О прозе Смолиной

Галина Щекина
О тексте Смолиной ВИС
Текст Смолиной написан в особо простой, даже скупой  манере. В такой манере может быть нписан текст и художественный , и  документальный. Близко  к  нон-фикшн. Действие кажется медленным и нетороапливым, событийный  ряд наполнен, но сами события не     очень значимые. Выходит нечто вроеде медленного  течения  реки. Рассказччица все же  уделяет внимание окружаютщим людям, себя не описывает. Поэтому ее не представляешь.Хотя немного о сути рассказчицы  есть.(мои дети ничего обо мне не  знают. Я пишу роман  для них. (Господи, какая распространенная  иллюзия.Никаким  детям ничего не  хочтся  знать о родителях. И  чем раньше  родители это поймут, ткм лучше)
Расказчица по-хорошему наивна. Ее  представления  об окружающем мире  лучше, чем  этот окружающий мир.  Если было бы наоборот,  было бы хуже.
А сам сюжет основан на судебной  тяжбе  по  квартире. Кажется нет  более верного способа отвратить  от чтения. Это же априори невыносимо. Причем надо учесть – более-менее связное обьяснение  этой тяжбы  начинается  только в третьей главе. До  этого приходиться понимать так, без обьяснения.К  чему потом вплетать митинг на площади и клолхоз, тоже непонятно.То есть какое  отношение  к тяжбе, неясно.  Вся 1  часть  это протокол, как рассказчицу донимает алдминистративная  возня. И все. Допустим, имеет место угнетение прав и свобод.Но  это  же общеизвестно.Подробный хронометраж придает тексту  достоверность, но полностью лишает его эмоцмиональной окраски.
Часть 2 – прдолжение квартирной тяжбы. Начи наешь вспоминать примеры, когда такде  издеваились над другими людьми. Попытка уловить главное срывается. Ничего нового о героине и ее окружении.Впрочем в ппроцесе пыток не могут возникнуть ни краски, ни  делалей поведения. Нет психологическх портретов(характеристик). Цель все  еще неясна.
В  главе 3 или в  3  фрагменте получается как бы расшмрение и рост социальных проблем. И судебная система никакая и защита  свобод не работает и влообще плохо все. Читатель оставляет героиню и рассказчицу в глубоком кризисе,  в котором не видно конца. На примере одного  человека просится приговор обществу. Дейцствующие лица стерты и усреднены, не прописаны и не запоминаются.
В  связи с  этим воозникает вопрос:  а как  относится автор к психологическому портрету персонажа? Неужели он до такой ситепени не нужен?Или его можно добавить потом, когда сюжет выстроен? Но ведь читателю не всегда нужен с.жет.Иногда ему важней сами люди.
 Я конечно обратила внимание, что текст очень грамотный. И  грамматически, и семантически.  На фоне многих других текстов бросается в  глаза. Как  может быть грамотен  обвинительный  приговор. И автору нельзя отказать в праве видеть нашу  жизнь такой. Даже при полном несогласии с  позицией этого  автора..
Прочитав три фрагмента, понимаешь, что  это черновик. Набросок, чтго он еще  будет прирастать сюжетом и смыслом. То есть пространство только намечено, его  есть чем заполнять. Лбопытная вещь получится, некий социальный эксперимент