Ч. 329 Прощай, Амур!

Владимир Врубель
Предыдущая страница     http://proza.ru/2022/04/15/855

Ещё со второй половины 1855 года Лесовский стал получать в массовом порядке рапорты офицеров с просьбой по разным причинам разрешить отъезд  в Петербург.

Например, капитан 2 ранга Тироль за три года потерял двух братьев, мать, а две его сестры остались без средств к существованию.

Иван Иванович Бутаков и Лесовский ходатайствовали также об отправке в Кронштадт боцмана Василия Шабалина и ещё 3-х нижних чинов, у всех были в Кронштадте семьи.

Завойко разрешил тем, кто уезжал, выдать прогонные деньги и денежное довольствие.
Нижним чинам полагались прогонные деньги на 1 лошадь. Каждый получил  для проезда 10 517 и трёх четвертей вёрст на одну лошадь 183 рубля 59 ; копейки.

С ноября 1856 по март 1857 года Бутаков провёл в Кизи. После этого чудного места Николаевский пост казался столицей.

Всё начальство разъезжалось. Начальник бывшей Амурской экспедиции контр-адмирал Геннадий Иванович Невельской с семейством уже давно готовился отправиться в Петербург.

Василий Степанович Завойко получил разрешение выехать в столицу 15 мая. Для него построили специальную баржу, в команду которой набрали 25 матросов из экипажей фрегатов «Паллада», «Диана» и «Аврора».
 
Засобирался, как говорили на Камчатке и в Восточной Сибири, в Россию и Иван Иванович Бутаков.

Он, конечно, не надеялся, что ему построят специальную баржу, поэтому расспросил подробно о дороге знакомого священника из Усть-Утского острога, который совершил подобное путешествие.

Оленей достать было очень трудно, поэтому Иван Иванович решил плыть по Амуру, купив у гиляков лодку. Отправляться в столь опасное путешествие одному было немыслимо, поэтому счастливчики, получившие «добро» на отъезд, искали себе надёжных попутчиков.

Отец Николай, с которым иногда общался Бутаков, производил благоприятное впечатление: чувствовался в нём человек бывалый и не робкий. Они быстро сговорились. Оставалось купить сухарей, провизию, лодку и ждать, когда сойдёт лёд с реки.

Невельской был уже давно не у дел, а Завойко плавно переложил все свои обязанности на Лесовского, которого он оценил ещё прошлой зимой, когда тот участвовал в строительстве Константиновской батареи на отмели посреди Амура напротив Николаевска.
 
С приобретением провизии в дорогу было сложно. После празднования Нового года из продовольствия осталась только мука. Её могло хватить до августа, крупы - до мая, а водки – до июня.

Завойко лично занимался вопросами выдачи продовольствия. Надежда оставалась только на сплав из Иркутска, о котором сообщил Муравьёв.

Вокруг Бутакова уже собралась большая группа желающих ехать вместе с ним. С собой он хотел взять и племянника, мичмана Сергея Бутакова.

Степан Степанович Лесовский ещё в конце июля 1855 года составил списки для отправки офицеров «Дианы» в Кронштадт. Сам он не просился никуда.
 
Одним Завойко разрешил отправиться на оленях через Удский край, другим - на лодках по Амуру. Перед отъездом врач проводил осмотр уезжавших и подписывал медицинское свидетельство, без которого Завойко, а после его отъезда Лесовский ехать не разрешали.

Некоторых офицеров врач оставлял до относительного выздоровления после цинги.
 
Когда открылась навигация, Невельской со своим семейством 15 мая отправился из Мариинского поста, а из Николаевского поста на барже, тоже с семьёй, - Завойко. Их догнала шхуна «Восток».

Оба адмирала согласились с тем, что путь вверх по Амуру трудный, медленный и опасный, поэтому Невельской и Завойко приняли предложение вернуться и ехать в Петербург из Аяна.
 
Из Николаевского поста на транспорте «Иртыш» адмиралы с семьями перешли в Аян, а оттуда, уже врозь, они отправились со своими домочадцами в Петербург, куда уже намного раньше уехал генерал-губернатор Муравьёв.
 
Детей адмиралы везли в корзинах по обеим сторонам лошадей. Взрослые, включая женщин, ехали на лошадях верхом. Так они проехали 240 вёрст, затем проследовали в лодках по рекам Мае, Алдану и Лене. В Якутск прибыли в начале сентября.

Оттуда в конце сентября добрались до Иркутска, оставив позади порядка 4000 вёрст. В Красноярске Невельской оставил до зимы свою семью у сестры его жены, Александры Ивановны Мазарович, муж которой командовал казачьим красноярским полком. Сам адмирал поехал дальше в Петербург.

Завойко со своей семьёй продолжил путь в столицу, нигде не останавливаясь. Не хочется об этом писать, но и правду скрывать не следует. Три главных амурских деятеля: Муравьёв, Невельской и Завойко расстались врагами, да так никогда и не помирились.

А тем временем на Амуре капитан 2 ранга Лесовский, как писал Невельской, «принявший от В.С. Завойко начальствование, со свойственными ему энергией, распорядительностью  и полным знанием морского дела» начал готовить к дальнему плаванию «Аврору», «Оливуцу» и «Двину».

Из Петербурга прислали приказ с назначением на новые должности.

Воин Андреевич Римский-Корсаков сдал командование шхуной «Восток» своему старшему офицеру лейтенанту барону Шлиппенбаху, которого он часто гонял за лень, а сам принял командование корветом «Оливуца».

Ивана Ивановича Бутакова назначили командиром транспорта «Двина». Так его поход по Амуру и не состоялся. Командовать «Авророй» назначили Михаила Петровича Тироля.

В начале августа 1856 года в Николаевский пост прибыл на пароходике «Надежда» в сопровождении двух катеров капитан 1 ранга Павел Васильевич Казакевич, назначенный военным губернатором Приморской области Восточной Сибири и командиром Сибирской флотилии и портов Восточного океана.
 
Лесовский организовал ему торжественную встречу. Офицерский состав в парадной форме построился на пристани. Казакевич привёз распоряжение из Морского министерства Лесовскому прибыть в Петербург. В распоряжении о новом назначении ничего не было сказано.

В декабре Казакевичу присвоили звание контр-адмирала. Он отправил Николаю Николаевичу Муравьёву в знак признательности большого замороженного алданского осетра. Муравьёв и сам отправлял нужным людям в Петербург осетров. А куда без этого на Руси?

В сентябре 1856 года из Нью-Йорка пришел колёсный пароход «Америка». Он отлично ходил и красиво смотрелся на воде. Осадку имел двенадцать футов, поэтому мог свободно входить в Амур.
 
Этот пароход заказал во время своей секретной командировки Казакевич, находившийся в США под именем купца Соловьёва с паспортом на такую же фамилию.

Командовать пароходом назначили капитан-лейтенанта Бачманова, старшим офицером -  лейтенанта Николая Яковлевича Шкота. Они быстро укомплектовали команду офицерами и матросами.

Но беда заключалась в том, что не было механиков, а американская команда, которая привела пароход, уже готовилась отправиться в Сан-Франциско. Удалось уговорить остаться плавать на пароходе, прельстив высокой зарплатой, трёх американских механиков: Марроу, Бара и Нортона.

Американцы ни слова не знали по-русски, поэтому к ним приставили в качестве переводчика мичмана Линдена.

Весь паровой флот на востоке Российской империи составили пароходо-корвет «Америка», купленный Казакевичем в США, и шхуна «Восток», приобретённая Путятиным в Англии.

Уголь для паровых судов добывали на Сахалине команды матросов, которыми командовали морские офицеры, не имевшие, естественно, ни малейшего понятия о горном деле. Поэтому добыча велась только из пластов, выходивших на поверхность.

Огромный парусник «Европа» доставил также заказанные Казакевичем и Кроуном в США два речных парохода в разобранном виде, механическую мастерскую со станками и различные товары, приобретённые у американцев.

Так благодаря закупкам в США, Николаевский пост стал превращаться в порт. 14 ноября 1856 года Николаевский пост переименовали в город Николаевск. Позже в Восточной Сибири создали Приморскую область.

Николаевск стал областным городом.

Продолжение http://proza.ru/2022/06/01/987

На рисунке: пароходо-фрегат "Америка"