Образ-притча

Светлана Новомлинская
В храме святителя Григория Неокесарийского в Москве на левом клиросе располагается образ Пресвятой Богородицы, именуемой Черниговской.

Образ-притча о двух мирах, один из которых символизирует Богородица, а другой – ее Божественный Сын.

Лик Богородицы на иконе – скорбен. В нем читается и страдание, и причастность к тайнам, и принятие неизбежного… и покорность перед Высшей волей, и смирение перед Чашей… и непролитые слезы… и невысказанный упрек, обращенный к каждому из нас: «И за тебя… и за тебя тоже… отдаю Сына Моего на Крест».

Прекраснейшая из всех дочерей земли! Превысшая Ангелов и Честнейшая Херувимов! Царевна по крови и по достоинству! Что Она – эта дивная лилия земли – получила от мира? От людей? – только семь стрел, ранящих насквозь ее любящее сердце. Богородица и сейчас плачет о Сыне своем, тоскует о Нем и страдает о Его земных страданиях, о Его ранах, которые никогда не закроются, в память великой жертвы Любви. Она странствует незримо по земле… плачет безутешно, открывая свои слезы лишь избранным (откровение из жития старца Захарии).

Но Младенец Христос на иконе, на руках Своей Пречистой Матери – беспечален! Он радуется светлой радостью. В Его взгляде – сияющее, бесстрастное ликование: «Не печалься! – как бы говорит Он каждому из нас. – Скорби временны, а Любовь Моя – Вечна! В Моей руке – сила и власть! Я обращаю зло во благо, хаос – в гармонию, боль – в радость, и смерть – в жизнь. Там, где была пустыня – забьют источники и расцветут лилии. Где было оскудение – настанет изобилие. Где были войны и раздоры – настанет мир и благоденствие. Я отворяю темницы и исцеляю недуги. Я умножаю хлеба и претворяю воду в вино. Я поднимаю тебя от мытницы позора, и встречаю у порога Царства. Я – твоя реальность! Я – предел твоих стремлений! Я – твой дом в странствиях! Я – покой и отдых в трудах! Я – твой ключ к тайнам бытия! Я – исполнение надежд! Я – твое оправдание перед Отцом! Все Мое – твое! Войди в радость Господа Своего!»

Дорогие читатели! Я сожалею, что не могу здесь приложить фото вышеописанного образа. Списков иконы Черниговской Богородицы в интернете много. Но образа, о котором я вам рассказала, в свободном доступе, в сети сейчас нет. Однако сила и духовная мощь его такова, что ради встречи с ним можно совершить паломничество!

Образ Черниговской Божией Матери в храме святителя и чудотворца Григория – это откровение в красках. Богородица и Младенец Христос. Земля и небо. Скорбь по плоти – и торжество Духа! Уязвимость злом – и свет Преображения! Ужас смерти – и чудо Воскресения! Все это – наш удел, наш путь. И, к счастью, мы в этом пути не одиноки. Земля и Небо, объединенные Любовью, питают наши силы и дарят нам защитный покров. Может быть, кому-то откроется что-то иное?.. Благословен тот, с кем икона заговорит своим языком!

Радости встречи с непостижимым, но близким и родным, светоносным духовным миром! Пусть побеждает Свет!