Размышления над гордиевым узлом либерализма

Ксения Карелина
Пожалуй, главная мудрость выживания в этом уголке Вселенной - научиться отличать то, на что повлиять можешь, от того, на что повлиять нельзя. И, научившись тому, не впасть в фатализм или уныние, а подойти к тому деятельностно и вдумчиво, используя первое как инструмент, а второе - как материю для того инструмента.
Не в первый раз слышу я призывы о прекращении политических игр и признания факта войны действующей, как есть, с расчерчиванием поля монохрома и обозначением врагов.

Можно конечно и шашкой помахать. Но вопрос актуальный: насколько мы вообще готовы к войне, учитывая состояние экономики и общества, делая поправку, пусть и не на внутренних врагов (хотя и их не стоит сбрасывать со счетов), а на простую человеческую подлость и жажду личностного обогащения простых же обывателей на всех уровнях. Не только управленческих, кстати.
Возможно самая большая победа в войне - это победа в войне так и не развернувшейся в глобальную.

А тут стоит понимать и учитывать, что, с одной стороны, в этом случае мы говорим о неком глобальном процессе противостояния, которому не одно столетие уже. И это задокументировано исторически.

Да, периодически он затухает и тлеет, периодически вспыхивает то тут, то там, периодически он разгорается весьма серьезно, неся массовые разрушения и смерти, стирая иногда целые города и государства с лица Земли. Но он и не думает заканчиваться. И что с этим делать - вопрос большой и не столь простой в решении.

С другой стороны, стоит понимать, что положение  наше сейчас не слишком крепко, ибо вот была очередная гражданская война с переворотом и захватом власти, приведшая к расколу страны и сложное восстановление, которое пока не завершено, надо признать. Хотя странно было бы ожидать, что люди, способствующие разрушению СССР, стали бы просто так сидеть и ждать, пока мы там все отстроим обратно и стянем силы в кулак. Вот вряд ли.

Пока нет откровенно горячей фазы и идет этот подковерный покер (несмотря на постепенное оформление линии фронта от Прибалтики до Молдовы), у руководства России есть возможность что-то сделать. Или, может, ничего не делать, а просто подождать, пока по реке не начнут проплывать фантомы трупов замерзших врагов.
И перетянуть тем часть Европы, пусть и не на свою сторону, но в сторону нейтралитета. Вбить клин и раскол, обнажив все противоречия, во внешнее единство своры, считающих, что вместе они вполне смогут завалить большого и страшного медведя.

Не считая укуренных головой идеологов Прибалтики и Польши, естественно. Этим, пожалуй, мало что поможет.

Стоит так же понимать положение ряда восточных стран с торгашеской манерой дипломатии, считающих, что в данном положении они смогут извлечь двойную выгоду, пытаясь усидеть на двух стульях: Казахстан, Турция, Грузия. Даже их раздражающие метания - вполне себе польза России, если только ей не вздурится вдруг на них опереться. США пусть опираются сколько угодно. Это будет весьма забавно наблюдать.

Раскромсать Европу и прочее - это, могёт, и интересно, и эффективно, и достали уже, честно говоря. Но мы ж потом каяться будем и рыдать, рвя на себе волосы. А либералы будут нас неистово закапывать, расцветая мохровым цветом.

Кстати, вопрос с либералами вообще отдельный и исторически анекдотичный. Ибо вот несмотря на все рыдания и стенания вокруг "тюрьмы народов", репрессий, расстрелов и гонений со всевозможнейшим очернением фигуры Сталина, что фигурирует в любом "приличном" продукте культуры, касающемся СССР, на поверку оказывается, что самыми большими палачами в период наведения порядка и закручивания гаек становились лица именно либеральные.

Одной рукой подавали растущие списки на расстрел, а второй гребли под себя, воруя еще больше, чтобы потом громогласно призвать к чисткам, расстрелам и ссылкам.

А эти, простые вроде как люди, завистливые и пустые, пишущие доносы ради должности или чужой жилплощади - разве не продукт той самой личностно-ориентированной западной "культуры" потребления либерализма?

Так что несмотря на всю логичную необходимость чистки общества от паразитических элементов, надо признать, что исторически это не работает. При оказываемом внешнем давлении и явственно ощущаемой угрозе, эти люди быстрее иных переодеваются в ярых патриотов и чистильщиков, пробивая себе должностное место громкими криками и лозунгами, но при том гадя по углам и взращивая локально новые очаги своячного либерализма.

Люди же честные, но не пробивные (а русские, надо признать, вообще редко бывают пробивными в плане карьеры и признания), будут или сидеть мышью, делая самую сложную работу, не требуя за то ничего, чтоб иные получали за то премии и награды. Или же, если не станут молчать, видя положение дел, будут объявлены скандалистами, подтачивающие коллектив, дисциплину и авторитет. А, может, и вообще иностранными шпионами, ибо вот посмотрите-ка ведут себя как вредители.

Но это не значит вовсе, что в данном положении дел, ничего совсем поделать нельзя.

Важно понять пару существенных моментов.

Первый: управленческая элита, принимающая решения на всех уровнях, не должна быть связана с иностранными государствами ни имущественными, ни гражданско-правовыми, ни финансовыми узлами. Это вопрос государственной безопасности для исключения внешнего давления на принимаемые решения.
Только опираясь на национально-ориентированных людей, можно выстроить крепкое государство для будущих поколений.

Второй: очищая общество от выявленных иноагентов, малоэффективно их просто высылать, не учитывая поправку на авторитетно-социальное влияние.
Допустим, есть у нас писатель N. Хороший или плохой - не суть. Но популярный. Его и там любят, и здесь. И молодёжь кипятком писает по ляжкам. И какой-нибудь цензор Пяткин, заведущий фондом американской, мать его, мать и мачехи, о нем написал, что он ого-го и ничем не хуже западного разрекламированного, в попу тут расцелованного Стивена Кинга.

И пишет он что-то там глубокое и непонятное. Гаденькое и обличительное. Мерзопакостное пишет. Но нам говорят, что вы там ничего не понимаете, он на Чехова ссылается. И вообще совесть нации.

А потом - херрак - и его высылают с лишением гражданства. Может, и статья какая мелькнет обличительная, но тут уже паника, скрежет зубовный и вой грешников по берегам.

И сразу там кто-то возмущается, жалуется, ноет и протестует, собирает митинги, хештеги, лайки и балалайки для бедного лишенца. И понятное дело, что вот вчерашние его поклонники на дыбы встают от такой несправедливости, защищая честь эту, нации их.

Потому что что? Потому что есть социальный фактор влияния авторитетов.
Просто выслать или посадить - это создать икону в изгнании. Но выслать, лишив статуса и авторитетности, постепенно и планомерно вытащив на свет все, то, что он творит в словах и делах, отрезая его связи, то с одним, то с другим человеком из влиятельных кругов - это ход верный, что убережет от многих последствий для общества.

Нужно только начать, запустив процесс, и постепенно от него как от чумного начнут отворачиваться люди, кидая в его сторону обличительные речи, или делая вид, что не знакомы с ним вовсе.

Так что вскоре человек станет просто никем. А, значит, несмотря на вполне скверные тенденции, вполне безопасным для общества.

А там, может, захочет репутацию свою очистить добрым трудом на пользу страны.

Иного выхода, несмотря на всю сложность предстоящей работы, из данного положения мне пока не видится, увы. Разрушать - не строить.