По волнам памяти. Черёмуха душистая. Продолжение

Анна Алексеевна Золотовская
«Черёмуха  душистая
С весною расцвела
И ветви золотистые,
Как кудри зацвела.»
                Сергей  Есенин.

А вот ещё одно «черёмуховое» воспоминание.
Это были 60 годы…
Волею судьбы я вновь оказалась  в Карелии.  И снова в школе…  Только в ней я теперь учитель.

Лесные посёлки Сумозеро и Хвойный, где мне пришлось работать несколько лет, были в мае – июне «черёмуховым царством».

Черёмуха здесь росла не только по берегам рек и озёр, красиво отражаясь в них, но и во дворах домов и под окнами квартир.

Когда начинала цвести черёмуха в моём городе Петрозаводске, в памяти невольно вспоминался дом у реки в Хвойном и черёмуха у этого дома.
Дерево было уже старое, огромное: оно разрослось и ввысь, и вширь.
Весной огромная  «шапка» цветущей черёмухи накрывала крышу низенького одноэтажного дома белым черёмуховым облаком.  А запах…

Это возможно только передать стихами:
«Ах, запах черёмух, ты сладок и вязок,
Вдыхаю и таю, забыв обо всём,
Ты словно  явился из призрачных сказок,
И я утопаю в блаженстве твоем.»
               (из стихотворения Александра Оленичева)

В этом доме жила семья моей коллеги и подруги  Нины Александровны Фроловой.
Хозяйка дома, приветливая и гостеприимная, часто приглашала нас  в свой дом
В праздники  и просто в выходные дни мы с удовольствием шли в этот  «черёмуховый» дом, где всегда было интересно и весело.

Наша подруга умела не только вкусно угостить, она  замечательно пела.  И наши встречи за столом превращались в «концерты».

Прежде всего  мы хотели послушать пение хозяйки дома, и она охотно пела для нас.
Чаще это были песни из репертуара известной тогда эстрадной певицы Людмилы Сенчиной.  И голос нашей исполнительницы был такой же чистый и звонкий.
Я, помню, полюбила песню «Любовь и разлука» не только в исполнении известной певицы, но и в душевном пении  нашей подруги.

Немного подражая В. Пономарёвой,  Нина хорошо пела романсы.  Когда я слышу в чьем-либо исполнении  «А напоследок вам скажу», «Не уходи, побудь со мною» или «Уж давно отцвели хризантемы в саду», невольно вспоминаются наши вечеринки и негромкое пение Нины Александровны.

В нашем застолье было и «хоровое» пение.  Все вместе  с удовольствием пели  «Клён, ты мой опавший»,  «Выхожу один я на дорогу».

Но особенно нам удавалась эта песня-баллада:
«Развесёлые цыгане по Молдавии гуляли и в одном селе богатом ворона коня украли, а ещё они украли молодого медвежонка, посадили на поляну, воспитали как цыгана, научили бить баклуши, красть игрушки из кармана.  Забыл медвежонок про маму и папу, прижимает к сердцу лапу и просит деньжонок… и т.д.»

Эта песня, в общем-то, довольно грустная  пелась нами задорно и весело. При этом муж Нины в такт отбивал по столешнице дробь барабанную.

У этой песни есть ещё второй вариант про украденную молодую молдаванку, которая «на всегда она пропала под сенью загара, а в руках у ней гитара, гитара, гитара и т.д.»  Эту балладу можно было петь бесконечно.

Пели мы и старинные песни. Одну такую песню я привезла из Колежмы, где её прекрасно исполнял фольклорный ансамбль.

Это песня «Как поехал добрый молодец во чисто поле гулять».  Песня сложная для исполнения, она с повторами да перепевами для хороших голосов.
Мне пришлось прежде всего переписать тест в нескольких экземпляров.
Но когда мы научились её петь, то ни один наш «черёмуховый вечер» не проходил без этой песни:
-А давайте-ка споем про нашего добра молодца…
-А давайте!

У наших милых хозяев дома Нины и Николая росли два сыночка.  Сережа учился еще в начальной школе, а Юрочка только собирался в школу.  Был у них еще один сынок-первенец,  но Сашенька умер в младенчестве.  И эта боль, кажется, не забывалась родителями всю жизнь.  Во всяком случае, Нина всегда плакала при воспоминаниях об этой семейной трагедии.

Муж её Николай был спокойным, привлекательным мужчиной. Можно сказать, интеллигентным: так  вежливо он с нами общался, каким хорошим семьянином был.
Николай работал водителем автобуса, на котором возил лесозаготовителей в лес и привозил обратно вечером в посёлок.

Он прекрасно знал все грибные и ягодные места и где может быть хорошая рыбалка.
Весной и в начале лета в карельских лесах просыпается природа, деревья покрываются еще робкой зеленью, но клейкие листочки тянутся к солнцу, и лес постепенно оживает голосами птиц.

Комаров еще нет.

Николай в это время года устраивал нам пикники с рыбалкой и ночёвкой, где была лесная избушка.

Рыбалка на зорьке или на закате – это незабываемый отдых
Я тоже любила порыбачить. Рыбацкого азарта во мне не было, но когда у тебя клюёт даже на пустой крючок и ты только успеваешь менять наживку, то это… увлекает.
Я всегда была с рыбаками.  А варить и накрывать  «столы» …   Нет, я не для этого приехала на лесное озеро.
После ужина у костра не хотелось уходить в избушку.    Порой так и сидишь от заката до рассвета , слушая жизнь леса, любуясь красками белых ночей.
Осенью мы ездили за брусникой и клюквой, за грибами для засолки.
Здесь всего было в изобилии, и всё привозилось вёдрами, баулами…

Позже, когда стали закрываться леспромхозы, Фроловы всей семьёй переехали на жительство в город Ковдор Мурманской области.  Там повзрослели их сыновья, а глава семьи, любимый их папа, рано умер от рака.
Мы с Ниной долго переписывались и всё собирались приехать  в гости, но … не сложилось.

Её старший сын после окончания университета однажды приехал с женой к нам в Петрозаводск.
Серёжа с грустью поведал, что мама очень скучает по Карелии, но здоровье не позволяет приехать.

Всё-таки как часто печально завершается жизнь у большинства хороших людей.  И это заставляет думать о несправедливости мироустройства.

Вспоминая свою коллегу и подругу, я не могла не вспомнить ещё один талант её.  Она умела «разгадывать» сны и объяснять их.

Когда мне очень запоминался сон, на мой взгляд, вещий,  я обязательно рассказывала его Нине.
Она почти всегда угадывала его значение: или сон «сбывался», или объяснялся какой-то непонятный случай моей жизни.

Теперь я с грустью вспоминаю наши посиделки в доме у реки, наши «черёмуховые вечера».

На днях прочитала новое стихотворение поэта Александра Оленичева о черёмухе и не ушла от соблазна хотя бы несколько строчек процитировать:

Ах, запах черёмухи, ты лечишь печали,
С тобой забываю тревогу и грусть.
И вновь улетаю в далёкие дали,
Которые с детства впитал наизусть.
Зачем нас черёмуха так завлекает?
Зачем этот запах, душистый, как мёд?
Никто в этом мире доселе не знает,
Зачем так черёмуха сладко цветёт…»


Фото Ирины Деньгуб.
Посёлок Хвойный.