Память сердца Kuruwinda гл. 60

Анна Магасумова
 Анна Павлова. Жизнь в танце

"Каждый танец - неповторимая история чувства: Он и Она сливаются душой и телом, и начинается полёт по волнам нежности и соблазна"
(из Интернета)

 Русским балеринам рукоплескал весь мир, они покоряли своей грацией, изяществом и невероятным мастерством, а зрители даже не догадывались, сколь драматичными были порой их судьбы.
  Анна Павлова (1). Имя этой балерины известно всему миру. Афиши для неё рисовал сам Александр Серов, а её внимания добивался внук Александра II, великий князь Борис Владимирович. (2)
 В её честь был выведен сорт тюльпанов и создан потрясающий десерт, её осыпали цветами лотоса в Индии и бросали к её ногам сомбреро в Мексике. Бессмертие ей подарил "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса, в котором Анна Павлова смогла передать огромную гамму чувств. В том числе и собственную любовь к единственному мужчине, сумевшему безраздельно завладеть её сердцем. (3)
  Никто, кроме самой Анны Павловой, не мог бы сказать, что в написанной ею автобиографии правда, а что - вымысел.
  Согласно официальным записям будущая балерина появилась на свет 12 февраля 1881 года в военном госпитале Петербурга, а её родителями считались солдат Преображенского полка Матвей Павлович Павлов и прачка по имени Любовь Федоровна. Однако ходили слухи, что Анна была незаконной дочерью банкира еврейской национальности Лазаря Полякова, не признавшего отцовства из-за высокого положения в обществе.
  Но официально это не было доказано.
"В течение нескольких месяцев ребёнок лежал в вате и жизнь лишь теплилась в нём. Когда Анна немного подросла, ей пришлось перенести ряд тяжёлых детских болезней -  корь, скарлатину, дифтерит. Четырех лет от роду, играя около стола, на котором стоял кипящий самовар, она зацепилась за скатерть, уронила самовар и обварила кипятком всю левую руку. Следы этой неосторожности сохранились на всю жизнь", – писал в книге "Моя жена -  Анна Павлова" гражданский супруг балерины Виктор Дандре.(4)
  Сама Анна Павлова придерживалась официальной версии: отец скончался, когда ей было всего два года, а жизнь  с матерью была тяжёлой и беспросветной. Хотя на самом деле глобальной нужды семья не испытывала.
 От  банкира Лазаря Полякова, возлюбленного матери  в качестве отступных досталась небольшая собственная прачечная, приносившая стабильный доход.
  Родившись недоношенной и болезненной, девочка первые годы жизни провела с матерью в Петербурге, а затем переехала в деревню Лигово, в деревянный дом бабки по отцовской линии.
  Детство Анны было бедным. Хотя прачечная исправно функционировала. Мать считала Анну обузой: подарки на каждый праздник и материнская любовь были не более чем фантазией девочки. (5) Развлечений у неё практически не было. Благодаря этому она сильно полюбила природу. Пребывание на свежем северном воздухе укрепило здоровье Ани, и Любовь Федоровна начала брать дочь с собой в Петербург.
   В один из таких визитов Павлова попала в театр на балет "Спящая красавица" в постановке Петипа.
 Находясь в ложе с другими детьми, девочка восторженно ловила каждое движение исполнителей и по окончании спектакля, никогда до этого не отличавшаяся решительностью и смелостью, заявила:
"Я хочу танцевать так же, как принцесса Аврора! Я стану балериной!"
  Посещение Мариинского театра стало единственной отдушиной в сером мире маленькой Анны.
    Мать посчитала, что рост и вес дочери вполне подходят для хореографии, и привела 8-летнюю девочку на вступительный экзамен в балетную школу. С первого раза поступить не удалось, но Аня продолжала пытаться, и в 1891 году её, наконец, приняли.
Любовь Фёдоровна после отъезда дочери вздохнула с некоторым облегчением: теперь Анна находилась на полном государственном обеспечении. Дома она не бывала, ибо учениц балетного класса не отпускали даже на каникулы, якобы из-за имевших место прецедентов со сбежавшими юными балеринами.
  С первых дней учёбы Павлова старалась стать лучшей в классе. Тренируясь по 8 часов в день, она добилась участия в выступлении перед царской семьей, а спустя 7 лет с отличием  окончила Императорское театральное училище.
  Павлову приняли в труппу Мариинского театра, где она очень быстро произвела фурор. Любители балета восхищались её танцем. Тонкая щиколотка, высокий подъём ноги, хрупкое телосложение - всё это выделяло Павлову  среди других балерин.
  Таких "воздушных" балерин в истории балета ещё не было. Эта хрупкость и необычность позволили ей миновать кордебалет, хотя все выпускницы начинали именно с него,  и даже получить второстепенные сольные партии. В прессе звучали хвалебные речи и сравнения:
"Пламень и пепел", "Чарующая нежность и грация", "Это искристое шампанское и пьянящий воздух", "Павлова точно спорхнула с гравюр 19 века"…
  Только пять выпускниц того времени получили звание "балерины" и Анна в их числе. Высочайшая одухотворённость и потрясающая пластика сделали её великой балериной мирового масштаба. Каждый танец был уникален, так как балерина никогда не могла повторить все те "па", которые рождались у неё импульсивно.
  Говорили, что всё, к чему прикасалась балерина, принимало черты изысканности.
  Анна попала под покровительство самой Матильды Кшесинской. Кшесинская пыталась устроить судьбу талантливой балерины. Ходили слухи, что она предлагала юной Анне стать содержанкой внука Александра II Бориса Владимировича.
 Для наглядности Кшесинская презентовала Анне платиновый карандаш, инкрустированный бриллиантами и рубинами, сказав молоденькой танцовщице:
"Эта маленькая вещица ничего не стоит по сравнению с тем, что ты могла бы иметь в подарок от великого князя".
  Но Павлова  не стремилась к отношениям без обязательств и отвергла "выгодное" предложение, ибо перед глазами всё ещё стоял пример матери.
Анна точно знала, что добьётся успеха без всякого покровительства. Что-что, а ведь она была права.
Позднее Павлова говорила:
"Преследовать безостановочно одну и ту же цель - в этом тайна успеха. А что такое успех? Когда я была ребенком и гуляла среди сосен, я думала, что счастье - это успех. Как я ошибалась!
Успех состоит не в аплодисментах зала, а в том радостном удовлетворении,
которое испытываешь от того, что приближаешься к совершенству".
 Петербургская газета "Слово" так отзывалась о Павловой:
"Она не танцует, но летает по воздуху".
 На вопросы о личной жизни Анна Павлова отвечала:
"Я -  монахиня искусства, и только театр занимает все мои  мысли".
 Однако это вовсе не было правдой. Доподлинно неизвестно, где и при каких обстоятельствах познакомилась балерина с молодым бароном Виктором Дандре. Рассказывали, что аристократ принялся ухаживать за балериной на одном из светских мероприятий. То ли с целью повысить собственную самооценку, то ли на спор с приятелем, Дандре принялся покорять сердце красавицы. И Анна сама не заметила, как влюбилась.
   Виктор Дандре немало поспособствовал продвижению Анны Павловой. Благодаря его участию она стала танцевать исключительно ведущие партии, а ещё он снял для возлюбленной роскошные апартаменты и стал одевать по последней моде. Вот только жениться на балерине он не собирался, ведь безродная танцовщица вовсе не подходила по статусу представителю высшего света.
  Но она не допускала даже мысли о том, что Дандре может на ней не жениться. И была совершенно разбита, когда узнала, что  Виктор готовится к свадьбе, но не с ней. Павлова тут же разорвала все отношения с возлюбленным, хотя на самом деле подготовка к бракосочетанию была только слухом.
После разрыва с Дандре Анна Павлова  спасалась работой, изнуряла себя у станка и именно в то тяжелое время станцевала "Умирающего лебедя",  сделавшего её бессмертной.
  "Умирающий лебедь" (фр. La Mort du Cygne) - хореографическая миниатюра, поставленная в 1907 году Михаилом Фокиным (6) для балерины Анны Павловой на музыку Сен-Санса  из сюиты "Карнавал животных". (7)
Тринадцать миниатюр из сюиты, названной автором "Карнавал животных", а также "Большой зоологической фантазией",  были наполнены искрящимся юмором, и только одна контрастно отличалась от остальных. Её чарующая мелодия была необычайно задушевна, видимо оттого, что пьеса изображала лебедя - красивую гордую птицу.(8)
  В 1905 году хореограф Михаил Фокин на музыку Камиля Сен-Санса поставил миниатюрный балет.Фокин считается основателем романтического балета. Он создал совершенно новый вид спектакля: драматически насыщенный одноактный балет.
  С Михаилом Фокиным балерину Анну Павлову связвала  большая творческая дружба. Танец "Лебедь"  родился очень быстро - за несколько минут до представления.  В первоначальном замысле балерина просто безмятежно плыла по сцене. Её говорящие руки завораживали. Но потом Анна взорвала эти 130 секунд танца, окрасив его трагедией гибели.
 В финале музыкального произведения Сен-Санса не было трагического конца. Музыка написана в мажорной тональности (G-dur/Соль-мажор).
 Трепет крыльев -  рук, как образ хрупкости счастья,  производил неизгладимое впечатление на всех. Балерина прикрепила рубиновую брошь на грудь, как символ раны, и этот танец стал называться "Умирающий лебедь".
Увидев хореографическую композицию, названную Михаилом Фокиным "Умирающий лебедь", Сен-Санс удивился такому прочтению своего произведения, однако этому не возражал.
Скульптурной пластики витрины -
Полётность поз, девелопменты...
Всплывали из теней картины
И слышались аплодисменты.

Вновь арабески оживали...
И стала ты  лучом над бездной!
Господь нарёк тебе скрижали
Парящей  нимфы бестелесной.

И фуэте, и пируэты
"За гранью" до сих пор вращает,
Как ось невидимой планеты...
Она бесплотна и... летает!

Воздушно-эфемерный  танец
С наивным личиком испанки,
Был только с виду иностранец,
А сердцем - истой  россиянки.

Оживший слепок с Терпсихоры,
Мне подскажи, а я  не выдам:
"Твои спасительные взоры
Зачем  позвали в ту обитель,-

Где невесомость рая спорит
С извечной  тягостью земною?.."
(Неужто рознь путь в ад откроет,
Пред тем упившись красотою?!)

И мне ответит "лебедь"  Анны,
Весь мир трагедией потрясший:
"Венец Венеры - вечно данный.
А образ смерти... день угасший".
(Елена Грислис стихи.ру)

  Премьера балетного номера состоялась на благотворительном концерте хора Мариинского театра в зале Дворянского собрания Санкт-Петербурга 22 декабря 1907 года.
Сен-Санс при встрече  с Павловой сказал:
"Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку".
"Умирающий лебедь"  стал визитной карточкой Павловой: она исполнила его около 4000 раз, в том числе в таких отдалённых местах, как Буэнос-Айрес (Аргентина)  и Лима (Перу).
 Трагедия в жизни -  на сцене трагично.
Партия "Лебедь" - оценка "отлично".
Вот только у Павловой он умирает,
Всё потому, что сердце страдает ...
Не выживает лебедь в неволе,
Без пары, один, умирает от горя.
(стихи автора)
  Вскоре  Анна Павлова приняла решение уехать в Париж для участия в "Русских сезонах" Сергея Дягилева. У неё даже случился роман, но особенных чувств у балерины не было. Единственное, чего она хотела - забыть возлюбленного. Когда же до Анны дошли слухи о заключении Виктора Дандре под стражу то ли из-за взятки, то ли из-за невозможности расплатиться по счетам, она тут же покинула труппу Дягилева и уехала в Америку.
  Спустя год Виктор Дандре вышел на свободу. Залог за его освобождение внесла Анна Павлова. Она поставила себе цель - вытащить его из тюрьмы -  и на протяжении года использовала любую возможность, чтобы собрать необходимую сумму. А затем тайно вывезла возлюбленного из Петербурга.
  Дандре же был совершенно обескуражен её благородством. Теперь он был влюблён и страдал от холодности своего "Умирающего лебедя". Впрочем, Анна Павлова согласилась стать его женой, но при одном условии: он никому не станет говорить о том, что они женаты.
В  своём дневнике балерина записала: "…решила, что без Дандре жить не могу… Он ведь мой, только мой, и я его обожаю".
  Спустя совсем немного времени после венчания Анна Павлова создала свою труппу, с которой объехала весь мир. Балерине рукоплескали в каждом зале, где она танцевала, ей поклонялись, её боготворили. А Виктор Дандре, по сути, стал директором и продюсером, добровольно возложив на себя все организационные и хозяйственные вопросы.
  А ещё он безропотно выдерживал бесконечные истерики Анны Павловой, которая постоянно упрекала супруга, била посуду и даже набрасывалась на него с кулаками. Он же, казалось, обладал ангельским терпением и всё списывал на обратную сторону таланта жены. Его мир обрушился в 1931 году. Анна умерла внезапно -  в Гааге, на гастролях. Изношенный непосильной работой организм не смог преодолеть тяжёлое воспаление легких. 23 января  Анны Павловой не стало. Она не дожила до своего пятидесятилетия нескольких дней.
  По преданию, на смертном одре она просила приготовить для неё костюм Лебедя.
"Её больше нет..."
  Виктор долго не мог прийти в себя. За многие годы, проведённые вместе, они стали единым целым.  Вернуться к жизни ему помогло созданное им же Общество памяти Анны Павловой. Именно благодаря Дандре, сохранились редкие записи выступлений Павловой, фотографии, костюмы, принадлежавшие ей.
  Виктором же была написана книга воспоминаний "Анна Павлова". (9) И хотя общество почитателей таланта великой балерины просуществовало не так долго, оно сделало свое дело – имя Павловой не забыто и сейчас.
Память о балерине  жива и не только среди поклонников балетного искусства.
 Модницы прошлого века скупали в парфюмерных лавках духи "Pavlova", в цветочных - розы, напоминающие по форме и цвету ее балетную пачку, в магазинах одежды - манильские шали, которые Анна ввела в моду. А флористы даже вывели сорт тюльпанов под названием "Анна Павлова".
   Манильская шаль (исп . mant;n de Manila или mant;n de seda ) - вышитая шёлковая шаль, происходящая от филиппинского пануэло (шаль, накидка, мантилья*). Они были популярны на Филиппинах , в Латинской Америке и Испании в колониальную эпоху . Он также стал популярным в европейской моде в 19 веке. В наше время он по-прежнему присутствует в различных традиционных одеждах латиноамериканских культур и особенно заметен как часть костюма (traje de flamenca ) танцоров фламенко
Она мечтала, чтобы её похоронили в России, на родине, но последнее пожелание Анны так и не было исполнено: урна с её прахом находится в закрытом колумбарии крематория Голдерс-Грин, в Лондоне. Там же покоится и прах её мужа -  Виктора Дандре.
* Мантилья -(исп. mantilla, от лат. mantellum - покрывало, покров) - элемент национального испанского женского костюма, длинный шелковый или кружевной шарф-вуаль, который обычно надевается поверх высокого гребня (пейнеты), вколотого в причёску, и падает на спину и плечи.
 А рядом с именем прославленной балерины скромно стоит и его имя - Виктор Дандре.
 В настоящее время урна с прахом Анны Павловой покоится в закрытом колумбарии крематория Голдерс-Грин, в Лондоне, а рядом нашлось место для урны с прахом её мужа и единственной любви великой балерины.
Последняя любовь - глоток воды в пустыне
и призрачный мираж, где розы расцвели,
но шепчут Небеса, что сердце не остынет,
коль Ангелы её на крыльях принесли.
(Ирина Стефашина)

29 мая 2022 года скончалась балерина Алеся Лазарева, артистка Театра классического балета Касаткиной и Василева. (10) Девушке было 20 лет.
"Это какой-то страшный кошмар! Она встала рано утром, пошла в ванную комнату и упала… Ей вызвали скорую… Врачи не смогли ее реанимировать", - цитирует mk.ru представителя театра.
"Алеся была признанной балериной, артистичной, уточненной и сильной…" - говорится в сообщении театра "ВКонтакте".
  Алеся Лазарева завоевала золотую медаль на конкурсе артистов балета. 27 мая она танцевала подругу в "Дон Кихоте".
  Причину смерти определят после вскрытия.(11)
  В конце апреля Алеся Лазарева стала победительницей международного конкурса "Арабеск" имени Екатерины Максимовой, получила Приз Галины Улановой "За одухотворенность танца". Готовилась принять участие в XIV Международном конкурсе артистов балета в Большом театре.
  Ранее по факту гибели 22-летнего солиста "Кремлёвского балета" (12) Анатолия Сои возбудили уголовное дело.
"Это стало необходимо после того, как 24 мая в больнице скончался второй потерпевший, и жертв, таким образом, стало уже две" , -  пояснил осведомлённый источник.
  Анатолий Соя погиб в возрасте 22 лет. Как сообщил его знакомый Даниил Кудрявцев, причиной стало отравление бытовым газом.
 В 2017 году артист окончил Московскую государственную академию хореографии и сразу был приглашён в театр "Кремлёвский балет".
 Анатолий Соя дебютировал на сцене 22 мая 2019 года: он исполнил партию принца Зигфрида в балете "Лебединое озеро". Кроме того станцевал главные партии в балетах "Спящая Красавица" (Принц Дезире). В репертуаре:  Парис "Ромео и Джульетта"; па-де-труа "Лебединое озеро", Голубая птица/кавалеры "Спящая Красавица";  русская кукла/испанская кукла/вихри/двойка вальса "Щелкунчик".
  Анатолий готовил партии Феба в спектакле "Эсмеральда" и Базиля в балете "Дон Кихот".

Жизнь уходит из рук, надвигается мгла,
Смерть терзает сердца и кромсает тела,
Возвратившихся нет из загробного мира,
У кого бы мне справиться: как там дела?
(Омар Хайям)


(1) Анна Павловна (Матвеевна) Павлова (31.01. [12.02.] 1881 - 23.01.1931) & русская артистка балета, прима -балерина Мариинского театра в 1906-1913 годах, одна из величайших балерин XX века. После начала Первой мировой войны поселилась в Великобритании, постоянно гастролировала со своей труппой по всему миру, выступив более чем в 40 странах и во многих из них впервые представив искусство балета. Гастроли Анны Павловой способствовали утверждению мировой славы русского балета. Хореографическая миниатюра-монолог "Умирающий лебедь" в исполнении балерины стала одним из высоких эталонов русской балетной школы.
(2) Великий Князь Борис Владимирович (24.11. 1877 - 9.11. 1943) - Свиты Его Величества генерал-майор, третий сын великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны, внук императора Александра II. 
(3) "Какие тайны хранил "Умирающий лебедь". Великая Анна Павлова" kulturologiа.ru
(4) Виктор Эмильевич Дандре (1870  - 5.02.1944) -  русский чиновник, антрепренёр и гражданский муж балерины Анны Павловой. Тайна  брака была раскрыта уже после смерти балерины. Дандре происходил из обрусевшей семьи французских аристократов, барон. Имел инженерное образование, знал не менее 4 языков. Работал в Сенате и состоял гласным городской думы.
(5) "Танцевать любовь: главная тайна великой балерины Анны Павловой"
Marieclaire.ru
(6) Михаил Михайлович (Мишель) Фокин (11 [23].04. 1880 -  22.08. 1942) - русский, позднее американский артист балета и хореограф. Основоположник классического романтического балета XX века. Много работал с Анной Павловой и Сергеем Дягилевым.
(7) Шарль-Камиль Сен-Санс (9.10.1835 - 16.12.1921) - французский композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкальный писатель и общественный деятель, педагог. Сочинял во всех современных ему музыкальных жанрах.
Одно из самых популярных сочинений - "Карнавал животных» (фр. Le carnaval des animaux) - сюита ("зоологическая фантазия") для инструментального ансамбля Камиля Сен-Санса.
Сюита была написана Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Композитор задумал эту музыку как сюрприз для концерта, который  состоялся 9 марта 1886 года.
"Карнавал животных" наполнен юмором, иногда переходящим в сатиру: в нём пародируются известные музыкальные произведения (в виде цитат) и высмеиваются человеческие пороки.
  Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором "несерьёзной" музыки.
   Единственная часть сюиты, которую Сен-Санс разрешил издавать и исполнять   пьеса "Лебедь" для виолончели и фортепиано: ещё при жизни композитора она прочно вошла в репертуар виолончелистов.
В завещании композитор запретил публикацию всех своих неизданных сочинений за исключением "Карнавала".  (8) "Камиль Сен-санс и его "Лебедь" чииайте на сайте: soundtimes.ru
(9) Виктор Дандре "Анна Павлова". Книга впервые издана на английском языке в 1932 году в Лондоне. Эта книга - завершающий штрих к истории великой балерины - остаётся до сих пор наиболее полным сводом биографических сведений о легендарной актрисе, чьё искусство потрясло мир в начале XX столетия.
(10) Театр классического балета Касаткиной и Василева был создан в 1966 году Игорем Моисеевым как Хореографический концертный ансамбль СССР "Молодой балет". Директором коллектива стала бывшая балерина Большого театра Ирина Тихомирнова.
  В 1978 году коллектив переименовывается в Государственный концертный ансамбль СССР "Московский классический балет", в 1986 году получает статус театра (под названием Московский государственный театр балета СССР). С 1992 года носит современное название.
Бессменными художественными руководителями театра являются Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв.
  Должность директора театра в настоящее время занимает их сын -  И. В. Василёв.
Собственного здания театр  не имеет. В Москве показывает спектакли на различных сценических площадках, в их числе - сцены театра Новая опера, Государственного Кремлёвского дворца, ГКЗ "Россия".
Активно гастролирует по России и зарубежным странам.
(11)  по материалам газета.ru
(12) Театр "Кремлёвский балет" создан известным русским хореографом, народным артистом Российской Федерации, лауреатом премии Москвы, профессором Андреем Петровым в 1990 году.
  Театр расположен на территории Московского Кремля, в Государственном Кремлёвском Дворце Управления Делами Президента Российской Федерации, на сцене которого вот уже 30 лет показывает свои спектакли.
  Художественное кредо театра - творческое развитие классических традиций русского балетного искусства в сочетании с созданием самобытных оригинальных произведений на основе классического литературного материала.