Заблуждение святой Варвары

Енаки Анжела
            Твой светлый образ. Тонкие металлические перепутанные полоски общения. Девушка запуталась в речной траве. Новое зелёное платье.
 - Свежа вода, – махнула рукой.
Глубина темна. Речной цветок. Русалка спит. Ей предстоит долгая дорога.
Раннее утро. Голова наклонена в сторону. Сдержанная улыбка. Сон. Холодная вода. Течение. Чёрная дева заполнила тень. Вода потеплела. Белый лист бумаги упал. Лёг. Он пока не намок.
Луч нагрел щёку. Русалка открыла глаза.
- Я лечу. Лечу. Лечу. Укрыться хочу. - раскрыла глаза. Потекла. Вздохнула. Тихо поплыла.
- Горе горькое слышу – лёгкое, светлое вижу. Дорога длинна, - русалка поёт.
Страх водил ею.
Невеста морского чудовища. Она вздохнула и не смогла выдохнуть.
Сердце. Камешек за камешком. Русалка увидела восходящее солнце.
- Мой друг, почему ты молчишь? - спрашивает его. – Твоё дыхание делает мне больно.
Солнце промолчало.
Зов из дальнего моря.
- Я испытываю судьбу, - русалка прижалась ко дну.
Голос затих. Притяжение оборвалось.
Русалка увидела худых глазастых рыбок.
Они смотрели ей в глаза, щекотали хвостами, кололи острыми плавниками, звали.
Русалка мягко отталкивала их, но слушалась. Плыть за ними. Почти без движения.
Утонувший венок из полевых цветов.
Плач. Она слышит плач. Для неё это незнакомо. Возможно тихие волны. Не совсем то.
Лицо. Дрожание воды разрывает его.
«Если я поднимусь над водой увижу того, кто слышен здесь внизу.
Голова русалки появилась из воды.
Девушка в латах.
-У-у-у, - позвала русалка.
- Ты зовешь меня? - девушка не боится.
Русалка смотрит на серебряную чешую неизвестной. Девушка поманила рукой к себе, на берег.
- У – у – у. - спросила русалка.
- Маргарита – изгнанная принцесса.
Обе молчат. Русалка не понимает языка принцессы.
- Русалка, мой муж в плену. Я не родила ни одного человека.
- О – о – о? – спросила русалка.
- Я могу встретиться с твоим отцом?
Русалка поманила рукой.
- Ты утопишь меня, не правда ли? – девушка отошла от берега.
Русалке стало тоскливо. Она внушает страх. Вода обожгла лицо.
- Не уплывай. - тихо попросила девушка.
Русалка вновь поднялась над водой. Девушка в латах сняла кольцо, подошла ближе.



Кольцо утонуло рядом с русалкой. Своё ожерелье дочь морского царя пустила по воде.
- Камни холодны как лёд, тяжелы как золото, красивы как чистая вода.
- Научи меня колдовству. - позвала принцесса.
- Любви? – спросила русалка.
Земная девушка увидела тёмно-синие глаза.
- У моего любимого такие же глаза. Ты украла их.
Русалка упала на дно. Сверху в воду опустилась тонкая ищущая рука. Водоросли опутывают её. Рука рвёт их.
Русалка закрыла глаза. Её волосы текут. Пришёл покой. Ночь.
Хочется выглянуть. Вода светлее неба. И почему-то в груди становится тепло.
- Суженый мой. - прокричала русалка.
Что-то бесформенное подняло её. На берег из воды вышла обнажённая девушка.
Волной вынесло и одежду.
Русалка взяла её и прижала к животу. Прислушалась.
Дерево открыло глаза и посмотрело.
- Что мне делать? - спросила девушка. - Мне холодно.
Деревья молчали. Она легла на траву и уснула.
Проснулась днём укрытая опавшей листвой.
Рядом с ней лежал мужчина. Девушка посмотрела на него. Он был белым.
«Красивый.» подумала она. «Неживой.»
Разгребла листья. Собрала травы. Присыпала его тело. Дотронулась до него.
- Камень.
Девушка принесла воды из речки. Полила каменное лицо, плечи, грудь.
Не оживает.
- Мёртвая вода.
Русалка смотрит на свою одежду. Свёртывает её. Кладёт на голову. Идёт.
- Укрой себя, - одежда полилась с головы. - Укрой себя, говорю тебе!
- Феникс? - девушка разглядывает.
- Обнажённая девушка хуже, чем обнажённая старуха. Обнажённая русалка хуже, чем обнажённая Феникс.
- Феникс, куда мне идти?
- В лесу охота. Но найдут камень.
Русалка посмотрела на своё платье. Одела его. Тяжёлое. Тепло.
Из густого кустарника вышла лошадь. Это не был рыцарь. Это был простолюдин.
Он ранен. Он смотрит на девушку в светлом платье.
- Храните. - мужчина протягивает нечто лёгкое обёрнутое в кусок тканной шерсти.
Девушка берёт.
- Кто вы? - спрашивает она.
-Тень.
- А мне кажется, вы человек.
Улыбнулся. Повернул коня. Ушёл.
Девушка пошла за ним.
Всадник наклонился.
Русалка погладила шею лошади. Повела за собой.
Насыпала листьев. Помогла сойти. Сняла доспехи. Мужчина смотрел на верх. Открыла рану.
Приложила руку к траве. Ожил родник.
Поднесла воды. Смыла кровь. Поискала траву. Заживает рана, прикрытая волшебным листом.
- Я должен был умереть. - мужчина открывает глаза.
- Ты мне нужен. - У русалки тёплая рука.
- Я человек нанятый горем.
- Я научу тебя слышать тихий ручей.
- Не обещаю быть тебе преданным.
- Ты волен делать, что захочешь.
- Вылечишь, отпусти меня.
Девушка поцеловала в губы. Он уснул.
Она легла рядом.
Между ними расцвела роза.
Ей приснился дом.
Теплая придонная река. Легкие морские цветы. Золотые цепи ограды, выкованные кузнецами с земли.
Русалка раскачивает одну за другой.
Русалка просыпается. Она мокрая.




Мужчина открывает глаза:
- Холодно. Дождь.
- Где твой дом. Я отведу тебя. - девушка вытирает его лицо
- Мой дом - королевский дворец, простушка. Будешь моим оруженосцем. Мы тебя переоденем.
Русалка кивнула головой.
Шерстяной плащ и кольчуга из коры.
Тяжёлый лук и стрелы.
Рыцарь садит девушку на лошадь. Идёт рядом.
Небо светлеет. Облака.
Она видит его голову, плечи.
Рукой дотронулась до бока лошади. Тёплый.
Выехали на дорогу.
Мужчина спрыгнул на землю. Пошёл рядом.
Тихий лес. Он запел.
- Ты будущая жена моего господина.
- Я обручена с подземным царём.
Идущий повернулся и улыбнулся.
- Мой господин этого не знает. Сразится с вашим суженным будет ему под силу?
- Если его любовь окажется сильнее, мой суженный уйдёт сам.
Рыцарь ничего не ответил.
- Скажи о чём говорили два тонущих моряка? Первый кричал другому: «У меня сегодня был хороший завтрак. Другой подплыл к нему и тоже крикнул: «Это не правда, что хороший завтрак к несчастью». И море утихло.
- Они спаслись? - мужчина не повернулся.
- Что такое спаслись? 
- У них ещё были хорошие завтраки?
- Они живут у моего отца.
- Твой отец - морской владыка?
- Ты знал? - улыбнулась девушка.
- От тебя пахнет свежей водой.
Девушка перевернула ладонь. В ней появилась вода, наполнилась, начала переливаться.
Образовался ручей. Мужчина нагнулся и попил.
Каменный город. Тёмные стены. Светлые окна.
В одно из них выглянул старик.
- В этом городе будет дождь. - сказал он.
- Невеста молодого герцога. – мужчина, ведущий лошадь подмигнул старику.
Старик закрыл глаза. Его дочь всё слышала.
- Иди в другую комнату. - попросил отец.
- Я не выгляну.
- Увидишь свою госпожу после свадьбы.
Рыцарь и русалка остановились под большим окном красного дворца.
В окне появилась женщина лет сорока
- Любимая герцога. - тихо сказал рыцарь.
- Я её соперница? - тихо спросила русалка.
- Вы красивы. Вас будут писать художники.
- А, что это художники?
- Нежные и никчёмные люди. Ловят отблески красоты.
- Красоты? - спросила русалка.
- Девушке не всё положено знать. - рыцарь отвёл лошадь от окна.
- Не знать, когда можно будет открыть глаза?
- Сейчас каменное чудовище, стоящее по левую сторону ворот может ожить. Глаза у него открываются. Ваши взгляды соединятся.
Чудовище открыло глаза. Посмотрело. Улыбнулось. Закрыло.
Русалка увидела скалы.
- Почему по ущелью не течёт река?
- Это переулок.
Сверху рухнул водопад.
Мужчину подняла волна и поднесла к окну. Решётка. Мужчина нагнулся. Он держит металлический прут. Вторую руку что-то тянет.
Узда. Лошадь. Её внимательный взгляд. Спящая женщина на её спине.
- Это ты? - закричал он.
Русалка проснулась.
- Отпусти. - попросила она.
- Что отпустить? - мужчина успокоился.
- Руку.
Мужчина разжал руку.
«Как хорошо плыть в беспечной воде».
Она шла наверх. Вливались в неизвестную дверь, текла по лестнице вверх.
Она текла сквозь залу. Дамы и рыцари держались за решётки окон.
Они молчали. Смотрели на лошадь, мужчину и русалку.
Только они не знали, что она русалка.
Молодая женщина сидела на крупе лошади.
- Господи, что вы здесь делаете? - крикнул им плывущий мужчина.
- Вы плывущий за женщиной, как вас зовут?
- Кирилл - преследующий врагов. - прошептал воин.
- Поменяйте девиз. - шёпот из ушедшей залы.
- Кирилл - плывущий неведомо куда.
Кирилл проснулся. Комната.
Девушка на кровати.
- Уходите.
Мужчина встал. Лошадь наклонила голову. Посмотрела на цветы ковра.
- Мы занимались любовью? - спросил Кирилл.
- Вы не в себе. - отражение её лица в зеркале. Грустное.
- Я не верю вам. - мужчина подошёл ближе.
- Пойдите и скажите герцогу, что я согласна быть его женой.
- Хорошо, пойду посмотрю не смыло ли его в реку.
Чего-то стало жаль.
Девушка легла на кровать. Укрылась.
- Отец, я устала.
- Спи. - сказал он.
Русалка потянулась, улыбнулась. Из-за деревянной колоны вышел герцог. Он подошёл. Лёг рядом.
- Ваше сиятельство положите рядом меч.
Старик с небольшими рогами раскладывал карты на большом столе.
- Сыграем?
- На что будем играть?
Старик положил на стол меч.
- Кто владеет им? - герцог сел напротив.
- Он ваш. В любом случае я свободен.
- Играем на вашу свободу?
- Что ваше высочество имеет ввиду?
- Станешь моей душой.
- Я человек. Посмотри мою руку. Есть судьба.
- Вы тоже меня не приняли. Но я предложил жребий.
- Покажите.
- Жребий.




Герцог принёс шкатулку. Открыл.
Круг абрикоса.
- Его надо съесть.
- Он вкусный? - старик серьёзен. - Что дальше?
Он разломил. Косточка.
- Это останется вместо души?
Косточка прохладная, круглая.
- Приложи её к груди, - герцог, его рука, её быстрое движение.
Старик приложил к своей груди. Раскрыл ладонь.
Ядрышко.
- За мной. - герцог вышел из комнаты. Они бежали по лестнице. Двери. Усечённый сад. Герцог роет руками землю.
- Бросайте. - зарывает ядрышко.
Появляется рука. Дрожащий обнаженный мужчина.
- Зачем?
- Кто вы такой?
- Я?
- да.
- Не знаю, но я буду с тобой.
-Хорошо. Идём я тебя одену. Помоги мне. - говорит он старику. Мужчина доверчиво идёт.
- Рыжий. - Герцог открывает маленькую дверку.
Трое проходят.
- Зачем ты пришёл? - герцог прижимает незнакомца к каменной стене.
- Мне холодно, мне холодно. - ответил мужчина.
Герцог отпустил его.
- Принесите ему зелёный суконный костюм с серебряным шитьём.
Мужчина оделся. Костюм большой. Смешно.
- Что ты умеешь? – спросил герцог.
- Я волшебник.
- Но ты беззащитен.
- Я учусь любить.
- Ты пришёл за мной. – герцог красив.
- Не нужно меня бояться.
- Мой брат отправляется в плавание, сможешь потопить его корабль?
- Не торопи его время, будешь искать, не найдёшь.
- Девушка, прибывшая с рыцарем, невинна?
- Она невеста твоего брата.
- Царевна морской страны. Отец умер.
- У неё есть дядя, тётя, бабушка?
- У неё есть брат.
- Каков его образ?
- Это водяной змей. Приходит в образе женщины. Может упасть дождём.
- Мой брат и русалка.
- У него самое доброе сердце.
- Он может убивать.
- Я знаю.
- Будет свадьба? – спросил герцог.
- Блюда будут подавать дельфины и осьминоги.
- Мой брат будет жить там? – герцог указал пальцем вниз.
Волшебник засмеялся.
- Не знаю. – ответил он.
- Признаюсь, - герцог приблизился. – у меня нет брата.
- Вашего брата зовут Таром.
- Это я. – герцог смотрел на волшебника.
- Нет, нас двое. – волшебник устал.
Герцог брезгливо передернул плечами.
- Это кто? – спросил он, указывая на старика.
- Я не знаю. – улыбнулся волшебник.
- Это мой хозяин. – герцог отступил. – Идемте обедать.
- Ты свободен. – послушался волшебник.
- Знаю я, как свободен. – герцог бежал наверх.
Стол был черным, посуда серебряной, бокалы красными.
- Люблю обедать с незнакомыми мне людьми. – герцог пригласил всех.
Все нашли себе место. Мясо, рыба, картофель. Черный кофе. Рисовые сладкие шарики.
- Скромно, не правда ли? – спросил герцог.
Вошла дочь морского царя.
- Я спала. – сказала она.
Мужчины встали.
- Садитесь. – русалка у дальнего края стола. – У вас искусные мастера, гобелены, мозаика, окна…
- В доме вашего отца восхитительное золото египтян.
- Отец ценит простую красоту. Я тоже.
Герцог мягко повернулся к ней.
Русалка почувствовала человеческое сердце.
- Извините, объясните, что это – простая красота?
- Живой гобелен из водяных листьев.
- Вы видели огонь?
- Это огрубление.
- Это дар.
У русалки черные глаза, голубой оттенок кожи.
- Тайный дар. – говорит она.
- Дар любви.
- Любовь огня?
- Природа любви не ясна для дочери морского тирана.
Русалка рассмеялась
- Да, я не знаю, что это. Может радость ожога соленой воды милого моря.
- Там темно.
- Темно вон в том углу. Там видна открытая дверь. Далеко за ней закрытое светлое окно.
Герцог допил вино.
- Я опущу руку в реку и открою это окно.
- Откройте. – разрешила принцесса.
Герцог не ответил. Вкусно пахло кофе.
- А музыка под водой слышна? – герцог молчит.
- Громко. – русалка улыбнулась. – Помните ли вы пророчество, родившееся в вашей земле?
- Двое мужчин полюбят одну женщину. Погибнут мужчина и женщина. Останется один. Жизнь не прервется.
- Умрут, достигнув взаимной любви.
Русалка осмотрела залу.
- Светлая. – она устала. – Любовь – это желание смерти.
Спокойное лицо герцога.
- Возможно здесь нет цветов и поэтому мне не хочется умирать.
Приносят цветы.
- Это не повод. Вы мне не судьи. – герцог спокоен.
- Не бойтесь. Это просто цветы. – старик встает и подходит к окну.
- Можно мне выйти? – русалка идет к двери.
Герцог молчит.
- Герцог не опытен в соблазнении. – старик беседует с волшебником.
- Волшебство теряет силу. У моего брата будет свадьба. – герцог улыбнулся волшебнику
- Тогда ты уйдешь. – старик не смотрит.
- Меня зовут Александр. – герцог смотрит в открытую дверь. – Александр – Неузнанный.
- Любящее сердце вас узнает.
- Я могу полюбить только то, что меня унизит. – герцог раскрыл ладонь. Пушистый шарик вербы пожелтел, пустил корешок, упал на стол, пророс в него.
- Вы плачете? – рогатый старик смотрит в окно.
- Сегодня будет карнавал. – Я вас приглашаю. – герцог расстегнул пуговку у шеи.
Старик засмеялся и захлопал в ладоши.
- Я переоденусь в казначея и буду ссыпать деньгами.
- А, я – волшебник смотрел на них. – буду огнем. Адским.
- Вот и славно! Сожгите мой страх и старую одежду. – герцог улыбнулся.
Он шел по залам дворца. Он шел к ее двери.
На стук вышла горничная.
- Я бы хотел увидеться с принцессой и поговорить с ней.
Дверь закрылась. Тишина. Дверь раскрылась. Девушка присела.
Герцог вошел.
Русалка стояла у окна. Она улыбнулась.
- Будьте моей женой и станем свободны.
- Что вам во мне? Мое сердце там на дне.
- Я научусь дышать водой и найду его.
Русалка рассматривает его лицо.
- Не знаю, люблю вас. Может. Не знаю, что это такое.
- Я люблю вас. К черту брата. К черту власть.
- Что такое черт? – девушка прервала странный разговор.
Герцог рассмеялся.
- Это веселое существо. Своенравное.
- Скажите, герцог, что такое женщина?


- Мать.
- Это важно?
- Да.
- Что такое мать?
- Запах яблока, скрип двери, покой.
- Что ты для меня?
- Я не знаю, что такое семья. Можно попробовать.
- Если я завтра умру?
- Все равно, можно попробовать.
- Хочу преподнести вам подарок.
- Спасибо.
- Бессмертие.
- Бессмертие в чем?
Русалка подошла к нему.
- Какое бы вы выбрали?
- Боюсь смерти. Вернее, то, что не увижу ее.
- В бессмертии она будет сопровождать вас.
- Давайте поговорим о приятных вещах. Где ваш отец не сможет найти нас?
- В воздухе.
- Придется с ним говорить.
- Он в той комнате. Он пришел за мной.
- Бежим.
- Надо поговорить с ним.
- С царем морей?
- Мой отец моряк.
- А вы?
- Я его дочь. Маму не помню. Меня выбрали королевой карнавала. На один день.
- Королева может выйти замуж за шута?
- Навсегда.
Герцог выглянул в окно.
- Вот только позволю ли я себе стать шутом?
- Рыбу удишь?
- Зачем?
- Будем сушить, коптить, варить, жарить и продавать.
- Вкусный ад.
- Поешь копченную рыбку с сыром. Запьешь вином, закусишь горячей булочкой и ад окажется в животе. Огонь. Жизнь.
- Кого изберем королем?
- Тебя.
- Над кем посмеемся?
- Над тобой
- Кого мы изгоним?
- Тебя.
- Кого ты полюбишь?
- Тебя.
Герцог улыбнулся.
- Хорошо быть королем на один день.
- Ты понял главное. Люблю и ухожу.
- Ты куда?
- Домой.


Герцог снова улыбнулся.
- Да, мой дом не здесь.
- Где?
- У меня его нет.
- Мой дом океан. Я вода, ты камень.
- Хочешь, камень превратится в песок на берегу твоего океана?
- Попробуй увезти меня.
Герцог превратился в воду.
Русалка превратилась в ветер.
Кирилл, плывущий неведомо куда, стоял у ворот замка.
Капли упали ему на лицо. Ветер высушил.
- Она счастлива.
Девушка со стариком прошли рядом.
- Любимый. – беззвучный взгляд.
Они прошли мимо.
Рыцарь услышал. Оглянулся.
Может его сердце, отданное темной морской глубине, почувствовало тепло?
Выплывай. Что тебе до этих невидимых высот? Люби то, что смертно. Бессмертие пронесется мимо. А земля очень близко. И хочется отдохнуть.
Рыцарь снял латы, меч. Он вспомнил. Его ждут.
Старик и рыцарь сидят за столом. Старик смотрит, рыцарь прячет глаза.
- Я слышал твоя дочь умна.
- Если вы слышали, то значит, не совсем.
- Если не умна, то, может быть, красива?
Старик прикоснулся к бокалу.
Рыцарь налил вина.
Старик смотри на него.
- Красота уходит? – спрашивает он.
- Исчезает то, что красоту разрушает.
- Поговорите с моей дочерью. Придите, когда полюбите её.
- Мне некому служить. Я воин.
- Найди кому служить и мозги вправятся.
Рыцарь сидел у окна.
- Я не уйду от вас. Ваш дом разрушается. Поправлю его.
Старик встал и вышел в коридор.
Рыцарь сидел у окна. На улице никого нет. Жарко. Лето.