Слова прощания и прощения

Маргарита Морозова 3
42 года я была связана с этим человеком.
Было сладко и горестно, радостно и печально. Много бед мы пережили вместе. Но трагедия развалила нашу семью.
Ох, дети, дети! Как же вы умудряетесь в один миг испортить жизнь не только себе, но и нам, родителям, до последних дней лишая спокойствия и уверенности в завтрашнем дне.
Да, мой бывший муж прожил большую жизнь, омрачённую переживанием за сына.

Но только в конце февраля этого года, с началом военной спецоперации на Украине, Георгий понял весь масштаб беды, катастрофы, что произошла в нашей семье, в том числе и по его вине.

Эти события показали всю ничтожность тех бумажек, которым он преклонялся, и показали ему вечные ценности, от которых он сам добровольно отказался: это семья, дочка, внучка, отвергнутая жена, в конце концов. Те, кто не оставят и не предадут, как бы ни складывались наши отношения.

Да, он делал отчаянные попытки что-то исправить, загладить свою вину перед дочерью и передо мной. Но слишком много было сделано ошибок, тех, что не исправить никогда.
Именно это осознание своей вины и переживание по этому поводу и послужило толчком для стремительного развития сердечной болезни, а не пресловутый ковид.

Но окончательное понимание того, что он потерял, к нему пришло за неделю до смерти.
После выписки из очередной больницы я уговорила его поехать на дачу. Он неожиданно легко согласился. Мне кажется, это был действительно последний счастливый день в его жизни. Он грелся на солнышке, даже улыбался, потом с аппетитом поел, после обеда заснул безмятежным сном. Уже вечером я спросила его: «Ну, как, понравилось тебе на даче?» «Понравилось», - спокойно ответил он. «А что же ты все 20 лет сопротивлялся этому?» - не удержалась я.

Он попросил испечь ему тоненьких блинчиков… На следующий день я принесла ему стопку кружевных блинов, сметану и джем… Но никакого вкуса он уже не почувствовал…

А потом была очередная больница, и мы вместе шли в обнимку по коридору до палаты и туалета,  а потом его звонок в полчетвёртого утра, что ему плохо. Последний раз я его видела уже в карете скорой помощи. А потом мне отдали его вещи, и… всё.

Но самое сильное воспоминание о его последних днях  - это когда я его держала за руку, пытаясь привести в чувство, а он судорожно, как ребёнок, вцепился в неё, как будто изо всех сил пытаясь выкарабкаться оттуда, из вечной темноты, как будто я – та самая соломинка, которую он столько раз пытался сломать… Поверь, в этот момент  я простила ему всё: обиды, ненависть и причинённую мне боль. Его руки, его сухие, подрагивающие пальцы, как миг почти забытой любви, я буду помнить до конца своих дней.

Пусть земля тебе будет пухом. Покойся с миром. И знай, что я тебя никогда не забуду.


01.06.22