Воспитание и мораль

Владимир Врубель
У Андрея Дементьева есть потрясающее стихотворение «Ни о чём не жалейте». Я не жалею о своём прошлом, о своей жизни в советское время.

Попытался вспомнить, сколько раз мне пришлось писать свою автобиографию, так и не вспомнил, но помню, что много раз.

В советское время происхождение из рабочих и крестьян считалось чем-то вроде собственной заслуги. Некоторые и сейчас не забывают с гордостью упоминать о своём рабоче-крестьянском происхождении.

Что-нибудь вроде: «Я, простой сельский паренёк, стал командиром подводной лодки…».
 
Помню, как в старших классах задавался вопросом, почему рабочий класс и крестьянство являются передовыми, а подавляющая масса преступников из числа этих передовиков.

Выходцев из интеллигенции  среди преступников несравненно меньше.

Потом сам пришёл к выводу, что всё зависит от условий жизни и воспитания. Я пишу только о морали.

Оставим в стороне исключения, которыми меня сразу начнут опровергать: вот, мол, моя бабушка, совсем неграмотная, а она была глубоко порядочным человеком….

Я низко кланяюсь этой бабушке, но она – исключение, а не правило.
 
Революция 1917 года выплеснула на поверхность людей из самых низов, из числа рабочих и крестьян, подавляющая масса которых не страдала моральными принципами.

От интеллигентов в руководстве избавились быстро, и общечеловеческую мораль заменили пролетарским сознанием. Огромное число интеллигентных людей сами покинули страну, а других выслали.

Во что превратилась мораль общества, прекрасно показали интеллигенты Маяковский, Зощенко,  Булгаков.

По мере увеличения числа образованных людей в стране снова появилась потребность в общественной морали, которую попытались воплотить в «Моральном кодексе строителя коммунизма».

Однако потерпели неудачу из-за порочности самой идеи коммунизма.

Случившаяся в 1991 году Великая криминальная революция привела к власти совершенно безнравственных людей из низов общества, последствия чего мы сейчас наблюдаем.

Я смотрю в будущее страны, гражданином которой являюсь, с пессимизмом, поскольку нет ни идеи, объединяющей общество, ни людей в руководстве, внушающих доверие и уважение.
 
Но это лишь моё личное мнение.