Медики, экзамены. 1-я часть. Абитуриенты

Олег Першин
 
  Хотите поступать в медицину, мне это было уверенно да, надо. Не представлял другую специальность, разве армейскую:  десантура,  морпехи.  Спецназ тогда не знали.  Был крайне чувствителен к чужой боли, не переносил,  очень хотелось помочь. Особенно  детям. Уродства хотелось ликвидировать. И болезни, мальчишка,  товарищ умер от пневмонии, это нельзя,  надо учиться, чтобы нельзя.   
  Не убил ни одной птицы, даже воробьев, мазал из рогатки специально. Зато гадюк и гюрз с десяток. У знакомого пацана отняли руку по локоть после укуса, отек был колоссальный, передавил сосуды, руку отрезали. Не было сывороток. Сталкиваясь с подобными ситуациями врачем, был сильно раздражен, какая мелочь! Хотя пару раз мы делали лампасные разрезы, кожи и тканей, огромные надрезы скальпелем, чтобы не сдавливал отек сосуды. Зашивали на другой день. Сывороток  сначала не было, да и без них справлялись.   Они, медики там, даже этого не сделали и похоже не знали, их плохо учили, фершал один на всех, врач был в области. Через два - пять  дней был бы дома здоровым, у нас.
  Решили с другом ехать на Алтай поступать в МЕД. В Казахстане без "мохнатой лапы" или больших денег, ловить нечего, а там гораздо проще, Россия. Конкурс обычный 4,5 человек на место. Физику и химию мы сдали легко. Следующим шла литература. Сочинение на тему: "Русские писатели о войне." Мы благополучно проспали консультацию перед экзаменом, где было сказано, что школьных писателей не надо. Мы добросовестно перечислили всех героев, нам вдолбленных, но решил дополнить еще пяток, читал ведь много.
   В итоге я прошел, друг нет. Петька Дайслинг загремел в армию, потом окончил
Мед в Семипалатинске. Присылал фотографии из армии и уже когда студент. Сейчас в Дюссельдорфе,  заведует крупной  клиникой нейрохирургии. Эрих Штрейх наш друг, но строитель там же. Звонили мне лет 5 назад. Обещали проезд и крайне крутую программу пребывания с намеками на содержание. Они там уже очень обеспеченные люди. 
   Представил программу, слегка обозначенную,  с женой сдуру поделился. Отчаянная истерика с угрозами им и мне моральными увечьями, если поеду. Короче отказался.
   Пожалел жену. Конечно жалко, что не поехал. Но:
-Се ля ви (такова жизнь) франц.


   Стоит ли учиться.
   
  Поступивших, через день собрали и отправили автобусами в колхозы. По две группы, в разные. Нас, около сорока с лишним,  разместили в клубе. Там все просто:  девченок полтора десятка в двух комнатах, в кроватях, даже матрасы, подушки и чистое белье. Мужичков в зале кинотеатра, где сбоку наброшены были  подобие матрасов, одеял и подушек. Наиболее шустрые и сметливые, их расхватали. Но появился председатель колхоза. Матрасы расстелили на полу, одеял или им подобие, хватило всем. Так месяц и жили. В принципе никто не вспомнил потом неудобства
  Огромной емкостью, ковшами на одного в двадцать кг, мы с другом разбрасывали зерно по складу, машины каждые десять-двадцать  минут. Сначала запурхивались, потом  укладывалиь в 3 минуты, дальше отдыхали. Зато стали в итоге, гораздо сильнее всех,  даже стали свои бояться рукопожатий, натренировались за месяц. Качки тогдашние.
  Местные пацаны не смогли пропустить полтора десяток студенток, да и мы тоже
местных девах, попадались  очень красивые, часто. Было ровно две  драки. Но среди нас были ранее служивые, половина мужиков и часть других, на студентов мало похожие, подраться как за здрасте. Короче замирились. Тем не менее, я привез с собой 106 рублей  заработка, тогда на них можно было прожить 3 месяца, очень  экономно. Девченкам по 30, остальным по 50-80 руб. Колхоз вел учет работы строго. Началась учеба.
 
           3-часть, начало.

  С 8-ми до 16 часов, сначала лекции, потом практические и семинарские занятия.
Сразу поняли, что горя хлебнуть придется. Физика, кафедра халявная, а вот химии
мы хлебнули с избытком. Ладно школьные: неорганическая и органическая. Потом физ-коллоидная и апофеоз- биохимия. Друг напомнил, что еще была аналитическая, крайне большой  не подарок. Всего пять кафедр, все мнили себя звездами, экзамен сдать была большая проблема, но это было еще мелочью.
   Помню с товарищем заспорили, что через несколько лет каждый запомнит термины перед экзаменом - биохимией. Мне достался очень простой термин: циклопентанпергидрофенентрен, ему сложнее:  урокиназадегидрогинеразтрасфераза. Подкалывали друг друга каждый год. Последний раз после окончания института, через 25 лет на встрече курсом, потом потерялись, он в  Америке, прилетал затем специально узнать через 30 лет, что он и я запомнили .  Формулы  помнили каждый,  забавно обоим было, напились у меня дома, изрядно. В Америке только два человека смогли их прочитать и выговорить, запомнить конечно нет, смеялся он.
   Кафедра биологии вспомнилась, чего там то бояться. Мышей, слонов или кошачих с бобрами?
    Нет, там нам преподавали в основном генетику. Генетика, не просто сложна, вспомните рецессивные и доминантные гены, гомо и гетерозиготные там  же. Генетические болезни и аномалии. Нормальной башке, крышу снести, им очень легко. Хотя запомнилось: патология 21 хромосомы, болезнь Дауна. Даунята.  Их видел каждый. Но эти дети  на редкость  добрые, хорошие  и доброжелательные. Порок сердца им часто присущь.  Обучаются правда с огромным трудом, но стал один кандидатом наук по физиологии, правда папа был академиком.
   Был у биологов еще неприятный прикол. Гельминты, которые живут в нас, они их только коснулись, был еще курс паразитологии.  Ну там острицы мелкие. Большинство детей их знают. Мелкие, два - три миллиметров в размере белые, бывают видны в кале детей. Они безвредны, но живучие. Особенность одна, вызывают резкий зуд в заднем проходе, особенно ночью. Ребенок чешет инстинктивно, сует во сне  пальцы в в рот или  потом. Дальше крайне просто. Снова яйцам заселен кишечный тракт. Только им острицам это и надо, в свой среде, множатся.  Лечение бывает сложным, для дураков.  Очень токсичные препараты, или трусы , с жесткой резинкой, лучше тесемкой. Чтобы не  сняли, на три дня. Кипятить их естественно.  Пусть почешутся. В рот главное, чтобы  не попадало, потом  все здоровы.
    
   Кафедра латинского языка. Большинство терминов в медицине - латинские. Артрит отит, менингит, остит и прочее значит воспаление. Но артрио -это сустав, от - ухо, ост-кость, кардио - сердце, энцефало - мозг и прочее.
   Если воспаление то присоединятся окончание ИТ. Артрит, отит, остит и прочее очень легко. Остальное сложно: остеохондроз, хондропатия и энцефалопатия. Или  банальная анемия, гипертония и пневмония. Помогает латынь потом мало. Спинальная амиотрофия или синдром Уотерхаус-Фридериксена и прочее, здесь она бессильна.
   Начались и чисто медицинские приколы.
 
    Кафедра анатомии.
   Несколько учебных комнат и пара больших залов. В огромных чанах плавали несколько трупов. Нам спокойно объяснили, что их препарировать  будем. Несколько человек студентов резко покинули помещение, далее не показывались. Но оказалось не так страшно. Начали с костей, сначала больших, потом все меньше. Сначала на плакатах, потом на настоящих. Потом мы препарировали  кости с обычной руки. Только запястье имеет 8 или 12 мелких костей( точно не помню) их надо выделить скальпелем, каждая имеет свое название.
  Давно, при сдаче экзамена по анатомии профессор просил студента из кармана его, вытащить именно такую кость, на ощуп. Жестко тогда учили, но и дисциплин   было на несколько порядков меньше.
  Мозг, внутренние органы, железы и прочее - это отдельная тема.
  Привыкаешь ко всему. Препарировали с другом коленный сустав.  Там масса связок и сосудов, нервов.  Провозились часа три, про перчатки не знали.  Опомнился в студенческой столовой, когда пили компот - Мы совсем охренели! Руки забыли помыть!
   Он посмотрел на свои и мои руки спокойно: - Ну и что? Истерить что ли.  Наплюй, иди помой.
  Он спокойно добавил: Не хочешь? Давай  твой компот допью.
  Ответ мой жесткий:
  - Пошел на Х.. Сам допью.
 
     Кафедра гистологии.
  Кафедра свирепая, примерно треть студентов они отчисляли. Наука о клетках, их строении. Ну вроде мозг, где мудрить.  Но огромная разница в строении головного и спинного мозга, в крупных и мелких нервах. Понятно, что есть астроциты и пара десяток клеток их обслуживающие, разные, так назывемые глиальными.  Все разные.
Что проще - мышечные клетки. Всего две разновидости: поперечно-полосатые, это проще сказать - мясо и гладкая мускулатура. Совершенно другие клетки,  Желудок и кишечник отличаются, а также моче и желчевыделительные системы, бронхи. Отдельно сосуды, они тоже сокращаются и расслабляются. Один термин : гладкая мускулатура, но гистологически немного разные. Это надо твердо знать, в чем.  Не говорю уже о простых: легкие, печень, почки, железы внутренней секреции и прочее. Кстати клетки сердца и простых мышц, резко отличаются.
  Профессор  жесткий, грамотный и умный мужик, был непреклонен. Насчет четверки у него на экзаменах не знаю, пятерок не было. Тройке были крайне рады, двоек множество и отчислений. Без стипендий,  главное учимся.  Бог ему судья, похоже как врач не состоялся, отыгрывался на нас.