Мой единственный шахматный Международный турнир

Алексей Ратушный
В августе 1981 года Павел Михайлович решил сделать мне персональный подарок.
Это было его личное желание порадовать старшего товарища и друга.
Дело в том, что Павел выиграл звание Чемпиона России.
Сама история этого свершения фантастична!
В финале первенства Архангельской области Павел занял чистое четвёртое место.
Что это означало в спортивном плане?
А это означало, что в зональный турнир нескольких областей Российсакой Федерации он не попал.
Остановился в одном шаге от. Но было крошечное «но»!
Если вдруг кто-нибудь из тройки призёров не поедет на «зону», четвёртый мог заменить не поехавшего!
И случилось чудо.
Один из трёх, опередивших Павла не поехал! Не смог! Уже сейчас и не вспомнить: по болезни или не захотел… а может с производства не отпустили. Так или иначе поехал Павел.
Что такое «зона  России» - это жестокая швейцарская система, когда пятьдесят-шестьдесят «зубров» безбожно метелят друг друга в битве за три заветных путевки на полуфинал.
Каждый играет в силу гроссмейстера, хотя имеет обычно скромный титул кандидата в мастера.
Пройти зону России это скажу я вам что-то с чем-то!
В тот год Ппавел выступил неплохо. Он сумел занять чистейшее четвёртое место!
Без дележа, в таких случаях обычного!
Понятно, что было обидно: заветная путёвка в полуфинал чемпионата России ускользнула. Но было одно маленькое «но»!
Если вдруг кто-то из тройки не сможет принять участия, то Павел – первый запасной и тогда он сможет – таки принять участие!
И свершилось подлинное чудо! Кто-то из трёх отказался. Мы даже и причины не выясняли.
Павел укатил на полуфинал России!
А полуфинал России это уже круговой нормальный турнир, в котором помимо призёров четырёх-пяти "зон" участвуют прошлогодние победители этого турнира и приглашенные мастера из высшего эшелона. Игра идёт с доигрыванием отложенных позиций, с выходными, в общем полноценный полноформатный шахматный турнир.
Павел сыграл просто блестяще!
Он – кандидат в мастера! - занял среди восемнадцати мастеров чистое четвёртое место!
К сожалению на финал России попадают только три призёра.
Остальные наслаждаются сладкими воспоминаниями.
Правда есть одно крошечное «но».
Вы уже догадались?
Да! Да! Да!
Один из призёров не то не смог, не то не сумел, не то приболел. И Павел Михайлович попал – таки в финал Чемпионата России по шахматам 1981 года!
А это уже роскошный полноформатный с участием приглашаемых федерацией гроссмейстеров супер турнир.
Три выходных дня! Прекрасное размещение и усиленное питание.
Культурная программа! В общем наилучшие условия!
И вот здесь Павел сыграл… Как он сыграл? А просто!
Просто вынес всех подряд! Разгромил весь состав турнира и стал Чемпионом России 1981 года!
Получил сразу звание мастера спорта и приглашение на единственный Международный шахматный турнир России в те времена – Мемориал М.И.Чигорина в Сочи.
И вот здесь он и решил взять с собой на турнир меня, грешного.
Я как раз закончил философский факультет, защитив диплом, посвящённый творчеству ученика Аристотеля Феофраста, написанный, в частности частью на древнегреческом языке с изрядной долей латыни, французского, итальянского и английского языков.

И приглашение Павла я принял без тени сомнений.
Турнир начинался 22 августа. Билеты на самолёт в Сочи были у нас в карманах. Как раз на 20 августа.
Но рано утром мне принесли телеграмму.
Тут надо вспомнить, что я сам несколько лет жизни посвятил работе на почте и в частности работал доставщиком телеграмм. И вот я сам дождался момента, когда доставщик телеграмм принёс телеграмму мне. Сначала он попросил расписаться.
Я был спросонок но сразу почуял неладное.
Обычно хорошую телеграмму отдают сразу и только потом просят автограф, а вот если телеграмма «не очень»…
Я раскрыл свёрнутый вчетверо бланк и печатные буковки поплыли у меня в глазах:
«Прилетай хоронить Мишу и Жорика  мама»
В январе-феврале 1981 года я открыл Мерцающие шахматы. Буквально только что «Речник Севера» опубликовал отклики Миши и Жорика на свою публикацию об этом открытии. И вот случилось страшное! В  ночь на 19-ое августа 1981 года они были жестоко убиты у себя в комнате на Сулимова 50. на Пионерском посёлке. Я позвонил Павлу. Он сказал просто: "Слетай, реши там всё и прилетай в Сочи!"
Так вместо открытия турнира я попал в родной город на одно из самых страшных событий моей неприкаянной жизни. Мой дядя Миша был очень сильный шахматист, игравший в силу первой дореволюционной категории.  Прекрасно играл и Жорик – его сын, которого я в свой время водил в детский садик на 8-ое Марта, в то самое здание, где и поныне располагается Дворец шахмат Екатеринбурга!
Мама уже решила все основные организационные вопросы и через три дня я уже прилетел в Сочи и мы с Павлом воссоединились для работы на турнире. В момент моего прилёта Павел уверенно лидировал!


Продолжение, надеюсь, последует