А. М. Герасимов. После дождя

Геннадий Мартынов
     Художник Александр Михайлович Герасимов был совсем не простым художником.  Он был одним из первых носителей почётного звания «Народный художник СССР»  наряду с художником Борисом Иогансоном, скульпторами Меркуровым и Верой Мухиной. В течении 10 лет он был Президентом  Академии художеств СССР.

    А ещё он был любимым художником Сталина. Его портреты вождя считались каноническими. Он близко сошёлся с Ворошиловым. Посмотрите, к примеру, его обширное известное  полотно « В. Сталин и К. Ворошилов в Кремле».  В народе картину назвали «Два вождя после дождя». Замечательная картина с художественной точки зрения. Завораживает.
 
   Но вот удивительное дело. Будучи по сути номенклатурным художником, он сам считал своей лучшей картиной ту, которую вы видите над текстом. «После дождя».
 
  Здесь нет вождей. Есть только терраска дома. Очень живописная.  За ней заросший сад. Только что прошёл большой дождь. Ливень. С ветвей деревьев ещё падают крупные капли воды. Был не только дождь, но и сильный ветер. На столе стоит стеклянная ваза с крупными цветами.  Но букет какой-то взъерошенный и неопрятный. Он претерпел только что силу напора стихии. А рядом с вазой упавший на поверхность стола стакан. Весь воздух насыщен  сырой влагой, от которого зябко и мурашки по телу.

     Вот и всё. И больше ничего. Нет здесь не только вождей, но и вообще никакого нет. Определить жанр картины очень трудно. Даже невозможно. Это и не пейзаж, и не натюрморт. И несмотря на всё это художник, и не только он, считал, что это лучшее его творение.

     Почему. А это неизъяснимая, магическая сила искусства. А написал он эту картину почти случайно. Он и не заряжался перед началом работы какой-то идеей. То есть, идеей понятной какой. Отразить образ какого-нибудь вождя. Образ светлый, мужественный, убедительный и в тоже время народный. И каждый раз мастерски исполненный рукою, хорошо владеющий кистью. Образ. сильно напоминающий плакат.
 
    А здесь никакой идеи  и не было. А было  спонтанное движение отобразить на холсте поразившее его одно из видений природы. Природы, частью которой мы все являемся.
                *****

   А дело было так. Устал художник от портретов  вождей и решил дать душе отдохнуть немного.  Поехал он на свою  малую Родину. В свой родной город с таким смешным названием Козлов. Не ищите его на карте,  потому как ныне он называется Мичуринск. Потому, что и великий ботаник и селекционер  прожил здесь многие годы.  Сегодня город  не такой уж и маленький. Около 100 тыс. жителей.
 
   Сегодня это  наукоград.  Там занимаются серьёзными вещами. Например, изучением переработки сельскохозяйственного сырья. А ещё изучается производство  растительной  пищи для здорового питания с заранее заданными свойствами на уровне генетики.
               
    А Александр Герасимов родился в этом городе тогда, когда он назывался Козлов. Родился в купеческой семье, не знаю какой гильдии. Но видимо семья была обеспеченной, поскольку Саша был послан учиться живописи в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Знаменитое училище. В этом доме на Мясницкой и  поныне занимаются всё тем же. То есть, искусством живописи. А это стоило и стоит  не дёшево.  Саше повезло с учителями. К. Коровин, А. Архипов, В. Серов. Какие имена.
 
   Наступила война первая мировая и будущего художника мобилизовали. Если Родина в опасности- значит всем идти на фронт. Он и пошёл, но  как  нестроевой солдат.  Служил в санитарном поезде на южном (галицийском) фронте.

   Война кончилась и он вернулся в родной Козлов. А потом в 1925 году переехал в Москву и вступил в Ассоциацию художников революционной России.  Он уже был хорошим художником и ему доверили преподавания живописи в Училище памяти 1905 года. Сегодня оно называется  Моско;вское академи;ческое худо;жественное учи;лище на Сущёвском валу.

     В 1934 году Герасимов получил творческую командировку на три месяца в Германию, Францию, Италию и Турцию. Обратите внимание на дату. К этому времени СССР становился все более и более закрытом обществом, строящим неслыханное государство с уникальным режимом. Если его выпустили за границу, то были абсолютно уверены в его благонадёжности  и  верности к общему делу страны.
 
   Была война. Отечественная война. И уже маститый художник, но уже не призывного возраста,  показал себя большим патриотом.  В 1943 году – пик войны -  передал свои личные сбережения, 50 000 рублей, в Фонд обороны.
 
      Когда-то в юности он увлекался импрессионизмом. Но это увлечение прошло.  Стал писать картины в жанре социалистического реализма.  Картины посвящены советской и партийной истории.

   Как было сказано выше, он был за границей и изучал западную живопись. И вот как он о ней отозвался:
 
   « В полотнах ведущих буржуазных живописцев отражаются идеи воинствующего империализма с его расовой ненавистью, жаждой мирового господства, космополитизмом, зоологическим человеконенавистничеством, отрицанием культуры, науки и подлинного реалистического искусства».

   А потом пришёл Хрущёв со своей оттепелью и художника  постепенно  освободили  со  всех постов, а картины его были удалены из музейных экспозиций. Он умер в 1963 году, прожив долгую творческую жизнь.  Заслуги его не забыли и похоронили его на престижнейшем кладбище, Новодевичьем.

                *****
      Сестра художника была свидетелем того, как создавалось это полотно.  Она рассказывает:

    «Семья отдыхала на террасе нашего  дома, когда неожиданно начался сильный дождь. Но Александр Михайлович не стал прятаться от него, как это сделали остальные домочадцы. Он был потрясен тем, как капли воды, скопившиеся на листве, на полу, на столе, переливаются разными цветами , каким свежим и прозрачным стал воздух, как, обрушившись на землю ливнем, начинало светлеть и проясняться небо. Он велел принести ему палитру и всего лишь за три часа создал потрясающий по своей выразительности пейзаж. Назвал эту картину художник  «После дождя». Правда у картины было и другое название. «Мокрая терраса».

    Эта терраса была в своё время  известна каждому школьнику. Давно это было. Почему?  Потому что эта картина «После дождя» была  включена в школьную программу в качестве пособия по обучению написанию сочинений. Да, в практике того времени существовал такой обязательный прием обучения школьников искусству литературного сочинения. Учитель литературы приходил в класс, крепил кнопками к доске репродукцию какой-нибудь известной картины, преимущественно пейзаж, и предлагал школьникам:

    «Вот  дорогие мои. Посмотрите на эту картину. Внимательно посмотрите и постарайтесь всеми вашими чувствами в напряжении памяти проникнуться увиденным на этой картине. А потом словом выразить эти ваши чувства в тетраде. Желаю творческих успехов».

 И потом у каждого очевидно впервые в жизни начинались муки творчества. Увлекательный процесс. Сегодня этот приём больше не используется в школьных классах. А жаль.

    А сколько наших великих художников слова, больших писателей посвятили чудные страницы описанию природа в разных её состояниях.
 
   Вот, к примеру, Н. Некрасов так увидел грозовое нашествие:

  Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

   А вот как Александр Блок о всё том же:
 
    Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом…
Еще трава полна прозрачных слез,
И гром вдали гремит раскатом.

     Вдохновение, то есть яркое душевное просветление, может поразить в самых неожиданных местах и при  любых неожиданных обстоятельствах.

     Художник Поленов приехал в Москву, пришел посмотреть маленькую квартирку, которую собирался снять на Арбате. Подошёл к окну и раскрыл его. И рука сама потянулась к кисти с красками. А потом он послал эту «картинку» на очередную выставку Передвижников, да ещё и извинялся, что не может пока прислать ничего более значительного.  А эта «картинка» оказалась самой известной во всем его творчестве. «Московский дворик».

    Вот тоже самое произошло и с картиной «После дождя». Простое непритязательное видение природы у порога его дома.  Вот и всё. А как трогает душу. Какое ощущение красоты видимого мира. И счастье существовать в нем.
 
    Эту картину оценили не только у нас. За эту картину мастер был удостоен Гран-при на выставке в Париже. То есть чувства, которые вызывает эта картина, они универсальны, понятные каждому. А это доказывает, что мы все принадлежим к одному человеческому роду.

                *****
   
  Да, его творческий путь был отмечен медалями и орденами, в том числе орденом Ленина. Он был  заслуженным деятелем искусств. Он был первым президентом  Академии художеств. Он исполнял замечательные портреты вождей. Мастерски. А вот  главными в своем творчестве считал Александр Михайлович  не эти работы. Самым дорогой картиной  была вот эта, «После дождя». Очень небольшая и очень простая по сюжету. Терраска, на которой они собирались для вечернего чая у самовара. Посидеть, поговорить, наслаждаясь запахами природы.
 
     Дом художника стал музеем-усадьбой в его родном городе Козлове- Мичуринске. Сохранился не только дом, но и  каретный сарай, амбар, в котором размещалась мастерская художника. Сохранилась и та самая терраска, которую мы видим на картине.