О тексте Смолиной ВИС
Текст Смолиной написан в особо простой, даже скупой манере. В такой манере может быть нписан текст и художественный , и документальный. Близко к нон-фикшн. Действие кажется медленным и нетороапливым, событийный ряд наполнен, но сами события не очень значимые. Выходит нечто вроеде медленного течения реки. Рассказччица все же уделяет внимание окружаютщим людям, себя не описывает. Поэтому ее не представляешь.Хотя немного о сути рассказчицы есть.(мои дети ничего обо мне не знают. Я пишу роман для них. (Господи, какая распространенная иллюзия.Никаким детям ничего не хочтся знать о родителях. И чем раньше родители это поймут, ткм лучше)
Расказчица по-хорошему наивна. Ее представления об окружающем мире лучше, чем этот окружающий мир. Если было бы наоборот, было бы хуже.
А сам сюжет основан на судебной тяжбе по квартире. Кажется нет более верного способа отвратить от чтения. Это же априори невыносимо. Причем надо учесть – более-менее связное обьяснение этой тяжбы начинается только в третьей главе. До этого приходиться понимать так, без обьяснения.К чему потом вплетать митинг на площади и клолхоз, тоже непонятно.То есть какое отношение к тяжбе, неясно. Вся 1 часть это протокол, как рассказчицу донимает алдминистративная возня. И все. Допустим, имеет место угнетение прав и свобод.Но это же общеизвестно.Подробный хронометраж придает тексту достоверность, но полностью лишает его эмоцмиональной окраски.
Часть 2 – прдолжение квартирной тяжбы. Начи наешь вспоминать примеры, когда такде издеваились над другими людьми. Попытка уловить главное срывается. Ничего нового о героине и ее окружении.Впрочем в ппроцесе пыток не могут возникнуть ни краски, ни делалей поведения. Нет психологическх портретов(характеристик). Цель все еще неясна.
В главе 3 или в 3 фрагменте получается как бы расшмрение и рост социальных проблем. И судебная система никакая и защита свобод не работает и влообще плохо все. Читатель оставляет героиню и рассказчицу в глубоком кризисе, в котором не видно конца. На примере одного человека просится приговор обществу. Дейцствующие лица стерты и усреднены, не прописаны и не запоминаются.
В связи с этим воозникает вопрос: а как относится автор к психологическому портрету персонажа? Неужели он до такой ситепени не нужен?Или его можно добавить потом, когда сюжет выстроен? Но ведь читателю не всегда нужен с.жет.Иногда ему важней сами люди.
Я конечно обратила внимание, что текст очень грамотный. И грамматически, и семантически. На фоне многих других текстов бросается в глаза. Как может быть грамотен обвинительный приговор. И автору нельзя отказать в праве видеть нашу жизнь такой. Даже при полном несогласии с позицией этого автора..
Прочитав три фрагмента, понимаешь, что это черновик. Набросок, чтго он еще будет прирастать сюжетом и смыслом. То есть пространство только намечено, его есть чем заполнять. Лбопытная вещь получится, некий социальный эксперимент