Коран. Первые впечатления от прочитанного

Владимир Коряковцев
Закрой Коран и думай сам, -
Сказал товарищ ваш Хайам.
Закрыл Коран, а в голове
Как был и есть один туман.

До сих пор мне была знакома очень хорошо Библия именно по Новому Завету. За последние двадцать лет я прочел Новый Завет множество раз. Так же я читал Святое Евангелие на церковно-славянском раз семь, не меньше и Псалтирь - одну из книг Ветхого Завета, так же много раз. Сам Ветхий Завет до сих пор прочитан мною не полностью. И вот я решил познакомиться с Кораном. Сыграло здесь роль конечно же определенное любопытство, а так же интерес к знаменитым арабским сказкам.
Так получилось, что вначале появился интерес именно к арабским сказкам, который плавно перетек в ознакомление с Кораном.
В руки мне попал перевод Крачковского. В настоящее время этому переводу на русский уже как минимум шестьдесят лет. Но я решил приобрести именно это издание, очень простое по форме и по внешнему виду.
Если бы я читал Коран раньше знакомства с Библией, то думаю, что впечатления мои были бы иными. Но поскольку Коран я
прочел именно после Библии, то и впечатления мои получились очень сравнительными.

Коран на русском, на мой взгляд, книга очень светлая и добрая, не смотря на разного рода угрозы в адрес грешников. Читать ее мне было очень приятно и легко. Сама форма подачи текста по сравнению с Библией упрощена очень сильно. Более того, в Коране периодически встречаются разного рода моменты, которые очень хорошо знакомы по Библии.
В Коране то и дело говорится об Аврааме, Исааке, Моисее, Ное и Иисусе. Конечно же, все эти имена арабизированы и звучат к примеру так, как Ибрахим, Нух, Муса, Иса и проч.
В предельно упрощенной и понятной даже ребенку форме показаны основные моменты из Ветхого Завета. Потому и возникает постоянное ощущение, что Коран как бы копирует отдельные моменты из Библии, предельно их упрощая. К примеру, в Библии описывает то, как Моисей пришел с обличением к фараону, а потом фараон погнался за евреями и потонул в море вместе со всем своим войском и колесницами. На описание этого момента в Библии отводится очень большой пласт текста с подробнейшими изложениями. В Коране этот момент описывается двумя-тремя предложениями, но они периодически повторяются на протяжении всего Корана в разных видах, но в такой же предельно краткой форме.
Точно так же обстоит дело и с Ноем, по-арабски - Нухом, его ковчегом и последующим всемирными потопом. В Библии очень подробно описывается этот момент, в Коране - несколькими предложениями, но они то и дело вновь и вновь возникают на страницах книги.
В Коране нет никакого определенного сюжета и строгой стройности повествования. Это такое перемывание туда-сюда. Тем более, там нет никакого логического конца, завершающего все это повествование. Я не говорю, что это плохо. Просто это немного непривычно. Но по мере прочтения к этому привыкаешь и воспринимаешь как должное. Потом это даже начинает немного нравиться и читать становится просто приятно.
Определенное место в Коране занимают так же очень часто упоминание о последнем дне, когда вдруг затрубят трубы и мертвые восстанут из могил. Небеса распадутся, звезды обрушатся, а земля поколеблется. Описание этого последнего часа и дня то и дело возникает на страницах книги.
Так же очень часто, если не больше прежнего, упоминается о тех, кто делает в этой жизни добро, творит милостыни, боится Господа, долго простаивает молитву. Эти люди будут очень хорошо вознаграждены. Они будут иметь успех в вечной жизни. Их ожидают благоухающие сады, где внизу текут реки. Эти самые сады, где внизу текут реки - упоминаются на страницах Корана (а это 500 страниц), где-то по меньшей мере раз двадцать, если не больше. Так же эти люди будут возлежать на богато украшенных коврах с черноокими, пышногрудыми сверстницами, плоды с дерев будут висеть совсем рядом, только протяни руку, а обслуживать их будут прелестные юноши с золотыми и серебряными подносами. В Коране то и дело повторяется это описание и том или ином виде. Это очень напоминает пышную красоту арабских сказок.

Далее рядом описывается то, что ожидает в будущей жизни грешников. Тех, которые не верили в Господа, сомневались в его знамениях, напропалую грешили, и не верили, что когда-то придет тот самый последний день и час. Неверных ожидает самое страшное наказание в виде огня и гноя. Они заходят вернуть все назад, будут умолять о прощении, о том, что теперь они уже точно будут совершать исключительно добрые поступки и направлять других людей на правильный путь. Но они примут наказание вечного огня даже за то, что не веровали. К этому моменту Коран то и дело подводит в разных видах и формах. 

Вывод: в Коране я не увидел ничего нового, что было бы незнакомо прежде по Библии. Разве что опять же в краткой форме говорится о Мариам, которая якобы в муках рожала под пальмой, о маленьком Исе, который разговаривал с людьми из своей колыбели и о том, что тот же Иса лепил из глины птичек, которые у него потом вдруг начинали летать.
Коран копирует основные отрывочные моменты из Ветхого Завета. И по сути своей не дает ничего нового. Коран очень сильно проигрывает в смысловом и сюжетном плане не то чтобы всей Библии, но даже одной Псалтири или даже Евангелию.

Обнаруженные мною лично косяки в Коране:

1. Читаем 3 Суру "Али Имран", 47-48 аяты. Там написано: Когда Он (Аллах) принимает решение, то Ему стоит лишь сказать "Будь!" - как это сбывается. Он (Аллах) научит его (Ису) Писанию и мудрости, Таурату (Торе) и Инджилу (Евангелию).

Здесь мне хочется отметить то, что Иса (Иисус) действительно очень хорошо знал Писание, Тору. А как мог Аллах научить его Евангелию? Евангелие появляется только после того, как Иисус был распят и воскрес. Евангелие писали ученики Иисуса спустя много лет после воскресения. Так как же Аллах мог научить Ису Инджилу (Евангелию), если сам он его не писал?

2. Читаем 3 Суру "Али Имран", 52 аят. Там написано: Когда Иса (Иисус) почувствовал их неверие, он сказал: Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?
Апостолы сказали: Мы - помощники Аллаха. Мы уверовали в Аллаха. Будь же свидетелем того, что мы являемся мусульманами.

Здесь мне хочется отметить: как это апостолы Иисуса могли являться мусульманами? Мусульманство вообще зародилось спустя где-то 600 с лишним лет после возникновения христианства. Ничего так, это никого не смущает? С чего вдруг они называют себя мусульманами? Или это просто сказано ради красного коранического слова? Типа, даже и апостолы считали себя мусульманами.