Мой 1-й сборник в Болотнинской ЦБС

Евгений Викторович Терентьев
12+

Православие в Болотнинском районе Новосибирской области

История Болотнинского прихода во имя  Святителя и Чудотворца Николая
(1-я пол. 19 в. - 2008 г.)

2022

ББК
И

Автор-составитель Е.В.Терентьев

Православие в Болотнинском районе Новосибирской области. История Болотнинского прихода во имя Святителя и Чудотворца Николая (1-я пол. 19 в. - 2008 г.) / [автор-составитель Е.В.Терентьев]. – Болотное: методико – библиографический  отдел, 2022. – 59 с.: ил.

1. Вступление

Свято-Никольская церковь, расположенная в городе Болотное на улице 2-я Кондукторская, имеет давнюю и интересную историю своего прихода.

Построенный в хронологическом порядке текст сборника поможет читателю увидеть последовательность чередующихся описываемых событий, охватывающих почти двести лет истории. Читатель узнает о том, что Болотнинская Свято-Никольская церковь на улице 2-я Кондукторская несет свои имя и преемственность от Болотнинской Свято-Никольской церкви, располагавшейся в 1-й пол. 20 в. на улице Московская, до которой на том же самом месте располагались в 1843-1864 гг. Болотнинская Трехсвятительская церковь и в 1867-1912 гг. первая Болотнинская Свято-Николькая церковь. Не останутся без интереса для читателя биографии и судьбы священников, служивших в этих церквях. Некоторые из упомянутых священников, возможно, знакомы читателю.

Сборник предназначен для широкого круга читателей и будет интересен не только историкам, краеведам, представителям религиозных организаций, музейным и библиотечным работникам, преподавателям и учащимся школ, но также всем жителям и гостям Болотнинского района, интересующимся прошлым и настоящим Болотнинской земли.

2. Болотнинская Трехсвятительская церковь
в 1843-1864 гг.

2.1. История появления населенного пункта Болотное в 1816 г.
В 1805 г. Томское губернское правление подняло вопрос о необходимости изменения отдельных участков маршрута Московско-Сибирского тракта. В 1814 г. Сибирский почтамт утвердил вариант нового участка тракта взамен призанного неудобным старого участка тракта на территории современного Болотнинского района и предписал проложить новый участок от села Ояш до села Проскоково «через пустопорожнее место болотное».
Весной 1815 г. на «пустопорожнем месте болотном» была построена почтовая станция Болотная, для обслуживания которой из деревень Голяшевой и Моховой были переведены крестьяне, составившие первое населения появившейся в 1816 г. на Московско-Сибирском тракте рядом с почтовой станцией Болотная деревни Болотинской.

2.2. Первые жители Болотного были прихожанами Трехсвятительской церкви села Ояш.
Первые жители деревни Болотинской своей церкви не имели и были прихожанами церкви во имя Трех Святителей в селе Ояш. Ояшинская Трехсвятительская церковь являлась самым старым православным храмом на современной территории Болотнинского района. Из исторических источников известно, что она была перевезена  во 2-й пол. 18 века в ставшее волостным село Ояш из Умревинского острога, находившегося на берегу реки Обь рядом с современной деревней Умрева в Мошковском районе и основанного в 1703 г.

2.3. Прошение болотнинских православных верующих о строительстве собственной церкви в Болотном, рассмотрение этого прошения и подготовка к строительству  в 1837-1839 гг.
В конце 1830-х гг.  болотнинцы решили построить собственный храм.
После принятия прошения болотнинцев, 16 декабря 1837 г. епископом Томским и Енисейским Агапитом был утвержден план строительства деревянной церкви с колокольней в деревне Болотинской.
18 марта 1838 г. Томская Духовная Консистория сделала запрос в Томскую Губернскую строительную комиссию на возможность освидетельствования грунта земли, назначенной под строение церкви Томского округа в деревне Болотинской при местном благочинном иерее Павле Соболеве и последующем уведомлении Консистории.
В переписке Томская Губернская Строительная Комиссия уточняла:  какая будет церковь – каменная или деревянная.
Последним документом в переписке был ответ Томской Губернской Строительной Комиссии от 26 мая 1838 г., в котором сообщалось, что грунт будет освидетельствован, когда будет возможность.
Возможность такая представилась через год.

2.4. Строительство самого первого православного храма в Болотном в 1839 -1843 гг. Сведения о проекте строения.
Наконец, 4 июля 1839 г. храм был заложен в центре деревни Болотинской на пригорке на Московском тракте между этапом и почтовой станцией, на перекрестке современных улиц Московская, Комитетская и Подгорная.
Через четыре года, 28 марта 1843 г. деревянная однопрестольная церковь с колокольней была построена и освящена. Престол в церкви был освящен во имя Трех Святителей Петра, Алексея и Ионы Московских и всех России чудотворцев. Следовательно, и наш первый Болотнинский храм получил название Трехсвятительской церкви.
Церковь в Болотном была типовым строением своего времени. Альбомы с типовыми проектами или, как тогда говорили, «образцовыми» строениями различного назначения активно распространялись и использовались светскими и церковными властями в Сибири, в том числе и Томской епархией в Томской губернии.
В 1846 г. в Сузуне по такому же типовому проекту была построена деревянная однопрестольная церковь во имя Вознесения Господня (Вознесенская церковь). Автором этого типового проекта был архитектор Колывано-Воскресенских заводов Яков Николаевич Попов.
По проекту Попова это была небольшая деревянная церковь, имевшая трехчастную композицию: прямоугольные в плане храм с алтарным прирубом; трапезную, связанную с храмом переходом, примерно равным по величине алтарю; невысокую колокольню, рубленную в обло под обшивку.

2.5. Освящение первого православного храма в Болотном во имя Трех Святителей в 1843 г.
Через четыре года, 28 марта 1843 г. деревянная однопрестольная церковь с колокольней была построена и освящена. Престол в церкви был освящен во имя Трех Святителей Петра, Алексея и Ионы Московских и всех России чудотворцев. Следовательно, и наш первый Болотнинский храм получил название Трехсвятительской церкви.
В 1849 г. один из путешественников, проезжавших по Московскому тракту, отмечал: «Болотное селение простирается по широкой лощине, между гор. В нем деревянная церковь и этап».

2.6. Открытие церковно-приходской школы в Болотном при Трехсвятительской церкви в 1863 г.
В 1863 г. при Болотнинской церкви была открыта церковно-приходская школа, расположившаяся в церковной сторожке, с одним учителем и тремя группами учеников.

2.7. Пожар 1864 г. и уничтожение здания Болотнинской Трехсвятительской церкви.
2 февраля 1864 г. Трехсвятительская церковь в селе Болотнинском сгорела.
Вероятно, из горящего здания церкви были вовремя спасены документы. В позднейших отчетах по Болотнинскому приходу говорится, что в Болотнинской церкви «после пожара копии с метрических книг и исповедных росписей с 1843 г.  хранятся в целостности».

2.8. Болотнинские священнослужители в 1845-1864 гг.
Первым из известных нам настоятелей Болотнинского храма был Р.Г.Архангельский, назначенный священником в Болотнинскую церковь во имя Трех Святителей в 1845 году. Священник Р.Г.Архангельский не застал пожара 2 февраля 1864 года, так как служил в Болотном до 1862 г.
По 1864 г. своего назначения на Болотнинский приход нам известен священник И.И.Изосимов.

3. Первая Болотнинская Свято-Никольская церковь в 1867-1912 гг.

3.1. Строительство нового здания православного храма в Болотном на фундаменте прежней сгоревшей церкви в 1865-1867 гг.
15 августа 1865 г. епископом Томским и Семипалатинским Виталием (Ветроградовым) было разрешено строительство новой церкви. 1 сентября 1865 г.  церковь была заложена по плану 1837 г. на прежнем фундаменте.
Два года спустя, 9 июня 1867 г.  Болотнинская церковь была построена.О том, как она выглядела, мы можем судить по фотографии начала 20 в. , сделанной в Болотном.

3.2. Причина нового наименования воссозданной Болотннинской церкви при ее освящении в 1867 г. Болотнинская Трехсвятительская церковь становится Свято-Никольской.
Престол в новой церкви на этот раз был посвящен Святителю и Чудотворцу Николаю Мирликийскому, и Болотнинский храм с этого времени стал называться Свято-Никольским.
У профессиональных исследователей и у краеведов такое переименование Болотнинского храма всегда вызывало недоумение. Однако, в фондах Томской Духовной консистории Государственного архива Томской области уже в наше время был обнаружен документ, разъяснивший причину такого нового наименования.
12 июня 1867 г. прихожанами церкви было составлено прошение на имя епископа Томского и Семипалатинского Алексея (Новоселова) с просьбой переименовать храм в честь Святителя Николая Чудотворца: «Мы нижеподписавшиеся прихожане Болотинской Трехсвятительской церкви, крестьяне сел и деревень, быв в общем собрании, в силу того, что от пожара прежней церкви спаслась одна икона Святителя и Чудотворца Николая, изъявив желание переменить престол во вновь устроенной церкви во имя сего Великого Угодника Божия…».
Чудесное спасение этой иконы в пожаре, оставшейся невредимой, послужило причиной переименования при освящении восстановленного храма села Болотного. Икона Святителя Николая была установлена за правым клиросом в воссозданной Болотнинской церкви.

3.3. Ремонт Болотнинского Свято-Никольского храма в 1887 г.
К 1880-м гг. храм постепенно стал ветшать. В 1883 г. в одном из отчетов о Болотнинской церкви говорилось: «Не совсем крепка и имеет полусгнившую крышу, от чего в трапезе во время дождей бывает течь. Вообще здание церкви требует поправки и починки».
В 1887 г. вышло распоряжение епископа  № 10 относительно церковных построек Болотнинского прихода: «Дозволено причту Болотнинской Николаевской церкви с церковным старостой и прихожанами ремонтировать свой храм на средства последних и с добавлением 600 рублей из церковной суммы».

3.4. Приход Болотнинской Свято-Никольской церкви в 1864-1912 гг.
В конце 19 в. приход Болотнинской церкви состоял из 1340 прихожан мужского пола и 1324 прихожан женского пола.
В 1900 г. в приход Болотнинской церкви входили: село Болотинское (Болотное), деревни Карасева, Елбакская, Верхне-Елбакская, Мануйлова, Саввинова, Таскаева, Елфимова, Ачинская, Басалаева, Зудова. Прихожан обоего пола было 2900 душ.
В 1911 г. прихожан обоего пола было 3968 душ.

3.5. Приходские школы Болотнинской Свято-Никольской церкви в 1864-1912 гг.
В приходе числились одна церковно-приходская школа в Болотном и две школы грамоты в Зудово и Мануйлово, в которых обучалось 64 мальчика и 25 девочек.
Школы в Болотном и Мануйлово содержались на деньги Епархиального Училищного Совета.
Школа в Зудово содержалась на средства Братства Св. Дмитрия Ростовского, занимавшегося обращением в православие старообрядцев, в том числе и в самом Зудово.
Учителем в Болотнинской церковно-приходской школе была Н.А.Васинская, окончившая 4 класса женской гимназии, получавшая жалованье 240 рублей в год от Училищного Совета.
В 1911 г. к Болотнинской церкви был приписан молитвенный дом в деревне Ача. Под церковно-приходским попечительством находилось училище гражданского ведомства там же.
В самом Болотном при церковной сторожке продолжала работать церковно-приходская школа, в которой обучалось 56 учащихся обоего пола. Учительницей в это время была вдова священника Серафима Калугина, получавшая жалованье 336 рублей в год.

3.6. Болотнинские священнослужители в 1864-1912 гг.
Из архивных документов и разновременных номеров томского журнала «Епархиальные ведомости» нам известны священники, назначаемые на Болотнинский приход. В  1864 по 1869 гг.  в Болотном служил уже известный священник И.И.Изосимов.
С 1868 г. была определена хлебная руга от прихожан для причта Болотнинской церкви: священнику 350 и псаломщику 125 пудов в год. В это же время от казны было положено жалование священнику 140 рублей и псаломщику 40 рублей в год.
Дома для священника и псаломщика были общественные от прихожан, «оба деревянные и удобные для пользования». Судя по всему, дома эти находились на прилегающей к храму территории.
В 1880 г. священником был назначен П.Г.Двинянинов, переведенный в Болотное в 1881 из села Ярского.
В 1882-1883 гг. священником Болотнинской церкви был А.Г.Соколов, переведенный из села Спасское. О нем известно, что он «…дьяческий сын, обучался в Калужской Духовной Семинарии и по окончании курсов в ней был уволен с аттестатом 2 разряда в июле месяце 1852 год 1855 года февраля 16 дня по прошению был принят в Томскую епархию, рукоположен во священника…награжден бронзовым на Владимировской ленте наперстным крестом, набедренником, скуфеею, наперстным вызолоченным с таковой же цепочкой серебряным крестом от Святейшего Синод 1882 года мая 7 дня резолюцией преосвященного за № 747 по прошению перемещен к Никольской церкви села Болотинского. В семействе у него жена Евдокия Васильева».
С 1864 г. по 1883 г. в Болотнинской церкви обязанности псаломщика исполнял Д.И.Павский, о котором говорилось: «…дьяческий сын, по исключении из низшего отделения Тамбовского духовного училища в 1853 году  посвящен в стихарь и определен дьяконом…в 1859 году принят по прошению в Томскую Епархию…1864 года октября 18 дня преосвященнийшим Порфирием Епископом Томским и Семипалатинским переведен на настоящее место…».
В 1884 г. в Болотнинской церкви священником стал Арсений Кикин, который уже 11 мая 1884 г. был переведен на другой приход. Весь остаток 1884 г. и первую половину 1885 г.  место священника в Болотном было вакантным.
В 1883 г. псаломщиком стал Петр Солодчин, который был в 1884 г.  переведен в село Чингисское, а на его место прибыл псаломщик Евлевеерий Тюменцев из Калтая.
В 1885-1886 гг. священником Болотнинской церкви был В.В.Владимиров, рукоположенный в 1885 г. Псаломщик Тюменцев был переведен на другой приход, его место занял Никанор Мальцев.
В 1885-1889 гг. псаломщиками были поочередно Никанор Мальцев и Дмитрий Павский.
В 1889 г. место псаломщика занял Иван Россов, после которого псаломщиком был Петр Пономарев.
Весной 1892 г. псаломщиком стал Константин Лавров, прибывший из села Бердского.
В 1887-1891 гг. священником был Д.М.Вологодский, которого в 1892 г. сменил А.В.Солодовников, служивший в Болотном по 1898 г.
В 1899-1908 гг. священником Болотнинской церкви был Николай Николаевич Батырев. О нем известно, что в 1900 г. ему было 28 лет, он выпускник 4 класса Реального училища, был определен псаломщиком в 1888 г., рукоположен во дьякона в 1891 г., во священника 4 июня 1894 г.
Псаломщиком в церкви с 1897 г. служил Сергей Николаевич Светозаров, которому в 1900 г. исполнилось 32 года, домашнего образования.
В 1900 г. священник и псаломщик Болотнинской церкви во имя Святителя Николая Чудотворца получали жалованье от казны 180 рублей и от прихожан церковной руги 475 пудов зерна и жили в домах, содержащихся за счет прихода.
В 1911 г. Болотнинская церковь владела 119 десятинами земли. Прихожан обоего пола было 3968 душ. Содержание причта при готовых причтовых домах: жалованье из казны 180 рублей, руга от прихожан 475 пудов, доходы от треб.
В 1909-1915 гг. старшим священником в Болотнинской церкви был Александр Николаевич Мигай, которому в 1914 г.  исполнилось 53 года. О нем известно, что он обучался в Могилевской духовной семинарии, курса не окончил, был рукоположен во священника в 1888 г. , в 1913 г.  награжден скуфеею.
Младшими священниками служили в 1910-1911 гг. Григорий Федорович Безобразов, в 1912-1915 гг.  Сергей Гавриилович Коновалов.
Безобразову в 1911 г.  исполнилось 40 лет, о нем известно, что, окончив 2 класса Томской духовной семинарии, в 1888 г. он был определен псаломщиком, в 1894 г. был рукоположен во диаконы, в 1896 г. во священника, был в 1906 г. награжден набедренником.
Коновалову в 1914 г. исполнилось 40 лет, он окончил Томскую духовную семинарию, рукоположен во священника в 1894 г., награжден набедренником в 1904 г.
В 1908-1911 гг. псаломщиком служил Стефан Афанасьевич Жамин, которому в 1911 г. исполнилось 32 года. Он окончил курс в школе церковной грамоты, два года состоял учителем в церковных школах.
В то же время вторым псаломщиком служил Хрисаиф Васильевич Викторов, которому в 1911 г. исполнилось 33 года. о нем известно, что он окончил курс в городском трехклассном училище, три года состоял учителем церковных школ, 10 лет был на железнодорожной службе, имел за службу на железной дороге золотую медаль на Станиславской ленте.
С 1912 г. дьяконом на вакансии псаломщика служил Александр Статоникеевич Кириллов, выпускник 6-го класса Томской губернской гимназии, рукоположенный во дьякона в 1913 г., которому в 1914 г. исполнилось 22 года.
Вольнонаемным псаломщиком служил Евгений Николаевич Захваткин, окончивший курс Бийского миссионерского катехизаторского училища, в 1914 г. ему исполнилось 25 лет.

3.7. Сведения о церковных старостах Болотнинской церкви в 1864-1912 гг.
Церковным старостой в 1882 г. был крестьянин деревни Таскаево Афанасий Иванович Баратаев.
В 1883 г. церковным старостой был утвержден Лаврентий Болотов.

4. Вторая Болотнинская Свято-Никольская церковь в 1912 – 1952 гг.

4.1. Проекты перестройки прежнего здания Болотнинской Свято-Никольской церкви и постройки нового ее здания в 1903 г.
В начале 20 в. с появлением все большего числа переселенцев из Европейской России, благодаря своему удобному местоположению, село Болотное расширяется, пополняется православный приход. Места в храме даже в обычные службы стало не хватать.
Уже в январе 1903 г. Томская духовная консистория разрешает проект перестройки Болотнинской церкви в виде пристройки к алтарю. Но вопрос большего расширения храмового пространства такая локальная перестройка не решала.
В этом же году в Болотном под председательством настоятеля прихода священника Александра Мигая был создан Комитет по постройке новой церкви.

4.2. Строительство нового здания Болотнинской Свято-Никольской церкви в 1911-1912 гг.
Строительство было начато в 1911 г. в соответствии с планом, утвержденным Томским губернатором, губернским инженером и губернским архитектором 1 апреля 1911 г.
В 1911-1912 гг. рядом со старым, обветшавшим зданием Болотнинской церкви было построено новое деревянное здание однопрестольной церкви на кирпичном фундаменте под железной крышей по проекту № 31 на 500 человек из «Атласа планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовень, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях», изданном Святейшим Синодом Русской Церкви. На колокольне было 5 колоколов, большой колокол имел вес 105 пудов.
2 декабря 1912 г. новая церковь была освящена благочинным священником В.Лавровым и епархиальным миссионером О.А.Кавалейским.
В 1913 г. старое здание церкви было разобрано. Дальнейшая его судьба не выяснена. На имеющейся фотографии позднего времени в церковно ограде на месте разобранного старого храма видно другое одноэтажное здание.

4.3. Приход Болотнинской Свято-Никольской церкви в 1912-1917 гг.
В состав прихода входили: село Болотинское (Болотное), деревни Мануйлова в 10 верстах, Савинова в 10 верстах, Таскаева в 8 верстах, Зудова в 25 верстах, Ново-Елбакская в 12 верстах, Карасева в 13 верстах, Поселье в 15 верстах, Киряково и 14 поселков. Прихожан обоего пола 5704 души.

4.4. Приходские школы Болотнинской Свято-Никольской церкви в 1912-1917 гг..
К Болотнинской церкви в это время были причислены церковно-приходские школы в Болотном, Мануйлово и Зудово. С 1895 г. под церковным попечительством прихода в Болотном находились 2-хклассное железнодорожное училище и ремесленная школа.

4.5. Болотнинские священнослужители в 1912-1917  гг.
В 1914 г. в Болотнинской церкви служили настоятель Александр Николаевич Мигай, второй священник Сергей Гаврилович Коновалов, дьякон Александр Строганович Кирилов, псаломщик Евгений Николаевич Захваткин.
При церкви были 4 деревянных причтовых дома для 2-х священников и 2-х псаломщиков по штату и 120 десятин земли. Жалованье из казны составляло на весь причт 180 рублей, доходы от треб 2500 рублей. Болотнинская церковь относилась к благочинию 48 округа.
В 1917 г. старшим священником в Болотнинской церкви был В.И.Григорьев, в 1916-1917 гг. младшим священником был Н.М.Вознесенский.
Григорьев Вениамин Иванович родился в 1874 г. в семье священника, окончил Томскую духовную семинарию по второму разряду и был 21 ноября 1896 года был рукоположен во священника. Был награжден набедренником, скуфией и камилавкой.
О Вознесенском Николае Мироновиче известно в настоящее время, что тот родился в 1869 г.  в Болотном.
Одним из псаломщиков служил Николай Митрофанович Мартыненко, уроженец Каменского уезда Томской губернии.

4.6. Болотнинская Свято-Никольская церковь в 1917-1919  гг.
С началом Первой Мировой войны рост численности прихожан резко упал, а вместе с этим сильно упали и церковные доходы действующих приходов. Последующие Февральская и Октябрьская революции 1917 г. и начавшаяся затем Гражданская война также принесли уменьшение числа прихожан и церковных доходов. Пришедшая в 1917 г. к власти в России Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) стала проводить новую особую политику по отношению к Церкви и к религии в целом. Новая власть отобрала у Церкви земли, имущество,  учебные заведения.  Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» лишил церковные организации и юридического лица.

4.7. Первая известная попытка закрытия Болотнинской церкви  и арест ее священнослужителей в 1920 г. советскими властями.
После восстановления в 1920 г. в Болотном Советской власти впервые встал вопрос о закрытии церкви в Болотном.
Одновременно были арестованы священнослужители Болотнинской церкви.
1 июля 1920 г. был арестован в Болотном священник В.И.Григорьев. По обвинению в участии в свержении советской власти и антисоветской агитации он был 6 августа 1920 г. приговорен Томской уездной ЧК  к 5 годам лишения свободы.
Священника Н.М.Вознесенского арестовали на станции Тайга, он был приговорен к заключению в концлагерь до окончания Гражданской войны. Сроки его заключения в концлагере менялись – на 5 лет и 3 года. В декабре 1921 г. срок был сокращен до 1 года и 6 месяцев заключения.
Псаломщик Н.М.Мартыненко был приговорен к концлагерю до конца Гражданской войны, в дальнейшем также сроки заключения были последовательно снижены до 1 года и 5 месяцев.
Тем не менее, известно, что в 1921 г. церковь в Болотном продолжала функционировать. В издаваемой в Болотном газете «Пролетарская мысль» в нескольких номерах за 1921 г. сообщается о священнике из Болотного, имя которого не названо, посещающем близлежащие деревни с целью проведения религиозных обрядов.

4.8. Вторая попытка закрытия Болотнинской Свято-Никольской церкви советскими властями в 1923 г.
4 июня 1923 г. на заседании Болотнинского волостного исполнительного комитета  вновь разгорелась дискуссия о закрытии церкви в Болотном. Были заслушаны доклады Мурашкина, призывавшего бороться с религиозностью, и Меленчука, настаивавшего об осторожности. Представитель РКП Фурман, присутствовавший на заседании, согласился поддержать постановление собрания о передаче церкви под Народный дом перед УКомом (уездным комитетом) и губисполкомом (губернским исполнительным комитетом).
Волисполком постановил считать передачу церкви под Народный дом возможным, целесообразным и политически выгодным, найдя нужным ходатайствовать об этом перед УКомом и губисполкомов.
Но снова  храм не был закрыт властями.

4.9. Приход Болотнинской Свято-Никольской церкви в 1930-х  г.
В 1931 г. в состав Болотнинской православной общины входило 32 населённых пункта, такие как: Савиново, Мануйлово, Баратаевка, Таскаево, Степаниха, Карасево, Старый и Новый Елбак, Егоровка, Киевка и другие.
В это время происходит раскол внутри общины верующих на обновленческую и староканоническую общины.

4.10. Закрепление Болотнинского Свято-Никольского храма за болотнинской обновленческой общиной и оставление болотнинской староканонической общины без храма в 1930-х гг.
В 1934 г. в списке обновленческой общины в Болотном насчитывалось 770 человек, в 1935 году – 1131 человек.
Православные приверженцы староканонической церкви оказались в Болотном без храма.

4.11. Третья попытка закрыть Болотнинскую Свято-Никольскую церковь советскими властями в 1935 г.
25 марта 1935 г. было принято решение Болотнинского райисполкома о закрытии церкви в Болотном на период ее капитального ремонта.
26 марта 1935 г. в Болотнинский райисполком пришло уведомительное письмо из Краевой комиссии культов о том, что 8 учреждений и предприятий Болотного в составе 421 работника на своих собраниях постановили включить в наказ Болотнинскому райисполкому закрыть церковь в Болотном, а само здание церкви использовать для культурно-просветительских целей, в связи с чем предлагалось выяснить отношение к ликвидации церкви остального населения с. Болотное и окружающих поселков.
В следующих числах марта 1935 г., несмотря на множество протестующих верующих, церковь была закрыта, священнику было отказано в праве исполнять в ней требы и молитвы.
Верующие принялись писать жалобы в Болотнинский райисполком и в Запсибкрайисполком. Райисполком не обращал на них никакого внимания, однако, жалобы православных верующих Болотного в инстанцию выше вынудили секретаря Запкрайисполкома М. Тутина прислать телеграмму в Болотнинский райисполком с требованием вновь открыть для верующих церковь с условием их обязательства выполнить ремонт церкви в течение лета.

4.12. Болотнинские священнослужители в 1930-х  гг.
В 1933 г.  настоятелем в Болотном становится обновленец Валов Николай Иванович, сменивший на этом посту Антоненко Григория Ивановича.
15 апреля 1933 г. в Болотное прибывает новый настоятель, также обновленец, – Зверев Михаил Иванович.
5 октября 1933 г. вторым священником в Болотнинской Свято-Никольской церкви назначается обновленец Николай Петрович Скворцов.
В результате этих пертрубаций Болотнинский приход прочно оказывается в руках обновленцев – православных, порвавших со староканонической православной церковью.
В 1936 г. настоятелем церкви в Болотном был назначен Александр Николаевич Чесноков, 1889 г.  рождения, уроженец Кировской области.
26 октября 1937 г. священник Болотнинской церкви Чесноков был арестован по обвинению в участии в церковно-монархической контрреволюционной повстанческой организации, 4 ноября 1937 г. он был осужден тройкой УНКВД НСО по ст. 58 п.2-6-11 УК РСФСР и 5 ноября 1937 г.  был расстрелян в Новосибирске.

4.13. Болотнинская Свято-Никольская церковь в 1937-1939 гг.
После ареста и гибели в 1937 г. настоятеля Болотнинской Свято-Никольской церкви священника Александра Чеснокова прихожане еще продолжали собираться на молитву в храм.
Летом 1939 г. отдел по делам религий Новосибирского облисполкома активизировал запросы по районам области с целью выяснить информацию о состоянии приходов и о церковных строениях на местах.
7 сентября 1939 г. в ответ на запрос Новосибирского облисполкома №13196 от 15 июня 1939 г. председатель Болотнинского райисполкома сообщал в рапорте, что на территории Болотнинского района находится 7 православных церквей, документы на закрытие которых утеряны. Все они, в отсутствие церковных советов и священников, пустуют.

4.14. Решение Болотнинского райисполкома 1939 г. о закрытии Болотнинской Свято-Никольской церкви и передаче ее под культурное учреждение.
2 декабря 1939 г. на заседании Болотнинского райисполкома было вынесено новое решение о передаче здания Болотнинской церкви под культурное учреждение, обсуждался вопрос о передаче ее Дому Пионеров.
Богослужение в Болотнинской церкви были прекращены, приход распался на группы, собирающиеся нелегально по домам.

4.15. Распоряжение Новосибирского облисполкома 1940 г. о закрытии Болотнинской Свято-Никольской церкви, начало ее переоборудования под кинотеатр.
Официально Болотнинская Свято-Никольская церковь была закрыта распоряжением Облисполкома № 35 от 10 февраля 1940 г., в этом же году церковь была описана как свободное деревянное здание, переоборудованное под городской кинотеатр, внутри которого произведен капитальный, незаконченный ремонт.

4.16. Здание закрытой Болотнинской Свято-Никольской церкви в годы Великой Отечественной войны.
Во время Великой Отечественной войны, в 1942 г., решением Болотнинского райисполкома пустующее здание церкви в Болотном хотели передать под спиртзавод, в 1943 г. – в аренду артели «Объединенный труд», однако, до 1945 г.  здание оставалось пустым.

4.17. Открытие кинотеатра «Победа» в бывшем здании Болотнинской Свято-Никольской церкви в 1945 г.
После Великой Отечественной войны в бывшем здании церкви был открыт кинотеатр «Победа».

4.18. Пожар 1952 г. и уничтожение здания болотнинского кинотеатра «Победа» - бывшей Болотнинской Свято-Никольской церкви.
В 1952 г.  здание бывшей Болотнинской Свято-Никольской церкви на ул. Московская, в котором разместился кинотеатр «Победа», сгорело.
Жители окрестных домов стали свидетелями этого пожара. По их воспоминаниям, здание не удалось потушить сразу, после пожара оно тлело еще два дня. Обгоревший сруб бывшей церкви долго потом чернел, пока не был разобран.
В последующие годы на месте сгоревшего в 1952 г. здания бывшей церкви, переоборудованного в кинотеатр, было построено длинное одноэтажное многоквартирное здание (современный адрес: ул. Московская, 112). В этом доме жили работники Болотнинской районной больницы и поликлиники.

4.19. Легенды о пожаре 1952 г.  в болотнинском кинотеатре «Победа» - бывшей Болотнинской Свято-Никольской церкви.
Наиболее известной болотнинской легендой о событиях пожара 1952 г. является легенда о белой женщине. Согласно ей, накануне пожара в закрытом на ночь здании бывшей церкви, переоборудованной в кинотеатр, стала являться призрачная женщина в белых одеждах, которую во время обходов заметил сторож. Эта же таинственная женщина появилась в здании и непосредственно перед началом пожара. По легенде, в ту роковую ночь сторож, совершая обход, открыл дверь и вновь увидел в помещении призрачную рыдающую белую женщину. В ужасе сторож выбежал из здания, вслед за этим вспыхнула сцена, устроенная в бывшем алтаре, а от нее огонь перекинулся на стены здания.
Согласно другой легенде, здание невозможно было потушить никакими способами, так как сам огонь имел свойство неугасимости. В одном из вариантов этой легенды также говорилось, что у прибывших пожарных не было воды, чтобы тушить пламя. Все варианты этой легенды сходятся в едином заключении: храм сгорел дотла, чтобы не быть вновь оскверненным.
Третья легенда гласила, что от сгоревшего дотла бывшего храма чудесным образом сохранились маковки куполов с крестами, снесенные ветром во время пожара, и что одна из этих маковок была затем установлена прихожанами на могиле священника Стефания на Болотнинском старом кладбище (вероятно, речь шла о священнике Стефане Крылове, возглавлявшем Болотнинскую православную общину с октября 1945 г. по январь 1948 г., на могиле которого православные верующие действительно установили металлический крест со старой церкви, который был снят вместе с другими крестами и куполами с крыши здания в ходе переоборудования здания храма под кинотеатр в 1940 г.).
4.20. Сохранение памяти о местонахождении существовавших ранее Болотнинской Трехсвятительской церкви и первой и второй Болотнинских Свято-Никольских церквей.
22 мая 1998 г. православной общиной Болотного на перекрестке улиц Московская, Комитетская и Подгорная  был установлен высокий деревянный православный крест.
Место нахождения креста, вероятно, частично совпадало с нахождением на нем ранее здания Болотнинской Трехсвятительской церкви (1843-1864 гг.) и первой Болотнинской Свято-Никольской церкви (1867-1912 гг.).
Местом нахождения здания второй Болотнинской Свято-Никольской церкви (1912-1952 гг.) является ныне полуразрушенное длинное одноэтажное многоквартирное здание по адресу: ул.Московская, 112.
По воспоминаниям старожилов, в 1970-х гг. на ул. Московская, южнее вышеописанных мест нахождения прежних церковных строений, прокладчиками подземного кабеля были случайно вскрыты захоронения, вероятно, относящиеся к некрополю при Болотнинской церкви.
Невозможно сказать, где именно располагались четыре причтовых дома для 2-х священников и 2-х псаломщиков, а также здания, в которых размещалась церковно-приходская школа и другие приходские службы.
15 сентября 2021 г. был освящен новый металлический крест, установленный  северо-восточнее установленного в 1998 г. деревянного креста. Инициатором переноса места установки нового креста и исполнителем проводимых работ стало предприятие ЗАО «Болотнинская Гофротара», которое за лето построило новое бетонное основание объекта, установило металлический крест и провело облицовку памятного комплекса.
На бывшем месте нахождения деревянного креста ( и на бывшем месте Болотнинской Трехсвятительской и первой Болотнинской Свято-Никольской церквей) в настоящее время расположена часть территории «Болотнинской Гофротары».

5. Третья Болотнинская Свято-Никольская церковь в 1948 – 2008 гг.

5.1. Попытки болотнинских православных верующих воссоздать свою легальную религиозную  общину в годы Великой Отечественной войны.
Во время Великой Отечественной войны в стране вновь стали открываться храмы. В 1943 г. верующие Болотного обратились в Новосибирский облисполком с ходатайством об открытии церкви. Из сообщения Уполномоченного по делам Русской Православной Церкви при Новосибирском Облисполкоме П.Н.Созоненка известно: «Особую настойчивость в отношении открытия церквей проявляют верующие городов Бердска, Болотное, Колпашево…В ряде поступивших заявлений  - верующие, обращаясь к советским органам, просят под церковь или молитвенный дом отвести или специально оборудовать соответствующее помещение и послать им священника»
В начале 1944 г.  болотнинским православным верующим было отказано в регистрации. Но верующие написали заявление вновь. Власти готовили свой ответ на заявление: «По другому заявлению верующих (г.Болотное) материал подготовлен, предварительно согласован, решение оформляется в январе 1945 г.», «Решения Облисполкома об отклонении ходатайств за №№ 21 от 4/1-1945 г. И № 297 от 26 марта 1945 г. высланы в Совет. Ходатайства верующих отклонены в виду невозможности освобождения церковных зданий: в с.Чаны – церковное здание переоборудовано и занято амбулаторией, в г.Болотное – переоборудовано под кинотеатр». Власти твердо стояли на том, что такой возможности нет: церковное здание капитально переоборудовано под кино, на что истрачено 42 тысячи рублей.

5.2. Регистрация Болотнинской православной общины в Новосибирском облисполкоме в 1945 г.
Наконец, постановлением Совета по делам Русской Православной Церкви при Новосибирском облисполкоме от 27 июля 1945 г., после двух отказов подряд, верующим было разрешено открыть в городе Болотное молитвенный дом: «Распоряжения об этом будут даны райисполкому, управляющей епархией архиепископ Варфоломей об этом поставлен в известность».
Верующие жители Болотного образовали церковную «двадцадку» и 12 октября 1945 г. зарегистрировали Болотнинскую православную общину в Новосибирском облисполкоме.

5.3. Функционирование православного молитвенного дома Святого Николая Чудотворца в Болотном в частных домах верующих в 1945г.
Молитвенный дом православных верующих-болотнинцев был открыт в частном доме Т.Е.Земцова. Об этом писал Уполномоченный по делам РПЦ П.Н.Созоненок: «Молитвенный дом (св. Николая Чудотворца) в городе Болотное Болотнинского района в доме Земцова по Советской ул. № 34, разрешенный к открытию постановлением Совета от 27 июля 1945 г.  – начал функционировать с 25 октября 1945 г. Настоятелем дома назначен и мною зарегистрирован 12/10-45 г. священник Крылов С.А. Часть верующих – из числа двадцадки, возбуждая вопрос от открытии молитвенного дома все же питали надежду, что будет разрешено открыть церковь и будет передано им церковное здание. Многие открытие молитвенного дома встретили безучастно и выжидательно. Верующие намерены снова возбуждать вопрос о передаче им церковного здания (ходатайства верующих об этом дважды отклонены Облисполкомом)».
8 ноября 1945 г. собрание верующих избрало церковным  казначеем Хомякову, временные обязанности церковного старосты были возложены на избранного ранее помощника церковного старосты Симонова.
Позже функции молитвенного дома исполняли частные дома верующих Лапенко М.К. и Вужаркиной А.М.

5.4. Покупка Болотнинской православной общиной строений  на улицах 1-я и  2-я Кондукторская в 1946-1947 гг. для оборудования их под будущий храм  и квартиру священника.
В сентябре 1946 г. православная община Болотного купила помещение под молитвенный дом по адресу ул. 2-я Кондукторская, 7.  В информационном докладе Уполномоченного по делам РПЦ П.П.Созоненка сообщается: «В сентябре 1946 года приходской общиной г.Болотное куплено помещение под молитвенный дом вместимостью до 250 человек. После небольшого ремонта и осмотра комиссией начнет функционировать».
14 октября 1946 г. – в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Болотнинском молитвенном доме состоялось первое богослужение.
В 1947 г. община купила дом с надворными постройками за 25000 рублей рядом по ул. 1-я Кондукторская, 8, расширив территорию и обеспечив священника квартирой при молитвенном доме.

5.5. Освящение престола в новой Болотнинской православной церкви  во имя Святителя Николая Чудотворца Мирликийского в 1948 г.
В 1948 г. престол в новой церкви, по воспоминаниям старожилов, освятил митрополит Варфоломей (Городцев). Новый храм освятили, подобно ставшему недоступным для общины бывшему храму на ул. Московская, во имя Святителя Николая Чудотворца Мирликийского.

5.6. События 1945-1948 гг. в сообщении болотнинского священника Михаила Иванова.
О событиях в жизни Болотнинской православной религиозной общины 1946-1948 гг.  сообщал в своем сообщении от 30 октября 1958 г. благочинному священнику Александру Тугаринову в Новосибирск настоятель Болотнинской церкви священник Михаил Иванов: «В конце 1945 года Высокопреосвященнейший Варфоломей, Архиепископ Новосибирский и Барнаульский назначил Священника о.Стефана Афиногеновича Крылова в гор. Болотное, который, зарегистрировавшись у Уполномоченного по делам Р.П.Ц. гражданина Созоненок П.Н., стал исполнять требы и молиться в собственном доме Земцова Т.Е. По истечении семи месяцев перешли молиться к гр-ке Вужаркиной А.М., проживающей в гор. Болотное по улице Октябрьская, 25. Священник о. Стефан стал хлопотать о разрешении для покупки дома под молитвенный дом. Разрешение было дано, и несколько членов «Двадцадки» стали ходить по домам, собирая деньги. Ходили: Наталья Костоусова, Матрона Лосева, Агафья Вужаркина и др. На собранные деньги купили дом за 65 тысяч у гр-на Петрова В.Н., проживающего в гор.Болотное по улице Вторая Кондукторская, 7. 5-го сентября 1946 года из купленного дома сделали молитвенный дом. Сначала было бедно и убого. Иконы приносили верующие. Загороженный угол иконами служил Алтарем. Сосуды были из белой жести, облачение священника – из крашеного холста. Пели певчие – любители. Управляла певчими инокиня Анастасия Онуфриевна Комаровская, она исполняла обязанности псаломщика. По благословению и решению архиепископа Варфоломея храм, т.е. молитвенный дом, ввиду сложившихся обстоятельств, продолжали расстраивать на Северо-Восток. Отец Стефан Крылов, 1868 года рождения, инвалид 2-й группы по старости, бессемейный (вдовец). При Священнике Крылове были сделаны работы по ремонту молитвенного дома: купили сруб в деревне и сделали прируб, чем и расширили храм, а внутри вырезали арку. 19-го января 1946 года были зарегистрированы члены Ревкомиссии, члены церковного Совета у Уполномоченного по делам Р.П.Ц. Прослужив 2 года и 3 месяца, отец Стефан Крылов скончался 3-го января 1948 года. На городском кладбище имеется могила с огромным металлическим крестом от бывшей церкви, которая сгорела».

5.7. Ремонт Болотнинской Свято-Никольской церкви в 1956 г.
В 1954 г. выяснилось, что здание храма нуждается в ремонте. Летом 1956 г. были заготовлены лесо-и пиломатериалы, осенью того же года началось строительство. Сняли старую крышу с храма, связали скобами все постройки и скрепили металлическими болтами стены. Вместо старого потолка сделали крышу аркой и покрыли ее металлической черепицей. У входа в храм построили веранду. Внутри храма по чертежу диакона Иванова принялись оборудовать новый иконостас. Восемь икон верхнего яруса были лично написаны Ивановым.
По завершении работ митрополитом Нестором было совершено освящение нового престола и всего здания в присутствии благочинного протоиерея Алексея Горелкина, протодиакона Олега Зырянова, иеродиакона Сергия и двух иподиаконов-рипидчиков.  Митрополитом Нестором был освящен также новый Антиминс. Во время освящения участвовали хор и регент Новосибирского Кафедрального Вознесенского собора. Священник Иванов был награжден набедренником и скуфьей, членам церковного совета были вынесены благодарность и денежное вознаграждение от 500 до 300 рублей каждому.

5.8. Строительные работы в Болотнинской Свято-Никольской церкви в 1957-1958 гг.
Весной 1957 г. при церкви была построена небольшая часовенка для воды из-под Крещения. Летом того же года был заготовлен лесоматериал, осенью храм был обшит им снаружи и окрашен в голубой цвет. В то же время была расширена церковная сторожка. В самом храме был устроен третий ярус иконостаса, в который были вставлены иконы, написанные священником Ивановым.
Весной 1958 г. был приобретен сруб, из которого соорудили прируб к храму. В одной половине прируба устроили котельную, в другой вход в храм. Бывшую на этом месте застекленную веранду перенесли к Западным дверям храма. Провели водопровод в храм и в церковный причтовый дом, в обе квартиры, наняв для рытья траншеи экскаватор. К церковному дому сделали пристройку, расширив квартиры. Осенью 1958 г. удалили все 6 печей из храма и провели из котельной водяное отопление в храм и в церковные квартиры. На хорах устроили ризницу.
храма и провели из котельной водяное отопление в храм и в церковные квартиры. На хорах устроили ризницу. Приобрели в Епархиальном управлении новые ризы и стихари в дополнение к ризам и стихарям, пошитым из разных материалов членами церковного совета. Позже в храме и в церковных квартирах были проведены новая электропроводка и устроена вентиляция. Над входом в храм с наружной стороны была установлена икона Святителя и Чудотворца Николая, написанная настоятелем Ивановым.

5.9. Приход Болотнинской Свято-Никольской церкви в конце 1950-х  гг.
В 1958 г. приход Болотнинской Свято-Никольской церкви состоял из Болотного, Степанихи, Ольгинской, Баратаевки, Михайловки, Киселевки, Иксы, Витебска, Дивинки, Елового Падуна, Тына, Дубровинского, Саввиново, Таскаево, Мануйлово, Киевки, Георгиевки, Демидовки, Маментьевки, Нового Елбака, Захаровки, Старого Елбака, Киряково, Басалаевой, Лебяжьего, Ильюшевки, Вишневки, Карасево, Зудово, Смирновки, Герасимовки, Алексеевки, Тулы, Баксона, Кругликово, Ояша, Чахлово, Чебулы.

5.10. Болотнинские священнослужители в 1940-1950-х  гг.
Первый священник и настоятель возрожденного прихода Стефан Крылов прослужил в Болотном с 13 октября 1945 г.  по 4 января 1948 г.
В 1948 г. новым священником в Болотнинской церкви  был назначен Михаил Константинович Благовидов, о котором сообщается, что он не имел семьи («был одиноким»). В 1949 г. Благовидов был награжден митрополитом Варфоломеем камилавкой за завершение на тот момент строительства новой Болотнинской церкви (при нем был сделан трехстенный пристрой к храму, вырезана арка). В 1950 г.  Благовидов был переведен в приход города Белово.
В это же время штатным псаломщиком в Болотное был назначен Чудинов Антоний Васильевич, который одновременно исполнял обязанности бухгалтера в церкви. В 1956 г.  он был переведен в Бийск.
В 1950 г. в Болотнинской церкви стал настоятелем протоиерей Петр Петрович Беляев, при котором купили сруб и построили дом для причта в церковной ограде и помещение для сторожа и ночлега приезжих прихожан. В 1952 г. Беляев был награжден митрой. Летом 1954 г. он заболел и умер в больнице в Новосибирске.
В 1954 г. в помощь священнику Беляеву в Болотное из Бийска был направлен второй священник Леонид Михайлович Черкашинов, который после смерти Петра Петровича стал настоятелем. В 1957 г. Черкашинов был переведен в Тогур, а затем уволился заштат, пожертвовав Болотнинской церкви люстру за 1800 руб.
В 1956 г. в Болотное на вакансию псаломщика был назначен Михаил Васильевич Иванов, талантливый живописец и зодчий.
В 1957 г.  новым настоятелем стал священник Александр Андреевич Бурдин, переведенный из Новосибирской Успенской церкви. В том же году он был уволен заштат.
Вместо Бурдина в 1957 г. священником стал диакон Иванов, в том же году рукоположенный во иереи.
Штатным псаломшщиком был назначен Грачев Павел Антонович. В том же году он был рукоположен во диаконы, но позже уволился заштат.
В 1958 г. из Волынской епархии в Болотное был переведен дьякон Яков Бохонский, который приехал с семьей.

5.11. Появление нового иконостаса в 1980 г.
В 1980 г. в Болотнинской церкви был установлен новый иконостас, вырезанный мастером М.И.Селезневым из Рубцовска.

5.12. Болотнинские священнослужители в 1960-1980-х  гг. .
В 1960-х – 1980-х гг. настоятелями были Болотнинской церкви были:  протоиерей Александр Сычугов, иеромонах (ныне архимандрит) Серафим (Брыскин), иерей (ныне протоиерей) Павел Патрин, протоиерей Анатолий Мельников, иерей Иоанн Слугин, протоиерей Иоанн Бубенов, протоиерей Александр Пивоваров, иерей Николай Торопов, протоиерей Николай Чугайнов. Биографии большинства из них современным болотнинцам малоизвестны.

5.13. Священник Николай Чугайнов.
Николай Петрович Чугайнов родился в 1939 г. в деревне Васкино в Пермской области. В 18 лет поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, после ее окончания работал делопроизводителем Астраханского
Епархиального управления и исполнял послушание иподиакона у Архиепископа Астраханского и Енотаевского Павла (Голышева). Вместе с Архиепископом Павлом (Голышевым) в 1964 г. был переведен в Новосибирск, где также продолжил исполнять послушание иподиакона и работал делопроизводителем Епархиального управления. В том же году был рукоположен во диаконы. В 1967 г. рукоположен во пресвитеры и в том же
году награжден камилавкой. в 1975 г.  был награжден наперсным крестом. В 1978 г.  возведен в сан протоиерея. С 1974 г.  был штатным священником в храмах Белово, Новокузнецка, Прокопьевска, Барнаула, Анжеро-Судженска. В 1982 г.  был награжден палицей и крестом с украшениями.
В 1985 г. священник Николай Чугайнов стал настоятелем Болотнинской Свято-Никольской церкви. В 1985-1988 гг. он провел ремонт и реставрацию Болотнинского Свято-Никольского храма, при нем он приобрел узнаваемый во все 1990-е-2000-е гг. внешний вид. В 1991 г. Николай Чугайнов был переведен в Колывань, где стал настоятелем полуразрушенной Александро-Невской церкви, которую сумел за год поднять из руин. Затем в 1992 г. он был переведен в Куйбышев, где за год из руин поднял старинную церковь Рождества Иоанна Предтечи, за что был награжден митрой. Последним местом служения стал город Новосибирск, где Чугайнову было поручено перестроить бывшее здание кинотеатра «Луч», переданное монастырю в честь Новомучеников и Исповедников Российских, в храм Всех святых. Находясь на этом посту, в 1993 г.  священник Чугайнов умер.

5.14. Священник Алексей Воронков.
После перевода в начале 1990-х гг. из Болотного священника Чугайнова место настоятеля Болотнинского Свято-Никольского храма занял священник Алексей Воронков. При нем при Болотнинском храме была организована детская воскресная школа, в районной клинической больнице была выделено помещение для проведения бесед, треб и богослужений, впервые после 1920 г.  православный священник вновь стал посещать учебные заведения района.  Священник Алексей Воронков своим добрым нравом запомнился не только своим прихожанам, но и болотнинским верующим протестантам баптистам и пятидесятникам, которые приходили к Воронкову пообщаться, побеседовать о Священном Писании и о вопросах веры.
В 1993 г. рядом с селом Дивинка было построено общежитие кооператива «Каскад», при котором планировалось строительство часовни. Место для строительства часовни было освящено, были готовы стройматериалы, однако, вскоре кооператив распался и строительство часовни продолжено не было.
В 1995 г. в выделенном помещении в Болотнинской районной больнице была оборудована часовня в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы.

5.15. Священник Анатолий Рублев.
В 1996 г. вместо священника Алексея Воронкова настоятелем Болотнинской церкви был назначен молодой священник Анатолий Рублев.
В том же году при Болотнинском приходе была создана для детей Серафимо-Никольская школа традиционной русской культуры, которую возглавила жена Анатолия Рублева – Рублева Татьяна Александровна. Детям рассказывали о житиях святых и об истории церковных праздников, детей обучали навыкам рисования, лепки, пению, разучивали с ними произведения фольклора, разыгрывали представления.
Впоследствии в 2001 г. филиал Серафимо-Никольской школы был открыт в селе Турнаево.
Священник Анатолий Рублев продолжил сотрудничать с учреждениями и организациями Болотнинского района.

5.16. Священник Алексей Матанцев.
Во второй половине 1990-х гг. в Болотнинском Свято-Никольском храме начинает служить священник Матанцев Алексей Владимирович. После назначения священника Анатолия Рублева настоятелем Турнаевской церкви во имя Преподобного Серафима Саровского Матанцев становится настоятелем Болотнинской Свято-Никольской церкви.

5.17. Православные храмы, часовни и организации, окормляемые священниками Болотнинской Свято-Никольской церкви в 1990-2000-х гг.
В 1996 г. священник Анатолий Рублев начинает посещать Турнаево, проводит крещения и служит молебны при храме во имя Преподобного Серафима Саровского, переданного в 1993 г. распоряженим Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина в ведение Новосибирской епархии. В 1999 - 2009 гг. Анатолий Рублев примет участие в восстановлении этого храма. С 2000-го г. стал проводиться ежегодный крестный ход из Болотного в Турнаево, который собирал сотни верующих из Новосибирской области и близлежащих регионов.
В 1997 г. при Болотнинской районной больнице было создано православное сестричество, которое организовала Светлана Петровна Кашаева.
В 1998 г. на станции Чебула была освящена церковь во имя Иверской иконы Божией Матери. Организатор православной общины в Чебуле Маклакова Анна Ивановна осуществила сбор средств на приобретение дома в этом населенном пункте, который затем переоборудовали в храм.
В 1999 г. в Болотнинском психоневрологическом интернате была оборудована часовня во имя великомученика и целителя Пантелеймона.
Часовня во имя великомученика Георгия Победоносца была построена в деревне Камень. Строительство часовни было инициировано и совершено Обществом ветеранов спецслужб.
В селе Больше-Черное был открыт православный молельный дом, который создал организатор Больше-Черновской православной общины Олег Александрович Шалагин.
В селе Светлая Поляна священником собора Александра Невского Константином Работа в 2001 г.  была освящена молитвенная комната в здании правления села.
В селе Турнаево в 2003 г.  рядом с восстанавливаемым храмом во имя Преподобного Серафима Саровского была освящена домовая церковь во имя Святого Праведного Феодора Томского.

5.18. Разделение Болотнинской православной общины в 2008 г.  на два прихода.
В 2008 г. в Болотном был построен и освящен второй действующий храм – храм во имя Святого Архистратига Михаила, расположенный на территории Болотнинского городского парка. Болотнинская православная община разделилась на два прихода: новый приход храма во имя Архистратига Михаила и старый приход во имя Святителя и Чудотворца Николая.

6. Заключение

Весной 1815 г. на «пустопорожнем месте болотном» была построена почтовая станция Болотная, для обслуживания которой из деревень Голяшевой и Моховой были переведены крестьяне, составившие первое населения появившейся в 1816 г. на Московско-Сибирском тракте рядом с почтовой станцией Болотная деревни Болотинской. Первые жители деревни Болотинской своей церкви не имели и были прихожанами церкви во имя Трех Святителей в селе Ояш.
В конце 1830-х гг.  болотнинцы решили построить собственный храм. 16 декабря 1837 г. епископом Томским и Енисейским Агапитом был утвержден типовой план строительства деревянной церкви с колокольней в деревне Болотинской. 4 июля 1839 г. храм был заложен в центре деревни Болотинской на пригорке на Московском тракте между этапом и почтовой станцией, на перекрестке современных улиц Московская, Комитетская и Подгорная. 28 марта 1843 г. деревянная однопрестольная церковь с колокольней была построена и освящена. Престол в церкви был освящен во имя Трех Святителей Петра, Алексея и Ионы Московских и всех России чудотворцев. Следовательно, и наш первый Болотнинский храм получил название Трехсвятительской церкви. 21 год спустя эта самая первая церковь в Болотном сгорела.
15 августа 1865 г. епископом Томским и Семипалатинским Виталием (Ветроградовым) было разрешено строительство новой церкви. 1 сентября 1865 г. церковь была заложена по плану 1837 г.  на прежнем фундаменте. Два года спустя, 9 июня 1867 г. Болотнинская церковь была построена. 12 июня 1867 г. прихожанами церкви было составлено прошение на имя епископа Томского и Семипалатинского Алексея (Новоселова) с просьбой переименовать храм в честь Святителя Николая Чудотворца: «Мы нижеподписавшиеся прихожане Болотинской Трехсвятительской церкви, крестьяне сел и деревень, быв в общем собрании, в силу того, что от пожара прежней церкви спаслась одна икона Святителя и Чудотворца Николая, изъявив желание переменить престол во вновь устроенной церкви во имя сего Великого Угодника Божия…». Поэтому престол в новой церкви на этот раз был посвящен Святителю и Чудотворцу Николаю Мирликийскому, и Болотнинский храм с этого времени стал называться Свято-Никольским.
В начале 20 в. с появлением все большего числа переселенцев из Европейской России, благодаря своему удобному местоположению, село Болотное расширяется, пополняется православный приход. Места в храме даже в обычные службы стало не хватать. В январе 1903 г. Томская духовная консистория разрешает проект перестройки Болотнинской церкви в виде пристройки к алтарю. Но вопрос большего расширения храмового пространства такая локальная перестройка не решала. В 1911-1912 гг. рядом со старым, обветшавшим зданием Болотнинской церкви было построено новое деревянное здание однопрестольной церкви на кирпичном фундаменте под железной крышей по проекту № 31 на 500 человек из «Атласа планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовень, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях», изданном Святейшим Синодом Русской Церкви. На колокольне было 5 колоколов, большой колокол имел вес 105 пудов.
После установления Советской власти впервые встал вопрос о закрытии церкви в Болотном, однако, и в 1920, и в 1923 гг. Болотнинская Свято-Никольская церковь продолжала функционировать. В 1930-х гг. Болотнинская православная община разделилась на староканоническую и обновленческую, храм оказался в руках у обновленцев. С марта 1935 года районными властями был взят курс на закрытие церкви в Болотном. В 1937 году был арестован и погиб настоятель Болотнинской Свято-Никольской церкви священник Александр Чесноков. В 1939 году церковь пустовала, решался вопрос о передаче ее под культурное учреждение. Распоряжением Облисполкома в 1940 году Свято-Никольская церковь в Болотном была официально закрыта и переоборудована под городской кинотеатр. Как кинотеатр здание бывшей церкви стало функционировать лишь в 1945 году. В 1952 году бывшая Болотнинская Свято-Никольская церковь на ул.Московская сгорела.
С конца 1930-х годов православные верующие Болотного своего храма уже не имели и разрозненно молились по частным домам. Во время Великой Отечественной войны в стране вновь стали открываться храмы. В 1943 г. верующие Болотного обратились в Новосибирский облисполком с ходатайством об открытии церкви. Вернуть себе уже переоборудованное под кинотеатр здание бывшей Болотнинской Свято-Никольской церкви на ул. Московская болотнинским православным верующим не позволили, как и не разрешили в годы войны зарегистрировать официальную религиозную общину. Однако, затем постановлением Совета по делам Русской Православной Церкви при Новосибирском облисполкоме от 27 июля 1945 г., после двух отказов подряд, верующим   было разрешено открыть в городе Болотное молитвенный дом. Верующие жители Болотного образовали церковную «двадцадку» и 12 октября 1945 г. зарегистрировали Болотнинскую православную общину в Новосибирском облисполкоме. В сентябре 1946 г. православная община Болотного купила помещение под молитвенный дом по адресу ул. 2-я Кондукторская, 7.  14 октября 1946 г. – в  праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Болотнинском молитвенном доме состоялось первое богослужение. В 1948 г. престол в новой церкви, по воспоминаниям старожилов, освятил митрополит Варфоломей (Городцев). Новый храм освятили, подобно ставшему недоступным для общины бывшему храму на ул. Московская, во имя Святителя Николая Чудотворца Мирликийского.
С послевоенного времени по 2008 г. Болотнинская Свято-Никольская церковь, расположенная на ул. 2-я Кондукторская, являлась центром Болотнинского православного прихода. В 2008 г. в городе Болотное был построен и освящен второй действующий храм – храм во имя Святого Архистратига Михаила, расположенный на территории Болотнинского городского парка. Болотнинская православная община разделилась на два прихода: новый приход храма во имя Архистратига Михаила и старый приход во имя Святителя и Чудотворца Николая.

7. Библиографический список

Архивные документы:

ГАНО Ф. Р-1418. Оп.1. Д.11. Л.3.
ГАНО Ф. Р-1418. Оп.1. Д.11. Л.17.
ГАНО Ф. Р-1418. Оп.1. Д.11. Л.32.
ГАНО Ф. Р-1418. Оп.1. Д.11. Л.38.
ГАНО Ф. Р-1418. Оп.1. Д.15. Л.3.
ГАНО Ф. Р-1418. Оп.1. Д.15. Л.19.
ГАНО Ф. Р-1418. Оп.1. Д.15. Л.56-60.
ГАНО Ф. Р-1418. Оп.1. Д.15. Л.88.
ГАТО Ф. Д-170. Оп.1. Д.170. Л. 2-8.
ГАТО Ф. Д-170. Оп.3. Д.394. Л. 7.
ГАТО Ф. Д-170. Оп.41. Д.865. Л. 1-3 об.
ГАТО Ф. Д-170. Оп.41. Д.1523. Л. 2.

Справочная литература:

Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках и селениях / Издание Святейшего Синода. М.: Синодальная типография, 1911. – 50 л. [ил.]. -  Л.40.

Книги:

Болотнинская быль. Болотнинский район Новосибирской области: история и современность . – Исторический очерк. – Новосибирск: Издательский Дом «Историческое наследие Сибири», 2014. – 640 с. , илл. – С. 123-125.

Статьи из журналов и газет:

Из архива. Священник Михаил Иванов. История Никольского молитвенного дома // Живоносный источник. – 2018.- № 1. – С.49-52.

Затолокин И. Судьба храма святителя Николая Чудотворца г. Болотное Новосибирской области / И.Затолокин // Живоносный источник. – 2021. - № 1. – С. 48-55.

Терентьев Е.В. Из истории Православия на территории Болотнинского района / Е.В.Терентьев // Наши новости. – 2009. – 21 января. – С . 10.

Терентьев Е.В. Из истории Православия на территории Болотнинского района / Е.В.Терентьев // Наши новости. – 2009. – 28 января. – С . 4.

Терентьев Е.В. Из истории Православия на территории Болотнинского района / Е.В.Терентьев // Наши новости. – 2009. – 4 февраля. – С . 10.

Терентьев Е.В. Из истории Православия на территории Болотнинского района / Е.В.Терентьев // Наши новости. – 2009. – 11 февраля. – С . 9.

Терентьев Е.В. Болотнинская Трехсвятительская церковь / Е.В.Терентьев // Неделька. – 2020. – 19 августа. – С. 11.

Терентьев Е.В. Болотнинская Трехсвятительская церковь / Е.В.Терентьев // Неделька. – 2020. – 26 августа. – С. 11.

Терентьев Е.В. Болотнинская Трехсвятительская церковь / Е.В.Терентьев // Неделька. – 2020. – 2 сентября. – С. 11.

Терентьев Е.В. Болотнинская Трехсвятительская церковь / Е.В.Терентьев // Неделька. – 2020. – 9 сентября. – С. 11.

Терентьев Е.В. Болотнинская Трехсвятительская церковь / Е.В.Терентьев // Неделька. – 2020. – 16 сентября. – С. 11.

Терентьев Е.В. Крест на перекрестке / Е.В.Терентьев // Неделька. – 2020. – 23 сентября. – С. 11.

Интернет-ресурсы:

22 сентября исполнилось 15 лет с того дня, как отошел ко Господу протоиерей Николай Чугайнов [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 10.02.2022)

В городе Болотное освящен новосооруженный поклонный крест [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 10.02.2022)

История прихода храма Святителя Николая Чудотворца г. Болотное [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 10.02.2022)
Репрессированные за веру в 20 веке священнослужители и миряне на территории Новосибирской области [Электронный ресурс]. URL: http://orthmuseum.ru/repressirovannye (дата обращения: 10.02.2022)

Калякин С. Во имя Вознесения Господня. Четыре проекта сузунского храма  [Электронный ресурс]. URL:  (дата обращения: 10.02.2022)

Мельникова З. Настоятель храма Алексей Матанцев: «У нас как в армии: куда направят – туда и едем» [Электронный ресурс]. URL:  (дата обращения: 10.02.2022)

Терентьев Е. Болотнинский этап [Электронный ресурс]. URL:  http://letopisi54.ru/letopis/detail.php?ID=14823 (дата обращения: 10.02.2022)

Терентьев Е. Не прижилась [Электронный ресурс]. URL:  http://letopisi54.ru/letopis/detail.php?ID=14846  (дата обращения: 10.02.2022)

Терентьев Е. Почтовая станция Болотная [Электронный ресурс]. URL:  (дата обращения: 10.02.2022)

Терентьев Е. Страницы истории Болотнинского района Новосибирской области. Болотнинская Трехсвятительская церковь [Электронный ресурс]. URL:    (дата обращения: 10.02.2022)

Терентьев Е. Страницы истории Болотнинского района Новосибирской области. Первая Болотнинская Свято-Никольская церковь  [Электронный ресурс]. URL:    (дата обращения: 10.02.2022)

Терентьев Е. Страницы истории Болотнинского района Новосибирской области. Вторая Болотнинская Свято-Никольская церковь [Электронный ресурс]. URL:    (дата обращения: 10.02.2022)

Терентьев Е. Страницы истории Болотнинского района Новосибирской области. Крест на перекрестке [Электронный ресурс]. URL:   (дата обращения: 10.02.2022)

8. Содержание

1. Вступление………………………………………………………………...2

2. Болотнинская Трехсвятительская церковь в 1843-1864 гг………...3

2.1. История появления населенного пункта Болотное в 1816 г………………………………………………………………………3
2.2. Первые жители Болотного были прихожанами Трехсвятительской церкви села  Ояш…………………………….3

2.3. Прошение болотнинских православных верующих о строительстве собственной церкви в Болотном, рассмотрение этого прошения и подготовка к строительству  в 1837-1839 гг……………………………………………………………………..3

2.4. Строительство самого первого православного храма в Болотном в 1839 -1843 гг. Сведения о проекте строения……………………4
2.5. Освящение первого православного храма в Болотном во имя Трех Святителей в 1843 г…………………………………………..5
2.6. Открытие церковно-приходской школы в Болотном при Трехсвятительской церкви в 1863 г……………………………….6
2.7. Пожар 1864 г. и уничтожение здания Болотнинской Трехсвятительской церкви…………………………………………6
2.8. Болотнинские священнослужители в 1845-1864 гг.……………...6
3. Первая Болотнинская Свято-Никольская церковь в 1867-1912 гг……………………………………………………………………………7
3.1. Строительство нового здания православного храма в Болотном на фундаменте прежней сгоревшей церкви в 1865-1867 гг……………………………………………………………………..7
3.2. Причина нового наименования воссозданной Болотннинской церкви при ее освящении в 1867 г. Болотнинская Трехсвятительская церковь становится Свято-Никольской…………………………………………………………8
3.3. Ремонт Болотнинского Свято-Никольского храма в 1887 г…….8
3.4. Приход Болотнинской Свято-Никольской церкви в 1864-1912 гг……………………………………………………………………10
3.5. Приходские школы Болотнинской Свято-Никольской церкви в 1864-1912 гг………………………………………………………..10
3.6. Болотнинские священнослужители в 1864-1912 гг……………..10
3.7. Сведения о церковных старостах Болотнинской церкви в 1864-1912 гг.……………………………………………………………..13
4. Вторая Болотнинская Свято-Никольская церковь в 1912 – 1952  гг…………………………………………………………………………..15
4.1. Проекты перестройки прежнего здания Болотнинской Свято-Никольской церкви и постройки нового ее здания в 1903 г……………………………………………………………………..15
4.2. Строительство нового здания Болотнинской Свято-Никольской церкви в 1911-1912 гг……………………………………………..18
4.3. Приход Болотнинской Свято-Никольской церкви в 1912-1917 гг…………………………………………………………………....19
4.4. Приходские школы Болотнинской Свято-Никольской церкви в 1912-1917 гг………………………………………………………..19
4.5. Болотнинские священнослужители в 1912-1917  гг…………….19
4.6. Болотнинская Свято-Никольская церковь в 1917-1919 гг……………………………………………………………………20
4.7. Первая известная попытка закрытия Болотнинской церкви  и арест ее священнослужителей в 1920 г. советскими властями……………………………………………………………20
4.8. Вторая попытка закрытия Болотнинской Свято-Никольской церкви советскими властями в 1923 г……………………………21
4.9. Приход Болотнинской Свято-Никольской церкви в 1930-х гг……………………………………………………………………22
4.10. Закрепление Болотнинского Свято-Никольского храма за болотнинской обновленческой общиной и оставление болотнинской староканонической общины без храма в 1930-х гг……………………………………………………………………22
4.11. Третья попытка закрыть Болотнинскую Свято-Никольскую церковь советскими властями в 1935 г…………………………..22
4.12. Болотнинские священнослужители в 1930-х  гг………………..23
4.13. Болотнинская Свято-Никольская церковь в 1937-1939 гг……………………………………………………………………23
4.14. Решение Болотнинского райисполкома 1939 г. о закрытии Болотнинской Свято-Никольской церкви и передаче ее под культурное учреждение…………………………………………...24
4.15. Распоряжение Новосибирского облисполкома 1940 г. о закрытии Болотнинской Свято-Никольской церкви, начало ее переоборудования под кинотеатр………………………………...24
4.16. Здание закрытой Болотнинской Свято-Никольской церкви в годы Великой Отечественной войны…………………………….25
4.17. Открытие кинотеатра «Победа» в бывшем здании Болотнинской Свято-Никольской церкви в 1945 г………………………………25
4.18. Пожар 1952 г. и уничтожение здания болотнинского кинотеатра «Победа» - бывшей Болотнинской Свято-Никольской церкви………………………………………………………………25
4.19. Легенды о пожаре 1952 г. в болотнинском кинотеатре «Победа» - бывшей Болотнинской Свято-Никольской церкви………………………………………………………………25
4.20. Сохранение памяти о местонахождении существовавших ранее Болотнинской Трехсвятительской церкви и первой и второй Болотнинских Свято-Никольских церквей……………………...26
5. Третья Болотнинская Свято-Никольская церковь в 1948 – 2008 гг…………………………………………………………………………..30
5.1. Попытки болотнинских православных верующих воссоздать свою легальную религиозную  общину в годы Великой Отечественной войны……………………………………………..30
5.2. Регистрация Болотнинской православной общины в Новосибирском облисполкоме в 1945 г………………………….30
5.3. Функционирование православного молитвенного дома Святого Николая Чудотворца в Болотном в частных домах верующих в 1945 г……………………………………………………………….31
5.4. Покупка Болотнинской православной общиной строений  на улицах 1-я и  2-я Кондукторская в 1946-1947 гг. для оборудования их под будущий храм  и квартиру священника………………………………………………………..31
5.5. Освящение престола в новой Болотнинской православной церкви  во имя Святителя Николая Чудотворца Мирликийского в 1948 г. ……………………………………………………………...32
5.6. События 1945-1948 гг. в сообщении болотнинского священника Михаила Иванова…………………………………………………32
5.7. Ремонт Болотнинской Свято-Никольской церкви в 1956 г……………………………………………………………………..34
5.8. Строительные работы в Болотнинской Свято-Никольской церкви в 1957-1958 гг……………………………………………………...34
5.9. Приход Болотнинской Свято-Никольской церкви в конце 1950-х годов………………………………………………………………..35
5.10. Болотнинские священнослужители в 1940-1950-х гг…………………………………………………………………....36
5.11. Появление нового иконостаса в 1980 г…………………………..38
5.12. Болотнинские священнослужители в 1960-1980-х гг…………..38
5.13. Священник Николай Чугайнов…………………………………...38
5.14. Священник Алексей Воронков…………………………………...40
5.15. Священник Анатолий Рублев………………………………….…41
5.16. Священник Алексей Матанцев…………………………………...42
5.17. Православные храмы, часовни и организации, окормляемые священниками Болотнинской Свято-Никольской церкви в 1990-2000-х гг…………………………………………………………...43
5.18. Разделение Болотнинской православной общины в 2008 г. на два прихода………………………………………………………….....44

6. Заключение………………………………………………………………45

7. Библиографический список…………………………………………...50

8. Содержание………………………………………………………………54




Муниципальное казенное учреждение культуры
 «Болотнинская централизованная библиотечная система»
 МКУК «Болотнинская ЦБС»

Православие в Болотнинском районе Новосибирской области. История Болотнинского прихода во имя Святителя и Чудотворца Николая (1-я пол. 19 в. - 2008 г.) / [автор-составитель Е.В.Терентьев]. – Болотное: методико – библиографический  отдел, 2022. – 59 с.: ил.

Краеведческое издание

Фотография на обложке: Терентьев Е.В.

Отпечатано в методо-библиографическом отделе Болотнинской ЦБС
Фактический и почтовый адрес: 6333340, Новосибирская область,
г. Болотное, ул. Московская, 56
Телефон: 8(383-49) 22-780