых» на «новые» концепты справедливости, их материальное наполнение в разных странах изменялось настолько, насколько менялась социокультурная обстановка. Для современной России это означает, что культурный код социума должен аккумулировать в себе все накопленное западной и восточной цивилизацией богатство ценностей социальной справедливости.