Дневник. Июнь 2018 года. Мысли и чувства Л. А. Ави

Маргарита Лосевская
               
                Прочитала книгу Лидии Алексеевны Авиловой «Рассказы. Воспоминания» и нашла здесь созвучные моим собственным - настроения, точные, яркие выражения.
                Из её дневников: "11 ноября (24) 1918 года".

 «Дивный день. Яркий, солнечный, тихий. С каким удовольствием я прошла пешком… Солнце, лёгкий мороз… Снег ещё белый, чистый, слепит глаза. Какую радость даёт природа даже в городе! Какую любовь, глубокую и странную даёт она человеку!

 И я чувствую, что чем старше я становлюсь, тем больше я люблю жизнь и тем больше жизнь эта не во мне, а в окружающем, и живу я не собой, а окружающим. Точно я ухожу из своего тела, распространяюсь, растворяюсь. Что я? Да я уже ничто. И я всё больше задумываюсь над этим чувством и ищу в нём объяснение смерти. Может быть в этой радости, близости, блаженстве, восторге и есть смерть? Из земли взятая, в землю обращусь. И пойму, что мой восторг, который так часто охватывает меня и оставляет неподвижной, замеревшей от счастья, - это предчувствие смерти, когда я стану частью того, что я так люблю.

 И это единственная любовь, которая давала мне только счастье, только тихую духовную радость. Если у меня есть душа, то она в этой любви и в этом восторге. Кто его испытал хоть один раз, тот не забудет его никогда. Ведь не о красоте природы говорю я, а о чём-то другом, необъяснимом: о каком-то слиянии с ней, красивой и некрасивой. О высоком блаженстве быть в ней, быть частью её. Ах, всё в ней хорошо! А самое прекрасное – это её тайна, это то, что мы не можем в ней понять, но не можем не предчувствовать. Будь она благословенна, дающая жизнь и смерть! Будь она благословенна, соединяющая жизнь и смерть, не боящаяся смерти, как не боящаяся и жизни, потому что нет для неё жизни и смерти, как мы их понимаем, а есть вечное обновление: радостный труд и радостный покой…

               Умереть – отжить. Спокойно сбросить свою ненужную, износившуюся оболочку и изумлённо понять, что жизнь была не более как уже забытый этап»!


               «Было необъяснимое удовольствие глядеть на поля, на зелень, на небо, как будто взгляд отдыхал на них и нежился в их мягких вечерних тонах». (Из рассказа «На хуторе»).

              «Заворожённый луной белый двор требовал тишины и торжественности». (Из рассказа «Тилька»).

               «Застенчивость – это сознание превосходства окружающих (одного лица или целого общества»). (Из повести «Петербург»).

                «И я чувствовала, как я потухала. Чувствовала, как безотчётная радость, так празднично охватившая весь мир, смиренно складывала крылья». (Из повести »Чехов в моей жизни»).

               …Я решила, что писать стихи так же трудно, как ходить по канату, вместо того, чтобы ходить свободно по земле, и я перешла на прозу».
 

          Примечание: Писатель Лидия Алексеевна Авилова - это настоящая любовь А.П. Чехова.