Культура жеста

Лена Дауранова
Еще недавно был, жил Михаил Борисович, а сегодня его нет. Перешагнул восьмой десяток и ушел.

Вспоминается, как сидим на заключительном корпаративе программистов ..., весь цвет газовой и нефтяной отрасли, уже прошла вводная часть, рассадка "какпопалошная". Кто-то сел со знакомыми, кто-то знакомится, всегда живенько, даже празднично как-то. Напротив , мне незнакомые доктора наук. Я здесь гость, застолье уже шумит. Не буду рассказывать преамбулу, но двум теткам неймется и они начинают  меня подкусывать. Что-то отвечаю..., немного зависаю от неожиданности, и вдруг встает с противоположной стороны мужчина, невысокий, сухощавый, седой и протягивает мне руку, я на автомате тоже привстала и протянула ему руку, которую он поцеловал. Вот такой внезапный стоп-кадр. Теткам пришлось замолчать, так он их замолчал... Причем спокойно, доброжелательно как бы безо всякого подтекста. Настолько видимо была удивлена и тронута, что сейчас ничего не помнится, как все представлялись и знакомились.

Это был Михаил Борисович. Конечно, доктор наук, профессор, и книги... и награды. Но этот  человек не старался быть на виду, сидел спокойно и мудро смотрел на мир вокруг.
На следующий год мы тоже сидели за одним столом и уже разговоры были другие. Но что самое удивительное, было ощущение, что я его знала всегда. Хотя дистанция, хотя в целом незнакомые...Вот на этом банкете я услышала от него эту фразу в ответ на мой вопрос, даже слышу до сих пор его спокойный голос, но придавший фразе такой вес. "Жизнь всегда была трудной". Меня отпустило..., наверное, так работают уникальные психологи. У меня тогда сильно болела мама и помимо этого было много других трудностей.
Сейчас они преодолены, жизнь подбрасывает другие и так будет всегда. Из этого она состоит. Но к чему это все? А к тому, что не смотря ни на какие жесткие ситуации и условия, человек должен оставаться человеком. А тем более, не обижать своих ни чужих  понапрасну. И здесь вопрос человеческих взаимоотношений.а внимание Михаила Борисовича было демонстрацией "почитания" гостя на вечере, общее уважительное отношениею, да и просто прекратить эту глупую ситуацию.

Есть емкие, даже глобальные по характеру слова, которые передают смысл категорий. Недавно произошло событие, когда одно слово объяснило все непонятки, висевшие в сознании и подсознании в течение сознательной жизни. Моя мозаика жизни сложилась и все вдруг стало другим. Возможно, на какое-то время, но пришла ясность, понимание и общее спокойствие, как следствие.

Загадка состоит в том, что и раньше все это муссировалось, ничего сверх нового не открыто..., но вскрыт другой смысл и видение. Спасибо людям, которые помогают в этом. И это волшебное слово звучит как "Почитание."

Женщина - это  начало мира,  Она дает жизнь. Она ведет по жизни близких. И в этом ее миссия и полнота предназначения. Женщине в силу этого предназначения выражется почитание. Если это правило сохраняется, то она сохраняет себя и достаточно полноценно существует в своем мире. Все оказалось нереально простым, но как всегда за этой простотой - гениальность. Родилось потомство и архиважная вещь - дать женщине в этот момент почувствовать, что она Почитаема. Знаки внимания, поддержка, оказание помощи необходимой, и проч, проч, прочее , чтобы свалившееся на нее счастливое, трудное вынашивание и воспитание не стало обращено против нее. Очень важно дать почувствовать, что она ценна и что она делает тоже высоко оценивается и принимается. И она воспринимается без грима, без нарядов и косметологов..., а какая есть сейчас. И ее любят такой какая есть.

А как еще это Почитание произрастает? По-разному.  "Я там цветы купил, поставь в воду". Похоже на заботу. А вот другое: я в три цветочных зашел, искал твои любимые ромашки... Почитание.

Можно пытаться найти другие, похожие по смыслу слова - внимательность, принятие, уважение и тому подобное..., но теряется этот важный оттенок , когда женщина не поднимается на ступень Почитания, признательности за ее усилия. Разве так трудно - давать свое признание? Есть миллион возможностей выражать это. Простая обнимашка, похвала, но не механическая, а от теплого сердца.

А теперь еще важность. Это Почитание мы выражаем и ребенку. Мы уважаем в нем личность, там другая история со способами выражения, но ребенок заслуживает свое Пчитание. И самое главное - мы детей не наказываем. Это очень большая тема и притом очень интересная. Для нас обыденная фраза - "ну, я тебе говорила же, разобьешь... " это осуждение и самое прямое наказание. А если есть почитание?. То другая история: не расстраивайся, давай помогу собрать... а уж дерганье за ручку или шлепаки - это все под запретом. Ведь Почитание. Тогда ребенок вырастет со многими плюсами, а самое главное - у него будет формироваться чувство защищенности.

Растет моя дочь, а я чего-то не знаю..., чувствую, мне что-то не хватает...Не хватило такого маленького понимания, что ребенку нужно давать обязательно понять, как он ценен для меня. Дела никогда не кончаются... а я говорю : иди ко мне, мой котенок! Давай просто пару минуток посидим пообнимаемся... я так люблю с тобой быть вместе... мне так нравится купать тебя, я даже песенку знаю такую, я так люблю с тобой строить из подушек домик... , я так люблю тебе книжки читать. и таких "люблю" -  миллион. Все просто. Ничего нового..., но новое то, чтобы мы это делали ежедневно и Показывали ребенку его ценность в наших глазах. Хоть маленькому, хоть подростку. Это и есть Почитание. Сколько бы мы ни делали для наших детей, даже сверх, сверх..., но без вот такого проявления ребенок может вырасти с чувством беззащитности.
Никогда не прерывайте человека, если он что-то рассказывает и его глаза горят... сейчас пролетает его голубая птица... не вспугните, а лучше если и ваши глаза загорятся любоью и интересом к происходящему.

А вот другая история. Человек выходит из семьи, где маму не почитали... папа не Почитал маму. Большой вопрос, что сын впоследствии будет "почитать" свою жену. Он не знает, как это делать, он все время воюет за сое место под солнцем. И какое там почитание и кого? Эта история не о техниках..., это история о том, как жить благопулочно.
А вот, где есть в семье Почитание Женщины, то такая семья, существует достаточно долго. Там спокойствие и защищенность.

Папа не относится с Почтением к маме... Ребенку будет нереально трудно, что папа не признает заслуги мамы и не демонстрирует это правильно. К тому же, если маме в период становления с ребенком не оказать то, о чем шла речь выше, то мама теряет все ориентиры, она мечется, депрессует, и много другого негатива. Она вместо созидания начинает разрушать все вокруг себя. А все это происходит от отсутствия почитания и признания ее усилий. Но есть обратная ситуация, когда женщине дают понять, что ее все усилия понимаются и ценятся. И жест..., который дает силу жизни и веру в себя.