Зрячее сердце

Вера Коваль
                У ИЛЬИ ЮБИЛЕЙ

    День рождения у Ильи 25 мая. Он ждал этого дня. Ему 30 лет. Юбилей. Впервые он будет отмечать с женой и новой семьёй. Илья мысленно перебирал варианты, как отметят они, даже с родителями своими советовался, у кого делать праздничный ужин, в какой семье. Решил всё-таки спросить на семейном совете.
   – Олег Сергеевич, Светлана Алексеевна! Мы решили с Танюшкой посоветоваться с вами, где нам лучше отметить мой юбилей? Я вообще-то не очень хочу, – скромно сказал Илья, – но меня всё равно заставят выставиться ребята на работе, друзья.
   – Илья, молодец, что ты решил с нами посоветоваться, – улыбаясь, произнёс Танин папа. – Мы уже думали по этому поводу и решили сами, а теперь мы с вами советуемся. Вы не против, если мы отметим в ресторане? Мы первый раз с зятем будем отмечать такую дату, и нам хотелось бы, чтобы вы с нами согласились и приняли наше предложение. Как вы на это смотрите? Мы уверены, что Танечка согласится, а ты? За расходы не беспокойся. Мы всё берём на себя, это тебе наш подарок. Татьяна была в ресторане только с нами, а с тобой, думаю, она захочет провести юбилей в таком месте. Накануне закажем столы в ресторане «Керчь». Я мотаюсь всё равно по городу, заеду закажу и столы, и меню. Правильно, Света?
   – Конечно, я не против. Ты всё равно по городу колесишь, вот и заедешь.
   Илья такого поворота не ожидал и сидел как кипятком ошпаренный. Ему было очень неловко, и он не знал, как ответить и что ответить.
   – Светлана Алексеевна, Олег Сергеевич, я даже не ожидал, что вы такое предложение мне сделаете. Но ведь это будет дорого. Мне неловко перед вами. Я и сам бы заплатил за все.
   – Нет, дорогой наш зять. Мы как решили, так и поступили. Ты нам как сын, а для сына нам ничего не жалко. Правда, Танюшка? – улыбаясь говорила тёща. – Ты нам очень нравишься и как к нашей дочери относишься, и вообще мы боимся перехвалить тебя или сглазить.
   – Я не подвержен никаким сглазам. Я такой, какой есть, и был всегда таким.
   – В общем, мы договорились. Скажешь, сколько будет человек с твоей стороны.
   – Светлана Алексеевна, я и так знаю. Мой друг с женой, наши с Танюшкой свидетели и мои родители.
   – Вот и хорошо. Десять человек, значит. Это пока, а потом видно будет.
   – Мама, папа, а мне можно вопрос задать? – после долгого молчания робко спросила дочь.
   – Конечно, можно, доченька, что ты хочешь сказать?
   – Мама, я для этого дня хочу новое платье. Хочу быть самой красивой, нарядной для своего мужа, а ему нужна новая рубашка в тон моему платью.
   – Нет, не надо, Танюша, мои родители уже сказали, что купят в подарок красивую рубашку, хотя и та, в которой был на свадьбе, приличная.
   – Нет, пусть будет новая. Я хочу, чтобы ты был самым красивым мужчиной и только моим, – с нежностью обняла и поцеловала Илью жена.
   – Ну что, дети, обо всём договорились. Если появятся какие-то вопросы, Илья, не стесняйся, говори, обсудим, решим, – убедительно посоветовал тесть.
   На этом обсуждение в семействе закончилось, но не у Ильи с Татьяной. Они ещё долго вдвоём у себя в комнате разговаривали. Через день Татьяна с мамой пошли в ателье заказывать платье. Мама выбирала ткань, цвет, фасон. Это было ей не впервой, и именно в этом ателье, где её и Татьяну уже знали. По журналу «Бурда» они выбрали современное платье. Мама рассказала, как оно будет выглядеть, из какой ткани. Мама знала, что дочери очень идёт голубой цвет, да и Илье он тоже нравится. Татьяне сняли мерку и сказали, что через день могут прийти на первую примерку. Она очень обрадовалась, что так быстро будет готово платье.
    Действительно, через неделю оно уже было готово. Татьяна ещё раз примерила, и они его забрали домой.
   – Мама, ну как я в нём? – надела дома Татьяна новое платье и покружилась, как когда-то, в детстве. – Я для него тоже хочу быть подарком.
   – Доченька, поверь мне, очень красивое, модное, однотонное голубое шифоновое платье. Тебе так идёт. Ты снова как невеста выглядишь. Ты у меня самая красивая дочь, я горжусь тобой, родная моя девочка. – Мама обняла и поцеловала дочь.
Татьяна не сказала мужу, что платье уже готово. Пусть будет для него сюрприз. Пусть порадуется именно в свой день рождения.
   У Светланы Алексеевны есть знакомая продавец в обувном магазине, и она там всегда покупает обувь всем своим. Вот и сейчас она с мужем поехала к ней за обувью для дочери. Эта женщина дала несколько пар белых туфель и босоножек, чтобы Татьяна дома спокойно померила, походила и выбрала нужные. Татьяна стесняется мерить долго в магазине, чтобы не обращать на себя внимание покупателей. Сейчас Татьяна выбрала белые импортные туфли и босоножки без каблуков. Осталась очень довольна. Она померила вместе с платьем и стала похожа на Мальвину. Не видя себя, она себе нравилась, как маленькая девочка, которая радуется новой игрушке, несмотря на то что уже замужем.

    23 мая приехал с работы Олег Сергеевич и доложил, что стол заказал и то, что написала жена для меню, – всё передал. Столики будут накрыты в отдельном банкетном зале. Татьяна, пока не пришёл с работы супруг, сказала отцу, чтобы он завтра купил и привёз вечером цветы для Ильи.
   – А какие, доченька, купить?
   – Купи, папочка, очень тёмные розы. Ты скажешь, он не женщина, но они ему, как и мне, нравятся. Он почти всегда мне дарит именно такие, только ты обязательно понюхай, чтобы пахли.
   – Понял, Танюшка. Будут тебе розы. Завтра после работы привезу.
   – А я не выйду тебя встречать. Чтобы Илья не увидел, ты их заверни в бумагу, хорошо?

    24 мая Илья зашёл после работы к своим родителям, чтобы взять рубашку и напомнить, где они завтра должны быть в пять часов вечера. Поблагодарил за подарок и пошёл домой. Теперь у него два дома: где родители живут и где жена. Дома он в комнате тестя и тёщи увидел развешанные на плечиках вещи для ресторана, но в комнате жены не увидел нового платья.
   – Танюшка, а где твоё новое платье? Что-то я его не вижу. Оно что, не готово?
   – Нет, любимый, оно готово, но только ты его увидишь завтра.
   – Ты что, хочешь меня наповал сразить?
   – Завтра увидишь.
   И вот уже завтра наступило. Татьяна проснулась раньше мужа и пошла в комнату родителей, взяла из шкафа вазу с цветами и пошла к себе в комнату. Илья проснулся в это время. Перед ним стояла невероятной красоты любимая женщина, в вишнёвого цвета кружевном пеньюаре. Он потерял дар речи. Сидел на кровати как заворожённый и с распахнутыми глазами смотрел на жену и не мог поверить, что это она, а не фея из сказки. Такой красоты он ещё не видел. Эта фея держала букет, протягивала ему бархатные розы вишнёвого цвета.
   – Илюшка, доброе утро, любимый! Я поздравляю тебя с днём рождения! Желаю тебе здоровья, долгих лет жизни со мной, и прими в дар эти цветы. Самые главные слова
   – это «я люблю тебя, дорогой мой супруг»!
   – Спасибо тебе, родная моя девочка! Я тоже очень люблю тебя, – очнулся от шока Илья, он обнял и поцеловал жену. – Любимая, постой секунду, я сфотографирую тебя вот такую. Ты невероятно красива, именно вот такая.
   Илья быстро достал фотоаппарат и сделал несколько снимков на память. Через некоторое время, когда Илья успел надеть халат, в дверь постучали.
   – Да, можно войти, мы уже не спим.
   Вошли тесть с тёщей.
   – Илья, дорогой наш зять! Поздравляем тебя с днём рождения! – протянула букет гвоздик Светлана Алексеевна. – Это прелюдия к сегодняшнему вечеру. Всё ещё впереди. Хорошо?
   – Спасибо большое, Светлана Алексеевна и Олег Сергеевич. Мне приятно, что вы так заботитесь обо мне.
   Олег Сергеевич пожал руку зятю со словами поздравлений.
   – А теперь готовьтесь к завтраку. У меня сегодня лёгкий завтрак будет. У всех сегодня выходной, кроме Олега, он, правда, съездит в город по делам и вернётся, затем его товарищ к 16 часам приедет на такси и увезёт всех к ресторану, а вечером привезёт домой, а другой заберёт родителей Ильи. Олег уже обо всём договорился. Друзья выручают.
   – Спасибо вам за заботу и о моих родителях.
   – Илья, да не за что. Мы же одна семья. Мы должны друг другу помогать. Я буду заботиться о твоих родителях, они ведь постарше нас, и им нужно больше внимания от нас всех. Правильно я говорю? – с трепетом в голосе говорила тёща.
   – Правильно, Светлана Алексеевна. Спасибо вам за это.
   – Меня сейчас Олег завезёт в парикмахерскую по пути. Приведу себя в порядок немного. Давно уже там не была. Весна, хочется выглядеть по- весеннему, а Танюшке я сама сделаю укладку и маникюр.
   К 16 часам уже все были одеты, кроме Татьяны. Мама зашла в комнату молодых, чтобы одеть Татьяну. Она из шкафа достала платье и попросила мужа помочь ей надеть платье. Он снова был поражён её нарядом.
   – Боже, какая красота! Как ты очаровательна в этом голубом платье. Оно просто великолепно. Честное слово. Ты вышла из сказки.
   – Так я красива или платье?
   – И ты, и платье. Царевна моя. С каждым днём ты расцветаешь, как роза, становишься всё прелестнее. Ты просто красавица.
   Илья подхватил её на руки, как ребёнка, и стал целовать.
   – Любименькая моя девочка. Ты самая обаятельная из всех.
   – Это она после замужества стала такой. Ради тебя она расцветает, – с гордостью за свою дочь сказала мама Татьяны.
   Олег Сергеевич зашёл в комнату посмотреть на Татьяну.
   – Да, ты сногсшибательная, – на лексиконе водителей выразился папа. – Там уже за нами машина приехала, пора выходить. Фотоаппарат, Илья, возьми.
   Без пятнадцати пять были у ресторана. Там уже ждали родители Ильи и гости.   
   Все вошли в банкетный зал, где любезно встретил официант и был красиво сервирован большой стол. Витал вкусный запах различных блюд. Официант пригласил всех к столу. Тамадой, ещё до приезда в ресторан, был выбран друг Ильи, Анатолий.
   Разговорчивый парень, умеющий поддержать разговор, весельчак. Про таких говорят – душа компании. Когда все сели, тамада взял бразды правления в свои руки. Он встал и сказал официанту, чтобы тот откупорил шампанское и разлил.
   – На правах тамады я скажу, что все мы здесь собрались по поводу дня рождения, юбилея нашего друга, вашего сына, вашего зятя и твоего супруга, Татьяна. Наш замечательный друг сегодня самый счастливый человек. У него превосходная жена, просто красавица, но в первую очередь я даю слово для поздравления его родителям. Это их единственный и любимый сын. Сегодня ему исполнилось 30 лет. Хорошая дата.
   – Сынок, поздравляем тебя с днём рождения! Желаем тебе здоровья и долгих лет жизни с женой. Ты себе нашёл прекрасную жену, а нам дочь. Вы любите друг друга, и дай вам Бог любви до самой старости. За тебя, сынок! – на этом красноречие мамы закончилось.
   Все выпили шампанского за именинника. Закусывали.
   – А папа что-нибудь скажет? – спросил тамада.
   – Я присоединяюсь к словам супруги. Мы очень рады, что ты счастливый. Счастья тебе ещё на долгие годы. Спасибо тебе за такую дочь. Теперь мы ждём внуков, – со слезами на глазах говорил папа.
   – Выпьем, дорогие гости и родители, за Илью. Он достоин того, что здесь о нём говорили. Он настоящий друг.
   Снова подняты были фужеры, рюмки за сказанное. Гости приступили к закускам. Их было много и на разный вкус. Официант откупорил ещё шампанское и коньяк. Не отходил от стола, то приносил новые блюда, то убирал тарелки. Звучала тихая лёгкая музыка. Татьяна сидела рядом с Ильёй и неловко себя чувствовала, нервничала, это было видно, а нервничать и стесняться у неё был повод. Сейчас тамада объявит её, слово ей предоставит. Она не могла есть, боялась, что её застанут с жующим ртом. Она тихонько достала из сумочки открытку и отдала маме. Так и получилось, тамада встал, посмотрел на Татьяну и сказал:
   – Тишина. Теперь я слово для поздравления предоставляю жене Ильи, несравненной, обаятельной, красивой и любящей женщине.
Татьяна встала, руки дрожали, щёки покраснели. Все смотрели на неё, она это чувствовала.
   – Дочь, не стесняйся, здесь все свои, говори.
   – Илюшенька, любимый мой, дорогой муж! Поздравляю тебя с юбилеем! Остальное пожелание и поздравление я скажу стихотворением, которое написала сама к этому дню. Мама его переписала на открытку. Если я собьюсь, читая на память, то мама мне подскажет.

           МОЕМУ ЛЮБИМОМУ СУПРУГУ

       Ты глазами, муж, в меня влюбился,
       А я сердцем тебя полюбила,
       Ведь не зря наши встретились взгляды,
       Я всегда с тобою буду рядом.
       Украшеньем я стану твоим,
       А ты зреньем, любимый, моим.
       Вскоре стали семьёй мы одной,
       Ты желанный, хороший, родной.
       Половинкой твоей я стала
       И любить тебя не перестану.
       И в твоей ладони моя ладонь,
       И она горяча как огонь.
       До сих пор зовёшь меня – Мадонна,
       Я не вижу, но смотрю влюблённо.
       Написала бы я о нас рассказ, –
       Но это пытка для немощных глаз.
       Я хожу как по лезвию бритвы,
       И с судьбой не избежать мне битвы.
       Я хожу без страховки по краю,
       Но я выдержу, выстою, знаю.

    Илья и Татьяна стояли друг напротив друга, а в зале стояла тишина без музыки. Все внимательно слушали. Всё внимание было приковано к Татьяне. У Ильи катились слёзы по щекам. Плакали обе мамы, и вдруг все, не сговариваясь, стали стоя аплодировать Татьяне, как на концерте. Татьяна была сильно смущена. Она не сбилась, прочитала на память с такой любовью, с воодушевлением, как от сердца отрывала. Илья очнулся от оцепенения и, обнявши крепко жену, поцеловал. Все сели, а Илья продолжал стоять.
   – Любимая моя! Ты не представляешь, как ты мне тронула душу. Я слушал со слезами на глазах. Мне никто никогда не посвящал стихов, тем более таких откровенных. Спасибо тебе большое. Какая ты умница, бесценная ты моя. Когда ты успела его написать?
   – Когда дома не было никого, я начитывала его на диктофон много раз, затем мама записала на листке. Мы договорились, чтобы она никому не говорила. Так и получилось, никто не знал о нём.
   Все хвалили и благодарили за творчество, за такое необычное поздравление, особенно родители были поражены её талантом. Даже папа ничего не знал и аплодировал громче всех, он гордился своей дочерью. Затем, после тоста, дали слово маме Татьяны, любимой тёще.
   – Илюшка! Так тебя называет наша дочь. Поздравляем тебя с юбилеем. Ты первый год с нами, а такое впечатление, что мы тебя знаем очень давно. Ты славный парень. Ты любишь нашу дочь, а это самое главное в семейной жизни, а мы полюбили тебя. Оставайся таким всегда. Желаем тебе того, чего ты сам желаешь. Мы будем делать всё, чтобы вы были счастливы. Я больше всего этого хочу. За тебя, дорогой наш зять.
   Светлана Алексеевна расчувствовалась и выпила рюмку коньяку до дна за зятя.
   – А теперь слово предоставляется тестю Ильи.
   – Зятёк! – поднявшись с рюмкой в руке, сказал Олег Сергеевич. – Присоединяюсь к сказанному уже многими в твою честь, скажу кратко – ты настоящий мужик, и пью за мужика!
   – Тост был краткий, но ёмкий, – улыбаясь, довольный тостом, сказал тамада. –
   За этот тост надо выпить, дорогие друзья.
   Затем тамада давал слово для поздравлений гостям. Они дарили цветы и подарки. После официальной торжественной части был «антракт» на танцы. В зале уже играла живая музыка, звучала песня. Тамада рекомендовал выйти из-за стола и немного подвигаться под современную музыку на «танцплощадке». Татьяна не могла дождаться, когда же объявят танцы. Ей очень хотелось танцевать со своим мужем. И вот он настал, тот момент, когда объявили медленный танец. Илья пригласил Татьяну на танец. Татьяна очень хорошо двигалась под музыку. Было видно, что её обучали танцам в школе, где она училась. Все смотрели на влюблённую пару, на нарядное платье и восхищались ими. Татьяна улыбалась, положив руки на плечи мужа, а он обхватил её за талию.
   После танцев принесли горячее блюдо – отбивные с жареным картофелем. Илья попросил официанта, чтобы на кухне мясо для Татьяны порезали мелко: тогда она не будет стесняться кушать. Были ещё танцы, тосты, развлечения. В конце вечера принесли торт с надписью: «С юбилеем, Илья!» и чай. Официант разрезал торт и разложил по тарелкам. Торжество подходило к концу. Все остались очень довольны. Олег Сергеевич оплатил стол. Благодарили за вкусную еду, за обслуживание. Все были уставшие, сытые. Отдельная благодарность была Олегу Сергеевичу за такой праздник не только для Ильи, но и для всех. За родителями Ильи приехали. Они попрощались и уехали домой, а затем машина пришла за молодыми людьми. В последнюю очередь уехали две супружеские пары. Так выпало, что завтра воскресенье, не надо идти на работу никому. Будет отдых.



               ЛЮБИМАЯ ТАНИНА РАБОТА

    С понедельника уже вся семья приступила к работе. Татьяна принимала клиентов-женщин, как договаривались с родителями, по 5 человек в день, не больше. И вот однажды Татьяна заговорила с Ильёй о его маме.
   – Илья, мне перед твоей мамой неудобно. Я делаю массаж женщинам из её детского садика, а ей нет. Давай позвоним ей и спросим, когда она сможет прийти. Мне, честное слово, неловко. Она договаривается со своими сотрудницами, кто хочет делать массаж, а сама ни разу у меня на процедуре ещё не была.
   Илья тут же позвонил.
   – Мама, здравствуй, как твои дела, чем занимаешься?
   – Всё хорошо.
   – Как отец?
   – Тоже всё хорошо.
   – Да вот с тобой хочет моя Танюшка поговорить, – и передал жене трубку.
   – Ольга Анатольевна, здравствуйте! Я уже слышала, что у вас всё хорошо, но я хочу вас пригласить к себе на массаж. Мне неловко перед вами, что вы не были у меня. Вы, пожалуйста, найдите время и приходите. Через две недели? Хорошо, договорились. Только обязательно приходите. Я буду ждать. Привет передавайте Владимиру Семёновичу. До свидания! Ой, Илюшка, у меня от сердца отлегло.
Через две недели, как договорились, пришла свекровь с домашними пирожками с фруктами и с мясом.
   – Здравствуйте, дорогая Ольга Анатольевна! – женщины поцеловались. – Хорошо, что пришли, я уже подготовилась и жду вас. Мама сейчас с работы придёт, чтобы с вами увидеться, поговорить.
   – Танюшка, здесь пирожки, сама пекла. Думаю, что вам понравятся. Илья часто мне заказывал пирожки. Он любит мои изделия.
   – А мы вот не печём и не покупаем. Все боятся поправиться, испортить фигуру. Я Илью вкусным кормлю, и то он поправился. Стал реже ходить в спортзал. Больше времени проводит со мной.
   – Да он рассказывал, что вы его здесь раскормили, вот он и отказывается от пирожков. Ну, ничего, здесь немного на всех. Вот позанимаешься со мной и поешь, пока ещё тёплые, с вишней и с клубникой.
   – Спасибо большое. Я обязательно съем фруктовые.
   – Танюша, ты не стесняйся, звони мне и говори, когда захочешь пирожков. Мне не стоит труда сделать для тебя. Ты худенькая, тебе можно, а мне будет приятно, что ты будешь есть и хвалить, – с улыбкой говорила Ольга Анатольевна.
   – Всё, Ольга Анатольевна, стелите простыню и ложитесь на кушетку на живот, под ноги валик, руки вдоль туловища. Я сейчас вас намажу лечебной мазью и буду с вами работать. Можете разговаривать, если захотите.
   В это время послышался звук поворачиваемого в двери ключа.
   – Это мама пришла, не переживайте. Лежите спокойно. Она зайдёт сюда сама. Она же знает, что вы придёте сегодня к нам.
   Татьяна массировала спину своей свекрови, вошла Танина мама.
   – Можно к вам?
   – Конечно, можно, – ответила Ольга Анатольевна. – Заходите, я не стесняюсь.
   – Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Вот и хорошо, что пришли, а то Танюша переживала, что вы не приходите. Ей очень хотелось с вами поработать.
   – Мама, а Ольга Анатольевна пирожков принесла. Специально для нас напекла. Вот я ей сделаю массаж, и пообедаем вместе.
   – В общем, вы занимайтесь своими делами, а я пойду на кухню что-нибудь приготовлю на обед посущественнее.
   – Хорошо, мама, ты иди, а мы поработаем.
   Уже время вышло, а Татьяна специально не заводила часов. Невестка продолжала массировать свою свекровь. Ей хотелось угодить маме мужа, ведь это она воспитала такого сына, который женился на ней, любит её.
   – Танюша, наверное, хватит на первый раз, – сказала женщина, чувствуя, что пора вставать.
   – Всё, всё, я заканчиваю. Как вам, понравилось?
   – Ещё бы, дочка, как не понравится. Вообще-то я делала массаж первый раз в жизни. Я всегда стеснялась. Если бы ты не сделала мне массаж, то я бы вообще никогда его не делала. Мы привыкли обходиться без таких привилегий. Намажем какой-нибудь мазью, и на работу бежать надо, а на работе всё проходит.
   Забываешь, где что болит. Вот так, Танюшка. Спасибо тебе большое за твой труд. Как твои ручки? Наверное, устаёшь?
   – Да нет, я уже привыкла, и мне нравится работать. Мне не дают перегружаться мои родители и муж. Жалеют меня. Я только по пять человек в день принимаю. Вы у меня сегодня последняя. Мы так решили.
   – Я вижу, что вы уже свободны, заходите на кухню, здесь поболтаем, – предложила Светлана Алексеевна. – У меня там всё готово. Сейчас Танюшка руки вымоет и придёт. Как вам массаж?
   – Просто чудесно. Я ей сказала, что первый раз в жизни делала.
   – Вот теперь будете приходить и оздоравливаться. Мы обе работаем в белых халатах. Вы в детском саду, а я в больнице. Устаём. А Танюшка нас будет лечить. Получается, что она тоже своего рода врач, тоже в белом халате. Танюша, садись, сейчас будем обедать.
   Светлана Алексеевна накормила дочь и сваху обедом, а Татьяна ела пирожки и всё нахваливала:
   – Ой, какие вкусные пирожки, мама. Здесь и нашим мужчинам хватит.
   – Вот, значит, я буду чаще готовить, а Илья будет приносить.
   – Нет, только по просьбе. А то мы все поправимся, а сейчас лето, пляж. Хочется выглядеть красиво в купальнике.
   – Хорошо, договорились. Тогда буду ждать заказ. Вы угостите пирожком Мишель. Там с мясом найдите. Я думаю, она не откажется. Пусть съест. Ей будет на пользу.
Накормив сваху, Светлана Алексеевна и Татьяна проводили её.
Через день Ольга Анатольевна пришла не такая скованная, как в первый день, и передала, что Владимир Семёнович не придёт на массаж, что он никогда не разденется перед женщиной, тем более перед невесткой, перед молодой женщиной. Это не в его правилах. Есть на всё свои правила, которые он ни за что не нарушит.
   Вечером, когда вся семья собралась, Светлана Алексеевна спросила зятя:
   – Илья, а почему ты не хочешь сказать, что у твоего папы скоро юбилей? Ведь ему 60 лет. Это нам твоя мама сказала, а то мы бы и не знали. Проводы ещё одного человека на пенсию, то твою маму, теперь папу.
   – Да он не хочет делать праздничный ужин, стесняется.
   – Да кого он стесняется? – возмутился Олег Сергеевич. – Нас, что ли? Ведь его всё равно на работе заставят делать. Как это? Проводы есть проводы. Так положено делать, и все так делают. Не нами это придумано, и не ему это правило исключать. Сотрудники обидятся. Мужики сколько лет с ним проработали. Если он не может, мы ему поможем финансово.
   – Да нет, Олег Сергеевич, не в финансах дело. Есть у него деньги. Такой он человек, стеснительный. Его много раз выдвигали на бригадира, на начальника участка, он не хочет. Лучше, говорит, я буду рабочим. Он не умеет руководить и не хочет. Вы же видели его, какой он, стеснительный, молчаливый. Голоса он не может повысить, отругать, сделать замечание, поэтому какой из него руководитель. Они с мамой так всю жизнь и прожили. Они очень экономные. Копят деньги мне на машину. Папа никогда не пил, не курил, вот за это я его и люблю. Он хороший отец. Маму никогда не обижал. Я, наверное, в него, но от бригадирства не откажусь. Меня выдвигают в бригадиры. Я тоже стесняюсь сказать. Руководить своими пацанами как-то не по себе, но кому-то надо. Меня даже уговаривают. Наверное, я соглашусь. Что делать.
   – А я скажу, что у меня был юбилей, что молчишь, папа? – улыбнулась Светлана Алексеевна. – Он не хочет лишний раз напоминать, сколько мне лет. Илья, а мне 41 год будет в октябре, а моему дорогому супругу в ноябре будет 45. Вот сколько у нас в этом году юбилеев. Счастливый год. Не зря в нашу семью влился Илья. Он нам счастье принёс, правда, Танюша?
   – Это правда, мама. Будем в этом году праздновать часто. Мне нравится. А что? Что ни месяц, то праздник. В этом году отметим все юбилеи, а на следующий год будем отмечать только дни рождения.
   – Теперь мне придётся завести дневник и записывать дни рождения, когда у кого, чтоб не забыть. Илья, а ты потихоньку узнай у папы, что ему подарить. Если он работать больше не будет, то, может, удочку или охотничье ружьё? Чем он увлекается? В чём себе отказывал за время работы?
   – Конечно, я узнаю, но догадываюсь. Он всегда с завистью смотрит на рыбаков, но сам никогда в руки не брал удочку. Думаю, он на пенсии догонит упущенное.
   – Мы купим ему хороший спиннинг, пусть отдыхает, он это заслужил, заработал. Мы можем вместе выходить на рыбалку, чтоб ему скучно не было, – предложил Олег Сергеевич. – Я тоже люблю порыбачить, но работа не даёт. Вот вместе и отвлечёмся, правда, мать? Дело я говорю?
   – Конечно, дорогой. Будете друг друга учить бычков ловить?
   – Дело не в бычках, а в самом процессе. Правду я говорю, Илья?
   – Чистая правда, – с улыбкой ответил зять.
 
    Июнь выдался не очень жарким. На пляж ездили редко. Только в конце месяца море прогрелось. Также ездили на Героевский любимый пляж. Купались, отдыхали. Кожа у Татьяны постепенно привыкла к крымской погоде, и она уже хорошо загорела.
28 июня у Владимира Семёновича день рождения – проводы на пенсию. Он сам сказал, что ни одного дня работать не будет – устал. Олег Сергеевич, как договорились раньше, купил спиннинг для свата и себе также. Своим мужикам, по их просьбе, решили накрыть стол в кафе, а сами отметят у себя дома. Не захотели женщины в кафе. Наотрез отказались. Пусть посидят, пообщаются сами мужики, чтоб не стеснялись женщин. Это их выбор. Уговаривать не стали.
   30 июня в выходной вся семья собралась у Золотарёвых. Ольга Анатольевна накрыла стол для своих родственников. Сваты принесли спиннинг, а сын – рюкзак и складной стул для отдыха на рыбалке. Отец Ильи очень обрадовался подаркам. Теперь ему не надо ходить на работу, а можно отдыхать, ловить рыбу, но Олег Сергеевич сказал, что он не один будет ходить.
   – Владимир Семёнович, я тоже с вами буду ходить, я и себе купил удочку. Вместе, когда у меня будет выходной, будем покидать родные стены и идти за удовольствием. Правду я говорю? Жена, ты меня отпустишь?
   – Да куда я денусь, конечно, отпущу. Ты и так почти без выходных работаешь. Со сватом я тебя куда хочешь отпущу, – с улыбкой сказала мама Тани.

    Время шло. Татьяна продолжала работать всё лето. Илью повысили в должности. Теперь он бригадир в своём цехе. Прежний перешёл в другой цех. Если хорошо будет справляться, то обещали через некоторое время назначить начальником цеха, но это ещё впереди, а сейчас надо зарабатывать авторитет и знания. Уважение у него есть.

    Лето заканчивалось, наступал сентябрь. 14 сентября у Татьяны день рождения. Ей 22 года. Самая молодая из всей теперешней семьи.
   – Мама, мы будем мой день рождения отмечать дома. Мы с Ильёй так решили, – объявила однажды вечером своим родителям Татьяна. – Мы решили копить на трёхкомнатную квартиру и деньги никуда не тратить. Сначала мы планировали на двухкомнатную, а потом передумали. Будут дети, будет тесно. У нас обязательно будут дети. Я верю. Илья тоже верит. Папа, я вот что подумала. Давай найдём мальчика для нашей Мишель.  Будут щенки, я буду за ними смотреть, всё равно я всё время дома. Продадим. Порода ведь хорошая. Мне так хочется щеночков, а Мишель, наверное, ещё больше. Илья говорил, что она так тоскливо смотрит на кобелей. Мне её жалко. Она в расцвете сил, здоровая, красивая. Папа, это тебе задание. У тебя в городе много знакомых. Я думаю, что при желании можно сделать. Хорошо, папа?
   – Дочь, я для тебя всё сделаю. То, что вы на квартиру копите, – это хорошо. Мы всем «колхозом» будем вам помогать. Это я тоже обещаю.
   – Я с папой разговаривал, – вступил в разговор до этого молчавший Илья, – папа хоть завтра снимет с книжки деньги, которые он копил мне на машину, но я сказал, что не надо. Мы передумали покупать машину, а будем продолжать копить деньги на квартиру. Мы так с Танюшкой решили. Пока детей нет, будем жить с вами, а потом видно будет.
   – Так поэтому Татьяна решила работать, чтобы деньги откладывать?
   – Мама, я сама решила работать. Илья здесь ни при чём. Я полна сил, здоровая. Ну почему бы и не поработать. Когда была ребёнком, вы обо мне заботились, а теперь я стала взрослой, вышла замуж, я хочу работать. Мне это доставляет удовольствие. Всё, родители. Давайте к этому вопросу больше не возвращаться. Спокойной ночи, родители! Я вас люблю.
 
    В начале сентября Илья пришёл к своим родителям с таким вопросом:
   – Родители, мне неловко, но я должен сказать. У Татьяны, вы знаете, скоро день рождения. Я все деньги отдаю ей.  Как и ты, папа, отдавал маме. Но сейчас мне нужно купить ей подарок, а как мне поступить, не знаю. Не просить же у неё денег на подарок ей. Я хочу купить ей кольцо с бриллиантом. Я рассчитываю где-то рублей за 500 купить. Если не хватит, то ещё немного попрошу, но думаю, что хватит. Я даже не знаю, сколько они стоят. Хочу сделать ей такой подарок. Она этого заслуживает. Она очень хорошая, и я безумно люблю её.
   – Сынок, мы деньги бережём для вас, и они ваши. Сколько скажешь, столько и сниму. Нам с матерью пенсии хватит. Да и мать ещё поработает. Не хочет уходить.
   – Ну и пусть работает, если ей хочется. Устанет – сама уйдёт. Да, мама?
   – Конечно, сынок. Илья, я хочу тебя спросить, как тебе живётся с такой женой? Мы с отцом всё стесняемся спросить об этом. Я несколько раз наблюдала за ней, и мне всё время казалось, что она видит. Ну не может невидящий человек так хорошо работать, всё делать по дому, готовить. Ума не приложу, как это?
   – Мама, вы не представляете, как мне с ней легко. Я не хочу, не могу сказать слово «слепая». Она для меня видящая. Бывает, лучше видит, чем некоторые со зрением. Её всему научили в школе для невидящих детей, затем её учили родители. Она в квартире знает всё: где что лежит, где что находится, на какой полке. Бывает, мама забывает, где находится та или иная вещь, а она знает. Каждая полочка в шкафу ею обследована вручную. Она знает, где лежат мамины вещи, а где папины, где какая коробочка на кухне и что в ней находится. Когда ходит по комнате, она считает шаги в разные стороны, чтобы не наткнуться на мебель. А как она замечательно готовит! Никогда у неё еда не пригорела и не просыпалась крупа. Я много раз наблюдал за её работой, особенно когда она делает массаж. Татьяна знает всё в нашей комнате, где что стоит или лежит. Трогает руками и запоминает. У неё память просто отличная, можно сказать, феноменальная. Я каждый раз смотрю в её глаза, и мне кажется, что она смотрит на меня и видит меня и всё, что её окружает. Вот так, родители, не думайте, что жена обременяет меня, нет, наоборот, мне с ней очень легко, и ещё потому, что мы любим друг друга и родители у неё замечательные. Татьяна и мама как две сестры. Вы сами видели, как молодо выглядит Светлана Алексеевна. Она рано вышла замуж и родила в 18 лет.
   – Сынок, теперь нам стало легче, что ты рассказал нам о Татьяне. Ты не хотел говорить, а мы стеснялись спрашивать.
   – Мама, папа, спасибо, что завели об этом разговор, выяснили, узнали, а то мучили бы сомнения, неясности. У нас всё очень хорошо. Дай Бог, чтоб всегда было так.
   – Сынок, а вы думаете повенчаться?
   – Думаем, мама. Вообще-то я хотел, когда появится ребёнок, тогда венчаться и ребёнка окрестить одновременно. Лишние хлопоты, волнения не хочется причинять Татьяне. Она всегда очень волнуется, переживает, а вместе с ней и я, и родители её. Она очень ответственная.
   – Да мы давно уже поняли. Видишь, сынок, как её воспитали родители, такая она и есть. Мало таких девушек благовоспитанных.
   – Вот поэтому я и хочу подарить ей кольцо. Даже не ей, а её восхитительным рукам, трудолюбивым. Ну что, родители, я, пожалуй, пойду. Нет, сначала позвоню, чтоб не волновалась, где я.
   – Танюша, я у родителей, немного задержусь. Сейчас уже иду. Тебе привет от них. – Повернувшись к родителям, сказал: – И вам от неё.
   – Спасибо передай.
   – Танюшка, тебе спасибо, родная.


            ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ТАТЬЯНЫ

    На следующий день Илья после работы зашёл к родителям за деньгами, а в воскресенье пошёл в ювелирный магазин покупать кольцо. Он точно знал размер кольца. С этим проблем не было. Выбирать долго не стал, так как девушки-продавцы стали на него обращать внимание – кому покупает. Предлагали очень дорогие, но он выбрал за 500 рублей – средняя цена. Выбрал красивую коробочку. Теперь надо дома спрятать, чтобы раньше времени никто не нашёл. Илья ходил и всё время думал, как ему тоже хочется поздравить жену красиво, со стихотворением. Он сразу подумал, что ему в этом может помочь Анатолий – тамада, корефан с детства. У него так складно всё получалось на его дне рождения. И вот Илья подождал его после работы возле проходной.
   – Толян, у меня к тебе дело одно есть.
   – Какое, интересно, дело?
   – Сейчас скажу. Давай отойдём в сторонку от лишних ушей. Толян, такое дело. У Татьяны скоро день рождения, так вот я хочу поздравить её рифмованными строчками, как она меня поздравила, но я баран в этом деле. Помоги мне. Я знаю, почти уверен, что ты сможешь.
   – Так, понял, тогда пошли в библиотеку, не в парке же будем сочинять. Там и женщины помогут, бумагу и карандаш дадут, напечатают на машинке.
   – Вот ты молодец, что догадался, куда надо идти, сразу за дело взялся, а то я там редко бываю.
   – Я, в отличие от тебя, там бываю часто. Читать надо больше, развиваться, а то дети пойдут, потом вообще некогда будет. Пелёнки, распашонки всё свободное время займут. Ты меня спроси, я тебе всё расскажу. Ладно, пошли.
В библиотеке женщина дала им бумагу и карандаш.
   – Письмо писать будете или что-то другое сочинять?
   – Да, письмо любимой жене.
   – Хорошо, пишите, мешать не стану.
   – Илюха, ты набросай слова, которые ты хочешь ей сказать. Чтоб это были твои слова, а не мои. А то получится, что это я написал, а не ты.
   Илья взял карандаш и стал писать те слова, которые он произносит каждый день. Анатолий терпеливо ждал, и через некоторое время Илья выдохся. Дал листок почитать другу. Тот взял, стал читать, и у него глаза на лоб полезли.
   – Ну ты даёшь! У тебя так здорово получилось! Я даже не ожидал. Я дома кое-что подправлю, подрифмую, и всё будет отлично! Завтра принесу. После работы здесь же и встретимся. Ну что, по домам? До завтра.
   – До завтра, Толян. Не забудь только.
   Илья постеснялся сказать, что купил жене кольцо. На следующий день друзья встретились в библиотеке.
   – Ну что, получилось? – с нетерпением спросил Илья.
   – Конечно, получилось. Мне даже жена помогала. Похвалила тебя, что так решил поздравить. Думаю, что хорошо получилось. Жена спросила: «А ты меня так поздравишь?» Я пообещал. Вот так, Илюха, твой пример заразителен. Читай.
Илья с волнением взял листок и начал читать.
   - Здорово! Мне понравилось, думаю, и ей понравится. Спасибо, дружище, что выручил.
   – Знаешь, если тебя немного подучить, то неплохо бы у тебя получалось. Пушкин из тебя не получится, а писать бы смог стихи.
   – Да ладно, не преувеличивай. А давай спросим у Нины Ивановны.
   – Давай.
   – Нина Ивановна, прочтите, пожалуйста, это похоже на стихотворение или нет?
   Как вы считаете? Вы в этом разбираетесь, а мы не очень.
   Библиотекарь молча читала, а затем резюмировала:
   – Конечно, похоже. Даже очень хорошо написано, – похвалила женщина.
   – А вы вслух прочтите, а мы послушаем.
   Нина Ивановна прочитала с выражением, с чувством, со слезами на глазах.
   – Вот бы мне кто так написал. Молодец, Илья. Жена останется довольной. А что с ней не так?
   – Она не видит. Я такую её полюбил и буду любить всю жизнь.
   – Дай вам Бог счастья и любви, – от всего сердца пожелала Нина Ивановна.
   Друзья попрощались, и Илья как на крыльях полетел домой.

    13 сентября после работы Илья пошёл не домой, а на рынок за цветами. Завтра у жены день рождения. Купил 11 бархатных роз любимого цвета Татьяны – тёмно-вишнёвого. Доволен остался, что на рынке нашлись такие. Придя домой, спрятал цветы у родителей жены в комнате. Татьяна почувствовала запах роз, но тактично умолчала об этом. Она догадалась, что цветы предназначены для неё, для завтрашнего дня рождения. Илья заранее купил открытку «С днём Рождения!» и аккуратно переписал текст стихотворения на неё, полюбовался, прочитал про себя, как бы прорепетировал.
   На семейном совете за ужином решали, когда сделать праздничный ужин – в сам день рождения или в выходной.
   – Дорогие мои родители, Илья, я хочу непосредственно в свой день. Мы же не будем напиваться, когда нужно идти завтра на работу. Ничего, что среда. Две семьи поужинают, что здесь такого.
   – Я полностью согласен с Танюшей. Мы, два мужика, спокойно пойдём на работу утром. Светлана Алексеевна работает во вторую смену, но будет работать в первую, она поменялась сменами, сама сказала. Всё нормально. Я впервые буду жену поздравлять с днём рождения. Потом будет неинтересно. Дорога ложка к обеду, так говорят. Мама сказала, чтобы торт не покупали, она принесёт Танюшкин любимый «Киевский» и что-нибудь из готовой закуски.
   – Так, я долго молчал, слушал других, теперь моя очередь сказать слово. Света знает, что я вчера привёз хороший кусок красной рыбы, – друзья привезли.
   Светлана пожарит рыбу и картошку. 2 бутылки шампанского я уже заранее купил. Овощи для салатов купил сегодня, всё, что заказывали. Если что ещё надо, привезу завтра после работы. У меня пока всё, – отчитался, как завхоз, Олег Сергеевич.
   – Теперь я скажу своё слово, – с нетерпением взяла слово Светлана Алексеевна. Я много еды готовить не буду, нас всего шесть человек будет. Олег пораньше с работы приедет и мне поможет. Танюшу я в этот день на кухню не пущу. Клиентов у неё завтра не будет. Я со всеми уже договорилась. Дочь завтра полностью отдыхает. Олег и Илья мне на кухне помогут. Вот и всё. Всем распределили обязанности.
 
    Утром Илья проснулся и стал ждать, когда проснутся родители Тани, но услышал, что они тихонько разговаривают, когда стоял за дверью. Илья тихонько постучал, и Светлана Алексеевна догадалась, что Илья пришёл за цветами.
   – Доброе утро, Илья! – шёпотом поздоровалась тёща. – Бери цветы и иди первым поздравлять жену.
   – Доброе утро, Светлана Алексеевна, – также шёпотом ответил Илья. – С именинницей вас. Я буду тихонько ждать, когда проснётся.
   А она уже проснулась, почувствовав, что мужа нет рядом.
   – Танюшка, дорогая моя девочка, ты проснулась? С днём рождения тебя, любимая!
   – Илья нагнулся над постелью, обнял и поцеловал жену.
   – Спасибо, любимый!
   – Давай свои ручки сюда, держи букет твоих любимых роз тёмно-вишнёвых, а остальные поздравления будут за праздничным столом сегодня, договорились? Ты потерпи до вечера. Я хочу при всех подарить тебе кое-что, хорошо?
   – Конечно, Илюшка, вечером так вечером.
   Их разговор прервал стук в дверь. Вошли родители.
   – Доченька наша, Танюша! Поздравляем тебя с днём рождения! Желаем тебе огромного счастья, здоровья и всего самого лучшего. – Мама обняла и поцеловала дочь, а затем папа.
   – Танюша, любимая наша дочурка! Поздравляю тебя! Прими от меня вот эти цветы.
   – Папа вложил букет ей в руки и поцеловал дочь.
   – Спасибо вам всем за поздравления, мама, папа и Илья.
   – Доченька, одевайся и идём на кухню завтракать.
   Семья позавтракала, и все, кроме Татьяны, ушли на работу, но сегодня так долго тянулся день. Татьяна перебирала в голове, что может подарить Илья? Ничего не придумала и решила не морочить голову, а дождаться вечера, когда вся семья соберётся за одним столом.
   Первой пришла мама и сразу пошла работать на кухню. Вскоре приехал папа, а затем Илья. Когда мужчины пришли, то Светлана Алексеевна почти всё уже приготовила. Мужчинам осталось стол накрыть скатертью и расставить посуду. Когда всё было готово, пришли родители Ильи с цветами и тортом. Татьяна была в своей комнате, ждала, когда муж придёт и оденет её, как договорились раньше, что он сам всё сделает для своей принцессы. Все сидели и терпеливо ждали именинницу, и вот она появилась, как актриса на сцене, в красивом платье, с лёгким макияжем на лице и с распущенными волосами. Под аплодисменты родителей и Ильи она, как ангел, впорхнула в комнату, нарядная, пахнущая духами, невероятно красивая. Илья не удержался и схватил жену на руки и стал целовать её, затем посадил на стул.
   – Ну что, я первому предоставляю слово для поздравления супругу, – встав, объявила мама Татьяны. – Прошу!
   – Дорогая моя, любимая, золотая жена, поздравляю тебя ещё раз с днём рождения! Желаю тебе счастья со мной. Я так волнуюсь, но прочитаю на открытке то, что написал, тебе посвятил:


             МОЕЙ ЛЮБИМОЙ

      Танюша, милая, родная Дева,
      Навек свела нас первая любовь.
      Признался я в любви несмело,
      Но повторять я буду вновь и вновь:

      Люблю тебя – произношу я робко.
      Люблю я их, – глазам твоим сказал,
      Цветы сорвал и подарил неловко,
      Тебя тогда впервые повстречал.

      Русоволосая твоя головка
      С печальным взглядом самых синих глаз,
      Ты привлекла меня улыбкой кроткой.
      Люблю – хочу сказать сто тысяч раз.

    Илья с волнением подал ей открытку, с которой читал, и поцеловал Татьяну.
Она сидела как заворожённая, со слезами на глазах. Она плакала. Он руками стал вытирать слёзы, но раздались аплодисменты родителей.
   – Дорогая моя, это ещё не всё.
   Илья вытащил из кармана брюк красную коробочку, раскрыл и вытащил золотое кольцо.
   – Танюша, это тебе ещё один подарок, дай мне свою золотую ручку, пожалуйста.
   – Илья надел кольцо на палец жены. – За твою работу, за твою заботу, за любовь ко мне я дарю кольцо с бриллиантом. – Родители стали бурно аплодировать.
   Татьяна сделалась пунцовой от волнения. Она потрогала свободной рукой кольцо, а затем поцеловала супруга.
   – Илюшка, спасибо тебе, дорогой мой. Это правда с бриллиантом?
   – Конечно, любимая моя. Ты заслуживаешь, ты достойна носить такое украшение за твои золотые руки. Ты моя жена. А я передаю слово для поздравления твоей маме.
   – Доченька, ещё раз поздравляю тебя с днём рождения! Мы с папой дарим тебе золотую цепочку. Папа, иди надень на дочь украшение. – Татьяна поцеловала маму, а папа надел цепочку. Дочь и его поцеловала.
   – Родители! Спасибо вам большое за такие подарки. Я очень рада.
   – Ну, а я в свою очередь передаю слово для поздравления родителям Ильи. Кто будет говорить?
   – Ну, конечно, я, – встала из-за стола Ольга Анатольевна. – Папа у нас не очень красноречивый, а я всегда за себя и за него говорю. – Дорогая наша доченька! Поздравляем тебя с днём рождения! Желаем огромного счастья, здоровья, и прими от нас вот эти розы и золотой браслет в подарок. Раз ты наша Золотарёва, то и тебе в подарок золото. Папа, иди надень на руку дочери браслет. Он дома тренировался, как нужно надеть. – Татьяна взяла цветы, пока папа шёл, и поцеловала свекровь. Владимир Семёнович справился быстро, застегнул, и невестка его поцеловала.
   – Вот и все подарки сделаны, можно наконец-то налить шампанское и обмыть подарки, золото нашей золотой дочери, – с улыбкой объявил папа Татьяны и взял в руки бутылку с вином, налил его в хрустальные фужеры. – За дочь нашу, за Танюшку. – Послышался звон хрусталя. – Ольга Анатольевна, как это мы, не сговариваясь, все купили золотые украшения?
   – Наверное, какое-то внутреннее чутьё. А что ещё можно подарить долгожданной дочери. Она у нас – ЗОЛОТАРЁВА. Этим всё сказано.
   – Спасибо вам всем за подарки, за вашу любовь ко мне. Это очень важно, – взволнованно произнесла Татьяна.
   Был разрезан любимый «Киевский» торт Татьяны. Раньше, когда Татьяна была девочкой, в торт вставляли свечи и просили её задуть их. Было от этого и смешно, и радостно. Теперь свечей нет, девочка выросла, а в памяти остался этот забавный обычай, да и сколько свечей надо было вставить в торт! Праздничный ужин подошёл к концу. Проводить родителей Ильи согласился Олег Сергеевич, заодно и Мишель выгулять надо было.
   Молодые ушли в свою комнату. Татьяне не терпелось узнать, сам ли он написал стихотворение?
   – Илюшка, ещё раз благодарю вас всех, а особенно тебя, любимый мой. Так ты правда сам написал такие строки, такие слова?
   – Я каждый день с тобой говорю, но не рифмованными словами, а мне захотелось написать красиво, как ты мне. И поэтому я попросил моего друга Анатолия. Ты его знаешь. Он приходил ко мне на день рождения и на свадьбе нашей тамадой был.
   – Конечно, помню, весёлый такой, всех заводил.
   – Так вот я к нему и обратился. Знаю, что он грамотный в этом деле, знает, что такое рифма, а я нет. Я написал текст, что я хочу сказать тебе, своим языком, а он срифмовал, и получилось стихотворение. Тебе понравилось? Честно? Я так волновался, старался угодить, боялся, что не оценишь.
   – Илья, как ты мог такое подумать! Мне очень понравилось. Мне никто не писал стихов и не дарил. Я даже не ожидала от тебя такого, что ты сможешь написать. Какой ты у меня молодец, просто слов нет. Ещё раз спасибо тебе. Умница.
   Утром мама спросила, понравился ли ей её день, осталась ли она довольной.
   – Мама, ну конечно, довольна, не то слово. Я вчера была, как новогодняя ёлка, обвешана украшениями. Всё блестело, переливалось. Я такая счастливая.
   – Это Илья сделал тебя счастливой. Спасибо тебе, Илья, за счастье нашей дочери. Мы будем делать всё, чтобы вы оба были счастливы.



         ИЛЬЯ УЧИТСЯ НА ВОДИТЕЛЯ

    Где-то через неделю после дня рождения дочери, как всегда, за ужином Олег Сергеевич сделал деловое предложение Илье:
   – Илья, у меня к тебе вопрос, когда ты собираешься идти в очередной отпуск? Кажется, ты был в отпуске в декабре прошлого года на свадьбе. Приближается месяц твоего отпуска, так? Давай бери отпуск, пока ещё не холодно, будешь в ДОСААФе учиться на водителя. Пока машину не удастся купить, будешь на моей ездить, семью возить куда надо, родителей. Я тебя сам запишу в школу, ты только с отпуском определись и скажи мне. Если что, у меня много знакомых, помогут. Я уже разговаривал с супругой, она одобрила предложение. Машина стоит в гараже, а я на чужой «Волге» катаюсь. Машина должна быть в работе, а не то она заржавеет. Правильно я говорю? – обратился Олег Сергеевич к Илье.
   – Олег Сергеевич, да мне неудобно, что это я буду на чужой машине ездить.
   – Не на чужой, а на моей. Мы не чужие. Мы одна семья. Я доверенность сделаю. Проблем никаких не вижу.
   – Илья, я советую тебе выучиться на водителя. Рано или поздно у вас с Татьяной появится своя машина, а права уже будут, – вмешалась в разговор Светлана Алексеевна. – Действительно, машина стоит в гараже без дела. С Татьяной чаще будете выезжать на свежий воздух, на море, а Олег Сергеевич отдохнёт в выходной день от баранки. Она ему так надоела за столько лет работы водителем. Илья, даже не думай, к весне у тебя будут права.
   – Илюшка, тебе дело говорят, соглашайся, а тебе, папа, спасибо за доверие, – вмешалась Татьяна.
   – Не за что благодарить, мы же одна семья. Я уверен, что он будет способным учеником и экзамены сдаст на отлично.
   – Честно говоря, я даже не ожидал и не представлял так скоро оказаться за рулём.
   – Ну, ты ещё не за рулём. Ты отличный парень, мы тебе дочь свою доверили, а машина – это ерунда.
   Илья был смущён и удивлён таким поворотом судьбы. Что ни делается, все к лучшему, так, кажется, говорят, – вспомнил Илья про себя. В душе он был рад, даже очень, и горд за себя.
   – Ну что, молодёжь, идите отдыхать, завтра всем на работу.
   Когда Илья с Татьяной ушли в свою комнату, она обняла и поцеловала мужа.
   – Илюшка, как хорошо, у меня будет личный водитель. Молодец папа. Знаешь, у меня были такие мысли в голове, но я стеснялась их озвучить, а папа, оказывается, как будто их прочитал и осуществил. Я думаю, что ты рад.
   – Да мне так неудобно перед твоими родителями.
   – Запомни, Илья, он тебе сам предложил, а не мы ему. Если бы не собирали деньги на квартиру, то мы смогли бы вскорости купить себе машину, но квартира дороже, она навсегда, а машина – нет. Скажешь сам своим родителям, пусть порадуются за тебя.

    Светлана Алексеевна 6 октября, а Олег Сергеевич 17 ноября отметили свои дни рождения скромно, с семейством, предупредив всех, что подарков покупать не надо, за исключением цветов. С 8 ноября Илья идёт в отпуск и на курсы вождения. Месяц в отпуске будет ходить на занятия с утра, а когда пойдёт на работу – во вторую смену. Будет трудно совмещать, но учиться надо, и трёхмесячные курсы пройдут не так уж и сложно. Олег Сергеевич, как водитель со стажем, предложил Илье потренироваться в вождении на окраине посёлка по просёлочным накатанным дорогам, пока сухо, нет дождей и грязи.
   – Илья, я тебя обучу вождению не хуже инструктора, а может и лучше. У меня огромный водительский стаж, тем более на такси, на «Волге» и на «Жигулях».

    По выходным мужчины ездили на «полигон», как они называли пустые просёлочные дороги, для вождения. Илья уже спокойно пересаживался с пассажирского места на водительское и гонял, как мальчишка по накатке. Олег Сергеевич сидел рядом, подсказывал, любовался зятем, как он лихо хватает на лету уроки вождения, по пути схватывая правила дорожного движения, знаки. Обсуждали ситуации, которые могут возникнуть на дороге, как выйти из них и что такое «УДД», как это расшифровать.
   – Олег Сергеевич, а действительно, что это значит, как расшифровать?
   – А очень легко – Уступи Дорогу Дураку. Эти правила все водилы знают. Не уступишь, попрешь на рожон, тебя помнут или ты. Лучше обойти такие ситуации, здесь нужна выдержка, терпение, смекалка и жилистые руки водителя, а ещё холодная голова, понял, сынок? Учись, наматывай на ус, всё пригодится в жизни, тем более ты будешь возить драгоценный груз, жену и детей. Вы только начинаете жить, а жизненная дорога длинная, и по ней надо ехать осторожно, чтоб не случилось как у нас. Ты понял, о чём я. Не бодайся на дороге.
   – Вы мудрый и умный отец, хороший учитель, я вам за это очень благодарен.
Олегу Сергеевичу нравилось быть в роли учителя, Он это впервые испытал. Ильёй он остался доволен: тот учился серьёзно, отвечал на все заданные вопросы.

    Вот уже скоро Новый год и годовщина свадьбы молодых людей. Всё шло хорошо, даже отлично, за исключением одного: Татьяна никак не могла забеременеть. Илья уже устал отвечать маме «нет». Перед Новым годом Илья пришёл к родителям пообщаться.
   – Илья, сынок, я испереживалась вся, ну почему у Татьяны ничего не получается? Может, снова к врачу сходить? А может, с тобой что-то не так? Ты проверялся?
   – Мама, со мной всё нормально, нас на заводе врачи проверяют. Я говорил, задавал вопросы по этому поводу, а мне сказали, что дело в жене.
   – Сынок, послушай меня, что я хочу тебе сказать, посоветовать, уговорить, как хочешь это пойми, только выслушай. Давай сходим вместе с Татьяной в церковь Успения Пресвятой Богородицы, помолимся все вместе. Я точно знаю, что многим женщинам помогает «Богородица». Ты же знаешь батюшку. До женитьбы мы часто ходили в церковь, а теперь ты отдалился, не стал ходить, может, поэтому, кто его знает. Я разговаривала с батюшкой о нашей невестке, он настоятельно просил прийти и помолиться «Святой Богородице», воды испить из святого источника. Кто просит детей у «Богородицы», тот быстро и получает. Церковь очень старая. Она построена в 1905 году. Войну простояла и по сей день работает. В неё почти со всего города приезжают молиться и водицы святой набрать. Отец Тани привозил бы нас втроём сюда, а может и мама бы захотела помолиться за свою дочь. Сынок, не надо откладывать надолго, давай в это воскресенье и поедем, поговори с Татьяной, с её мамой. Я очень тебя прошу.
   – Хорошо, мама, я обязательно поговорю дома с Татьяной. Мне, действительно, стыдно, что я перестал ходить в храм, прости меня.
   – Не у меня надо прощения просить, а у святых. Ты их стал забывать, но тебе простится за то, что ты живёшь со «святой» женщиной. Я не лукавлю, она действительно «святая» и тебе досталась. Ты гордись, сынок, но не зазнавайся. Всем сердцем люби её.


             ПОСЕЩЕНИЕ ХРАМА

    Дома Илья поговорил вечером с Татьяной о том, что у него был разговор с мамой, что она посоветовала пойти в церковь на службу, помолиться «Богородице», взять святой воды и дома пить. Она уверена, что поможет. Мама не может уже дождаться внуков, она спит и видит во сне своих маленьких детей. Её окружают чужие дети, и ей больно от этого.
   – Илья, я уже сама об этом задумывалась. Ну почему? Ведь мне сказали, что со мной всё хорошо, ждите. Давай завтра вечером поговорим с родителями, что они скажут. Я думаю, что отец согласится нас возить в церковь, здесь же недалеко.
Вечером, когда все собрались, Татьяна всё рассказала родителям.
   – Дочка, да нет вопросов, конечно, отвезу, и мы с мамой постоим на службе. Я, кстати, давно в церкви не был, да и мать тоже. Спасибо Ольге Анатольевне, что переживает за нас и напомнила, что не только работа и блага должны быть на уме, но и духовная пища должна быть в сердце. В это воскресенье собирайтесь, поедем.
Илья позвонил маме, чтобы она «в воскресенье нас ждала, мы все вместе поедем в церковь». Женщины взяли платочки на голову, посуду для воды и поехали.
   Семья спокойно отстояла службу, молились. Осеняли себя перстами, шептали молитву, кто какую знает, а когда служба закончилась, Олег Сергеевич вышел к источнику набрать воды в бидончик, а Татьяна попросила Илью подвести её к иконе Божьей Матери для молитвы и оставить одну. Татьяна тихо что-то шептала, крестилась, смотрела на икону, как будто она её видела. Они смотрели друг другу в глаза, а затем Татьяна поцеловала икону. Когда она повернулась, Илья подошёл и взял её под руку, у неё были слёзы на глазах. Мамы в это время ставили свечки у святых икон. Семья вернулась к машине.
   – Как самочувствие, дочка? – спросил озабоченно папа.
   – Со мной всё хорошо. Какое-то облегчение, как будто я что-то тяжёлое скинула с плеч, честное слово. И что я раньше не попросила, чтобы меня ты привёз сюда.
   – Пока вы ставили свечи, я подошла к батюшке, и он мне сказал, что ей надо минимум три воскресенья подряд приходить на службу, – сообщила Светлана Алексеевна. – Желательно с мужем и пить постоянно святую воду. Многие после этого становятся мамами. Это уже проверено за много лет его службы здесь, в храме.
   Олег Сергеевич привёз маму Ильи к дому, попрощались, и она пошла к себе.
У подъезда своего дома высадил семью, а сам поехал в гараж.
   – Илья, мы же ведь ходили раньше в эту церковь после случая, а потом уехали, здесь не жили, – пояснила Светлана Алексеевна. – А когда вернулись снова, дела закрутились – покупка квартиры, работа. Начинали жить заново. У нас жизнь поделилась на до и после. Олег сутками не выходил из машины, чтобы заработать на жизнь, на мебель и всё прочее.
   – Мама, я пойду прилягу, хочу остаться одна, подумать, – сказала Татьяна.

    В воскресенье в церковной лавке Ольга Анатольевна купила кулон с изображением Пресвятой Богородицы для невестки и икону святого Николая Чудотворца, Молитвослов для чтения молитв дома. Она не знала, есть ли всё это дома у Светланы Алексеевны, но купила на всякий случай, показала, какие молитвы особенно надо читать и ей, и Илье, хотя он знал, но прекословить матери не стал.

    Новый год семья встретила без ёлки, так как в комнате стояла кушетка, за которой работала Татьяна. Всё хорошо, весело, но была какая-то горчинка у всех, и никто не мог понять, что это за чувство.

    Три воскресенья подряд Олег Сергеевич возил семью и Ольгу Анатольевну в церковь. Татьяна ежедневно пила воду из святого источника и молилась, когда никого не было, теми молитвами, которые читал ей Илья. Она легко запомнила, а если и ошибалась, то произносила своими словами. Ольга Анатольевна сказала, что ничего страшного, «главное, что ты молишься, просишь, и Святые тебя услышат».
Татьяна дома, когда не было никого, стала писать молитвы, сочинённые самой. Ей так хотелось научиться правильно молиться, но как, она не знала, и вот она нашла выход – сама напишу, выучу и буду с ними приходить в храм:

                * * *
         Люблю Тебя, Спаситель мой.
         Рассей тревожные сомненья.
         Устала я бороться с тьмой,
         Дай силы, воли мне, терпенья.

         Молиться буду много лет,
         Чтоб светлыми в слезах глазами
         Увидеть мне Твой, Боже, свет –
         Шепчу горячими устами.


                * * *
         Творец! В своей молитве вижу пламень.
         Я вижу свет, но только в этом храме.
         Я узнаю всегда Твои черты
         И чувствую, что сверху смотришь Ты.

         Новорождённому дай свет, здоровья,
         И чтоб сумела страх свой побороть я.
         Я счастлива, с печальною судьбой,
         И тем, что здесь я говорю с Тобой.

                (продолжение следует)