Спарта. По повести Петропольского. 19. 05. 2022

Ольга Немежикова
«МОЯ ЛИЧНАЯ АРМИЯ»

Дипломный спектакль студентов 4-го курса СГИИ: Л. Петропольский «ИГРА НЕ НА ЖИЗНЬ, А НА СМЕРТЬ» (19.05.2022).
Режиссер-педагог – художественный руководитель курса, заслуженный работник  культуры РФ, профессор Е. В. Бубнова.

«Знаешь, почему теперь я — староста? Потому что, в отличие от тебя, я умею решать их проблемы», — говорит Михаил Барковский (Андрей Андреев) бывшему старосте класса Максиму Юрову (Игорь Бураков).
Барк умеет решать «их» проблемы. Для начала он показал юношам, кто здесь хозяин — крепко поколотил каждого. Бывший староста на такое не способен, да он в том (бить, чтобы заставить подчиняться) и не нуждается. Максим — единственный, кто устоял перед харизмой Барковского, единственный, кто не искал решения своих проблем из чужих рук. В компьютерной игре «Спарте» он изначально не нуждался, да и некогда ему было играть: Максим учился, работал, размышлял.
А другие купились. На игру, в которой нет правил, которая устроена так, чтобы игроки были непобедимы — на эту иллюзию они запросто разменяли своё будущее. Максиму игра сразу не понравилась, его тревожила перемена в бывших товарищах, которые скопом ушли за тем, кто позвал их в красочный, эмоционально захватывающий, «современный» мир, в котором они заведомо боги и победители.
Что, вообще, волновало этих молодых людей? Назвать их детьми рука не поднимается: выпускной класс предполагает осознанный выбор дальнейшего пути, полную ответственность за свою жизнь. Во всяком случае, такая задача стояла перед поколением их родителей в 17-18 лет; у бабушек-дедушек этот рубеж наступал не позднее 13-14-летнего возраста. Но именно планы на будущее, судя по спектаклю, совершенно не присутствуют в помыслах выпускников. Ясно только одно: вкалывать за гроши они не намерены. Но как избегнуть этой участи, вопрос даже не поднимается. Впрочем, зачем спрашивать то, на что нет удобного ответа.
Михаил Барковский старается дело поставить так, чтобы вопросы не возникали, а были бы только ответы. На готовых рецептах «расцвела» Ирина Шорина (Дарья Колтович), в бытность забитая девушка с косой и в старомодной одежде. Михаил спас её от грязного посягательства одноклассников — немудрено, что девушка без памяти в него влюбилась. Настолько без памяти, что в первом же сеансе «Спарты» насмерть забила колясочника, уже в дебюте переплюнув банду по шкале жестокости — так ей хотелось быть достойной прекрасного принца. Пройдёт немного времени, и она обманом проникнет в квартиру классного руководителя, Анастасии Николаевны (Мария Бабина), чтобы оскорбить, запугать соперницу, а заодно похитить подвернувшийся дневник. Сколько злобы изверглось на учительницу, пригласившую переночевать ученицу, которой после ссоры с матерью некуда было идти! Собственно, с этого момента и начнётся травля Анастасии Николаевны. Барковский и Шорина — два сапога пара, оба не остановятся ни перед чем.
Олеся Палий (Юлия Шкирятова) и Георгий Довженко (Антон Уиллер) спортсмены. Впрочем, Георгий успел выпасть из олимпийского резерва, а значит, как ему представляется, из блистательного завтра. Скорей по привычке спортом он ещё занимается, в каких-то соревнованиях невысокой лиги участвует, хотя уже и здесь не уверен в победе. Олеся ещё побеждает.  Видимо, поэтому задатки критического мышления у неё иногда прорываются. Это она спрашивает Михаила Барковского: за что они убили Анастасию Николаевну? Ведь Истомина не была грязью! Но поскольку самое страшное для Олеси — оторваться от коллектива, она принимает ответ, который ей удобен: они не виноваты…
Олеся и Георгий как бы друзья, они запросто общаются; по-свойски, привычно и ловко, перекидываются школьными рюкзаками и мячом; им легко вместе. Конечно, Олесе хотелось бы романтики, но Георгия такое развитие отношений не привлекает. Рано; да и вообще, Георгию не до тонких сфер, не до любви. Во всяком случает, он не смеётся, не врёт — Олеся, похоже, за честность его уважает. Кто знает, приди к этой энергичной девушке настоящее чувство, сто лет сдалась бы ей эта «Спарта», вечеринки, сходки, тем более, «зачистки»… А Георгий, похоже, способен увлечься хоть чем, лишь бы не думать о своём загубленном будущем.
Другая пара, эксцентричный Руслан Худяков (Виктор Петраковский) и Аня Мелкова (Карина Редькина), находится под  сильнейшим влиянием Михаила Барковского. С каждым из них он поработал крепко на предмет освобождения от родительского влияния. В самом деле, зачем ему конкуренты? Его личная армия обязана повиноваться беспрекословно! Тем более, ценны «солдаты», с детства привыкшие к подчинению, переформатировать их — лишь примитивная манипуляция. Стоит это провернуть, и можно не опасаться неправильных вопросов, тем более, бунта.
Отдельной темой, лирической драмой, проходят в спектакле отношения Марата Галимова (Вадим Кудрявцев) и Наташи Белодедовой (Яна Игнатенко). Эти ребята — свои одноклассники, но явно чужие в банде Барковского. Собственно, они и не участвуют в погромах. Марат на приглашение Михаила сразу ответил, что маргиналы — тоже люди. Но! Марату некуда пойти со своей бедой (необходимостью срочной дорогостоящей операции для Наташи), кроме как к друзьям. Одноклассники и есть друзья: Олеся сразу предложила свои призовые, но их сумма невелика; Георгий, в случае победы, тоже всё готов отдать до копейки.  Однако Михаил не был бы амбициозным лидером, если бы не отправил Марата (в том числе и кулаками) решить проблему чохом. И Марат сломался. Никогда бы он не покусился на чужое, даже под видом экспроприации, но — любовь…
Эти двое понимают друг друга без слов, отчаяние их безмерно. Наташа после травмы вдруг стала неполноценной — это таких уничтожали спартанцы, таких теперь уничтожают их друзья. В кругу Барковского об участи Наташи узнали от Марата в последний момент — до риторики дело не дошло, не было времени, да и Барковский бы не позволил, а жаль. Возможно, многое пошло бы не так: никто не застрахован от несчастного случая, от болезни, да мало ли от чего! Наташин пример многих заставил бы задуматься.
Конечно, Марат в офисе хозяина Барка — Сотникова (Александр Спирин) —  подорвал себя не из страха перед наказанием, а от невозможности спасти Наташу. Он бы не смог без неё жить, да и Наташа, похоже, тоже обречена. Если Марат любит Наташу любой, то Наташа…  Наташа убита своим горем, она готова шагнуть с крыши, чтобы не жить… Прощание влюблённых уже после гибели Марата, лирическая пантомима среди звёзд запоминается как послание из мира, в котором барковским не место…
Любовь Максима Юрова к Анастасии Николаевне остановилась на полпути. Истомина уже увлеклась своим, как выяснилось, ровесником Михаилом Барковским — Максим перед ним подросток. Повзрослеть пришлось быстро — неожиданная смерть любимой женщины жёстко отсекла детство.  И, скорее всего, круто изменит всю его жизнь. Максим пассивно отошёл от одноклассников, не стал за них бороться (фактически с системой) — они сами выбрали нового лидера и устремились, куда он повёл. Но мы понимаем, что только Максим Юров вместе с Анастасией Николаевной и смог бы уберечь товарищей от влияния Михаила. Плата за бездействие оказалась не по возрасту страшной.
Однако у Максима вся жизнь впереди, и это тоже вселяет надежду.