Управление осознанием Часть 5

Яков
…продолжение… 

Не прошло и недели с  момента  последней  встречи старца с молодым монахом, как тот снова приехал на  беседу  к старцу.  Ещё  не  зайдя  во  двор,  молодой  монах заметил  возле  калитки старца  два  пакета  с  яблоками,  которые  по  всей  видимости  были  намеренно  выставлены бесплатно  для  всех  желающих.

Пройдя  во  двор и  заглянув  за  дом,  молодой монах  увидел старца  за  работой  в  глубине сада.  Старец собирал упавшие  яблоки и сортировал их по  пакетам, а  наиболее испорченные  и повреждённые складывал в  ведро и выносил  на  компостную  яму в самом  углу.

– Ну,  здравствуй,  дорогой,  рад  тебя  видеть, –  первым  поприветствовал  монаха  старец  без  лобзания с  улыбкой показывая  грязные  от яблочной  гнили  руки,  – а  я вот  белый  налив  тут убираю.  В  этом году хороший  урожай,  не  знаю что и  делать с  ними.

Я-то люблю  больше твёрдые  и сочные  осенние  сорта,   а  эти  в  этом  году  не   крупные и не  очень  сочные  из-за  жары,  поэтому  приходится  раздавать и  утилизировать. Уже  пять вёдер  гнилушек  и падаликов  отнёс на компостную яму,  а  их каждое  утро опять столько  же.

Молодой монах посмотрел на яблоню  и  был  удивлён  богатством урожая,  хотя  яблоки были,  действительно,  довольно мелкими.   Подняв с  земли  одно  крупное яблоко и  обтерев  его ладонью, молодой  монах  откусил. Яблоко,  действительно,  оказалось не  хрустящим, а  скорее  рыхлым,  хотя  и сладким.

– Я тебе сейчас  сниму  прямо  с  дерева  тех, что  потвёрже  и  сочнее ,  – сказал старец и  направился в  сарай  за  съёмником.  Через десять  минут  они уже  шли в  дом  с полным  пакетом  свежих  яблок, снятых  прямо с  дерева.  По  дороге старец остановился возле жестяной бочки,  стоявшей у сарая  для  сбора  дождевой воды  и ополоснул  в  ней  руки.

– Ну,   где  мы с  тобой поговорим – в  доме  или  в саду ? – спросил старец.

– Лучше в саду, погода сегодня хорошая и на  свежем  воздухе как-то  живее идёт разговор,  – ответил молодой  монах.

– Как скажешь, тогда  я  сейчас пойду  заварю  чай,  а  ты принеси  к столику  из  сарая  пару стульев на свой выбор.

С этими словами  старец ушёл в  дом, а  молодой  человек принёс  два стула  и  ещё  в  течение некоторого времени  ожидал старца,  рассматривая  сад  и  созревающие фрукты,  ягоды  и  зелень.   В саду  старца  было  довольно  много птиц,  то и  дело  слышались  голоса  синиц  и  зяблика,  изредка  молнией проносились мухоловки.   В конце сада  возле  забора  мелькнула  знакомая рыжая  тень  кота Василия.

Молодой монах залюбовался этой красотой  и  даже  не  заметил как к столу  подошёл  старец  с  подносом на  котором кроме  чайника  и  двух  кружек  чая  с  батоном  стоял   стакан с  янтарно-желтым  напитком.

– Я вижу  ты  любишь яблоки,  вот  решил тебя угостить своим  яблочным  сидром,  – с  гордостью  сказал старец, указывая  на стакан,  – отведай,  он прямо из  погреба и ещё  холодненький.

– Это вино ? – переспросил  монах.

– Это  винный  яблочный  квас  в  котором  не  больше  семи градусов.  Я  иной  раз   после  работы  люблю в  жаркое  время выпить стаканчик. Он  немного хмельной  и  я  даже  чувствую  как этот сидр  влияет на  точку  фокуса моего  осознания,  делая  её  более мягкой  и  податливой,  – с  лукавой   улыбкой  и как  бы  невзначай  заметил  старец.

– О чём  бы мы ни  говорили,  отче, вы  всегда  найдёте   повод  перевести  разговор в  нужное  для  вас   русло,  – ответил  молодой монах  и  отпил  немного  из  стакана.  Во  рту  сразу  почувствовалась прохлада  и   приятный  вкус  сухого  яблочного вина с  лёгкой  горчинкой  и кислинкой, которые придавали  сидру  особую  пикантность.

Одним  залпом молодой человек  выпил  весь  стакан  сидра после  чего по  всему  телу  начала распространяться очень приятная  блажь  и  радость, которая по  всей видимости  и была  хмельным  эффектом  сидра.

– Очень приятное  ощущение во всём  теле  оставляет ваш  сидр,  – заметил молодой монах, – в  нём кроме  яблок действительно  ничего больше  нет ?

– Нет,  нет, ей Богу,  только яблоки, мои  руки  и год  выдержки в  моём  погребе,  –  с  той  же   лукавой  улыбкой  ответил  старец.  –  Ну  рассказывай, с  чем приехал и  как  у  тебя  обстоят  дела  с  молитвой  и   ночным  бдением,  пробовал осознать свой сон и всё в нём  происходящее ?

– Да,  отче, пробовал  много  раз  и  молитву Иисусову  и бдение, но  у  меня пока  вообще  ничего не получается   даже  и  близко,  да  и  никакого   сновидения  чёткого  нет,  а  есть  несвязный  набор каких-то  бессмысленных  и  несвязных  картинок.  Может  я  к  этому  просто не  расположен ?

– К  этому  никто не  расположен,  это тяжкий  труд  самопреодоления - ответил  старец. - Практике  ночного  бдения  нужно учиться  годы, как  и  обычной  молитве, а  ты  хочешь  за  месяц  получить результат. Я давал тебе это  задание заранее  зная о  том, что у  тебя ничего не  получится с  первого раза, а  просто  как  попытку самопонуждения  на  бдение  просто  для  делания  ради  делания, а  не  результата.   В этом  и  состоит  главный  секрет  формирования намерения.

– Значит,  ты  заранее знал,  отче,  что у  меня ничего не получится ?

– Ну, да.  Ты  уж  извини  меня,  за  такой  поворот, это  начало  практики и  здесь  есть  свои  тонкости  и нюансы, которые  нужно  постигать  только практически.  В  действительности самое  главное в  ночном бдении и  умном  делании – это  не  получить первый эффект, как  это может показаться рациональному  уму,  а  начать формировать намерение бдеть во время сна.

Намерение  в  этом  деле  является  самым  важным,  но  о нём  невозможно  говорить  словами и  оно  не поддаётся  простому  пониманию, а понимается  только через  действие, причём, любое.  Проще  говоря,  успех  любой  духовной  практики зависит  вовсе  не от воли или  желания, а от намерения и  когда  оно  сформировано, всё  остальное  идёт уже  под  его  диктовку как  бы  само  собой.

Формирование  намерения – это очень  длительный и сложный  процесс, который связан с  силой  воли, а  точнее  её  переводом  из  обычного  желания контроля сна  в управляемое состояние.  Дело в  том, что  любое  духовное намерение – это действие  не  психики  и воли  тела  физического, а  действие  воли  тела духовного с  которым  почти  ни у  кого  нет связи.

– Мне  пока  не совсем  понятно  то, что  ты  говоришь  и что из  этого всего следует  лично  для меня ? –  спросил  молодой монах.

– Следует то,  что  тебе  нужно не  ждать эффекта  своей  практики, которого  ты можешь  вообще  не получить,  а  работать  пока  только над намерением  получить результат,  это  разные  вещи и  делания. 

Дело в  том, что  до  силы  намерения  нужно очень  долго добираться  посредством  концентрации  воли и  многократных повторений одних  и  тех  же  действий, которые как  бы фиксируют  и постепенно усиливают  волю,  постепенно переводя её  из  силы  обычного  желания в  силу  духовного намерения.

В этом  многократном  повторении  простых с  виду  действий,  доводимых  до  автоматизма и совершенства,  и заключается весь  секрет успеха в исихии,  бдении  и  умной молитве. Поэтому я  дал тебе  это задание  только как способ  самопонуждения  для  начала формирования намерения.

Именно  поэтому твоя  практика в  действительности есть  не  ночное  бдение, а намеревание сформировать намерение  для  ночного  бдения  и пока ты  его не сформируешь  любая  твоя практика  будет  бесплодной.   Неуспех тех, кто  пробует  практику бдения  и  полуночницы, как  раз в  том и состоит, что  они  сразу  хотят получить  эффект,  не  сформировав прежде  намерения, а  в  духовной практике  так  не  бывает. Это  аксиома.

– Значит ты дал  мне  это  задание только для  формирования намерения  бдеть, а  не  для реального  контроля  над   сном,  так ?

– Именно  так.  Прости,  но в  этом  деле  не всегда нужно  действовать  открыто и последовательно, ведь  ты  обращаешься   не к  разуму  и  своему  я, а к  душе  и духовному  телу. Здесь  каждый  шаг  требует  иной  логики  и  совершенно  иного  знания,  которого  нет  изначально  ни у  одного  ученика.  Я  открываю  тебе  ещё  одну   духовную   тайну  –  с  духовным  телом  или  душой  в принципе  невозможно  разговаривать  как со своим  я.

Душа понимает  только  язык  намерения  и  безупречного  действия,  а  не  логики и  слов,  поэтому  мне  было  важно, чтобы  ты  вначале  сам  получил  первый  опыт  полуночницы  и  бдения  с  моей  помощью,  а потом   то же самое  попробовал   сам  уже  без  меня.   

– И  для  чего  тебе это  было  нужно ?

– Чтобы  ты  понял и осознал,  что  когда  начинается практическая работа с  душой и  духовным  телом,  она  разительно  отличается  от  работы  с психикой  и  телом  физическим,   поскольку это  работа не с  первым, а со  вторым  вниманием, которое  присуще  только  душе  и  существует по  своим  специфическим законам, которые  основаны  не  на  силе логики  и воли, а  на силе  духовного намерения.

Проще  говоря,  мне  было  важно  подвести  тебя, как  крупную рыбу,  к  пониманию   намерения. Дело в  том, что  для  любого  действия  с  душой  и  энергетическим  телом  нужно задействовать не  волю или  желание, а  духовное намерение, которое прежде  нужно осмыслить и затем сформировать.

Осмысление  намерения –  это архи сложный  приём,  который  связан  с  активизацией  безсознательного  или  того, что   невозможно осознать умом.   Именно  поэтому  учителям    приходится  подчас   очень  сильно  изощряться, чтобы  подвести  ученика  к  осознанию  намерения. Многие  так  и не могут  осознать  намерения  до самой смерти.

К слову  мой  учитель  бился  надо мной   с   намерением   больше  года   только подводя  меня к  нему, а  потом  мне самому пришлось почти  три  года формировать намерение к  ночному  бдению прежде, чем  само  бдение  у  меня стало  получаться. Вот  как  тут  всё не просто.

– Значит,  ты просто разыграл  меня, когда давал  первое  задание?

– Это нельзя назвать розыгрышем, это форма объяснения  намерения  через  заведомо  неудачный  опыт для  его  последующего  осмысления  и  правильного  закрепления.  Не  войдя в  воду,  не умея плавать,  плавать  никогда   и  не  научишься.  То  же самое и с  управлением  душой,   как  телом  энергии.

Любой  человек  –  ужасный трус, а  верующий  человек трус  вдвойне  или  втройне, который обложен со всех сторон страхом  Божьм,  и  поэтому  даже  шага сам  ступить  не может  в  каком-то  духовном   действии.   А  в  отношении намерения  работает  только практика и  не  боязнь попыток  самопонуждения  на  что-либо  по призыву своего  духа и сердца.

К слову  именно этим  страхом и  боязнью самопонуждения   и объясняется  бесплодность массовой  веры  и  религии,   когда  за  20 – 30 лет  пребывания в  церкви  люди  даже не могут перейти  от рассеянной молитвы  ко  внимательной, не  говоря  уже  о чём-то  большем.

– Отче,  а  что в  действительности является подтверждением  успеха в  формировании намерения  к  ночному  бдению?

– Об  этом заранее ученикам не  говорят, но я  тебе  скажу исходя  из своих  личных  соображений. Успехом  в  формировании намерения  к  ночному  бдению является начало проявления  действия  самого намерения,  а  оно проявляется в  том, что  сам  сон со временем  перестаёт быть  стихией  и  непонятной тьмой небытия, а как  бы  начинает постепенно структурироваться  и  осознаваться.

Это  подобно на  то, как  по мере  восхода  солнца  спадает  плотная пелена тумана и  начинают проступать  контуры тех объектов и явлений, которые  ранее были закрыты  и невидимы в  тумане.  То  же самое происходит  и с  самим  сном, который  для  бдящего  постепенно  из чего-то туманного и  непостижимого  начинает  превращаться в осознаваемый  процесс с  повышением уровня контроля над  всем происходящим  во сне.

Весь сон, как  одно целое,   как  бы  распадается на  стадии и  отдельные  составляющие,   в которых  можно  ориентироваться,  и самой  главной  становится  стадия   начала  засыпания, как  некого  символичного  перехода  с  осознанием  самого момента засыпания.

Момент  засыпания  и есть   момент  начала  смещения  фокуса  осознания, а  осознание во  сне  момента  засыпания  есть  осознание начала  вхождения  ума в  тонкий  духовный  мир.  Так  ум  человека  и   учится  осознавать сам переход  от восприятия  мира  материи  к  восприятию мира  духа, а  далее начинается  уже  контроль пребывания  в  мире  духа.

– А  это  можно  как-то  объяснить  с  точки зрения  науки и психологии ? – переспросил  молодой монах.

– Можно,  – ответил  старец.  –  Это связано с  ещё  большим  утончением  внимания  и  ещё  большим   повышением  разрешающей  способности ума.  Это и есть повышение осознанности  духовной  и умения осознавать  ещё  более  тонкие  процессы,  протекающие в  уме  и  сознании.

Если  раньше  и  до формирования  намерения ум  и сознание просто  автоматически  пролетали момент  засыпания,  сразу  оказываясь  в состоянии  стихии  сна,  то  после  формирования  намерения  сам ум  начинает пробовать осознавать весь процесс  сна  от момента  засыпания  до пробуждения.

Это и есть  углубление  самосознания,  поскольку  сознание  и ум  как  бы  ещё  глубже  себя  осознают и  ещё  глубже  погружаются  во все  тонкости  сознания  и  детали сна,  обнаруживая  во сне  то, чего  ранее они  не  замечали.  Среди  этого,  обнаруженного  сознанием  и  умом,  сам момент засыпания  и вхождения  в сон  и является  самым  важным.

– Почему это самое  важное,  отче ?

– Потому  что это вход во врата  сновидения  и в  сам  духовный  мир,  через  которые  душа  однажды  уйдёт безвозвратно,  разлучившись с  телом.  Это и есть практика умирания ещё  при жизни  и  обучение  бесплотному  способу существования  ещё  при  жизни во плоти.

Вот почему  по  этому  началу  осознания  сна  и  самого  момента  засыпания  бдящий  и понимает, что  его  намерение  к  ночному  бдению  уже  частично  сформировано и  начинает работать  во сне,  как  бдение  второго  уровня  внимания  или  внимания  сновидения.

По  этой схеме углубления  самосознания  во всё происходящее  во  сне  и идёт  дальнейший процесс  бдения  и умного  делания. При  этом  сознание  и ум  как бы  шаг за  шагом  всё  больше  погружаются  в  духовный  мир,  начиная  постигать  совершенно  новую  реальность бесплотных  сущностей  и  духов.

– Отче, значит  мне  сейчас для продвижения в практике  ночного  бдения  в  действительности  нужно лишь  формировать намерение к  ночному  бдению ?

– Именно  так.  Ни полуночницу  по  учению отцов,  ни  ночного бдения  практиковать сейчас  ты  никак  не сможешь  ни при каких  условиях,   поскольку у  тебя  для  этого попросту ещё  не  выстроена  до конца  вся пирамида  духовного сознания и  ты  не  имеешь  выхода в Логос  из  своего  духовного сердца. Это фронт твоей  духовной  работы.

Но ты  уже можешь  начать  формировать  духовное  намерение  и  для завершения возведения своей  пирамиды  сознания  и для практики  полуночницы и  ночного  бдения.  Через  формирование  этого  намерения  ты  как  бы  будешь  делать  сейчас  задел  на  будущее  для будущих своих  духовных  достижений.

На языке  отцов ты  прямо  сейчас  можешь опережать  своё  время и из настоящего,  подобно альпинисту,  забрасывать страховку  в собственное будущее,  по которой потом тебе  легче  будет карабкаться  на самую  вершину  этой  удивительной  пирамиды. Дело в  том, что сила  намерения  работает  вне  времени и время подчиняется силе  духовного намерения,  поэтому  намеревая что-то в  будущее, ты  его реально  создаёшь в  настоящем  и  приближаешь.

Поэтому  сейчас  тебе  нужно просто повторять практику  несмотря  ни на  что  и  не  ожидая  сразу  никаких  сиюминутных  результатов, Как   только намерение будет  сформировано,  все  результаты станут  происходить  точно  сами  собой.

– Отче, но ведь  этот принцип  по-моему  должен  касаться не  только практики ночного  бдения  и  умного  делания а  и самой  молитвы  и всех  пяти ступеней  освоения молитвенной практики, вплоть  до умной ?

– Разумеется,  – с улыбкой ответил  старец,  – принцип  намерения – это фундаментальный  принцип  работы Логоса и Духа,  касающийся  всего  духовного. Просто  неофитам,   новообращённым  и воцерковляющимся  некому  в  церкви  объяснить механизм  работы  намерения, а  у самих  неофитов  и обрядоверующих нет  того  уровня  осознания,  с  которого можно  всё  это понять.

Я объясняю  тебе  это  только лишь  потому, что  ты уже  достиг одиннадцатого слоя  душевно-духовного  ума  пирамиды  осознания с   которого знание  о намерении становится доступным. Для  других  оно закрыто  и  недоступно.  То же самое касается  и других аспектов  высшего знания до которых любому  уму нужно  ещё  дорасти,  хотя  отцы первых  веков  своим  ученикам  почти  сразу  давали  знание  о  духовном  намерении.

 – А с  чем  это  было связано ?

– Это  было связано  с  самой  духовной  традицией,  где  знание  о намерении  было основным  древним  духовным знанием, которое  было  превыше  всего.  Многие сложные духовные практики  и  ритуалы  древности,  связанные  с пирамидами, как  раз  и  были практиками концентрации  силы  намерения  для  её  практического  использования.

Скажу  прямым  текстом  – все в  мире  пирамиды,   включая  египетские, мексиканские и славянские  – это и есть  артефакты  работы с силой намерения.  Сегодня от всего  этого  знания о  намерении в  церкви  остались  одни  обряды  и таинства в  которых для  видящего  уже  давно  нет никаких тайн.

– Ты  хочешь  сказать, отче, что все  церковные  таинства  также используют принцип  духовного намерения ?

– Не используют, а  только  пытаются его использовать,  – сказал старец. – Все современные  таинства  и  обряды  церкви – это и есть те  видоизменённые  магические  обряды  и  ритуалы с  помощью  которых в  древности  жрецы  и маги использовали  силу  намерения, как  способ напрямую обратиться к  высшим силам  и душе, как  телу  энергии,  минуя  разум.

Я ведь тебе  сегодня  уже  говорил, что с  телом  энергии, имеющим  своё   восприятие,  невозможно   общаться  и взаимодействовать с помощь   рационального  ума,  желания  и слов.  С душой, как телом  энергии, можно  общаться  только с  помощью  действий,  жестов  и ритуалов, исполненных отрешённости  и  благоговения.

Современные церковные  таинства  и  обряды  – это и есть  окультуренные  и  облагороженные ритуалы, как  попытка   обращения  к  намерению  и самой  душе человека,  но церковь  утратила  знание  о пирамиде осознания  и  не  знает  того, что для  обращения к  намерению нужно  иметь  выстроенную  пирамиду  осознания  и  благодатного  проводника,  а  без этого  все  таинства – это  голое  актёрство  и постановка,  но простым  верующим об  этом говорить нельзя  и  ты  знаешь почему.

– Значит, кроме  таинств,  церкви  нужно заниматься развитием  и  осознанности у  верующих ? – переспросил  молодой  монах.

– Нужно, конечно. Без  этого восхождение  на  вершину  пирамиды  Духа  невозможно,  но кто  этим  в  церкви будет заниматься и  на основе  чего, если  всё  знание  об  этом  давно утрачено. Кроме  того, в  церковь  ведь  идут  далеко не самые  счастливые  и осознанные, а  скорее наоборот  – потерянные,  заблудшие,  обездоленные  и  болящие люди, ищущие утешения  и облегчения.

Для  большинства из них  уровень социальной  нормы   3-го слоя рационального мышления  является  огромным  достижением,  а  достижение  9-го слоя  нравственно-религиозного  разума, которого  достигает  абсолютное большинство  священства, кажется  чем-то божественным  и  нереальным. 

Подумай  сам – как  с  ними  можно вести  разговор о достижении уровней осознания выше 14-го слоя, если  даже  для   большинства  монахов  это невозможный  уровень ?  Для  них   это просто что-то нереальное, чего не  существует и никогда  не  было, но  это  и  было и существует,   просто  оно  закрыто от них  соответствующими уровнями  и слоями  осознания.

– Я  давно  хотел спросить  у  тебя, отче, а  чем  вообще  для видящих  является сон  человека ?

– Для  видящих сон  – это хаотичное  движение точки  фокуса  осознания  по разным уровням и слоям пирамиды  сознания,  если  они есть,  конечно,  а  если их нет – это просто погружение фокуса  осознания в  разные  области  сферы  души выше  и  ниже  линии сердца.

Если  точка  фокуса  сознания  смещается   выше  линии сердца,  люди видят  светлые  сны, а  если погружается в  области  ниже  линии сердца, то  сны  бывают мрачные  и кошмарные. Если  точка  фокуса сознания смещается в области где  нет вообще  слоёв  осознания,   человек  видит  нелепые  и фантасмагорические  сны,  которые не имеют структуры  и  наоборот.

– А если человек видит очень реалистичные  сны  и  даже  пророческие, как  это  можно  объяснить? – переспросил  молодой монах.

– Тут есть варианты,  – ответил старец, –   Саму  точку  фокуса  осознания  во сне  могут  двигать, как  внутренние, так  и внешние  силы.   Очень реалистичные  сны могут  иметь  место  по нескольким  причинам, которые определяются, как глубиной  смещения точки  фокуса сознания,  так  и  наличием  потенциала  энергии благодати, определяющего глубину и реалистичность восприятия  сна.

Во-первых,  реалистичным  сон может  быть если  точка  фокуса  осознания  и восприятия  смещается  глубоко за границу сферы  души,  достигая  других слоёв  большой  луковицы  вселенной, как  целостных миров. В  этих  случаях  люди видят  во  сне  просто  иные  реальности,  подобные  нашей, которые  также  реальны, хотя  и находятся в  иных  мерностях.

Во-вторых,  реальность сна  может  быть  вызвана  избытком энергии  благодати в  душе  спящего за  счёт  которой  во сне  как  бы собирается более  полноценная реальность. Это касается  высоко осознанных  и целомудренных людей,  имеющих избыточный потенциал  внутренней  энергии  для  сновидения.  К слову  таким  людям легче даётся ночное  бдение.

И в-третьих, реальность сна  может  быть  связана  с  подключением  энергии  извне   в  виде  помощи тех  самых бесов и сущностей духовного мира, которые умеют создавать предельно  реалистичные  картины  и проекции.

Последний случай наиболее интересный и  одновременно  наиболее искусительный  и опасный, ведь  это и есть то, что  у  отцов  и  называется  вступлением  в схватку с  духами зла, которых иноку  и исихасту  нужно победить, если  он  хочет получить свободный доступ к  Логосу.

– Отче,  неужели  нельзя  войти в  Логос, минуя  схватку с  духами  зла ?

– В том-то и вся  загвостка перехода  от Вола  ко Льву,  что избежать  столкновения с  духами  зла при совлечении формы  ветхого человека невозможно. Бесы – это  хранители  входа в  Логос  и сторожевые  псы  мира  духов, которые не  выпускают  из нашего мира ни единой души,  не  подвергнув её  испытанию   воздухом.

Мытарства блаженной Феодоры  – это и есть образное описание искушений  души  на  все её  энергии страстей и  добродетелей. Поэтому выбор у  инока не  очень  богатый,  ему  нужно  любой   ценой  пройти это  искушение и выдержать  его  в  процессе  бдения  ночного,  как  подготовку  к  реальному переходу. Только  после  этого бесы  станут  для  него дворовыми  псами, которые  сами  будут  исполнять его  волю.

– А в  чём  состоит это преодоление бесов  и  становление для  них недоступным ?

– Как и всё  в  духовном  мире – это связано с  осознанием. Дело в  том, что в  результате  этого искушения  духами  зла  инок  и исихаст  не просто  овладевает  силой  духа  и энергией благодати,  а  так  развивает свой  ум  и  духовную  осознанность, что  уловки  бесов  становится ему  не страшны.  Он  обучается  искусству  все  их  заранее осознавать и распознавать, а потому  и  становится для  бесов недостижим.

Кроме  того,  он так повышает   уровень энергии осознания, что сам становится подобным  свету  и Логосу, а  потому  бесы становятся для  него не  страшны,  но  нужно  понимать,  что  именно   благодаря  им  он  обрёл  силу Льва и  стяжал  энергию благодати.

– А как проходят  эти столкновения с  бесами в  ночном  бдении  можно  узнать?

– Можно, об  этом  я могу  тебе  рассказать  даже из своего личного  опыта. Именно  через  сон  и  сновидение, как  канал  прямой  связи  души  с миром духов,  бесы  могут  замечать потенциал  растущей  энергии благодати  той или иной  души  и строить планы завладеть ей  или  всей  душой.

На языке метафоры  это можно сравнить с  обнаружением  разбойниками свободно пасущейся коровы, у  которой  можно  отцедить  немного молока  или при  удаче  завладеть  всей  коровой, уведя её  в своё стойло.   Примерно  такие  же планы строят и  бесы в  отношении беспечных душ.

– А разве  бесы могут  питаться энергией  благодати? Нам и в  семинарии  и  монастыре говорили что  бесы боятся энергии  благодати, которая  и является  главной защитой христианина.

–  Это очередная поповская  сказка  и чушь для  наивных,  –  довольно резко ответил  старец. – Бесы  боятся не  энергии благодати, которая совершенно  безлична, как  те  же  деньги, а  самих  благодатных святых,  обладающих  этой  энергией  и могущих распознавать все  планы  бесов, а  неосознанный  инок,  исполненный  энергии  благодати, – это  тот  же  ягнёнок в  диком лесу  и  корова  с  молоком, которой  не пропустит  ни  один хищник.

Так  вот,  обнаружив  через  сон  такого упитанного  энергией  благодати,  и при  этом  совершенно неосознанного и  глупого  ягнёнка  обрядоверия,  любой  бес  и  демон  начинает  им  интересоваться  и первым  делом  ищет  возможность  установить с  ним  контакт  или  во сне, являясь  ему в  каком-либо интригующем  виде  и  образе,   или  в  нашем  мире  через  страсти и  привязанности.

Кстати, образы  во сне  при  этом  могут  быть  любыми, всё  зависит именно от осознанности и  обусловленности самой  души разными образами, – от монстров  до святых  и  даже  самого Христа, образ  которого бесы  могут  также  без труда  воспроизводить  и проецировать.  Это связано с  тем, что  бесы  без  труда могут  считывать самые  сокровенные мысли  и потаённые желания человеческого я  или  эго,  как синергийных  уму  и  энергии  самих  бесов.

– И  что  бывает  далее ?

– Далее обычно происходит более  тесное знакомство с  этим  духовным  образом, который  изредка появляется  во сне  и  входит  в  доверие, стараясь  создать образ  духовного помощника,   покровителя  и информатора обо всём  происходящем. Как  ни странно,  но очень  часто такие  помощники не  врут и  действительно  много  раз подряд  говорят правду,  делая  сны  почти пророческими.

Когда  это повторяется  много  раз  подряд, сомневавшийся вначале,  затем  уже полностью  доверяется этому  духу – помощнику.  В  знак  особого уважения  и признательности за  доверие, такой  дух или бес  берёт на  себя  миссию  якобы попечителя  и  проводника  души  в  духовном  мире,  который  владеет  всеми  духовными  тайнами  и могуществом.

На самом  деле  это  всё  тонкая  духовная  игра  и эксплуатация  человеческого  тщеславия  и  гордыни  за  которой  скрывается  коварный  план  и прагматичный  расчёт. Играющий с  человеком  бес при  этом  как  бы  реально  помогает человеку ориентироваться во  сне и  новом для него  духовном мире  и  это вызывает ещё  большее  доверие  духу.

Изредка  бес  даже показывает человеку иные миры  и  другие  слои  большой  луковицы вселенной, но всё  это  элементы чёткой стратегии.

– Отче, а этот искусительный  дух  может материализоваться в  нашем  мире в  образе человека  или  животного ?

– В  исключительных  случаях может,  но это редчайшие случаи. Если  подобное происходит, у обычного человека  нет ни малейшего шанса   распознать   материализовавшегося  духа,  это может только  видящий  энергию души.  По  характеру свечения  осознания  видящий  сразу определяет  свечение нечеловеческой  энергии в  человеческой форме.

В своей  жизни  в  видел  всего  один  раз подобного духа в  форме  обычного  человека  прямо в  городе,  но он   тут  же  скрылся  от меня  среди  людей.   Обычно  они сразу  распознают, что  их  кто-то увидел и  стараются  тут же  удалиться  подальше от видящего.

– И как происходит завладение  душой ?

– Способов  завладения бесчисленное множество  и все  страсти и привязанности  души –  это  отдельные  каналы  и канальцы  для  овладения  душой.  Всё зависит от цели и  задачи  беса.  Если  его  интересует только  сцеживание энергии осознания, – это  один  случай, а  если ставится  задача завладения  всей  душой  – это  совершенно  другой.  Хотя,  если  бесу  предоставляется  возможность,  первое может  переходить и во второе  и  решившись  завладеть только  энергией  души, бес  по  ситуации  может  овладеть и  всей  душой.

Если  завладение  душой  обычно  происходит  через  страсти,  то энергетическое сцеживание обычно происходит через всевозможные провокации и подвохи, возникающие  буквально на  ровном месте  и как  бы из  ниоткуда, когда  сильнейший  скандал и конфликт  не  на  жизнь, а  на смерть, внезапно  возникает между  людьми,   подчас, даже  очень близкими. Такие  провокации без  труда могут  устраивать  бесы,  ловко  манипулируя  энергиями  страстей.

Именно в момент  максимального  всплеска  эмоций  слепой ярости или гнева  и происходит сцеживание  энергии. Часто сцеживание  продолжается  и  позднее, когда после  осознания своей  ошибки человек  не кается, а   начинает себя  судить  и  впадает в  тоску, печаль и  глубокое  уныние.  В  это время  бес  может и решиться на  завладение  всей  душой  через  мысли о суициде.

Если  бесу   удаётся  внушить человеку  безысходность  его ситуации  и единственный  выход в  виде  сведения  счётов с  жизнью,  – это и есть  тот случай,  когда  решение   о  сцеживании  энергии  прямо по  ходу ситуации перерастает в  решение  о завладении  всей  душой. Существует огромное  разнообразие  духов  зла  и  овладением душой  обычно промышляют  самые сильные  и очень  осознанные  демоны,  обладающие безграничным  коварством  и  хитростью.

– Людям наверно  очень далеко до осознанности таких  демонов ?

– Не скажи,  все  современные  олигархи,  политики и крупные  бизнесмены  не  далеко от них  ушли по степени  лицемерия,  хитрости и  коварства. И  те  и  другие используют  практически один  тип  рационального ума  и  горизонтального  эго мышления  нижних слоёв  пирамиды  осознания,  известный  как  рациональный  эго интеллект,  и  те  и  другие имеют  доминанту  энергий  страстей,  и  те  и  другие ведомы  самостью и сверх  эгоизмом, а  не  духовным  сердцем.

 Разница  только  в  большей  утончённости  сознания бесов  и  демонов  в  сравнении с сознанием и интеллектом  олигархов,  но  духовная  осознанность  17-го уровня  всех их превосходит.  Вот  для  чего иноку  нужна  только  осознанность духовная. Это понятно ?

– Понятно,  отче,  скажи,  а в  самом  сне  бесы  могут завладеть  душой ? 

–  Конечно, могут. Я же  тебе  уже  говорил, что  при  заинтересованности  душой,  бесы и  демоны  начинают в  образе   покровителей  и проводников  знакомить душу  в сновидении  с  духовным миром, показывая ей  разные  и  даже  очень отдалённые  уголки  духовного мира со всеми  его обитателями.

В  этих  духовных  путешествиях, которые становится не просто  снами, а  практически  параллельными реальностями, бесы могут  рисовать  и изображать  такие  возможности и преимущества для  души,   что возвращение обратно  в  тело,  в  мир  людей  и страдания выглядит для  души  потерей  своих  духовных  достижений  и  перспектив.

Если это происходит, в  самый подходящий  момент, когда  душа  более  всего  обусловлена иллюзией  и потеряла на миг  трезвость,  бесы просто убеждают  её остаться в  этом  мире  намеренно и  навсегда. Если  душа не  осознаёт  подвоха  и соглашается  на это,  она  уже не просыпается в  своём  теле в  нашем  мире, а  навсегда  остаётся рабыней того мира, куда её  затянули  в  сновидении  бесы  и  духи.

Именно  по  этой причине большинство  отцов с  опаской относилось к  практике сновидений  и рекомендовало не  доверять снам, хотя   многие  святые   отцы  наоборот видели  в  этом  выгоду  для  души  и  духовного развития.  Вот что  об  этом говорил преподобный Никита  Стифат  –

«Совершенный может и по  сновидениям угадывать движения и расположения души, и соответственно тому  направлять попечение об устроении своего духовного состояния».

Но повторяю,  подобные практики  есть результат  овладения  навыком  управления  осознанием и позволить их  себе   могут только   духовные  воины  и  исихасты  осознанно переходящие со ступени  Вола  на  ступень  Льва.  Большинства обрядоверующих  и профанно верующих это не  касается.

– А у  тебя были подобные контакты с  бесами ?

– Конечно,  были,  и не  раз. Я же  говорил,  их невозможно избежать никому из  тех, кто переходит на ступень Льва, а я  на неё  переходил  уже  достаточно  давно. Это отдельный разговор и я  не  очень хочу в  него  углубляться, просто могу сообщить  тебе,  что  эти  стычки с  бесами были  у  меня  и в  этом мире  и в сновидении,  причём, в  сновидении бесы  меня уже  практически  подвели к  порогу   иной  реальности, которая  была  даже реальнее  этого мира,  ну  или ничем не отличалась, а  ещё  и  имела  свои  преимущества.  Но  в последний момент я  остановился  и  безмерно  благодарен  за  это своему наставнику.

–  Мне  хочется  узнать,  отче, а  что  может  помочь  в  этой ситуации  обычному  верующему человеку  и  иноку ?

– Только  трезвость и  помощь других  сил –  светлых, которые  также не  спят,  но  обращение к  которым  более  сложно, чем  обращение к  тёмным  силам.  Иногда  иноку  могут  даваться  прямые   подсказки  Логоса  через  пророческие  сны  и откровения,  но  опять  же  нужна  осознанность,  чтобы  их  правильно понять.

– А  как  можно  распознать  пророческий  сон и  насколько вообще  оправданы  попытки  расшифровки  снов ?

–  В какой-то мере расшифровка  снов может  быть  оправдана,  но  это касается только  тех  случаев, когда  точка  фокуса  осознания смещается во сне  по  уже  существующим  слоям    пирамиды  осознания. В  этом  случае  идёт  обмен информацией  и  энергией с  разных слоёв  и уровней осознаваемого и  неосознаваемого  и  сны могут  быть  отражением  реальных процессов и глубинных  переживаний, имеющих практический смысл.

Не оправдана расшифровка  снов  в  тех  случаях, когда точка  фокуса сознания смещается в те  уровни,  где нет  существующих  слоёв  пирамиды  и сознание просто  дрейфует  в  пустоте пространства души, собирая фантасмагорические  сюжеты и картины из  обрывков  восприятия.  Также  не оправдана расшифровка  снов  и сновидений  проецируемых  бесами, которые намеренно вводят  в  ход  сна  заведомо  ложные смыслы  и чужеродные  энергии, которые нельзя интерпретировать  правильно.

– А что  касается вещих снов ?

– Что  касается  вещих и  сугубо  пророческих  снов – откровений, то  распознать их  сразу,  не  имея  совершенного  духовного  осознания, практически невозможно. Тот  же   Никита  Стифат  о таких  снах говорил  следующее:

«Откровения суть сущие выше всякого чувства созерцания чистейшей и просвещенной души, представляющие дивные некие божественные дела и разумения, тайноводство сокровенных Божиих тайн, сбытие наиважнейших для нас вещей».

Так  что до момента завершения создания всей пирамиды  духовного сознания  на сны  откровения  от самого Логоса  и Духа  даже не  рассчитывай,  это удел  только  совершенных  о Христе.  Как известно из  Библии, такие  сны  видели  только  библейские  пророки, получавшие прямые  откровения  от Духа  –  Авраам, Соломон, пророк Даниил и  другие. 

Но сам  аспект  ночного  бдения –  это  неизбежный  этап в практике  обретения духовного совершенства.  Я  думаю  ты   помнишь, что  по  древнегреческому  мифу   о Психее и  Эроте,  именно  через  сон и сновидение  Эрот перемещался  в  царство богов с помощью волшебного ветра Зефира.  Это  прямой  образ канала  сновидения.

–  Отче, а  что  мне  сейчас  нужно знать  о снах и ночном бдении ?

– Тебе сейчас  нужно только  формировать  намерение  контролировать  сон  и не прекращать  попыток  молитвы  и  бдения во сне и не более  того,  но эти попытки должны носить системный  и  очень настойчивый  характер.

И ещё  тебе нужно  знать  одну  важную вещь, которую  я  тебе  сейчас  сообщу.  Когда  мне её  сообщил  мой  учитель, я  испытал  шок  и потрясение, поэтому  будь заранее к  этому  готов.  Скажи  мне, как  ты  думаешь, где  и  в  каких  местах  сегодня  больше  всего  бесов  и  одержимых  бесами ?  Только не  торопись  с  ответом.

Молодой  монах задумался  и через некоторое   время ответил:

– Я думаю бесов  и одержимых сегодня больше  всего в  психиатрических клиниках  типа  той,  которую мы с  тобой  посещали, а  также  в  тюрьмах  и местах лишения  свободы.

– Это  логичный ответ, – ответил  старец,  – но  не правильный  по  существу.  Ты  видел  хоть раз  уборку чая  на плантации?

– Ну  и какие  листочки  при  этом  собирают?

– Самые  молодые  и  нежные,  – ответил  молодой монах.  А как  это связано с  бесами ?

– Напрямую это связано с  бесами. Как и  сборщики  чая  срывают только  самую  нежную  поросль, так  и  бесы  любят  лакомиться  энергией поспевающих  в  душевно-духовном  росте  душ.  Но поскольку  энергией  осознанных  иноков  и исихастов  бесы  воспользоваться  не могут  и последних  очень  мало,  бесам остаются  только  души  простых  верующих,  развивающих  нравственно-религиозный  разум,  как  ту  самую  молодую   поросль   сознания.

Как ты  понимаешь,  найти  их  бесы  могут  только в  церкви.  Так  вот  откровение моего учителя состояло в  том, что современная  казённая  церковь – это главное  место концентрации бесов,  сущностей  и  одержимых людей,  несмотря  на  все  таинства,  молитвы  и  литургии.  В  этом  нет  вины  церкви,  просто  так  сложились обстоятельства  жизни  и  без  знания  отцов  о  душе  и института  иночества  церковь медленно превратилась в  этот самый сумасшедший  дом.

Я  это  говорю  тебе  не к  тому, чтобы  ты  разочаровался  в  церкви  Христовой, а  к  тому,  что именно в  церкви   и среде  обрядоверующих  и воцерковляющихся  сегодня  нужно быть предельно  бдительным  и осторожным, поскольку  едва ли не  каждый  второй там  является  болящим или  одержимым  бесом.  Такова  горькая правда.

Молодой монах ничего не  ответил,  давая понять, что  согласен с  мнением  старца.

– Ну  вот,  самое  время немного перекусить,  ты  не проголодался ?

– Нет,  отче, я  в  обще-то  сыт  твоей  беседой.

– Ладно,   я  знаю, что ты  не  откажешься от  тарелки  моей  чечевичной похлёбки  со стаканчиком  яблочного  сидра,  пойдём в  дом.

…продолжение  следует…