Если ты жил в СССР. Вот если бы я была директором

Вадим Гарин
Предисловие:

                Родом из СССР – тема нынче модная. Но родиться в СССР – мало. Для того, чтобы знать и помнить страну, надо не только в ней родится, но и жить. учится, работать…
                Читая публикации, так сказать объединённые слоганом «Родится в СССР», я – человек, безусловно, советский  (родился 1944г.) решил внести свои две копейки в тему, поэтому создаю новую рубрику на своей странице с одноимённым названием типа уже существующих моих Бусинок (http://proza.ru/2015/09/17/906), где рассказываю об интересных случаях из моей жизни. В новой рубрике буду публиковать факты из жизни страны, которые помню и считаю интересными для своего читателя.
                Сегодня я вспомнил нашу периодическую печать.

Очерк первый. Если бы я был директор

                Не касаясь истории периодической печати, отмечу, что при огромных тиражах в стране на протяжении моей жизни присутствовал стойкий дефицит многих изданий. Для примера скажу, что общий годовой тираж периодики превосходил книжный: годовой тираж книг. В 1990г. он составлял 1,99 млрд. экз, а  журналов издавалось 3,06 млрд экз. и газет 47,8 млрд экз! (сведения из Википедии). И при этом народ буквально «убивался» за подписку! Правда, не все издания пользовались высоким спросом. Некоторые шли «в нагрузку».
                Огромные тиражи газеты «Правда» поддерживались  принудительно: члены КПСС были обязаны подписаться на газету. А не члены попадали в партийные ножницы принудиловки: хочешь подписаться на журнал «За рулём», «Работницу», «Знание – сила», «Литературную газету», «Советский спорт», и пр.  Я уж и не говорю о журналах «Мир», «Иностранная литература», «Роман газета», «Октябрь» и другую популярную периодику – подпишись на газету «Правда» и журнал «Коммунист». А иначе – не видать тебе удачи!
                Думаю, что это помнят многие. Поскольку я всю свою жизнь был книгочеем, к ежегодной подписке готовился серьёзно и заранее: копил деньги, откладывая определённую сумму с зарплаты, старался «навести мосты» с теми, от кого зависела подписка. Дежурил у книжного магазина, где осуществлялась подписка на книги собрания сочинений (там в своё время удалось подписался на с/с Есенина, БСЭ за  которую пришлось отдать юбилейное издание Пушкина и др.) посещал книжный рынок, где можно было договориться на обмен подписками. Но подписку на периодику производилась в основном на предприятии по линии парткома и завкома. Предлагали за журнал «За рулём» подписаться на «Правду» и далее в таком же духе.
                Позже, когда я стал заместителем главы технико-экономического совета ГК КПСС, стало легче подписаться на желаемые издания, что, конечно, не исключало обязательной подписки на газету «Правда» и журнал «Коммунист», к которым еще добавились журналы «Политическое самообразование» и совсем уж никчёмный «Агитатор»!

                Литературку (так её называли в народе), выписывал всегда. И вот в марте 1974 года в «Литературной газете» открылась новая рубрика: «Если бы директором был я…».   Инициатором рубрики стал заведующий отделом социально-бытовых проблем газеты - Анатолий Захарович Рубинов*.
                Новую рубрику приняли «на ура»! Она никого ни к чему не принуждала. Само название призывало к размышлению: «чтобы я сделал для изменения жизни к лучшему»? А поскольку каждый желающий мог высказать своё мнение, в газету  посыпались предложения. Толковые, говорят, даже претворялись в жизнь, например обмен макулатуры на популярные книги. Сам обменивал и не знал, что это предложение из рубрики «Если бы я директором был я». Других примеров не знаю. Но, уверен, что были и такие предложения, которые пригодились бы и сейчас в народном хозяйстве!               
                В редакцию сыпались мешки писем. Рубинов публиковал их полосами. Были и нелепые.  Они легко бы заняли место в рубрике «Нарочно не придумаешь». Помню такое: - «Если бы директором был я, то выпускал бы кастрюли с ручками внутри»!

                В интернете я прочёл, что в 1983-м Рубинов издал книгу «Если бы директором был я...», она вышла на восьми языках! Но я, к сожалению в интернете её не нашёл ни на одном языке.
                Прочитал, что позже «рубрика имела много подражаний – в «Ленинградской газете» появилась рубрика:  «Если бы министром культуры был я…»; а на радиостанции «Эхо Москвы» юрист М.Ю. Барщевский в своей программе «Duralex» часто задаёт своим гостям вопрос: если бы гость стал Президентом РФ, то какие бы были его первые указы?

                Сам я, забыв о рубрике, частенько в переписке со своим другом по Прозе.ру Владимиром Теняевым, частенько предлагал обсудить свои вопросы к президенту и говорил, чтобы я сделал на его месте. На что всегда получал в ответ предложение написать президенту. Он прочтёт и возьмёт меня в советники на зарплату малую. Хотя бы в тысячу рублей в месяц!
                Всё это шутки, но, думаю, не вредно было бы возродить такую рубрику в современных СМИ. Польза, уверен была бы, хотя… Судьба всех этих предложений печальна: «в пост-перестроечные времена, когда менялись старые кадры и взгляды на журналистику, Анатолия Рубинова решили сократить, а весь его архив писем – в полмиллиона, – утилизировать». Он с трудом спас большую часть писем. Они оказались ненужными в Гайдаровские времена. Зато американцы засуетились. Разведка работала, и библиотека Конгресса США долго уговаривала Анатолия Рубинова передать эти письма им для изучения.
 
                В этих письмах сосредоточена огромная часть советской истории, но в девяностые годы они оказались ненужными. Как уговорили американцы Рубинова, не знаю,… Но хранятся они сейчас в Америке.

Примечание:
*Анатолий Захарович Рубинов (Абрам За;лманович.  6.02. 1924 -  9.05. 2009 ) - советский и российский журналист, публицист, писатель. https://ru.wikipedia.org/wiki/,_
Работал во фронтовой дивизионной газете «Отвага», «Вечерней Москве», «Литературная газета». Выпустил десятки книг («Откровенный разговор в середине недели», «Весёлые похоронные истории», «Лестница престижа» и другие), стал лауреатом премий Союза журналистов СССР, был признан лучшим репортёром Москвы, получил премию Международного конкурса юмора и сатиры «Алеко». За свою многолетнюю работу в печати он награждён двумя орденами «Знак Почёта». В 2007 году ему вручена высшая награда Союза журналитов России – почётный знак «Профессионализм. Честь. Достоинство».