…продолжение…
Не прошло и недели с момента последней встречи старца с молодым монахом, как тот снова приехал на беседу к старцу. Ещё не зайдя во двор, молодой монах заметил возле калитки старца два пакета с яблоками, которые по всей видимости были намеренно выставлены бесплатно для всех желающих.
Пройдя во двор и заглянув за дом, молодой монах увидел старца за работой в глубине сада. Старец собирал упавшие яблоки и сортировал их по пакетам, а наиболее испорченные и повреждённые складывал в ведро и выносил на компостную яму в самом углу.
– Ну, здравствуй, дорогой, рад тебя видеть, – первым поприветствовал монаха старец без лобзания с улыбкой показывая грязные от яблочной гнили руки, – а я вот белый налив тут убираю. В этом году хороший урожай, не знаю что и делать с ними.
Я-то люблю больше твёрдые и сочные осенние сорта, а эти в этом году не крупные и не очень сочные из-за жары, поэтому приходится раздавать и утилизировать. Уже пять вёдер гнилушек и падаликов отнёс на компостную яму, а их каждое утро опять столько же.
Молодой монах посмотрел на яблоню и был удивлён богатством урожая, хотя яблоки были, действительно, довольно мелкими. Подняв с земли одно крупное яблоко и обтерев его ладонью, молодой монах откусил. Яблоко, действительно, оказалось не хрустящим, а скорее рыхлым, хотя и сладким.
– Я тебе сейчас сниму прямо с дерева тех, что потвёрже и сочнее , – сказал старец и направился в сарай за съёмником. Через десять минут они уже шли в дом с полным пакетом свежих яблок, снятых прямо с дерева. По дороге старец остановился возле жестяной бочки, стоявшей у сарая для сбора дождевой воды и ополоснул в ней руки.
– Ну, где мы с тобой поговорим – в доме или в саду ? – спросил старец.
– Лучше в саду, погода сегодня хорошая и на свежем воздухе как-то живее идёт разговор, – ответил молодой монах.
– Как скажешь, тогда я сейчас пойду заварю чай, а ты принеси к столику из сарая пару стульев на свой выбор.
С этими словами старец ушёл в дом, а молодой человек принёс два стула и ещё в течение некоторого времени ожидал старца, рассматривая сад и созревающие фрукты, ягоды и зелень. В саду старца было довольно много птиц, то и дело слышались голоса синиц и зяблика, изредка молнией проносились мухоловки. В конце сада возле забора мелькнула знакомая рыжая тень кота Василия.
Молодой монах залюбовался этой красотой и даже не заметил как к столу подошёл старец с подносом на котором кроме чайника и двух кружек чая с батоном стоял стакан с янтарно-желтым напитком.
– Я вижу ты любишь яблоки, вот решил тебя угостить своим яблочным сидром, – с гордостью сказал старец, указывая на стакан, – отведай, он прямо из погреба и ещё холодненький.
– Это вино ? – переспросил монах.
– Это винный яблочный квас в котором не больше семи градусов. Я иной раз после работы люблю в жаркое время выпить стаканчик. Он немного хмельной и я даже чувствую как этот сидр влияет на точку фокуса моего осознания, делая её более мягкой и податливой, – с лукавой улыбкой и как бы невзначай заметил старец.
– О чём бы мы ни говорили, отче, вы всегда найдёте повод перевести разговор в нужное для вас русло, – ответил молодой монах и отпил немного из стакана. Во рту сразу почувствовалась прохлада и приятный вкус сухого яблочного вина с лёгкой горчинкой и кислинкой, которые придавали сидру особую пикантность.
Одним залпом молодой человек выпил весь стакан сидра после чего по всему телу начала распространяться очень приятная блажь и радость, которая по всей видимости и была хмельным эффектом сидра.
– Очень приятное ощущение во всём теле оставляет ваш сидр, – заметил молодой монах, – в нём кроме яблок действительно ничего больше нет ?
– Нет, нет, ей Богу, только яблоки, мои руки и год выдержки в моём погребе, – с той же лукавой улыбкой ответил старец. – Ну рассказывай, с чем приехал и как у тебя обстоят дела с молитвой и ночным бдением, пробовал осознать свой сон и всё в нём происходящее ?
– Да, отче, пробовал много раз и молитву Иисусову и бдение, но у меня пока вообще ничего не получается даже и близко, да и никакого сновидения чёткого нет, а есть несвязный набор каких-то бессмысленных и несвязных картинок. Может я к этому просто не расположен ?
– К этому никто не расположен, это тяжкий труд самопреодоления - ответил старец. - Практике ночного бдения нужно учиться годы, как и обычной молитве, а ты хочешь за месяц получить результат. Я давал тебе это задание заранее зная о том, что у тебя ничего не получится с первого раза, а просто как попытку самопонуждения на бдение просто для делания ради делания, а не результата. В этом и состоит главный секрет формирования намерения.
– Значит, ты заранее знал, отче, что у меня ничего не получится ?
– Ну, да. Ты уж извини меня, за такой поворот, это начало практики и здесь есть свои тонкости и нюансы, которые нужно постигать только практически. В действительности самое главное в ночном бдении и умном делании – это не получить первый эффект, как это может показаться рациональному уму, а начать формировать намерение бдеть во время сна.
Намерение в этом деле является самым важным, но о нём невозможно говорить словами и оно не поддаётся простому пониманию, а понимается только через действие, причём, любое. Проще говоря, успех любой духовной практики зависит вовсе не от воли или желания, а от намерения и когда оно сформировано, всё остальное идёт уже под его диктовку как бы само собой.
Формирование намерения – это очень длительный и сложный процесс, который связан с силой воли, а точнее её переводом из обычного желания контроля сна в управляемое состояние. Дело в том, что любое духовное намерение – это действие не психики и воли тела физического, а действие воли тела духовного с которым почти ни у кого нет связи.
– Мне пока не совсем понятно то, что ты говоришь и что из этого всего следует лично для меня ? – спросил молодой монах.
– Следует то, что тебе нужно не ждать эффекта своей практики, которого ты можешь вообще не получить, а работать пока только над намерением получить результат, это разные вещи и делания.
Дело в том, что до силы намерения нужно очень долго добираться посредством концентрации воли и многократных повторений одних и тех же действий, которые как бы фиксируют и постепенно усиливают волю, постепенно переводя её из силы обычного желания в силу духовного намерения.
В этом многократном повторении простых с виду действий, доводимых до автоматизма и совершенства, и заключается весь секрет успеха в исихии, бдении и умной молитве. Поэтому я дал тебе это задание только как способ самопонуждения для начала формирования намерения.
Именно поэтому твоя практика в действительности есть не ночное бдение, а намеревание сформировать намерение для ночного бдения и пока ты его не сформируешь любая твоя практика будет бесплодной. Неуспех тех, кто пробует практику бдения и полуночницы, как раз в том и состоит, что они сразу хотят получить эффект, не сформировав прежде намерения, а в духовной практике так не бывает. Это аксиома.
– Значит ты дал мне это задание только для формирования намерения бдеть, а не для реального контроля над сном, так ?
– Именно так. Прости, но в этом деле не всегда нужно действовать открыто и последовательно, ведь ты обращаешься не к разуму и своему я, а к душе и духовному телу. Здесь каждый шаг требует иной логики и совершенно иного знания, которого нет изначально ни у одного ученика. Я открываю тебе ещё одну духовную тайну – с духовным телом или душой в принципе невозможно разговаривать как со своим я.
Душа понимает только язык намерения и безупречного действия, а не логики и слов, поэтому мне было важно, чтобы ты вначале сам получил первый опыт полуночницы и бдения с моей помощью, а потом то же самое попробовал сам уже без меня.
– И для чего тебе это было нужно ?
– Чтобы ты понял и осознал, что когда начинается практическая работа с душой и духовным телом, она разительно отличается от работы с психикой и телом физическим, поскольку это работа не с первым, а со вторым вниманием, которое присуще только душе и существует по своим специфическим законам, которые основаны не на силе логики и воли, а на силе духовного намерения.
Проще говоря, мне было важно подвести тебя, как крупную рыбу, к пониманию намерения. Дело в том, что для любого действия с душой и энергетическим телом нужно задействовать не волю или желание, а духовное намерение, которое прежде нужно осмыслить и затем сформировать.
Осмысление намерения – это архи сложный приём, который связан с активизацией безсознательного или того, что невозможно осознать умом. Именно поэтому учителям приходится подчас очень сильно изощряться, чтобы подвести ученика к осознанию намерения. Многие так и не могут осознать намерения до самой смерти.
К слову мой учитель бился надо мной с намерением больше года только подводя меня к нему, а потом мне самому пришлось почти три года формировать намерение к ночному бдению прежде, чем само бдение у меня стало получаться. Вот как тут всё не просто.
– Значит, ты просто разыграл меня, когда давал первое задание?
– Это нельзя назвать розыгрышем, это форма объяснения намерения через заведомо неудачный опыт для его последующего осмысления и правильного закрепления. Не войдя в воду, не умея плавать, плавать никогда и не научишься. То же самое и с управлением душой, как телом энергии.
Любой человек – ужасный трус, а верующий человек трус вдвойне или втройне, который обложен со всех сторон страхом Божьм, и поэтому даже шага сам ступить не может в каком-то духовном действии. А в отношении намерения работает только практика и не боязнь попыток самопонуждения на что-либо по призыву своего духа и сердца.
К слову именно этим страхом и боязнью самопонуждения и объясняется бесплодность массовой веры и религии, когда за 20 – 30 лет пребывания в церкви люди даже не могут перейти от рассеянной молитвы ко внимательной, не говоря уже о чём-то большем.
– Отче, а что в действительности является подтверждением успеха в формировании намерения к ночному бдению?
– Об этом заранее ученикам не говорят, но я тебе скажу исходя из своих личных соображений. Успехом в формировании намерения к ночному бдению является начало проявления действия самого намерения, а оно проявляется в том, что сам сон со временем перестаёт быть стихией и непонятной тьмой небытия, а как бы начинает постепенно структурироваться и осознаваться.
Это подобно на то, как по мере восхода солнца спадает плотная пелена тумана и начинают проступать контуры тех объектов и явлений, которые ранее были закрыты и невидимы в тумане. То же самое происходит и с самим сном, который для бдящего постепенно из чего-то туманного и непостижимого начинает превращаться в осознаваемый процесс с повышением уровня контроля над всем происходящим во сне.
Весь сон, как одно целое, как бы распадается на стадии и отдельные составляющие, в которых можно ориентироваться, и самой главной становится стадия начала засыпания, как некого символичного перехода с осознанием самого момента засыпания.
Момент засыпания и есть момент начала смещения фокуса осознания, а осознание во сне момента засыпания есть осознание начала вхождения ума в тонкий духовный мир. Так ум человека и учится осознавать сам переход от восприятия мира материи к восприятию мира духа, а далее начинается уже контроль пребывания в мире духа.
– А это можно как-то объяснить с точки зрения науки и психологии ? – переспросил молодой монах.
– Можно, – ответил старец. – Это связано с ещё большим утончением внимания и ещё большим повышением разрешающей способности ума. Это и есть повышение осознанности духовной и умения осознавать ещё более тонкие процессы, протекающие в уме и сознании.
Если раньше и до формирования намерения ум и сознание просто автоматически пролетали момент засыпания, сразу оказываясь в состоянии стихии сна, то после формирования намерения сам ум начинает пробовать осознавать весь процесс сна от момента засыпания до пробуждения.
Это и есть углубление самосознания, поскольку сознание и ум как бы ещё глубже себя осознают и ещё глубже погружаются во все тонкости сознания и детали сна, обнаруживая во сне то, чего ранее они не замечали. Среди этого, обнаруженного сознанием и умом, сам момент засыпания и вхождения в сон и является самым важным.
– Почему это самое важное, отче ?
– Потому что это вход во врата сновидения и в сам духовный мир, через которые душа однажды уйдёт безвозвратно, разлучившись с телом. Это и есть практика умирания ещё при жизни и обучение бесплотному способу существования ещё при жизни во плоти.
Вот почему по этому началу осознания сна и самого момента засыпания бдящий и понимает, что его намерение к ночному бдению уже частично сформировано и начинает работать во сне, как бдение второго уровня внимания или внимания сновидения.
По этой схеме углубления самосознания во всё происходящее во сне и идёт дальнейший процесс бдения и умного делания. При этом сознание и ум как бы шаг за шагом всё больше погружаются в духовный мир, начиная постигать совершенно новую реальность бесплотных сущностей и духов.
– Отче, значит мне сейчас для продвижения в практике ночного бдения в действительности нужно лишь формировать намерение к ночному бдению ?
– Именно так. Ни полуночницу по учению отцов, ни ночного бдения практиковать сейчас ты никак не сможешь ни при каких условиях, поскольку у тебя для этого попросту ещё не выстроена до конца вся пирамида духовного сознания и ты не имеешь выхода в Логос из своего духовного сердца. Это фронт твоей духовной работы.
Но ты уже можешь начать формировать духовное намерение и для завершения возведения своей пирамиды сознания и для практики полуночницы и ночного бдения. Через формирование этого намерения ты как бы будешь делать сейчас задел на будущее для будущих своих духовных достижений.
На языке отцов ты прямо сейчас можешь опережать своё время и из настоящего, подобно альпинисту, забрасывать страховку в собственное будущее, по которой потом тебе легче будет карабкаться на самую вершину этой удивительной пирамиды. Дело в том, что сила намерения работает вне времени и время подчиняется силе духовного намерения, поэтому намеревая что-то в будущее, ты его реально создаёшь в настоящем и приближаешь.
Поэтому сейчас тебе нужно просто повторять практику несмотря ни на что и не ожидая сразу никаких сиюминутных результатов, Как только намерение будет сформировано, все результаты станут происходить точно сами собой.
– Отче, но ведь этот принцип по-моему должен касаться не только практики ночного бдения и умного делания а и самой молитвы и всех пяти ступеней освоения молитвенной практики, вплоть до умной ?
– Разумеется, – с улыбкой ответил старец, – принцип намерения – это фундаментальный принцип работы Логоса и Духа, касающийся всего духовного. Просто неофитам, новообращённым и воцерковляющимся некому в церкви объяснить механизм работы намерения, а у самих неофитов и обрядоверующих нет того уровня осознания, с которого можно всё это понять.
Я объясняю тебе это только лишь потому, что ты уже достиг одиннадцатого слоя душевно-духовного ума пирамиды осознания с которого знание о намерении становится доступным. Для других оно закрыто и недоступно. То же самое касается и других аспектов высшего знания до которых любому уму нужно ещё дорасти, хотя отцы первых веков своим ученикам почти сразу давали знание о духовном намерении.
– А с чем это было связано ?
– Это было связано с самой духовной традицией, где знание о намерении было основным древним духовным знанием, которое было превыше всего. Многие сложные духовные практики и ритуалы древности, связанные с пирамидами, как раз и были практиками концентрации силы намерения для её практического использования.
Скажу прямым текстом – все в мире пирамиды, включая египетские, мексиканские и славянские – это и есть артефакты работы с силой намерения. Сегодня от всего этого знания о намерении в церкви остались одни обряды и таинства в которых для видящего уже давно нет никаких тайн.
– Ты хочешь сказать, отче, что все церковные таинства также используют принцип духовного намерения ?
– Не используют, а только пытаются его использовать, – сказал старец. – Все современные таинства и обряды церкви – это и есть те видоизменённые магические обряды и ритуалы с помощью которых в древности жрецы и маги использовали силу намерения, как способ напрямую обратиться к высшим силам и душе, как телу энергии, минуя разум.
Я ведь тебе сегодня уже говорил, что с телом энергии, имеющим своё восприятие, невозможно общаться и взаимодействовать с помощь рационального ума, желания и слов. С душой, как телом энергии, можно общаться только с помощью действий, жестов и ритуалов, исполненных отрешённости и благоговения.
Современные церковные таинства и обряды – это и есть окультуренные и облагороженные ритуалы, как попытка обращения к намерению и самой душе человека, но церковь утратила знание о пирамиде осознания и не знает того, что для обращения к намерению нужно иметь выстроенную пирамиду осознания и благодатного проводника, а без этого все таинства – это голое актёрство и постановка, но простым верующим об этом говорить нельзя и ты знаешь почему.
– Значит, кроме таинств, церкви нужно заниматься развитием и осознанности у верующих ? – переспросил молодой монах.
– Нужно, конечно. Без этого восхождение на вершину пирамиды Духа невозможно, но кто этим в церкви будет заниматься и на основе чего, если всё знание об этом давно утрачено. Кроме того, в церковь ведь идут далеко не самые счастливые и осознанные, а скорее наоборот – потерянные, заблудшие, обездоленные и болящие люди, ищущие утешения и облегчения.
Для большинства из них уровень социальной нормы 3-го слоя рационального мышления является огромным достижением, а достижение 9-го слоя нравственно-религиозного разума, которого достигает абсолютное большинство священства, кажется чем-то божественным и нереальным.
Подумай сам – как с ними можно вести разговор о достижении уровней осознания выше 14-го слоя, если даже для большинства монахов это невозможный уровень ? Для них это просто что-то нереальное, чего не существует и никогда не было, но это и было и существует, просто оно закрыто от них соответствующими уровнями и слоями осознания.
– Я давно хотел спросить у тебя, отче, а чем вообще для видящих является сон человека ?
– Для видящих сон – это хаотичное движение точки фокуса осознания по разным уровням и слоям пирамиды сознания, если они есть, конечно, а если их нет – это просто погружение фокуса осознания в разные области сферы души выше и ниже линии сердца.
Если точка фокуса сознания смещается выше линии сердца, люди видят светлые сны, а если погружается в области ниже линии сердца, то сны бывают мрачные и кошмарные. Если точка фокуса сознания смещается в области где нет вообще слоёв осознания, человек видит нелепые и фантасмагорические сны, которые не имеют структуры и наоборот.
– А если человек видит очень реалистичные сны и даже пророческие, как это можно объяснить? – переспросил молодой монах.
– Тут есть варианты, – ответил старец, – Саму точку фокуса осознания во сне могут двигать, как внутренние, так и внешние силы. Очень реалистичные сны могут иметь место по нескольким причинам, которые определяются, как глубиной смещения точки фокуса сознания, так и наличием потенциала энергии благодати, определяющего глубину и реалистичность восприятия сна.
Во-первых, реалистичным сон может быть если точка фокуса осознания и восприятия смещается глубоко за границу сферы души, достигая других слоёв большой луковицы вселенной, как целостных миров. В этих случаях люди видят во сне просто иные реальности, подобные нашей, которые также реальны, хотя и находятся в иных мерностях.
Во-вторых, реальность сна может быть вызвана избытком энергии благодати в душе спящего за счёт которой во сне как бы собирается более полноценная реальность. Это касается высоко осознанных и целомудренных людей, имеющих избыточный потенциал внутренней энергии для сновидения. К слову таким людям легче даётся ночное бдение.
И в-третьих, реальность сна может быть связана с подключением энергии извне в виде помощи тех самых бесов и сущностей духовного мира, которые умеют создавать предельно реалистичные картины и проекции.
Последний случай наиболее интересный и одновременно наиболее искусительный и опасный, ведь это и есть то, что у отцов и называется вступлением в схватку с духами зла, которых иноку и исихасту нужно победить, если он хочет получить свободный доступ к Логосу.
– Отче, неужели нельзя войти в Логос, минуя схватку с духами зла ?
– В том-то и вся загвостка перехода от Вола ко Льву, что избежать столкновения с духами зла при совлечении формы ветхого человека невозможно. Бесы – это хранители входа в Логос и сторожевые псы мира духов, которые не выпускают из нашего мира ни единой души, не подвергнув её испытанию воздухом.
Мытарства блаженной Феодоры – это и есть образное описание искушений души на все её энергии страстей и добродетелей. Поэтому выбор у инока не очень богатый, ему нужно любой ценой пройти это искушение и выдержать его в процессе бдения ночного, как подготовку к реальному переходу. Только после этого бесы станут для него дворовыми псами, которые сами будут исполнять его волю.
– А в чём состоит это преодоление бесов и становление для них недоступным ?
– Как и всё в духовном мире – это связано с осознанием. Дело в том, что в результате этого искушения духами зла инок и исихаст не просто овладевает силой духа и энергией благодати, а так развивает свой ум и духовную осознанность, что уловки бесов становится ему не страшны. Он обучается искусству все их заранее осознавать и распознавать, а потому и становится для бесов недостижим.
Кроме того, он так повышает уровень энергии осознания, что сам становится подобным свету и Логосу, а потому бесы становятся для него не страшны, но нужно понимать, что именно благодаря им он обрёл силу Льва и стяжал энергию благодати.
– А как проходят эти столкновения с бесами в ночном бдении можно узнать?
– Можно, об этом я могу тебе рассказать даже из своего личного опыта. Именно через сон и сновидение, как канал прямой связи души с миром духов, бесы могут замечать потенциал растущей энергии благодати той или иной души и строить планы завладеть ей или всей душой.
На языке метафоры это можно сравнить с обнаружением разбойниками свободно пасущейся коровы, у которой можно отцедить немного молока или при удаче завладеть всей коровой, уведя её в своё стойло. Примерно такие же планы строят и бесы в отношении беспечных душ.
– А разве бесы могут питаться энергией благодати? Нам и в семинарии и монастыре говорили что бесы боятся энергии благодати, которая и является главной защитой христианина.
– Это очередная поповская сказка и чушь для наивных, – довольно резко ответил старец. – Бесы боятся не энергии благодати, которая совершенно безлична, как те же деньги, а самих благодатных святых, обладающих этой энергией и могущих распознавать все планы бесов, а неосознанный инок, исполненный энергии благодати, – это тот же ягнёнок в диком лесу и корова с молоком, которой не пропустит ни один хищник.
Так вот, обнаружив через сон такого упитанного энергией благодати, и при этом совершенно неосознанного и глупого ягнёнка обрядоверия, любой бес и демон начинает им интересоваться и первым делом ищет возможность установить с ним контакт или во сне, являясь ему в каком-либо интригующем виде и образе, или в нашем мире через страсти и привязанности.
Кстати, образы во сне при этом могут быть любыми, всё зависит именно от осознанности и обусловленности самой души разными образами, – от монстров до святых и даже самого Христа, образ которого бесы могут также без труда воспроизводить и проецировать. Это связано с тем, что бесы без труда могут считывать самые сокровенные мысли и потаённые желания человеческого я или эго, как синергийных уму и энергии самих бесов.
– И что бывает далее ?
– Далее обычно происходит более тесное знакомство с этим духовным образом, который изредка появляется во сне и входит в доверие, стараясь создать образ духовного помощника, покровителя и информатора обо всём происходящем. Как ни странно, но очень часто такие помощники не врут и действительно много раз подряд говорят правду, делая сны почти пророческими.
Когда это повторяется много раз подряд, сомневавшийся вначале, затем уже полностью доверяется этому духу – помощнику. В знак особого уважения и признательности за доверие, такой дух или бес берёт на себя миссию якобы попечителя и проводника души в духовном мире, который владеет всеми духовными тайнами и могуществом.
На самом деле это всё тонкая духовная игра и эксплуатация человеческого тщеславия и гордыни за которой скрывается коварный план и прагматичный расчёт. Играющий с человеком бес при этом как бы реально помогает человеку ориентироваться во сне и новом для него духовном мире и это вызывает ещё большее доверие духу.
Изредка бес даже показывает человеку иные миры и другие слои большой луковицы вселенной, но всё это элементы чёткой стратегии.
– Отче, а этот искусительный дух может материализоваться в нашем мире в образе человека или животного ?
– В исключительных случаях может, но это редчайшие случаи. Если подобное происходит, у обычного человека нет ни малейшего шанса распознать материализовавшегося духа, это может только видящий энергию души. По характеру свечения осознания видящий сразу определяет свечение нечеловеческой энергии в человеческой форме.
В своей жизни в видел всего один раз подобного духа в форме обычного человека прямо в городе, но он тут же скрылся от меня среди людей. Обычно они сразу распознают, что их кто-то увидел и стараются тут же удалиться подальше от видящего.
– И как происходит завладение душой ?
– Способов завладения бесчисленное множество и все страсти и привязанности души – это отдельные каналы и канальцы для овладения душой. Всё зависит от цели и задачи беса. Если его интересует только сцеживание энергии осознания, – это один случай, а если ставится задача завладения всей душой – это совершенно другой. Хотя, если бесу предоставляется возможность, первое может переходить и во второе и решившись завладеть только энергией души, бес по ситуации может овладеть и всей душой.
Если завладение душой обычно происходит через страсти, то энергетическое сцеживание обычно происходит через всевозможные провокации и подвохи, возникающие буквально на ровном месте и как бы из ниоткуда, когда сильнейший скандал и конфликт не на жизнь, а на смерть, внезапно возникает между людьми, подчас, даже очень близкими. Такие провокации без труда могут устраивать бесы, ловко манипулируя энергиями страстей.
Именно в момент максимального всплеска эмоций слепой ярости или гнева и происходит сцеживание энергии. Часто сцеживание продолжается и позднее, когда после осознания своей ошибки человек не кается, а начинает себя судить и впадает в тоску, печаль и глубокое уныние. В это время бес может и решиться на завладение всей душой через мысли о суициде.
Если бесу удаётся внушить человеку безысходность его ситуации и единственный выход в виде сведения счётов с жизнью, – это и есть тот случай, когда решение о сцеживании энергии прямо по ходу ситуации перерастает в решение о завладении всей душой. Существует огромное разнообразие духов зла и овладением душой обычно промышляют самые сильные и очень осознанные демоны, обладающие безграничным коварством и хитростью.
– Людям наверно очень далеко до осознанности таких демонов ?
– Не скажи, все современные олигархи, политики и крупные бизнесмены не далеко от них ушли по степени лицемерия, хитрости и коварства. И те и другие используют практически один тип рационального ума и горизонтального эго мышления нижних слоёв пирамиды осознания, известный как рациональный эго интеллект, и те и другие имеют доминанту энергий страстей, и те и другие ведомы самостью и сверх эгоизмом, а не духовным сердцем.
Разница только в большей утончённости сознания бесов и демонов в сравнении с сознанием и интеллектом олигархов, но духовная осознанность 17-го уровня всех их превосходит. Вот для чего иноку нужна только осознанность духовная. Это понятно ?
– Понятно, отче, скажи, а в самом сне бесы могут завладеть душой ?
– Конечно, могут. Я же тебе уже говорил, что при заинтересованности душой, бесы и демоны начинают в образе покровителей и проводников знакомить душу в сновидении с духовным миром, показывая ей разные и даже очень отдалённые уголки духовного мира со всеми его обитателями.
В этих духовных путешествиях, которые становится не просто снами, а практически параллельными реальностями, бесы могут рисовать и изображать такие возможности и преимущества для души, что возвращение обратно в тело, в мир людей и страдания выглядит для души потерей своих духовных достижений и перспектив.
Если это происходит, в самый подходящий момент, когда душа более всего обусловлена иллюзией и потеряла на миг трезвость, бесы просто убеждают её остаться в этом мире намеренно и навсегда. Если душа не осознаёт подвоха и соглашается на это, она уже не просыпается в своём теле в нашем мире, а навсегда остаётся рабыней того мира, куда её затянули в сновидении бесы и духи.
Именно по этой причине большинство отцов с опаской относилось к практике сновидений и рекомендовало не доверять снам, хотя многие святые отцы наоборот видели в этом выгоду для души и духовного развития. Вот что об этом говорил преподобный Никита Стифат –
«Совершенный может и по сновидениям угадывать движения и расположения души, и соответственно тому направлять попечение об устроении своего духовного состояния».
Но повторяю, подобные практики есть результат овладения навыком управления осознанием и позволить их себе могут только духовные воины и исихасты осознанно переходящие со ступени Вола на ступень Льва. Большинства обрядоверующих и профанно верующих это не касается.
– А у тебя были подобные контакты с бесами ?
– Конечно, были, и не раз. Я же говорил, их невозможно избежать никому из тех, кто переходит на ступень Льва, а я на неё переходил уже достаточно давно. Это отдельный разговор и я не очень хочу в него углубляться, просто могу сообщить тебе, что эти стычки с бесами были у меня и в этом мире и в сновидении, причём, в сновидении бесы меня уже практически подвели к порогу иной реальности, которая была даже реальнее этого мира, ну или ничем не отличалась, а ещё и имела свои преимущества. Но в последний момент я остановился и безмерно благодарен за это своему наставнику.
– Мне хочется узнать, отче, а что может помочь в этой ситуации обычному верующему человеку и иноку ?
– Только трезвость и помощь других сил – светлых, которые также не спят, но обращение к которым более сложно, чем обращение к тёмным силам. Иногда иноку могут даваться прямые подсказки Логоса через пророческие сны и откровения, но опять же нужна осознанность, чтобы их правильно понять.
– А как можно распознать пророческий сон и насколько вообще оправданы попытки расшифровки снов ?
– В какой-то мере расшифровка снов может быть оправдана, но это касается только тех случаев, когда точка фокуса осознания смещается во сне по уже существующим слоям пирамиды осознания. В этом случае идёт обмен информацией и энергией с разных слоёв и уровней осознаваемого и неосознаваемого и сны могут быть отражением реальных процессов и глубинных переживаний, имеющих практический смысл.
Не оправдана расшифровка снов в тех случаях, когда точка фокуса сознания смещается в те уровни, где нет существующих слоёв пирамиды и сознание просто дрейфует в пустоте пространства души, собирая фантасмагорические сюжеты и картины из обрывков восприятия. Также не оправдана расшифровка снов и сновидений проецируемых бесами, которые намеренно вводят в ход сна заведомо ложные смыслы и чужеродные энергии, которые нельзя интерпретировать правильно.
– А что касается вещих снов ?
– Что касается вещих и сугубо пророческих снов – откровений, то распознать их сразу, не имея совершенного духовного осознания, практически невозможно. Тот же Никита Стифат о таких снах говорил следующее:
«Откровения суть сущие выше всякого чувства созерцания чистейшей и просвещенной души, представляющие дивные некие божественные дела и разумения, тайноводство сокровенных Божиих тайн, сбытие наиважнейших для нас вещей».
Так что до момента завершения создания всей пирамиды духовного сознания на сны откровения от самого Логоса и Духа даже не рассчитывай, это удел только совершенных о Христе. Как известно из Библии, такие сны видели только библейские пророки, получавшие прямые откровения от Духа – Авраам, Соломон, пророк Даниил и другие.
Но сам аспект ночного бдения – это неизбежный этап в практике обретения духовного совершенства. Я думаю ты помнишь, что по древнегреческому мифу о Психее и Эроте, именно через сон и сновидение Эрот перемещался в царство богов с помощью волшебного ветра Зефира. Это прямой образ канала сновидения.
– Отче, а что мне сейчас нужно знать о снах и ночном бдении ?
– Тебе сейчас нужно только формировать намерение контролировать сон и не прекращать попыток молитвы и бдения во сне и не более того, но эти попытки должны носить системный и очень настойчивый характер.
И ещё тебе нужно знать одну важную вещь, которую я тебе сейчас сообщу. Когда мне её сообщил мой учитель, я испытал шок и потрясение, поэтому будь заранее к этому готов. Скажи мне, как ты думаешь, где и в каких местах сегодня больше всего бесов и одержимых бесами ? Только не торопись с ответом.
Молодой монах задумался и через некоторое время ответил:
– Я думаю бесов и одержимых сегодня больше всего в психиатрических клиниках типа той, которую мы с тобой посещали, а также в тюрьмах и местах лишения свободы.
– Это логичный ответ, – ответил старец, – но не правильный по существу. Ты видел хоть раз уборку чая на плантации?
– Ну и какие листочки при этом собирают?
– Самые молодые и нежные, – ответил молодой монах. А как это связано с бесами ?
– Напрямую это связано с бесами. Как и сборщики чая срывают только самую нежную поросль, так и бесы любят лакомиться энергией поспевающих в душевно-духовном росте душ. Но поскольку энергией осознанных иноков и исихастов бесы воспользоваться не могут и последних очень мало, бесам остаются только души простых верующих, развивающих нравственно-религиозный разум, как ту самую молодую поросль сознания.
Как ты понимаешь, найти их бесы могут только в церкви. Так вот откровение моего учителя состояло в том, что современная казённая церковь – это главное место концентрации бесов, сущностей и одержимых людей, несмотря на все таинства, молитвы и литургии. В этом нет вины церкви, просто так сложились обстоятельства жизни и без знания отцов о душе и института иночества церковь медленно превратилась в этот самый сумасшедший дом.
Я это говорю тебе не к тому, чтобы ты разочаровался в церкви Христовой, а к тому, что именно в церкви и среде обрядоверующих и воцерковляющихся сегодня нужно быть предельно бдительным и осторожным, поскольку едва ли не каждый второй там является болящим или одержимым бесом. Такова горькая правда.
Молодой монах ничего не ответил, давая понять, что согласен с мнением старца.
– Ну вот, самое время немного перекусить, ты не проголодался ?
– Нет, отче, я в обще-то сыт твоей беседой.
– Ладно, я знаю, что ты не откажешься от тарелки моей чечевичной похлёбки со стаканчиком яблочного сидра, пойдём в дом.
…продолжение следует…