Элегия времён

Ирина Ракша
На фото:(ГосМузей им.М.Нестерова). Художник Ю.Ракша, картина "Моя Ирина" (Обложка к книге И.Ракши "Путь к горизонту").

                Элегия времён
                Новелла

На одной из московских художественных выставок в многолюдье и шуме вернисажа я вдруг увидела несколько необычных картин. Они сразу приковали моё внимание. Я видела их впервые. Долго стояла, рассматривая и раздумывая. А отходя, возвращалась вновь. Они словно притягивали своим многозначительным, ярким решением. Хотелось вместе с автором размышлять, соучаствовать в интересном действе, представленном на холстах, насладиться смелой гаммой цветовых сочетаний, композиций, а главное — мыслью, непременно заложенной в каждой работе.
На этикетке под картинами впервые прочла имя — художница Татьяна Михайлик. А вскоре увидела и ее саму — светловолосую, вполне современную и трепетную девушку. Среди гостей и коллег-художников она была словно натянутая струна дорогого инструмента. И взгляд ее, спокойный, даже скользящий, казалось, вбирал каждый образ, каждую деталь и штрих. Тогда же я заметила, как удивительно в ней сочеталось все модное, современное с чем-то далеким, классическим, идущим из глубины времен. Да и на полотнах художницы, где было собрано так много «думающих героев», отражалась сущность автора, ее гармоничное двуединство.
Существо ли здесь живое
Разделилось пополам,
Иль, напротив, сразу двое
Предстают в единстве нам?
На той выставке картины Татьяны Михайлик были украшением экспозиции. И запомнились навсегда. Думаю, каждый, кто хоть однажды встречался с её творчеством, не спутает этот почерк ни с чьим.
Сейчас художница — уже признанный мастер, участница многочисленных выставок, российских и зарубежных. С 1980 года член Союза художников России. С 1988 года живет и работает в Москве. Её полотна украшают многие мировые коллекции, частные и музейные.
Но ведь недаром истина глаголет — «все мы родом из детства». А детство Тани проходило, как тогда говорили, на советском Дальнем Востоке, где она и получила специальное художественное образование. Путь до Москвы, а главное, путь к себе был еще очень долог и многотруден. 1973 год считается как бы годом начала ее творческого пути. Он принес ей и переезд в прекрасный, живописный город Томск, а затем победу на конкурсе дипломных работ молодых художников в Москве. На ВДНХ по завершению выставки Татьяне был вручен диплом I степени.
С тех пор минуло два с лишним десятилетия. Но как раз время и труд нужны художнику для становления, для обретения себя. «Рождалась из всего. Из каждой формы, меня когда-то смутно посетившей. Из каждой улицы, куда я никогда уж не могла б ступить повторно...»
В полотнах последнего периода,  несколько театральных, время словно остановилось. И еще — ощущается музыка. Музыка цвета, музыка мысли и чувств. А какие названия: «Ноктюрн», «Элегия», «Венера перед зеркалом». Каждая картина — раздумье. Поэтическое, философское. Сочетание, казалось бы, несочетаемого. Порой острого, современного цвета, необычных, как бы «случайных» композиций с элементами классической — то флорентийской, то фламандской — живописи. Пейзаж и вообще пространство в картинах всегда «работает». Оно живо, объемно. Оно — важное слагаемое замысла. Даже герой. Вот поэтические картины: «Музей», «Прохожий», «Улица». Вот «Нарцисс» с зеркалом, вероятно, размышляющий о себе. Прошлом или настоящем? Ведь герои художницы постоянно размышляют о вечных ценностях бытия. А может быть, это «воспоминание о будущем»?
И загадку и сомненья
Разрешит мой стих один:
Перечти мои творенья,
Сам я двойственно един.
Мне кажется, ответы на все вопросы — в самих работах художницы. И особенно в автопортрете, не случайно названном обобщенно просто — «Портрет», 1994 г. Это полотно как бы «историческое» и в то же время — «вневременное». Героиню с ее египетской прической и средневековым туалетом окружает сложнейший мир. Вернее, сочетание миров, стихий и пространств. Земных, небесных, преисподних. И все же «в голове» героини — изысканность и красота вполне земных городов, весей, архитектур.
Мне думается, о необычном творчестве Татьяны Михайлик, уже изъездившей весь мир, но все же «девочки с Дальнего Востока», будут размышлять и писать еще не раз. И по-разному. И каждый — в силу собственного понимания и постижения ее тайны. Да и любой зритель может расшифровать ее работы как нечто только свое, собственное, сокровенное. Может увидеть, почувствовать и пожелать удачи прекрасной российской художнице.
Этот листик был с востока
В сад наш скромный занесен,
И для видящего ока
Тайный смысл являет он.