Морские мошенники

Владимир Врубель
Мошенники неистребимы. Автор, выйдя в запас, когда-то работал генеральным директором страховой компании и поэтому знаком с мошенническими претензиями.

Одним из соучредителей страховой компании, в которой я работал, была компания-преемница бывшего советского «Ингосстраха», от опытных сотрудников которой я наслушался много интересных историй.

В морском праве существует понятие «barratry» (баратрия). В российском законодательстве такой термин не используется.

Баратрия означает умышленные действия капитана или судовой команды, направленные на причинение ущерба судовладельцу или грузовладельцу, когда эти ребята умышленно разбивают, сжигают или топят собственное судно.

Целью баратрии является получение страхового возмещения за судно или груз. Иногда суда топят, чтобы не было свидетельств ещё более преступных сделок.

Самый печально известный случай морского мошенничества в современной истории связан с затоплением супертанкера «Salem».

Шёл 1979 год. ЮАР, тогда ещё в ней был апартеид, попала под санкции: эмбарго на поставку топлива. Естественно, там стали ломать голову,  как обойти санкции ООН. Вариант «нас бьют, а мы крепчаем»  ЮАР не очень устраивал.

В ноябре того года Южноафриканская ассоциация стратегического топливного фонда (SASFFA) заключила соглашение с компанией под названием American Polamax International Inc. о покупке около 1,5 млн баррелей легкого топлива Саудовской Аравии.
 
По договору сырую нефть  следовало доставить в порт Дурбан в декабре того же года.

10 декабря 1979 года в супертанкер «Salem», который ходил под либерийским флагом, загрузили в Кувейте 200 тысяч тонн нефти.

В заговор входили капитан и старшие офицеры танкера. Следы заметались тщательно. Супертанкер «South Sun» перерегистрировали и назвали   «Salem».
 
Сам танкер застраховали на 34 миллиона долларов, а нефть – на 60, 2 миллиона долларов. Обычно одна страховая компания такие большие риски не принимает и делится с другими компаниями.

Судно передали компании Pontoil SA, которая зафрахтовала его для перевозки нефти в Геную. Вся документация, обработанная в порту загрузки и коносамент (документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу) этому соответствовали.

Заговорщики предложили SASFFA купить эту нефть вместо саудовской по сниженной цене, всего на сумму примерно 45 миллионов долларов. Южноафриканцы охотно согласились.

Вместо Генуи (Италия) капитан направил танкер в порт Дурбан (Южная Африка).

В пути капитан продал всё ту же нефть  компании Shell на сумму примерно 56 миллионов долларов.

Заговорщики привели танкер в Дурбан, выгрузили примерно 180 000 тонн нефти, за которую получили деньги от SASFFA, как договаривались.

Причём перед приходом в порт они изменили название своего судна, закрасив первые две буквы и войдя в Дурбан как «Lem».

Там же, в Дурбане, они набрали вместо нефти водяного балласта, чтобы создать впечатление полностью загруженного супертанкера. Оставшуюся нефть они продали в другом порту ЮАР.

После этого направились в Европу.17 января с судна подали сигнал бедствия и сообщение, что на судне пожар. Судно быстро затонуло, а команда спаслась на шлюпках.

Потерпевших бедствие подобрал проходивший неподалёку танкер «British Trident».

Капитан и его сообщники изо всех сил старались скрыть свою радость: на счетах были деньги за нефть, а впереди ещё и страховая компенсация за нефть и судно.
 
В страховых компаниях работают люди тоже не лыком шитые. Перестраховывали груз страховые компании Великобритании, Греции, США, Голландии и Швейцарии. В разбирательстве приняли участие следователи этих стран.

Как известно, дьявол кроется в деталях.

По словам команды, на супертанкере произошла серия взрывов, из-за которых капитан отдал команду покинуть корабль. Судно якобы затонуло очень быстро из-за попадания воды, не оставив экипажу времени на расследование повреждений.

Следователи обратили внимание на то, что сигнал бедствия с танкера подали только тогда, когда на горизонте появилось другое судно. Члены экипажа путались в показаниях.

На поверхности воды не было пятен нефти, и это при том, что на борту танкера должно было находиться 200 тысяч тонн нефти!

А самое смешное, что во всех шлюпках находились старательно упакованные чемоданы и были приготовлены бутерброды, в то время, как, по словам капитана, спасение с тонущего танкера проходило так быстро, что он даже не успел взять судовой журнал.

Не зря бытует поговорка: «Жадность фраера сгубила».

На фотографии: супертанкер «Salem»