Блок. Заклятие огнем и мраком. Краткое содержание

Виталий Литвин
   Заклятие огнем и мраком – краткое содержание

Конспект.

1. Принимаю – герой, воин, смиренно ждёт змееволосую у входа в темный храм.
2. В огне – черноокая пришла.
3. И во мраке – неверная пришла и ушла.
4. Под пыткой – герой в зеркале неба наблюдает за её жадными поцелуями.
5. В снегах – герой стоит на часах под знаменем черноокой.
6. И в дальних залах – герой наблюдает, как она, в опьяненье кружений, в бесконечной дали' корридоров темного храма пляской тризну справляет о вас.
7. И у края бездны – воля героя уничтожена, и безликий подводит его к краю адской расщелины, но герой вырывается оттуда под ракитовый куст.
8. Безумием заклинаю – герой в метели видит её безумный танец, в котором  узнаются исконно русские мотивы.
9. В дикой пляске – в дикой русской пляске растрачивается и отравляется душа героя.
10. И вновь покорный – работа до уродского горба – вот, что осталось герою.
11. Тебе предаюсь – герой замирает у ног снежной девы.


     Итак, краткое содержание цикла: заклятие огнем и мраком и пляской метелей творит жрица тёмного храма, а герой – бывший рыцарь Лучезарной, бывший провидец и обладатель тайны, бывший теург – присутствует при этих безумных диких плясках – и в огне,  и во мраке, и под пыткой,  и в снегах  и в дальних залах, и у края бездны –  и принимает их, и  покорный ей предается.
     И это безумие в корне своем исходит из России, из коренной Руси, и на неё направлено. А он – так, мимо проходил, ещё один случайный прохожий.
     (Напомню, что цикл входит в книгу «Фаина».  Фаина – русская деревенская девчонка, как разъясняется в пьесе «Песня Судьбы»:

    «
    М о н а х
       Слушай, слушай дальше. -- Монастырь стоял на реке. И каждую ночь ждала она на том берегу. И каждую ночь ползали монахи к белой ограде, -- посмотреть, не махнет ли рукавом, не запоет ли, не сойдет ли к реке Фаина...
      
    Е л е н а  (бросает работу)
       Фаина? Ты рассказываешь про Фаину! Не надо говорить, не надо...
      
    М о н а х
       Не перебивай меня, слушай. Вечером на селе захлестывало хмелем душу Фаины, и все деды на палатях знали, что пошла она в пляс... Все парни из соседних сел сбирались поглядеть, как пляшет, подбочась, Фаина... Но тоска брала ее среди пляса, и, покидая хоровод, уходила Фаина опять и опять к речному обрыву, долго стояла и ждала кого-то. И только глаза сияли из-под платка -- все ярче, все ярче...
»
)
      
     А Волохова… Волохова никакими танцами не отмечена. Впрочем, она не отмечена ничем кроме внешности.
Бекетова М.А.: Александр Блок:
Кто видел ее тогда, в пору его увлечения, тот знает, как она была дивно обаятельна. Высокий тонкий стан, бледное лицо, тонкие черты, черные волосы и глаза, именно "крылатые", черные, широко открытые "маки злых очей". И еще поразительна была улыбка, сверкавшая белизной зубов, какая-то торжествующая, победоносная улыбка. Кто-то сказал тогда, что ее глаза и улыбка, вспыхнув, рассекают тьму. Другие говорили: "раскольничья богородица".
Даже как актриса… Вот отзывы современников, переданные  её подругой – В.П. Веригина. «Воспоминания»:
      «О ней писали в одной газете, что она походила на врубелевского ангела»  –
Опять – «как на картине». На картине гения, но…
     Она была лишь отсветом той, из всемирного Города. А как только свет, – который в данном случае, скорее тьма – пропал, так и Волохова стала обыкновенной.
      Бекетова М.А.: Александр Блок:
«…Но странно: все это сияние длилось до тех пор, пока продолжалось увлечение поэта. Он отошел, и она сразу потухла. Таинственный блеск угас – осталась только хорошенькая брюнетка.»