Реквиум бпк Отважному

Вячеслав Прытков
                РЕКВИУМ   БПК   «ОТВАЖНОМУ»               

«Моряки  ближе  всех  к  смерти  и  дальше  всех  от  Бога.»
       
                Т. Фуллер


Большой  противолодочный  корабль  «Отважный» - корабль  проекта  61  был  одним  из  первых  «поющих  фрегатов», построенных  на  Николаевском  судостроительном  заводе. В  отечественном  кораблестроении  осуществление  проекта  61  стало  совершенно  новым  этапом, так  как  все  выпущенные  заводом  такие  корабли  очень  сильно  отличались  от  предшественников, как  по  внешнему  виду, так  и  по  тактико – техническими  характеристикам. Впервые в  мире  на  них  были  установлены  газотурбинные  силовые  установки, позднее  разработки  советских  конструкторов  использовали  и  американцы  для  своих  - эсминца  «Спрюенс»  и  крейсера  «Тикондерога». Необычный  звук  турбин, издаваемый  при  движении  бпк  проекта  61,  дал  им  своеобразное  название  «поющие  фрегаты».

Во  время  моей  службы  бпк  «Отважный»  входил  в  состав  нашей  30 – й  Дивизии  противолодочных  кораблей  КЧФ. В  1967  году, когда  шла  арабо – израильская  война, он  находился  в  Порт – Саиде, оказывая  помощь  местным  вооружённым  силам. Корабль  участвовал  в  1970  году  в  манёврах  флота  «Океан», выходил  в  Атлантику, к  берегам  Кубы. Был  признан  «Отличным  кораблём  КЧФ». Вместе  с  крейсером  «Адмирал  Ушаков»  в  1973  году  совершил  дружеский  визит  в  Италию. Во  время  флотских  учений  «Отважный»  произвёл  33  пуска  зенитных  ракет, поставленные  задачи  всегда  выполнял  успешно,

но  29  августа  1974  года  случилось  то, чего  никто  не  мог  ожидать. Корабль  занимался  зенитной  стрельбой  на  полигоне  боевой  подготовки, и  в  этом  не  было  ничего  нового  и  необычного. Командир – капитан  2  ранга  И. Винник  по  прибытии  в  заданный  район  стрельб  доложил  командованию  о  готовности  к  действию, прозвучал  сигнал  учебно – боевой  тревоги. Вдруг, находившиеся  на  мостике  ощутили  как  корабль  внезапно  вздрогнул, а  те, кто  был  на  корме, возле  ракетного  погреба,  услышали  громкий  хлопок. Как  оказалось, самопроизвольно  сработал  двигатель  одной  из  ракет  комплекса  ПВО  «Волна»  в  8 – м  ракетном  погребе, а  вслед  за  ним, двигатели  ещё  двух  ракет. В  кормовой  батарее  раздались  три  взрыва, отчего  кормовая  палуба  и  находящаяся  на  ней  стартовая  установка  разрушились  и, унесённые  взрывом, оказались  на  дымовых  трубах  корабля. В  борту  образовались  трещины, и  вода  сразу  затопила  кормовые  отсеки, мгновенно  от  взрывов  погибло  24  человека.

Экипаж  после  сигнала  аварийной  тревоги  приступил  к  спасению  корабля, к  борьбе  за  его  живучесть. «Отважный»  стал  крениться  на  правый  борт, имея  дифферент  на  корму  в  полтора  метра. Возник  пожар, усиливающийся  от  воспламенения  растекающегося  топлива. Чтобы  предотвратить  детонацию  боезапаса  решено  было  отстрелить  за  борт  торпеды. Вскоре  на  помощь  «Отважному»  подошли  корабли  бригады  ркб  «Сознательный»  и  «Бедовый». С  них  на  борт  корабля  высадились  аварийно – спасательные  группы. «Сознательный»  стал  буксировать  пострадавший  «Отважный»  к  берегу, однако,  из – за  заклиненного  руля  буксировку  прекратил. Бпк  «Комсомолец  Украины», тоже  пришедший  к  месту  трагедии, пытался  водяными  струями  сбить  пламя  в  погребе  «Отважного», но  опасность  детонации  боеприпасов  была  очень  велика, пришлось  отойти.
За  буксировку  «Отважного»  принялся  ркб  «бедовый», ему  даже  удалось  развить  скорость  до  3  узлов. Одновременно  подошли  специальные  суда  и  начали  тушение  пожара  в  кормовой  части. Однако, крен  корабля  сильно  возрос, и  бороться  с  огнём  можно  было  только  на  носу. Началась  эвакуация  раненых. От  высокой  температуры  горения  взорвался  боезапас  глубинных  бомб, и  под  водой  оказались  ещё  два  отсека. Последовал  взрыв  и  в  хранилище  горюче – смазочных  материалов, отчего  крен  возрос  ещё  больше. «Отважный», приняв  огромное  количество  забортной  воды, оказался  затопленным  почти  наполовину.
О  спасении  самого  корабля  уже  не  было  и  речи, личный  состав  покидал  обречённый  «Отважный», последним  с  него  сошел  командир. В  результате  потери  остойчивости  корабль  поднялся  вертикально  носом  вверх   и  ушёл  под  воду  кормой  вниз, не  опрокидываясь. Глубина  моря  в  месте  трагедии  составляла  125  метров.


После  гибели  «Отважного»  началось  всестороннее  расследование  и  разбирательство  о  причинах  случившегося. Особое  внимание  уделялось  мерам  по  сохранению  секретного  оборудования  погибшего  корабля. В  созданную  государственную  комиссию  вошли  флотские  специалисты  и  судостроители  под  руководством  начальника  тыла  ВМФ  вице – адмирала  Л. Мизина. Комиссия  провела  опрос  всех  лиц, отвечавших  за  создание  проекта  61, собрала  свидетельства  очевидцев, произвела  расчёты  и  рассмотрела  всё  происходившее  в  трагический  день  на  «Отважном». На  идентичном  корабле – «Комсомольце  Украины»  провели  следственный  эксперимент. Выдвигались  разные  версии  гибели – от  замыкания  между  клеммами  на  ЗУР  В – 611  комплекса  ПВО  «Волна»  до   диверсии. В  результате, в  ходе  проведённой  огромной  работы  удалось  восстановить  всю  последовательность  произошедшего  поминутно.
Оказалось, что после  объявления  учебно – боевой  тревоги  за  пультом  поста  контроля  ракет  в  кормовом  погребе  № - 8  находился  мичман  Шаповалюк, занимавший  должность  старшины  стартовой  команды  ракетной  установки. В  погребе  имелось  15  ракет  комплекса  ПВО. По  инструкции, он  как  старший  на  вахте по  внутренней  связи  дал  команду  подключить  внешнее  электропитание, затем  тумблерами  подал  напряжение  на  механизмы  поворота  пусковой  установки. Выполнив  это, Шаповалюк  вдруг  увидел  через  иллюминатор  воспламенение  левого  барабана. Испугавшись, он  даже  не  включил  средства  пожаротушения  и  с  криком  «Сейчас  взорвётся!»  покинул  свой  пост, побежал  в  сторону  бака. Раздался  взрыв.

Было  установлено  экспериментально, что  после  появления  огня  в  погребе  и  до  момента  взрыва  прошло  около  18  секунд, этого  вполне  хватило  бы  на  приведение  в  действие  противопожарной  системы  всего  корабля, а  не  только  боевой  части.
Шаповалюка  судили, но  он  легко  отделался: его  уволили  с  флота. Сыграло  при  этом  и  высказывание  Л. И. Брежнева  «Особо  не  усердствовать»  после  доклада  ему  о  произошедшем. Генсек  в  это  время  находился  в  Новороссийске, местах  своей  боевой  славы, пребывая  в  хорошем  расположении  духа.

Пламя  в  погребе, как  выяснилось  в  ходе  расследования, возникло  от  самопроизвольного  запуска  маршевого  двигателя  одной  ракеты, затем  сработал  ракетный  двигатель  стартовой  ступени, вызвавший  запуск  нескольких  стартовых  двигателей  других  ракет.

В  Ленинграде  специально  на  кораблях  61  проекта  провели  испытания  противопожарных  средств  борьбы  с  боезапасом, показавшие  их  эффективность  и  оправданность. Эксперты  также  посчитали  действия  личного  состава  «Отважного»  в  борьбе  за  живучесть  чёткими  и  слаженными.


Мнения  о  подъёме  затонувшего  «Отважного»  разделились. Главнокомандующий  ВМФ  адмирал  Горшков  выступал  за  подъём  корабля  с  морского  дна. Против  высказывался  начальник  Аварийно – спасательной  службы  Черноморского  флота  капитан  1  ранга  Жбанов: так  как  проведению  такой  сложной  операции  препятствует  недостаточное  состояние  технических  средств, находящихся  в  распоряжении  службы, а  также  удалённый  от  берега  район  гибели  корабля, подверженность  его  открытым  ветрам, сильный  разлом  корпуса  и  большая  его  масса  ( в  сентябре  1974  года  место, где  лежал  «Отважный»  исследовала  наблюдательная  камера  с  людьми). В  иностранной  печати  появились  как  всегда  злопыхательные  высказывания  о  том, что  «русские  потеряли  лучший  корабль  и  не  могут  поднять  даже  гайки  с  него.»

Высокому  начальству  всё – таки  удалось  убедить  АСС  ВМФ  СССР  о  целесообразности  подъёма  корабля. Был  уже  опыт  проведения  операций  подъёма  из  глубин  моря  подводных  лодок  М – 351  и  С – 80. Стали  наблюдать  за  состоянием  затонувшего  «Отважного»  с  помощью  спускаемых  камер, водолазов – глубоководников  и  автономного  рабочего  снаряда. Решено  было  поднимать  корабль, используя  14  двухсот-тонных  понтонов. Однако, установив, что  на  корабле  осталось  вооружение, от  такого  способа отказались. Окончательно  остановились  на  подъёме  частями  (ступенями). Операцию  назвали  «Ступень».
В  мае  1975  года  началась  эта  трудная  работа, выполняемая  спасательными  судами  СС – 21  и  СС – 50. Водолазы – глубоководники  в  тяжёлом  снаряжении  (вес  костюма  доходил  до  120  кг) совершали  по истине  героические  спуски  на  130  метровую  глубину. Из – за  трудности  и  изнурительности, затрате  колоссальных  усилий  при  движении  в  узких  коридорах  погибшего  корабля  дело  продвигалось  очень  медленно  и  малопроизводительно. На  пути  водолазов  оказывались  заклиненные  двери, которые  подрывались  магнитными  минами, при  свете  фонарей  для  свободного  перемещения  расчищались  завалы.
К  ноябрю  наверх  удалось  поднять  всё  оборудование  с  грифом  «сов. секретно», документы, комплекты  аппаратуры  ЗАС  и  опознавания  элементов  ракетных  и  артиллерийских  систем.

В  1976  году  новый  Министр  обороны  маршал  Устинов  своим  приказом  отменил  все  работы  по  подъёму  «Отважного»  ввиду  их  непродуктивности  и  большого  затрата  средств, корабль  решено  было  уничтожить. Для  его  минирования  вновь  потребовалось  участие  водолазов – глубоководников. В  ходе  таких  работ  в  1977  году  погиб  матрос – срочник  Р. Гавюк   из – за  бракованного  дыхательного  клапана  в  снаряжении. Наконец, всё  было  подготовлено  к  подрыву  корабля, лежащего  на  дне. Вес  зарядов  вместе  с  уже  имевшимися  на  «Отважном»  боеприпасами  составил  124  тонны. Позаботились  о  безопасности  в  районе  подрыва, охране  окружающей  среды, т. к.  в  топливных  баках  корабля  ещё  оставалось  примерно  300  тонн  горючего, невозможности  нахождения  в  квадрате  подрыва  всех  плавсредств  и  летательных  аппаратов  с  20  по  30  декабря  1977  года.

Утром  29  декабря  Главком  ВМФ  дал  команду  на  подрыв. Над  морем  возник  огромный  столб  воды  и  пламени, страшный  гул  и  взметнувшийся  в  небо  чёрный  дым. «Отважный», лежащий  на  дне  был  уничтожен. Сделана  проверка  над  районом  взрыва – загрязнения  акватории  моря  не  наблюдалось.


Вот  и  всё. К  сожалению, никто  из  экипажа  уже  бывшего  бпк  «Отважный»  и  водолазов – глубоководников  не  получил  награды, а  погибшим  в  результате  трагедии  морякам  соорудили  скромный  памятник.
Не  один  корабль, а  особенно  военный, не  застрахован  от  непредвиденных  ситуаций, в  море  случается  всякое, да  и  причин  слишком  много: человеческий  фактор, сбой  в  работе  технических  средств  и  т. д. Возможно, что – то  подобное  случилось  и  с  ркр  «Москва». Кто  знает?  Время  обязательно  расставит  все  точки  над  «и».
Пока  же  преклонимся  перед  мужеством  моряков, кто  боролся  за  жизнь  своего  корабля, водолазов – глубоководников, выполнявших  титаническую  и  опасную  работу!
Почтим  память  погибших!

30  мая  2022  г.                Вячеслав  Прытков