Роман Камень одиночества Глава 36 Новый 1968-й

Татьяна Соснина
Перед Новым годом мама и папа собирались вместе в Москву, чтобы развеяться и купить подарки к празднику.Мои родители были добрые, терпеливые, но они устали, в доме было много людей, свежий ремонт был уже не очень свежий.

У отца первого сдали нервы, 19 декабря он пошёл поздравлять с днём рождения своего отца, загулял и не вернулся ко дню отъезда.Мама уехала в Москву одна, была так обижена, что взяла все деньги из секретного ящика серванта. А в этом ящике лежали не только деньги семьи, но и премия команды теплохода, которую доверяют капитану, тринадцатая зарплата. С маминой стороны - это был роковой шаг, который приведёт к разводу. Никто не захочет ни выслушать, ни понять друг друга, будет страшный скандал, и ненависть повиснет между родителями.

Пока мама была в Москве, бабушка и я слышали угрозы, оскорбления в её адрес. Бабушка хваталась за сердце, от ощущения приближающейся беды, она хваталась за голову от своей беспомощности. Никто не мог помочь или успокоить, могли только осудить её дочь.

Начались каникулы, 31 числа мы отправились на ёлку в ТЮЗ( театр юного зрителя). Одни мы, конечно, поехать не могли, бабушка отвезла нас на работу к тёте Тамаре. Она работала в Управлении сельского хозяйства Омской области на машиносчётной станции. Работа тёте нравилась, но накануне Нового года у неё был вечный аврал, вплоть до 10 часов вечера информация по районам стекалась в отдел статистики, необходимо было подвести итоги года.Тётя Тамара дала нам много перфокарт, такие перфокарты в большом количестве мы приносили в школу, учителя использовали их для карточек, на которых печатали задания для учеников.

Тётя отпросилась на 40 минут и отвезла нас на Ёлку. Нас это - меня, Иру и Серёжу, строго наказала , где её следует ждать после окончания представления и получения подарков. Попросила нас с Серёжей следить за Ирочкой, чтобы не потерять её в толпе, и уехала на свою важную работу, до которой нужно было проехать всего одну остановку.

Представление мне не очень понравилось, было скучно. Может быть все уже устали и хотели домой вечером 31 декабря?! Я вспоминала прошлый Новый год, как мама меня водила в театр Драмы, на сказку "Аленький цветочек". Мне было тогда и хорошо , и страшно одновременно.Сказка была настоящая: декорации, загадочные звуки леса, по которому блуждал главный герой, Леший, Кикимора болотная - пугали зрителей. Ещё мне запомнилось, как менялось освещение сцены!

После представления мы долго стояли в очереди в сказочный домик, чтобы получить наши подарки, потом вместе спустились в гардероб, опять была очередь. Наконец всё получили, пошли на условное место, ждать тётю Тамару.Она  прибежала и начала нас укутывать в шали и шарфы, на улице к ночи усилился мороз.

Долго ждали наш троллейбус, заходили греться в кондитерскую, поели пирожных с горячим какао, а троллейбуса всё не было.Мы уже совсем замёрзли, когда он подошёл, сверкая проводами, как бенгальскими огнями.В салоне было тоже холодно, большие окна троллейбуса - все в инее, покрытые льдом, своим горячим дыханием мы делали маленькие оконца, чтобы можно было видеть огоньки ёлок , снежные горки в парках и мечтать, куда бы сходить на каникулах.Согреться не получилось, пальцы ног занемели, носы побелели, с остановки бежали быстрее домой!

Дома пьяный отец громко разговаривал с бабушкой на кухне, она его тихо успокаивала:"Гена, пожалуйста, не надо сейчас ругаться! Дети пришли!" Он ей, заплетающимся языком отвечал: "Мать, ты железный человек!""Конечно, железный", - грустно соглашалась с ним бабушка.

В маленькой прихожей, стащив с ног валенки, сбросив пальто вместе с варежками, которые пришивались на ленточку, чтобы не потерять, бегом к горячей батарее, греться!Руки отогревались со страшной болью, но мы терпели эту боль, ноги поставить на батарею мы не могли,ноги согревались постепенно, и боль была не
 такая сильная.

В большой комнате стояла, наряженная бабушкой ёлка, привезённая с далёкого Севера отцом, но праздник обошёл наш дом, который я так любила! На кухне проходил "психологический сеанс" тёщи и зятя, нам принесли чай, булочки и варенье к ёлке. Не дожидаясь боя курантов, я легла спать, даже не стала ждать приезда мамы, понимала - надо готовиться к плохому.

Проснулась глубокой ночью, мама обнимала меня. "Мама, ты когда приехала?!" "Поздно, доченька, очень поздно, уже наступил Новый год" Мы немного помолчали, прислушиваясь к голосам за стеной. У соседей громко смеялись, играла музыка, что - то передвигалось. К ним пришёл хороший Новый год, а к нам пришёл  грустный. Он  осторожно стоял на пороге, не решался войти, чтобы не расстраивать нас своими рассказами о предстоящих испытаниях.

- Ты прилетела на самолёте или на поезде приехала?!
- Я прилетела к тебе на самолёте
- На ТУ - 134?!
- Точно не знаю.
-Ты привезла мне маленькую куколку?
- Я привезла тебе две куколки, они очень красивые, как балерины! Можно одну отдать Ирочке.
- Привезла тебе много вещей, Танюша.Завтра  всё посмотришь.
- Хорошо, а куколок можно сейчас посмотреть?!
Мама открывает большой чемодан, не зажигая свет, шуршит разными свёртками, находит нужный и подаёт мне в руки. Я рассматриваю кукол при свете луны, прижимаю их к себе, обнимаю маму и засыпаю.Я засыпаю немного счастливее, чем четыре часа назад.

Наступает утро первого января. Мамы рядом нет, на стульях лежат мои новые платья, куртки, под стулом - новые сапожки.Две маленькие. тоненькие, как балерины, куколки лежат рядом на подушке. Этот "Дед Мороз" - моя мама, она приготовила мои подарки и ушла в соседнюю комнату на тяжёлый разговор с моим отцом. Когда я вошла туда, всё уже закончилось, отец сидел за столом очень мрачный, мама стояла у окна и думала о чём - то. Она не плакала и это меня испугало ещё больше. Чтобы понять, что случилось,я опять забежала к отцу, который зло смотрел перед собой, перед ним на столе лежали вещи, что мама привезла себе из Москвы:  серое пальто- джерси, лаковые зелёные туфли, меховая шапка с острым верхом и пушистый пуловер. Тогда я метнулась к бабушке, она сидела на кровати и плакала: " Он у неё всё заберёт! Всё, что привезла себе и продаст, чтобы получить свои проклятые деньги!" "Не заберёт!", - решительно сказала я. Схватила со стола шапку, туфли и убежала в другую комнату, спрятала всё в тумбу швейной машинки, туда где мы хранили наши детские "ценности".Отец вошёл весь белый и прохрипел: "Немедленно верни вещи на место!" Я сидела на кровати и молчала.Бабушка кричала из своей комнаты: "Татьяна, не связывайся с ним, не доводи до греха!" Отец сжимает кулаки, ещё секунда и он меня ударит. Приходит бабушка и встаёт между нами: "Гена, опомнись, ведь это твой ребёнок!"Но я ещё дочь своей матери и упряма как она. Мама решительно открывает тумбу швейной машинки "Зингер", подаёт вещи отцу, спрятанные мной: " Забирай и уходи!Сейчас уходи быстрее отсюда!! Я попросила Клавдию Дмитриевну вызвать милицию , если она услышит наши крики. Мохеровый свитер я привезла тебе.Знай!" По тому как  чётко и спокойно говорила мама, отец понял, что она не шутит совсем.

Клавдия Дмитриевна Рабинович была нашей соседкой, она работала диктором Омского радио и у неё в квартире был телефон. Соседка очень любила нашу семью, она даже назвала своих внучек нашими именами: Таня и Катя. Отец собрал мамины покупки и ушёл. Тогда мы заплакали. Мама плакала оттого, что всё так глупо получилось, всё зря! Мне было очень жалко маму! А бабушка жалела нас и боялась возвращения отца, новых скандалов, которые обязательно начнутся!

Тётя Тамара ушла с Ирой и Серёжей в гости к тёте Наде и дяде Вите.У них был Новый год, тётя Тамара уже выплакала свои слёзы, теперь - наша очередь.Мои вещи так и лежали на стульях, чтобы отвлечь всех от слёз, я начала их примерять и показывать перед ёлкой маме и бабушке.Мне так всё понравилось, я даже не могла выбрать что больше!Голубое тёплое платье с синим поясом, с круглым воротником и синими пуговицами. Синее платье с яркой вышивкой на груди. Коралловая куртка с вязаными манжетами или серая куртка из искусственного меха.Красные сапожки с узорчатыми вставками из ткани. Всё было такое, как бы сейчас сказали, стильное, модное, красивое!Бабушка каждый раз всплёскивала руками: " Ах, как тебе хорошо!" Мама внимательно смотрела на меня, иногда просила повернуться, чтобы увидеть, всё ли так хорошо.Я немного отвлекла маму и бабушку. У меня теперь долго не будет ничего нового, а мама будет с болью вспоминать те вещи, которые забрал у неё отец, которые она с таким трудом искала по Москве,так радовалась своим покупкам и теперь - ничего не осталось. Я не знала, что нас ждёт впереди и радовалась сегодня.

После праздников мама подала на развод. Чтобы я не видела безобразных сцен, она отправила меня до конца зимних каникул к папиной сестре, с которой у мамы были хорошие отношения.Тётя Аля с мужем снимали большую комнату в деревянном доме, они ушли от деда Потёмкина, оставаться там уже не было сил. На большой общей кухне деревянного дома , в углу жила кошка с котятами,мы их брали в руки, а потом возвращали кошке.Мы играли с дочкой тёти Али - Леной, пеленали котят в платок. Тётя над нами смеялась: " Почему у вашей дочки полосатые щёчки!?"
Дядя Володя - муж тёти Али повёл Лену на утренник в Музыкальный театр, меня взял с собой, чтобы я не оставалась одна в чужом доме.Мы проводили Лену на Ёлку, сами гуляли неподалёку. Я несколько раз скатилась с горки, которая изображала голову волшебника Черномора из снега, потом пошли погреться в магазин "Детский мир". Там была высокая ёлка, она медленно вращалась, а у её подножия лежали толстые кусочки стекла, напоминающие кусочки льда."Льдинки"и ёлку освещал прожектор, благодаря этому всё переливалось, обычное становилось необыкновенным, загадочным и волшебным! Наклонилась, взяла несколько "льдинок", зажала их крепко в руке. Дядя Володя улыбнулся на моё "воровство", он знал, когда выйдем на улицу - "льдинки" потеряют своё очарование.   

Встретили Лену после спектакля, ей очень понравилось, она с восторгом рассказывала о прекрасной Царевне. Лена была младше меня на полтора года, дома Лена раскрыла свой подарок и дала мне несколько шоколадных конфет. Очень хотелось попробовать другие, но что дали то дали , и на том спасибо! Я то  своим подарком с сестрой не делилась

Дома мама читала мне письмо от друзей, которые переехали из Омска в другой город.Город стоял посреди пустыни, на берегу моря. Друзья приглашали нас к себе, они раньше жили в трёхкомнатной квартире вместе с родителями и семьёй сестры. У них народу было ещё больше , чем у нас! Они уехали, уступили метры сестре и теперь вполне счастливы. Мама читала жизнерадостные письма и говорила: "Давай уедем!"Я думала: "Уедем, а потом вернёмся в любой момент! Ведь всегда можно вернуться". Мама подтвердила мои мысли: "Не понравится - вернёмся".Мама написала письмо друзьям, продала свои прекрасные вечерние платья, взяла билет на самолёт, и на весенних каникулах мы стояли в аэропорту с двумя чемоданами. Нас провожал мамин брат - дядя Витя.
- Куда ты едешь? Зачем!
- Я не могу здесь оставаться! Начну всё сначала!
Ты бежишь от него?!
- Нет! От себя!
- От себя не убежишь , Катя!
- Зачем ты берёшь с собой ребёнка?!Ей нужно доучиться!
- Мы так решили. Она может закончить первый класс там. Врозь нам будет тяжелее.

Через несколько часов мы уже видели снежную вершину Эльбруса в международном аэропорту Минеральных вод. А ещё через час - в новом городе, в другой жизни.





 
-