Покорённые, но непокорившиеся

Эгрант
                "Так поиграл в слова Державин,
                Негодованием объят.
                А мне сдается (виноват!),
                Что тем Калигула и славен,
                Что вздумал лошадь, говорят,
                Послать присутствовать в сенат..."
                (Алексей Жемчужников "Конь Калигулы")

41 год до н.э.
Сервий Сульпиций Гальба, наместник – легат римского Императора и командующий войсками в Верхней Германии, сидел теперь в кресле перед ярко пылающим очагом на открытой террасе виллы – резиденции, в центральном городе провинции Могунтиак.

Настроение с утра было испорчено прибытием гонца из Рима, от самого Императора Калигулы. Сервию Сульпицию Галбе необходимо было сегодня же принять важное для себя решение. От этого решения могла зависеть дальнейшая его карьера, а может быть даже и жизнь. Да ещё и этот занудный, холодный, льющийся уже третий день дождь.

На террасу вышла Эмилия Лепида, жена Сервия Сульпиция. Она подошла к мужу, погладила его по голове, и села на раскладную скамью, ближе к огню. Вздохнув, Эмилия произнесла:
- А у нас, в Риме, сейчас, в осенний месяц Германик, ещё тепло. Почему ты сидишь здесь, на холоде? Я приказала рабам жарче нагреть полы в доме. Пойдём внутрь, там уже тепло и уютно.

Жена была единственным человеком, с кем легат мог быть откровенен. Горе, недавняя смерть их обоих сыновей, очень сблизила супругов.

- Спасибо дорогая, но здесь, на воздухе, лучше думается. Эмилия, я получил сегодня депешу из Рима, от Калигулы. Я не могу сделать то, чего требует он. Вернее, если я увеличу подати и отошлю в Рим рабов из местных галлов, то я уверен, что здесь вспыхнет восстание. А мы и так постоянно отбиваемся от набегов этих диких племён. Как же был мудр прошлый Император Тиберий, высказывая требования к наместникам Римских провинций - "Я хочу, чтобы моих овец стригли, а не сдирали с них кожу".
- Сервий, но Гай Калигула был таким милым и мягким вначале своего правления.

Гальбе, усмехнувшись, произнёс:
- Ему, новичку в государственной жизни, приходилось проводить первое время либеральную политику, чтобы завоевать популярность в сенате и у народа. Теперь же Калигула утверждает: "Мне можно все в отношении всех".
- Дорогой, а правда ли, что Император построил какой-то немыслимый мост?
- Да, Калигула приказал построить мост через Неаполитанский залив и проскакал по нему на колеснице, одетый в пурпурный плащ. Целью постройки моста, было желание впечатлить и запугать представителей германских племён. Да что мост? А его необузданная любовь к золоту?
- Так может тебе, дорогой, и нужно сыграть на любви его к золоту? Ну, а уж то, что он назначил своим министром лошадь, в это уж я, Сервий, никогда не поверю.
- А напрасно, Эмилия. Сумасшествие Калигулы не имеет границ. Да, он мог себе позволить назначение сенатором своего любимого коня Инцитата.
- Почему он сам не приедет сюда и не убедиться в непреклонности этих галлов? Их можно победить в битве, но покорить их невозможно.
- Эмилия, дорогая, Калигула находится безвылазно в Риме, и последнее время редко выходит из дворца, опасаясь покушения на себя. А недовольных становится всё больше и больше из-за чистки старших офицеров, которая была вызвана их недостаточной лояльностью к Императору.
- Но, как же так, он должен же что-то предпринять для своей защиты.
- Он и предпринял, намного увеличив жалование преторианцам, войнам императорской гвардии - личным телохранителям Императора.

А теперь иди дорогая, скажи моему немому рабу, чтобы привёл мне писца. Я продиктую ему письмо для Императора. Сообщу Калигуле всё, как есть на самом деле. А там, хоть в центурионы пусть меня разжалует.

Вошёл секретарь и, положив лист пергамента на маленький столик, приготовился записывать слова легата.

«Письмо Гальбы, легата Верхней Германии, Императору Гаю Калигуле.

246 день месяца Германика.
Мой Император, хочу сообщить вам, что местные племена галлов очень воинственные, мы уничтожаем одних, нападают другие. Много лет назад кельты захватив земли скифов, используя свое превосходство в уровне организованности труда, установили контроль над местным населением. Позже, группа кельтов, смешанная со скифами, двинулась на юг, заняв пространство сегодняшней Верхней Германии. Называя себя галлами, они сохранили воинственность скифов и некоторые их обряды. Полонить их в рабство дело не очень удобное. Свободными они принесут Великому Риму больше пользы.
Мы пробовали делать из них рабов и заставлять строить наши крытые деревни. Дело шло очень плохо. Но когда мы привлекали их, как свободных людей, они работали, словно для себя. Я спросил, как же они могут так охотно работать на своих захватчиков? Ответ был прост – «Когда-нибудь мы всё равно вас изгоним, тогда ваши строения станут нашими».
Мой Император, прошу вашего разрешения оставлять галлов свободными».

Письмо Императора  Калигулы, Гальбе - легату Верхней Германии.

"268 день месяца Германика.
Своею волей разрешаю использовать племена галлов так, как это полезно будет Великому Риму. А не слишком ли ты, Сервий Сульпиций Гальбе, доверяешь этой черни?"

Письмо Гальбы - легата Верхней Германии, Императору  Калигуле.

"279 день месяца Сотер.
Мой Император, благодарю тебя за мудрое решение. Среди галлов есть большие таланты. Есть хорошие врачи. Например, они давно делают трепанацию черепа и больные выживают. Их врачи пользуются особыми хирургическими камнями для операции. А если вспомнить, то и пилы римляне тоже взяли у этого народа.
Я соберу для Великого Рима всю положенную дань с моей провинции.

Мой Император, мне стало известно, что существуют у галлов могильники, в которые они, по обычаю, перенятому у скифов, захоранивали усопшего вместе с его золотыми украшениями. Но таких холмов мы до сих пор не находили. А народ здесь упрямый, они умрут, но не скажут. Тогда я, мой Император, пошёл на хитрость, и пообещал, что тот, кто предаст мне это, станет гражданином Римской Империи. Нашлось несколько предателей из скифов, которые показали на один холм.
Вам, мой Император, преподношу, все те украшения, что я обнаружил там".

Получив такое приятное послание, Калигула тут же повелел позвать писца, чтобы продиктовать ответ своему легату. И пришёл тогда к Калигуле писец...


П.С.
Римляне терпели это наказание - сумасшедшие и жестокие выходки императора, в течение четырех лет. А ведь до этого подобное поведение казалось невозможным.

Под видом писца вошёл Гай Кассий Херея — офицер императорской гвардии, который организовал убийство императора Калигулы в январе 41 года до н.э.