Весна. Потянулись домой перелётные птицы...

Геля Островская
Сегодня, 27.05.2022 года, одноклассник Наум А. переслал мне пару голосовых сообщений.
Для Наума, у которого бОльшая часть родственников за границей, разветвленная "семья" это друзья детства и, конечно, одноклассники. Он - наш центр, "папа", связующий всех, обо всех всё знающий, всем сочувствующий, никого не осуждающий.

В одном сообщении услышала глуховатый. изменившийся с годами, голос Люды В., нашего комсорга, которая уже триста лет живёт в Германии. Люда - коренастая, веснушчатая, немногословная, познакомилась с красивым добродушным немцем через другую нашу казахстанскую немку Галю Б., вышла замуж, родила двоих детей. Муж умер несколько лет назад, и Люда теперь живет в Триере с дочерью и зятем. Зять - люксембуржец, айтишник, и на работу ездит в Люксембург, благо граница рядом. Люда страшно тоскует по Родине, уже давно. Ей снится, что она вернулась. Но как бросить детей, крошечную внучку?..А теперь еще и кризис. У детей кредиты: на жилье, на автомобили. Еда, бензин, коммуналка дорожают с каждым днём. У самой Люды хотя бы квартира выкупленная, платить только налоги и КУ. Как же ей хочется домой! Домом она до сих пор  в глубине души считает Казахстан, в интернационале которого мы выросли, и Россию. Грустно слышать, как она вслух размышляет: "А как примут меня? Скажут "бросила, уехала". Но самое главное: Как это объяснить детям, как бросить их? Да я им даже и не говорю о своих терзаниях. Они никуда не поедут, они родились в Германии...Нет, для меня нет выхода..." И много-много раз ошеломленно-безнадёжно: "Что же они в Брюсселе наделали?..Что наделали?..И продолжают..."


А в другом сообщении Наум рассказывает, что сестра другого нашего одноклассника, Виталика Д., возвращается из США. Да не одна, а вместе со взрослой дочкой, получившей там гражданство. Ирина Д. - врач, до отъезда работала в частной "Клинике им. Н.И. Пирогова", одной из самых престижных в Петербурге, была зав.отделением.
Видимо, совсем нехорошо стало им в США, где жили почти десять лет, и в целом, вполне финансово благополучно, раз решили опять круто изменить жизнь.
Думаю, что здесь они не пропадут, врачи такой квалификации без работы не останутся, а жить им есть где - у каждой осталось по квартире в центре, да еще и родительская на Петроградке.

А мы с Наумом ничего не потеряли, отказавшись от выезда: я от вида на жительство в США (удивлённые, они два раза присылали приглашение на собеседование и, не удовлетворившись отказом по электронной, потребовали, чтоб прислала отказ с живой подписью на почтовый адрес в США, и сестру терзали много раз звонками и письмами, принимая отказ за сбой в программе), а Наум - от переезда в разные города Германии, в том числе и в Дюссельдорф, где живут его друзья...


Вот такие стихи Эммы Меньшиковой он мне только что прислал на вопрос: "А ведь правда хорошо, Наум, что мы не уехали?..":

Ты знаешь, Питер имеет душу, там даже камни умеют слушать.
я приезжаю, и мне там лучше и жить, и прятаться, и грустить.

Его вода для меня живая, в его автобусах и трамваях
я от забот своих уезжаю, чтоб теплый свет его ощутить.

Ты знаешь, в Питере проще верить, что счастье есть, что открыты двери,
там нарисованы акварелью мои расплывчатые мечты.

Его проспекты уходят в небо, ему я верю - отчасти слепо -
и сочиняю ему сонеты, а он разводит свои мосты.

Ты знаешь, Питер как мудрый старец: своими зельями исцеляет
и исполняет свой странный танец,как ритуал от былых обид.

Его каналы, его фонтаны - противоядия от дурманов,
и эти воды затянут раны, и сердце больше не так болит.

Ведь Питер знает на все ответы: как быть собой и дожить до лета.
я там всегда остаюсь согрета, пусть даже в самый унылый дождь.

Он нежно манит и опьяняет, он как дитя на руках качает
и заставляет забыть печали, пусть их немало еще хлебнешь.

Ты знаешь, он от всех страхов лечит, я в каждом сне мчусь к нему навстречу,
он свои мантры мне в ухо шепчет и объясняет все без прикрас.

Пускай он часто бывает серым, но это не подрывает веру,
и я в него влюблена без меры с тех пор, как встретила в первый раз.