Оправдание зла

Алексей Добров
  Эпатаж, подумали вы? В пику В.С. Соловьёву, что ли?
  Сразу скажу – это совершенно не из разряда непротивления злу. Не призываю и к тотальному уничтожению носителей зла. Это всё равно что призывать к самоуничтожению, поскольку каждый из нас для кого-то бывает таким носителем.
  Призываю, вслед за мной, пытаться выбраться из колеи привычного представления о зле-добре, взглянуть на одно из ключевых понятий жизни как-то иначе. Впрочем, давно известно, что «нет худа без добра и добра без худа». Также широко известна и фраза из «Фауста» Гёте о силе, что «вечно хочет зла и вечно совершает благо».
  Знал и я, но часто противоположные оценочные суждения-образы хранились в моей памяти отдельно друг от друга, в сознании всплывало то одно, то другое, как бы оправдывая сиюминутное моё настроение. Но где же истина?! Увы, какого-то универсального истинного суждения не находил, что вполне естественно, как не находил и абсолютного авторитета в качестве наставника. Так и жил, раздираемый разными правдами, конфликтуя сам с собой до психастении. Пока, в частности, не начал составлять сборник афоризмов («Добросчастье»), в том числе – главу «Зло-добро».

  Краткая история смены моих представлений о добре-зле.
  Сначала, как все, думал, что любая борьба – это борьба добра со злом, при этом себя и «своих» отождествлял с добром, а противников, естественно, со злом. С возрастом и опытом жизни стал понимать, что часто зло борется со злом же, при этом у каждого есть своя правда, позволяющая считать себя добрым, но несправедливо обиженным. Кем? Злым противником, судьбой, неким злым богом.
  Наконец, стал догадываться и замечать, что и сам я, сталкиваясь со злом, бываю злым же хоть в какой-то степени. Это шокировало и вытеснялось из сознания, пока не озадачился поиском выхода из конфликта с самим собой и ближними своими.
 
  Борьба добра со злом – это заблуждение, морок? И всё же добро и зло борются – за каждую душу, за трон души – главное место в уме и сердце в каждый миг. Только наша грамотная бдительность позволяет помогать в этой борьбе добру, расчищая трон души от всякого иного и приглашая высшее Добро на подобающее ему место, чутко прислушиваясь к Нему каждый миг, при каждом жизненном выборе, решении, всемерно укрепляя Его позиции. Олицетворённое Добро может бороться и с внешним злом, если при этом Добро не уходит с трона души, если душа не ожесточается. Например, защищая кого-то, когда иного выхода не вижу, а также когда это получается как бы само собой, не успеваю даже подумать, как всё уже сделано.

  Оправдание зла прямо связано с оправданием добра, поскольку зло абсолютно связано с добром. К этому пониманию и веду. Абстрактное понимание этой связки оживил включением в неё себя. С одной стороны, оживил тем, что стал наблюдать-оценивать как злые или добрые собственные не только мысли, но и чувства. С другой – на весь злой-добрый мир и себя злого-доброго взглянул как бы со стороны. Постепенно сложился такой образ:  зло и добро – полюса моего жизненного пути, на котором моё счастье как часть счастья общего состоит в постоянном стремлении к Добру. Зло в этом случае помогает мне, подгоняя, как холод и тьма подгоняют к теплу и свету, как подгоняет к берегу акула вдали или стая злых собак, лая, а то и кусая, если я замешкался или сбился с Пути. Любое зло служит Добру вольно или невольно, побуждая меня стремиться к наилучшему, указывая верное направление и подгоняя (если развернулся в противоположную злу сторону), создавая необходимые препятствия для роста в преодолении.

  Оправдав, восстановив Добро в его изначальности, нужно, как это ни странно звучит, оправдать и зло, представив его себе как помогающее мне становиться Добрее, как служащее Добру всяко:  зло сталкивает одержимых для «просветления» или для уничтожения, если просветить не получается. Зло верно служит моему (= нашему) счастью, если я волен использовать его как указатель направления, как мощный болевой стимул. Не всегда это удаётся, иногда приходится принимать зло как вызов, схватываться с ним в арьергардном бою, не уподобляясь при этом тарантулу, намертво вцепившемуся в ловчий пластилиновый шарик. Если удаётся быстро отбиться, затем успешно проанализировать историю конфликта, отследить в себе мишень, разоблачить своё зло, вернуться на Путь – благодарю, разумеется, не причинившего мне зло, а судьбу.
   
  «Ты не «победишь» зло до тех пор, пока не увидишь добро, которое оно делает.
  Молитва, найденная в концлагере Равенсбрюк: «Господи, помни не только добрых, но и злых. Помни не только обо всех страданиях, которым нас подвергли. Помни, что эти муки принесли свои плоды – наше товарищество, преданность, смирение, храбрость и щедрость, величие сердца, вдохновившее нас на всё это. И когда наступит Судный день, пусть все эти плоды станут им наградой и прощением»
  (Из Э. Мелло)
 

  Рассуждения на эту тему есть и в других «статьях». Буду признателен, если поделитесь своими или приведёте чьи-то.
  Всего вам доброго без всяких условий, а любое зло желаю использовать для Добра! Только найдя доброе счастье, можно испытать благодарность Судьбе за ниспосланное, необходимое для преодоления зло, оправдав его таким образом.
 
  Это рецепт чистого счастья. Разумеется, пытаться анализировать и оправдывать свежепричинённое (мне или мной) зло лучше уединившись и успокоившись, обратившись к Добру, приведя себя в состояние предельно возможной разумности.


  PS. Одно дело – записывать мысли, совсем другое – проговаривать их хотя бы на камеру, для всех. Я далеко не оратор, часто просто зачитываю написанное, но всё же – включается мимика, жесты, да и мыслится иначе, пусть и хуже, вчерне, зато непосредственно, сразу от сердца. Поэтому одно дополняет другое.
  ЮТ-канал «Правда Добра» - добро пожаловать!