Циолковский и Маркс. Что между ними общего?

Афонин Вячеслав
Когда умер Циолковский, в газетах вышел некролог. И там сказано было: умер выдающийся... и так далее, и тому подобное... Циолковский.
Пока ничего удивительного? Удивительно то, что стояло между "выдающийся" и "Циолковский"...

Вот что бы вы написали, уважаемый читатель? "Провозвестник звездоплавания?" "Теоретик полета ракеты?" Все это было бы верно, именно за эти заслуги мы помним Циолковского.

Но там стояло: "дирижаблист"!

Вот как! Для нас это: "ах, так он еще и дирижаблями занимался?" А для людей того времени он был - дирижаблист. Не без странностей человек, конечно - посвящал свое свободное время каким-то несбыточным фантазиям про полеты в космос, про какие-то странные ракеты. Но работал он хорошо. Дирижаблистом был выдающимся. А как он проводит свободное время... ну, это его право...

Циолковский вывел свои уравнения, когда еще не было  ракет, и эта его работа казалась современникам просто блажью. Ныне есть  инженеры-механики-ракетчики, они проектируют настоящие ракеты. Но ни один из них не внес такого вклада, чтобы обесценить вклад Циолковского. Все они пользуются уравнениями Циолковского.

С Марксом в области социальных наук то же самое.
Судите сами.

Не только социальных.
С советских времен стало считаться банальностью упоминать о том, что философия Маркса называется "диалектический материализм" и охватывает не только социальные науки, но все сферы бытия. Материалистическая система и диалектический метод - основа марксовой философии.
Диалектика - это концепция развития, позаимствованная Марксом у Гегеля, но подвергнутая переработке: теперь развитие предстает не как ступени воплощения Абсолютного Духа (Бога), а как результат действия совокупности естественных причин. Теория по сравнению тем, что мы видим у Гегеля, сжата, конкретизирована, сведена к нескольким принципам и трем основополагающим законам.
В таком виде  марксизм есть философское основание научной методологии. Марксизм открывает эпоху не просто философского, но научно-философского мировоззрения.
На основании теории Маркса в теории познания открыта роль практики, что упускалось домарксистскими мыслителями.
И настоящим триумфом марксизма является то, что теория относительности Эйнштейна, с ее лоренцевыми сокращениями длины и времени, подтвердила положение марксизма, основывавшееся лишь на логических построениях, но остававшееся не доказанным на практике: пространство и время суть формы существования материи.
 Это вдохновило крупного философа-марксиста Владимира Ульянова, более известного в ипостаси политического деятеля Владимира Ленина, написать с диалектико-материалистических позиций книгу о... философских проблемах физики "Материализм и эмпириокритицизм", где было дано современное определение материи.
Как видим, по крайней мере, в этой части марксизма нет ничего общего с призывами свергнуть законную власть и установить тоталитаризм, а значит, ничего, заслуживающего осуждения, тем более запрета.

В области же социальных наук достижения философии Маркса не являются общепризнанными. Но проблемное как раз и является самым интересным! Именно об этом и пойдет речь далее...

Маркс предсказал нынешний экономический кризис и набросал идею выхода из него,  но слишком опередил свое время, из-за чего в СССР его мистифицировали,  исказили до неузнаваемости и на практике не смогли ничего воплотить.  Когда советские идеологи говорили: "капитализм загнивает!" - по долгу  службы говорили, скорее всего сами не веря в то, что говорят - народ  смеялся и отвечал: "нам бы так погнить!" 
А теперь неизбежность гибель капитализма, и с  ним - товарно-денежных отношений - признают даже эксперты, не являющиеся  коммунистами. Сейчас тенденция другая, любопытная - теперь говорят: Маркса не  люблю, но с ним согласен (слова современного российского экономиста В. Катасонова и политического блогера  Эль-Мюрида - Анатолия Несмияна).

Что и доказывает правоту Маркса: в науке высшее  признание выражается не в любви - это не религиозный культ - а в согласии с теорией.

Теория Маркса создана давно, но Маркс - это Циолковский  социальных наук. Его идеи казались утопией в прошлом, но верность его гениальных догадок становится  очевидной только сейчас!

Советский философ Михаил Лифшиц был уверен в этом.
- Не все на свете относительно,- писал он,- есть вещи, которые даются однажды раз и навсегда. Человек получил прямохождение, и больше никогда не опустится на четвереньки. Механика Ньютона дополнена квантовой механикой, но она никогда не потеряет своей актуальности. Точно так же и марксистское мировоззрение. Появившись однажды, оно вошло в нашу жизнь навсегда.

А великий французский философ ХХ века Ж.-П. Сартр, в первый период своего творчества развивавший идеалистическую философию экзистенциализма, во второй период своего творчества поставил задачу объединения марксизма и экзистенциализма.
О марксизме он писал:
Марксизм не может быть преодолен, пока не преодолены породившие его обстоятельства.
Я часто замечал: любой "антимарксистский" аргумент представляет собой либо возвращение к домарксистской мысли [т.е. опровергнуто марксизмом - В.А.], либо уже содержится в философии, которую предназначался опровергнуть.

Некоторые заслуги Маркса в области социальных наук общепризнаны уже сейчас.

Маркс разработал новую для того времени формационно-классовую концепцию общества и поведения человека, когда шла борьба между волюнтаризмом, объяснявшим все волей политических лидеров, и фатализмом религиозного, прежде всего, толка. А теперь социология признала этот подход, распространив его с больших классов на малые социальные группы, т.е. Маркс стал одним из основателей социологии. 
Суть концепции Маркса, называемой историческим материализмом, в простой образной форме, и пример применения этой теории для простого объяснения причин гибели СССР, мы рассматривали ранее [3].

А вот как выдающийся мыслитель ХХ века, философ-гуманист и практикующий психоаналитик Э. Фромм высказался о роли Маркса для психологии:

Что касается  изучения психологии человека, то я более всего ценю вклад двух мыслителей недавнего прошлого: Фрейда за открытие значения для человека иррациональных факторов и Маркса за открытие значения для человека социальных факторов. Причем Маркс - несравненно более масштабный мыслитель, чем Фрейд, но и Фрейд исследовал чрезвычайно важную область.

Правота Маркса становится очевидной постепенно.

Сначала - относительно прошлого.
Первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм - понятия, введенные и обоснованные Марксом. Они показали свою эффективность для понимания исторических процессов.

Про настоящее - "загнивание капитализма"...
Во времена СССР было не очевидно, но, как уже сказано выше, становится очевидно сейчас. Если смог предсказать, значит, понимал суть происходящих процессов! А теперь известно и подтверждение его теории с позиций кибернетики.

Следует также добавить мнение современного автора Дмитрия Якушева:
«Да, капитализм действительно изменился. Он стал более чистым, избавился от патриархально-феодальных примесей, пронизал собой буквально все отношения. В результате мы полу-чили «чистый», практически идеальный, обнаженный капита-лизм, а это значит, что марксистская теория актуальна и точ-на, как никогда, даже, если во времена Маркса ещё не было дери-вативов и масштабных социальных программ в ведущих капита-листических странах, которые, впрочем, сегодня быстро свора-чиваются. Просто и то, и другое есть доведение до конца про-цессов, которые во времена Маркса ещё не получили полной раз-витой формы, но были им открыты и описаны. Маркс ведь писал и о накоплении богатств на одном полюсе и нищеты на другом, и о том, что в определенные периоды целые народы могут пус-каться в спекуляции. Сегодняшний капитализм, если, конечно, рассматривать его в масштабе планеты, а не отдельной скан-динавской страны, как это любят делать апологеты капита-лизма, значительно более марксистский, чем во времена Маркса. Теория Маркса в нашу действительность попадает значительно точнее, чем в реальность 19 века»


Но настоящее, предсказанное Марксом, этим не исчерпывается!
Маркс -  родоначальник гуманистической концепции, что важнейшей ценностью для человека является самореализация в полезной обществу и увлекательной для человека трудовой деятельности.
Только вместо термина "самореализация" Маркс пользовался термином, означающим ее отсутствие - "отчуждение труда". И называл его главным социальным злом -  и даже корнем всех прочих социальных зол [2].

Даже в Библии труд представлен как проклятие человека:
в поте лица будешь добывать хлеб свой, да так и сойдешь в землю, откуда вышел!

В прошлом иначе и быть не могло. Какая самореализация у раба, работающего под ударами бича надсмотрщика?
Рабство кануло в Лету, но что изменилось? Какая самореализация у грузчика, шахтера, дворника, ассенизатора, чернорабочего, каменщика, работника конвейера? Устал за день от проклятой тяжелой, грязной, рутинной работы - выспаться бы, а сначала напиться - больше ни на что нет сил!

Но если даже нет тяжелого физического труда...
Как сказал английский поэт:
What is this life, if, full of care,
We have no time to stand and stare!..
Советский философ Э. Ильенков пользовался понятием "профессиональный кретинизм", придуманным Марксом. Каждый должен максимально совершенствоваться в выбранной им профессиональной сфере, иначе его обойдут конкуренты. Ни на что другое ни времени, ни сил уже не остается. Личность человека оказывается однобоко деформированной: нудная училка, хилый интеллигент, грубый полицейский, вечно уставший, заливающий утомление и отвращение к работе водкой чернорабочий... И усталость, опустошение, да еще и профзаболевания, от всего этого... Все для работы... будь она проклята! Какая уж тут самореализация...

Но уже сейчас пособия по менеджменту проводят главную мысль о необходимости мотивировать сотрудников, предоставлять им возможность самореализации. Ничего личного, просто для бизнеса так выгоднее!

Особо успешно этот принцип внедрен в так называемых "кружках качества", когда люди целую рабочую смену проводят научный анализ производственного процесса на предприятии и научной литературы, в результате чего находят экономически эффективные решения для повышения качества продукции - и все это бесплатно, из мотивов самореализации [9]!

А Маркс видел общество будущего прежде всего как самореализацию всех членов общества.

В таком обществе понятие "справедливое вознаграждение за труд" вообще теряет смысл. Самореализация является единственным мотивом к труду. Материальные стимулы оказываются излишними. Принцип общества будущего, по Марксу - "от каждого по способностям, каждому по потребностям" [6].

Такие люди есть уже сейчас. Например, великий мыслитель ХХ века Ж.-П. Сартр трудился на ниве философии, не только не получая ни копейки за свой труд, но и будучи вынужденным платить из своего кармана за публикацию своих трудов.

Но это философия - интересное творческое занятие. А возможна ли самореализация для всех?

Как быть с теми же грузчиками, шахтерами, дворниками, ассенизаторами, чернорабочими, каменщиками, работниками конвейера?
Соратник Маркса Энгельс писал:
"плох тот социализм, в котором есть место профессии тачечника" [1].
(речь идет обо всех вообще профессиях, предусматривающих тяжелый, рутинный, неквалифицированный труд, например, тягать тачки, перевозя заготовки и готовые детали по цеху - работа, с которой ныне справляется автоматический транспортер).

Как возможно отказаться от "профессий тачечника"? Маркс туманно говорил о будущем "чрезвычайно высоком уровне развития" производительных сил.
Еще во времена Ленина казалось, что это никак не реализуемо, что коммунизм - утопия. "Этого мы не знаем и знать не можем",- честно признается Ленин о коммунизме в своем программном произведении "Государство и революция".

А ныне существуют уже полностью безлюдные производства.
А идея "каждому по потребностям" завоевала своих многочисленных приверженцев в современном обществе "рыночной демократии" как идея Безусловного Основного (Базового) дохода (БОД, ББД).
В Швейцарии даже был проведен референдум по вопросу о введении БОД.

Большинство высказалось против. Потому что при этом терялись некоторые другие статьи дохода, и в сумме выходило меньше.
Видимо, БОД и капитализм все же несовместимы.

Но Маркс и не предлагал бороться за БОД при нынешнем общественном устройстве! Его идея Его идея формации "коммунизм" (не имеющая ничего общего с "коммунистическими режимами" вроде СССР и Китая! Марксового коммунизма не было на Земле нигде и никогда!) - состоит в радикальной перестройке всех сфер общественной жизни.

Марксова формация будущего - это целостная система [4...6], где невероятный для нынешних времен принцип "от каждого по способностям, каждому по потребностям" гармонично впишется в прочие социальные условия.

При этом в прошлое канут экономические кризисы - вместо этого будет спокойное развитие при изобилии материальных благ - а также: войны, бедность, воровство, коррупция,  профессиональные заболевания и экологические проблемы. От этих проблем задыхается общество нынешнее, большим достижением считается снизить показатели этих явлений на несколько процентов. В марксовом обществе будущего эти явления не просто уменьшатся до приемлемого минимума, а исчезнут полностью.
 
Утопические мечтания?
Нет, просто логические следствия предлагаемой Марксом системы. Этика, совесть и т.п. тут ни при чем. Система такова, что при ней неестественно будет лениться или воровать, точно так же, как при нынешнем капитализме - не лениться и не воровать.

Какой же для этого должен быть достигнут уровень развития производительных сил?

Классики марксизма отмалчиваются, ведь они жили до компьютерной революции.

 А вот незнакомые с учением Маркса участники "Проекта Венера" (основатель - Жак Фреско) в своих документальных фильмах типа "Дух Времени" описывают те же, кажущиеся фантастическими, черты общество будущего, и заявляют, что это возможно уже сейчас, потому что может быть реализовано на базе ныне существующих технологий.

Автор настоящей статьи с этим полностью согласен. Обоснованно согласен: [8...10].

Но правда и то, что такое общество еще никто никогда не видел. Возможны и ошибки.

Подождем, пока подтвердится марксово видение будущего!

Дополнительные источники

1 Энгельс Ф. Анти-Дюринг
2 Афонин В. О. Проблема отчуждения. О гуманизме Маркса URL: http://proza.ru/2020/10/07/491
3 Афонин В. О. Суть истмата и причина гибели СССР. Образно URL: http://proza.ru/2021/02/22/88
4 Афонин В. О. Коммунизм-чудеса, и даже сразу несколько. Утопия? URL: http://proza.ru/2021/05/13/1765
5 Афонин В. О. Принципы коммунизма 9 с современных позиций URL: http://proza.ru/2021/05/23/129
6 Афонин В. О. От каждого по способностям, каждому по потребностям URL: http://proza.ru/2015/11/24/1705
7 Афонин В. О. Размер доходов и эффективность стимула URL: http://proza.ru/2014/10/11/1455
8 Афонин В. О. Объективные предпосылки перехода к формации будущего URL:  http://proza.ru/2010/09/15/96
9 Афонин В. О. Так что же эффективнее - план или рынок? URL:  http://proza.ru/2015/04/25/1602
10 Афонин В. О. Путь отмены денег. ОГАС, трудовые квитанции, БОД. URL:  http://proza.ru/2017/01/13/2058