Звезда героя. заметки о премьере

Нина Тур
опубликовано в ж Бельские просторы , 5 , 2022

  Начать следует с режиссера спектакля, Народной артистки РБ Ольги Мусиной, ибо именно она пригласила на свою  режиссерскую работу – спектакль   по пьесе «Звезда героя».  Ольга Геннадьевна  известная актриса, затем была некоторое время директором ТЮЗа, но вернулась в свой любимый театр – Молодежный имени Мустая Карима.
Пьеса, посвященная дважды Герою  Советского Союза летчику Мусе Гарееву,  написана Фаритом Ахмадиевым еще пять лет назад. Нашла его в соцсетях и узнала старого знакомого, экс-редактора журнала «Ватандаш», который потом уехал в Москву, преподавал в Литературном институте. Он мне ответил, так что о создании пьесы знаю   из первых рук.
Автор с огорчением говорил о современной драматургии, которая увлеклась образами маргиналов, была даже пьеса о страданиях  дезертира, убежавшего в Великую Отечественную войну с фронта. А о героях – нет! О  том же прочла в интервью младшего  сына Мусы Гареева, Евгения Мусаевича. Он с горечью говорит, что в 2017, в год 95 -летия отца и 30- летия  со дня его смерти о нем даже не вспомнили!   А ведь пьеса уже была написана, но как долог был ее путь на сцену! Вот   строки из письма Ф.Ахмадиева:
«Пьеса была написана, но прошло 5 лет упорного кропотливого «продвижения» пьесы о Мусе Гарееве. И только решение на самом высоком уровне о постановке сдвинуло с мертвой точки это дело. В результате в авральные сроки за пару месяцев труппа Молодежного театра смогла поставить эту пьесу. Причем, большая заслуга в этом соавтора Ольги Мусиной. Несомненно, что первоначальный скрупулезный биографический проект было трудно реализовать, ведь там было много самой разной информации, собранной по крупицам. Но театр требует конфликта и развития героев. Это все отшлифовала Ольга Мусина».
  Учитывая небольшой бюджет, требовалось сделать спектакль малозатратным. А ведь для действия нужны были макеты самолетов, пулеметов, парашюты ( в полк прибыли три девушки – укладчицы парашютов, одна из которых стала его женой и в 1944 родила первенца Валерия, а в 1946 – второго сына, Евгения,  пришедшего  на премьеру и тепло поблагодарившего  коллектив театра), нужно  было показать сцены воздушного боя.
Сценографию предлагал и сам драматург, но труднейшую сцену бомбометания придумала Ольга Мусина.
А исполнитель главной роли Абзелил Утябаев рассказал, что специально ездили в  аэроклуб имени Мусы Гареева в Затон,  дабы ознакомиться с самолетами, посидеть в кабине, почувствовать атмосферу.
   Ахмадиев   сказал мне, что подлинными прототипами героев пьесы были только Виктор Протчев и Саша Кирьянов, ну  и конечно, будущая жена Галя Мигунова. Остальные персонажи выдуманные:  за время войны сменилось три состава полка, гибель летчиков была   невероятно частой:  у неопытных начинающих  -   всего 2 -3 вылета, и всё. В лучшем случае  ранение.
Для театрального эффекта  автором придуман  штрафник Блинов ( артист Владислав Нурисламов):  для него это наказание, а для летчиков -   каждодневная работа, причем невероятной интенсивности.
. Пьеса хороша  еще тем, что дала возможность молодым актерам получить  полновесные роли со словами, и даже танцами ( что отлично продемонстрировали Убябаев и Мельсик Петросян)  и таким образом проявить себя на сцене. Перечислю всех:
Муса Гареев, летчик – Абзелил Утябаев, Галя Мигунова,  будущая жена – Юлия Абрарова, Саша Кирьнов, борт-стрелок -  Ильяс Хасаншин, Наташа Смирнова – оружейница – Светлана Бронникова, заслуженная артистка РБ, командир полка Семенов – Асхат Накиев, капитан Петров – Загир Яруллин, Васильев – Ренат Фатхиев, заслуженный артист РБ, Аванес механик – Мельсик Петросян, Протчев – Салават Нурисламов, заслуженный артист РБ, Надежда Зимина – Эвелина Завричко,  Иван Волгин – Ильнур  Ганиев.
Для пьесы Фаритом Ахмадиевым были сочинены три песни ( слова для песен), жаль, что они не вошли в спектакль. Но  хочу их   здесь привести:
• Он простой мирный парень, у него добрый взгляд.
Но враги говорили, он в бою сущий ад.
За советский народ, за красу наших сел
В бой стремился всегда наш бесстрашный орел.
Защищая свободу и спасая наш мир,
Штурмовик поднимал в бой крылатый башкир.
На земле и на небе он фашистов крушил.
Две звезды золотые он в боях заслужил.
Защищал нашу землю, защищал небеса
Наш башкирский орёл, наш Гареев Муса.

Улетел в бой сокол ясный мой,
Беркут мой вернись прошу домой.
В клочья разорви ты воронье,
Испепели фашистской зверье.
Сокол мой лети ко мне скорей,
Никого ведь мне родней.
Раны я твои перевяжу,
И своей любовью награжу.
Помни, что любовь моя с тобой,
Ангелом нависла за спиной.
В клочья разорви ты воронье,
Испепели фашистское зверье.
Улетел в бой сокол мой родной,
Беркут мой, прошу, вернись живой.
Хочу   сказать о сюжете. Идет осень 1942. В  авиаполк прибывает пополнение – 20 летний Муса Гареев. За плечами – деревенская семилетка, уфимский железнодорожный техникум и авиашкола в городе Энгельсе, Саратовской области.
От полка, в сущности, почти ничего не осталось. Надо готовиться к вылету, а отправлять некого. Муса просит, чтобы послали его. Налету -   7 часов. То есть умеет: взлет, посадка, круг над аэродромом. Но майор вынужден рискнуть -   больше некого. Первые реплики героя после полета  -   подлинные. Из его книги «Штурмовики идут на цель» (  не поленилась найти и прочесть, и посмотреть фильм Салавата Хамидуллина о нем,  рекомендую).
Далее по пьесе   в полк прибывают три  девушки, что встречено такой репликой майора:
- Почему прислали девушек?
- А  людей уже нету. Кончились.
Негодуйте, феминистки. Улыбнитесь, зрители!
Наташа Смирнова  – оружейница, то есть заряжает самолеты Ил-2 бомбами, Надежда Зимина – стрелок в самолете Ивана Волгина, тайно влюбленная в него, отказывается прыгать с парашютом и погибает вместе с любимым. Галя Мигунова – укладчица парашютов. Муса и Галя, однако находят смелость  признаться  друг другу  в любви, Муса подает рапорт майору, чтоб разрешил заключить брак. Тот отказывает:
- Вот кончится война -  тогда.
На что Муса резонно   замечает:
- До конца войны мы  можем не дожить.
Дожили оба. Она – потому что вскоре уехала, забеременев, в тыл, а Гареев потому, что стал настоящим асом: локационной аппаратуры еще не было, но он научился так ориентироваться в бою, что видел в трех направлениях: и то, что впереди, и сбоку, и в самом уязвимом месте Ил-2 – хвосте самолета. Но  когда туда, в прежде одноместный самолет, сделали второе место и посадили стрелка, стало летать безопаснее. Однако надо понять, что у летчика Гареева было не просто везение, а расчет, умение, сообразительность, может быть, талант. Ведь за время войны он совершил более 250  боевых вылетов! Участвовал в боях за Сталинград, Донбасс, Крым, Белоруссию, войну закончил в Восточной Пруссии и чуть не погиб в самом последнем бою на узкой Куршской косе.
2 апреля 1943 он получил первую награду – орден Красной звезды, в феврале 1945  - золотую звезду Героя Советского Союза,19 апреля – вторую звезду Героя  и звание майора. Полк послал рапорт, чтоб его отправили в тыл:  нельзя рисковать такими асами. Дальнейшая его жизнь  вышла за пределы пьесы, потому о ней здесь говорить не буду.
«Несомненно, что первоначальный скрупулезный биографический проект было трудно реализовать, ведь там было много самой разной информации, собранной по крупицам. Но театр требует конфликта и развития героев. Это все отшлифовала Ольга Мусина» -  это тоже из   письма автора.
Она же придумала выходы героев к микрофону, как бы со стороны объясняющие современному зрителю реалии и детали жизни авиационной эскадрильи.
На премьеру 6  и 16 мая пришел младший сын героя Евгений Мусаевич Гареев, биолог, кандидат наук.
Так удивительно и в то же  время трогательно было смотреть, как обнялись оба Гареева – герой пьесы и Евгений.  И молоденький, только первый год отслуживший в театре  Абзелил  Убябаев сказал замечательную фразу:
- Вот мой сын!