Лужские негры

Михаил Ханджей
При Екатерине II в 1777 году в Петербургской губернии был основан город Луга.
 

Наум Синдаловский в своей работе « История Петербурга в преданиях и легендах» пишет: ---  « В указе по этому случаю будто бы значилось:

 «Основать на реке Луга город и заселить всякой сволочью».

Во  все века и годы Лугу заселяли согласно Указу самодержицы Российской, что и подтверждает Аимин Алексей в 2014 году в своём очерке: -
 
«Луга -  город на 101-м километре от Петербурга, куда в советские времена по решению суда ссылали на административное поселение - алкоголиков и уголовников, лишённых права жить в Ленинграде.

 В любом городе есть свои слова и поговорки. Для меня, например, стало новым слово „политура", которым называли пьяниц. Это потом я узнал, что в 60-х годах жидкость с таким названием выпускал лужский завод „Химик". На заводе работали и бывшие „химики" - из тех, кто не вставал на путь исправления, а постепенно скатывался вниз. Их обычно брали на места, куда местные не шли из-за вредности и невысокой зарплаты. Зато прямо на работе можно было затариться  спиртосодержащей продукцией. В светлой политуре процент спирта мог доходить до 85. Рецепт подготовки к употреблению был прост: соль и длительное равномерное помешивание. После чего на палочку, вилочку, веточку или любой другой предмет налипал вредоносный комок, который выкидывали. Все, напиток готов. Кстати, этот простейший рецепт зафиксирован в произведениях Сергея Довлатова и Вениамина Ерофеева.
Дальнейшее описываю со слов близкого друга одного из участников событий. В середине 70-х завод прекратил выпуск политуры и перешел на новый вид продукции - морилку. Для потребителей политуры наступило тяжелое время. А что такое морилка? Это красящая пропитка, в которой 80% спирта. По процентам подходит, а остальное? Местное население требовало от заводских соратников выяснить возможность потребления продукта. Никто из инженеров-химиков и лаборантов ответить на вопрос, можно или нельзя, так и не смог. Тогда пятеро смелых, среди которых была одна женщина, взяли трехлитровый бидончик и спустились от завода к реке, на лужок за площадкой абразивного завода: будь что будет! Здесь прошла дегустация, и все в веселом настроении разошлись по домам.
Утром перед работой наши „герои", взглянув в зеркало, обомлели. На них смотрели лица сине-грязного цвета. Всех пятерых срочно отправили на обследование в Ленинград, где они находились под наблюдением врачей целую неделю. Проверив все внутренние органы, доктора пришли к выводу, что никаких явных изменений и нарушений в их деятельности нет. А про цвет кожи сказали, что со временем должно пройти, если „красителя" больше не добавлять. В действительности так и произошло. Через полгода цвет кожи у „испытателей" стал серо-голубым, а позже пришел в нормальное состояние. Но за ними твердо закрепилось прозвище „лужские негры". ...