ТАЛАНТ
Девятиклассник Евгений-Женя вернулся домой после городской олимпиады по математике. День субботний. Вечереет. Родители ушли по своим делам, старшая сестра отправилась на свои курсы. Дома только дедушка. Женя даже доволен этим обстоятельством – с дедушкой он давно обсуждал свои личные вопросы, потому что дедушка его понимает. А в конце разговора либо промолчит, либо подаст хорошую мысль, совет и ответит на вопросы, на которые у самого Жени ответы не находятся. И уж никогда дедушка не нарушит обещания: "Но об этом никому ни-ни!" И сам Женя выбирал такое время для беседы с дедом, когда их разговор никто не слышал.
А сегодня Жене не терпелось рассказать дедушке о том, что он успешно справился со всеми заданиями олимпиады и что преподаватели, просматривая листы с его работой, долго шептались между собой, и Женя расслышал слова одного из них: "Парнишка, безусловно, талантлив. Надо подумать, как поддержать его; может, наставника прикрепить к нему из старшекурсников или аспирантов – парню надо помочь в математическом развитии." Приблизительно Женя знал, что талантливыми в школе называли тех, кто отлично успевает по конкретному предмету. Но истинного значения слова "талантливый", следовательно, и слова "талант" он не знал и сейчас намеревался поговорить об этом с дедушкой. Он начал:
– У меня возник вопрос, и я хочу обсудить его с Вами.
– Ты знаешь, я охотно помогаю тебе в чём могу. Попробую и на этот раз. Только тебе придётся выполнить два моих условия.
– Я готов.
– Вот и славно. Первое условие – съесть обед, что приготовила мама, а второе – поспать не меньше шестидесяти минут. Поди, не с прогулки вернулся, а с олимпиады, да ещё по математике.
– Я вроде не голодный и спать не хочу...
– Да ты начни есть, а потом приляг, и условия выполнятся сами собой.
Не в правилах Жени перечить деду, и всё получилось так, как предсказывал дедушка, с обедом и сном.
Здесь надо заметить, что дедушка у Жени был незаурядным человеком. Это сейчас он – пенсионер и оставил свою работу по возрасту, а когда работал, имел большие успехи. О нём писали в газете, ему вручали грамоты и медали, издавали его книги – почти целая полка ими заставлена. Правда, его работа к математике имела мало отношения. И сейчас он часто сидит за домашним рабочим столом, с кем-то говорит по телефону, что-то пишет, куда–то отсылает, почта ему приносит много писем и бандеролей, к которым, по желанию дедушки, никто, кроме него, не должен касаться. На своего внука Женю он оказывал заметное влияние не столько словесными наставлениями, сколько примером организации своей жизни. У него всё распределено, как по полочкам: и участие в домашних делах и общение с внуками и продолжение занятий делами своей бывшей работы.
Внук проснулся, и они вместе пошли в кухню попить чаю. Женя было приготовился к обещанному разговору, но тут пришли родители, а за ними и сестра. Понятно, что сразу разговоры пошли про олимпиаду, а родители обсуждали результаты своего хождения по делам. Жене стало ясно, что разговоры с дедушкой переносятся "на потом". Дедушка мысленно был даже доволен – внук побольше поразмышляет самостоятельно.
И вот он и внук остались одни. Дедушка:
– Ты не передумал поговорить со мной?
– Нет, дедушка, не передумал.
– Тогда выкладывай, что там зацепило тебя.
– Да вот, не могу до конца понять, что значит "человек талантливый".
– С чего этот вопрос возник?
Женя рассказал про подслушанный разговор преподавателей. Дедушка:
– Думаю, если поймём, что такое "талант", то станет ясно и значение слова "талантливый".
И дедушка начал. Вообще, талант – денежная единица высокого достоинства на древнем Средиземноморье. Но мы не станем углубляться в историю, а посмотрим на это слово в современном значении. Я бы так сказал: талант – это повышенная способность и устремлённость человека совершенствовать своё мастерство в деле, которым он занимается, для достижения поставленной цели. У нас часто талантом называют способность. А что такое способность? Это — дар свыше, от Бога. Я считаю, что способность даётся каждому человеку. Но её могут заметить или не заметить как носитель этого дара, так и окружение носителя. Если не заметят, то способность, не получив развития, постепенно зачахнет.
Случается, что способность замечает сам носитель и развивает её. Примеры известны: Ф. Шаляпин, С. Есенин, М. Ломоносов, Т. Шевченко, И. Поддубный, В. Чапаев и другие – люди из простых, но усердным трудом развили свои способности настолько, что стали знамениты на всю страну. Вот и получается, что таланту нужны две опоры: дар свыше и устремлённость, которая требует огромных трудов в движении к совершенству. Но тут талант подстерегает опасность: известность, похвалы, слава могут привести неустойчивого человека к разрушению своего таланта.
Дедушка замолчал. Оба молчали. Тут внук неожиданно ошарашил дедушку вопросом:
– Дедушка, а Вы – талантливый человек?
– Я же тебе сказал: каждый человек одарён какими-нибудь способностями. У меня тоже был дар, но я поздно это заметил. Да и мало было возможности развивать эту способность. Приходилось делать то, что требует время, страна, а не то, что нужно для развития собственной способности, особенно, когда эта способность на приносит пользы делу, которым ты занят. Вот и получился у меня не взрослый талант, а так – талантик. Но я ни о чём не жалею.
На этом закончился разговор двух мужчин на важную тему. Один из них вступает в жизнь, а другой уже завершает её.
Октябрь 2021.