О патриотизме

Владимир Новокубанский
   Патриотизм – сколько раз было пережёвано это слово и застревало в зубах, но  оно является до боли близким русскому человеку, словно  впиталось в его кровь с молоком матери.   Это оно заставляло наших далёких предков сплачиваться перед лицом опасности и давать отпор любому агрессору.  Это оно поднимало народ на борьбу с захватчиками, начиная от битвы на Калке и до настоящего времени, пресекая все зарубежные попытки посягнуть на свободу, национальные ценности и завоевания нашего народа.
   В чём же основная сила и смысл этого слова?  Если рассматривать его этимологию, то оно является производным от слова «патриот». Возможно, что основной смысл этого слова и заключается в его корне. Слово «патриот» является греческим (patriotes) и означает «земляк». Впервые это слово появилось в период французской революции 1789 – 1793гг.  Патриотами тогда называли себя «борцы за народное дело, защитники республики» в противовес изменникам и предателям родины из лагеря монархистов. В древнеславянском языке синонимом являлось слово «отчизнолюб».
   К настоящему времени слово «патриот»   уже настолько укоренилось в нашем языке, что наполнилось совершенно иным содержанием, понятным и близким русскому человеку.  Обратимся к определениям этого слова в толковых словарях.  Например, в словаре русского языка С.И. Ожегова читаем: «Патриот – это человек, одушевлённый патриотизмом…».   К сожалению, в логике – науке о правильном мышлении, такое определение является логической ошибкой «круг в определении» или тавтологией и не раскрывает смысла данного понятия.   В словаре живого великорусского языка В. Даля это определение более конкретное: «Патриот – это любитель отечества, ревнитель о благе его…».   В словаре Ушакова – «это человек, преданный своему народу, любящий своё отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины».  В словаре Ефремовой: «Патриот – тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины».
   В основе данных толкований прослеживается главное – отношение человека к Родине!   В древнеславянском языке – Буквице окончание «изм» означает как бы истину, созданную формой, прописанной перед окончанием.
  Обобщая определения понятия «патриот»,  можно утверждать, что
 «патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины».    Таким образом, одним из существенных и отличительных признаков патриотизма является любовь человека ко всему, что ему дорого и главное – отношение человека к Родине.
   Другим существенным и отличительным признаком понятия «патриотизм» является «жертвенность». При этом в большинстве источников под жертвенностью понимается такая черта характера, обладатель которой способен пожертвовать чем-то, принадлежащим ему, для блага другого человека или какого - либо дела.  Возникает впечатление, что на жертвенность способны только добрые и отзывчивые люди, но мало кто задумывается над тем, что это слово скрывает в себе множество оттенков добра и зла.  Иногда человек обязан что-либо делать в ущерб своим интересам ради морального долга.  Если ноша жертвенности морально велика и требует выполнить хотя бы моральный долг, то даже в этом случае сердце со временем откликнется, закрывая глаза на неискренность. По всей видимости, признак жертвенности и признак любви имеют причинно-следственную связь.  Без истинной любви не может быть и истинной жертвенности. По эзотерическим понятиям «жертвенность – это качество личности и способность бескорыстно делиться Любовью с кем-либо».  Поэтому истинная жертвенность держится не просто на чувстве долга, но на Любви!  Высшими формами Жертвенности являются Мученичество и Смерть во имя Любви!  Примером жертвенного пути является путь Иисуса.  На земном уровне жертвенность более всего свойственна любви материнской.  Мать готова пожертвовать собой ради ребёнка, которому она даёт жизнь, ибо ребёнок – это плод любви. Солдаты, защищая свою страну, совершают воинский подвиг и презирают Смерть, не только выполняя свой воинский долг, но и ради любви к своей отчизне, своим родным и близким. Поэтому мы всегда помним и чтим подвиги наших солдат, погибших ради  любви и жизни будущих поколений!  Не многие люди способны на такой духовный подвиг, но счастлив тот человек, в чьём сердце поселилась такая Любовь! Почему-то понятие жертвенности почти всегда ассоциируется с полной потерей человеком каких-то духовных или материальных ценностей.   Если рассматривать эти ценности с изотерической точки зрения, то они выстраиваются в следующей иерархической последовательности:
1. Жизнь, как самая главная физическая ценность человека;
2. Физическая свобода;
3. Честь и достоинство;
4. Физическое и духовное здоровье;
5. Время;
6. Семья, дети;
7. Материальные ценности (богатство, драгоценности, дом, машина и др.)
   При этом считается, что все эти ценности облагораживаются абсолютной ценностью – Любовью, а все перечисленные ценности – это относительные понятия, ценность которых во многих учениях может быть интерпретирована по-разному.   Например, в христианстве, человек, пожертвовавший свою физическую жизнь за веру, обретает вечную жизнь, то есть бессмертие. В настоящее время в современном обществе международные отношения приводят к постепенной деградации и такую ценность, как честь и достоинство человека, мерилом которой было слово, данное человеком, и которая во все прошлые века ценилось выше его жизни.  В XXI веке на самом высоком уровне нарушаются не только устные, но и письменные международные соглашения, связанные с ограничением распространения вооружения, безопасности возникновения ядерной войны, глобального потепления климата планеты и другие международные договорённости в одностороннем порядке без объяснения причины нарушения. Аналогичная картина наблюдается и в рыночных отношениях между государствами: «Ничего личного – только бизнес». 
   Возвращаясь к проблеме жертвенности, можно утверждать, что полная потеря какой-либо ценности, из перечисленных,  возникает только в исключительных случаях, по волеизъявлению самого человека или чисто случайно. Например, во время войны миллионы солдат рискуют своей жизнью и погибают, но только незначительная часть из них сознательно жертвуют своей жизнью ради спасения других!   
   Очевидно, что принимать такое решение может только мужественный человек.  Категория «мужество» имеет две противоположности, единство и борьба которых проходит через наши души, – это смелость и трусость!
   Как правило, смелость проявляется, когда человек чувствует своё единство со всем Миром, что он – частица этого Мира, который надо спасать и защищать.  У такого человека проявляется решимость, рискуя своей жизнью, спасать утопающих, входить в горящий дом, закрывать грудью амбразуру дота или другое геройство, требующее высокого морального и духовного уровня.   У трусливого человека нет ощущения такого единства, и над его решимостью главенствует инстинкт самосохранения.  Возможно, что так и должен работать природный механизм управления поступками и действиями людей в повседневной жизни и в критических ситуациях.
    В мирное время процесс жертвенности приобретает совершенно другой смысл и переходит в категорию «служение».  Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей, на благо нашей Родины.
   Это такой тип отношения человека к своей деятельности, при котором человек ощущает себя ответственным и обязанным добросовестно и высокопродуктивно выполнять любую, взятую на себя работу. Как правило, служение захватывает всё жизненное пространство человека. При этом предусматривается, что от малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народу, России, а Любовь – это и есть служение. Максим Горький говорил, что «…в жизни всегда найдётся место для подвига!». 
   Так вот, настоящее служение - это и есть подвиг!  Подвиг, при котором человек постоянно, на протяжении всей своей жизни, жертвует своё здоровье, способности, время, порой даже своё благополучие на благо любимого человека, семьи, детей, родителей, народа и своей страны, выполняя свою работу, свой гражданский долг.  Как говорил В. Маяковский – «Это мой труд вливается в труд моей республики!». И хотя этот труд материально поощряется, но это не снимает его моральной и духовной значимости.  При этом предполагается, что чем выше социальный статус человека, тем выше уровень его  служения и ответственности перед народом и Родиной. Именно на базе правильного отношения к  служению и зарождается героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке. 
   Как социальное явление, патриотизм не возникает из ничего, а имеет материальную и духовную основу.   Носителем патриотизма является, как правило, народ, а местом его приложения – страна или территория, традиционно или законодательно закреплённая за данным народом международными соглашениями и правом, имеющая собственное государственное управление.  Именно наличие у народа своей территории и своего государства и является материальной основой его патриотизма.
   Возникает вопрос, а может ли проявляться патриотизм у народа, не имеющего такой территории? История народов и государств показывает, что это возможно и патриотизм такого народа направлен на приобретение такой территории и создание своего государства.  Примером тому является народ Израиля, который веками добивался своей «земли обетованной», или народ курдов на протяжении веков с оружием в руках добивающийся такого права.  Но есть и другие народы, которые потеряли право на свою землю и создание своего государства и их патриотизм угасает вместе с народом, например, американские индейцы. Духовной основой патриотизма является вера в Высшую Справедливость и предназначение своего народа.
   Но патриотизм не застрахован от воздействия других социальных явлений и зависит от внешней и внутренней политики государства.  Поэтому патриотизм должен быть защищён государством на законодательном уровне и государство должно поддерживать патриотические движения, направленные на воспитание подрастающего поколения, увековечивание памяти о героическом прошлом народа, признание патриотических и геройских поступков в настоящем и т.д.
   Может ли быть патриотизм национальной идеей?  По всей видимости, нет!  Национальная идея имеет социально-экономическую и политическую основу, а основой патриотизма являются высокая нравственность и духовность.  Но патриотизм является именно тем фундаментом, на котором можно реализовать любую национальную идею.  Но при этом нельзя забывать, что заигрывать с патриотизмом очень опасно.  Патриотизм каждого народа имеет свою национальную окраску.  Выделение этой особенности с упором на какую-то исключительность народа приводит, как правило, к национализму, а затем к фашизму.  Эта тенденция привела в своё время к возникновению фашизма в Германии и наблюдается в настоящее время в странах Прибалтики и на Украине.  Постоянное возвеличивание жертвенности в патриотизме в сочетании с религиозным фанатизмом привело к такому явлению, применяемому в некоторых направлениях ислама, как смертники.  Чрезмерное возвеличивание особенностей своего народа и унижение достоинств других народов привело к русофобии, которая стала государственной политикой многих стран Европы.  И это далеко не все примеры, которые подтверждают, что с патриотизмом надо обращаться бережно и осторожно. Несомненно, что это явление должно постоянно изучаться, развиваться и направляться в нужную сторону. Как правило, начальное патриотическое воспитание человек получает в семье, затем в его воспитание включаются общественные организации – детский сад, школа, средние и высшие учебные заведения, а затем государственные и частные учреждения, где человек проявляет своё служение. В зависимости от того, как во всей этой цепочке поставлен вопрос патриотического воспитания, и формируется патриотическое мировоззрение человека.  Поэтому одной из основных социальных задач государства и является организация патриотического воспитания человека от семьи до его рабочего места включительно.