Возлюби ближнего своего. Глава 7. ч. 12

Александр Иванович Алтунин
Скептицизм, как элемент мировоззрения, очень часто вносит элемент деструктивности в отношения людей и препятствует возникновению адекватной любви к ближнему. Скептицизм - это стремление человека все подвергать сомнению на истинность. В этом явлении есть ряд нюансов, которые в значительной степени меняют нравственный и духовный подтекст данного явления. Разумный скептицизм способен уберечь человека от самоуверенности и самовлюбленности. В этом случае он носит название самокритичность. Скептицизм - это весьма тонкая материя. Его полное отсутствие, как правило, ведет к большим психологическим и духовным искажениям и извращениям. Но его чрезмерное проявление по степени выраженности также ведет к столь же нежелательным последствиям и осложнениям. Конечно, другого типа. Но, тем не менее. В этом случае, как никогда, является особенно актуальным чувство меры.

В науке скептицизм полезен в плане оценки своих собственных достижений. Небольшой его элемент бывает полезным и в искусстве. В ходе размышлений о том, что делать и как. Желательно избегать крайностей. Очень полезен скептицизм в плане восприятия распространенных общественных стереотипов и стандартов. Скептицизм хорош только тогда, когда он сочетается с хорошо развитым логическим, абстрактным и ассоциативным мышлением. И особенно, с творческим мышлением. Ибо, стереотипное мышление заведомо малопродуктивно. Даже в восприятии явлений жизни средней степени сложности, не говоря уже о сложных. И ещё: скептицизм даже в самых небольших количествах - это средство достижения цели - поиска истины, а не цель.

Сомнению могут подлежать интеллектуальные и психологические явления жизни, но не духовные. Необходимо, правда, опять же дополнительно оговориться: как правило, ценности конкретного общества в данном месте и времени могут подвергаться сомнению. А вот явления из системы классических ценностей не могут быть подвергнуты не только большому, но даже и самому символическому сомнению. Другой вопрос, что большинство обычных людей об этой системе имеет предельно смутное представление. Потому как в обществе не принято, не модно и не престижно специально и целенаправленно обретать мудрость. И в том числе, познавать систему классических ценностей.

Многие люди слишком сильно увлекаются скептицизмом, вплоть до банального и примитивного фанатизма. Когда сомнению начинают подвергаться классические достоинства и добродетели, способности и таланты, успехи и достижения. Причем, одновременно с сомнением в чужой адрес присутствует очень большая любовь к самому себе у такого скептика и уверенность в своей особой ценности и важности. И не только ничуть не меньше, чем у большинства окружающих, но и значительно больше. Нередко во много раз больше. Скептичность имеет конструктивный характер только в том случае, когда по величине её проявления и окружающему миру она не меньше, чем к самому себе. Собственно, у действительно достойного человека уровень требовательности к себе, как правило, существенно выше, чем к окружающим. Если же имеет место обратная пропорция, то это свидетельствует о деформации мировоззрения конкретного человека. И, к сожалению, не только того или иного отдельного человека, но и достаточно широких масс населения.

Разумная скептичность не предполагает проявления язвительности и саркастичности, злобности и агрессивности, желчности и прямолинейности, категоричности и максимализма, бестактности и бесцеремонности, жестокости и грубости, наглости и формализма.

И многих других подобных явлений жизни. Она не исключает доброжелательности и интеллигентности, великодушия и снисходительности, терпения и терпимости, психологической гибкости и дипломатичности, внимательности и психологической аккуратности, предупредительности и предусмотрительности, осторожности и бережности. Соответственно, все эти положительные элементы поведения человека нужны, в первую очередь, ему самому. А уже потом, быть может, тому, в чей адрес они направлены. Гармония жизни не может возникать у человека с дисгармоничной душой. Все предельно тесно взаимосвязано.

Скептичность, проявленная к окружающим, не должна предполагать сознательную и целенаправленную демонстрацию собственной добродетельности, одухотворенности, зрелости и самодостаточности. И она не должна задевать чувство собственного достоинства других людей. За исключением очень редких случаев, когда это предполагается изначально. Исходя из заботы о сохранении классической гармонии жизни, которая совершенно не обязательно бывает связана с интересами конкретного общества в данном месте и в данное время. Игнорирование системы классических ценностей (в первую очередь, духовных), как правило, приводит к мощным, фундаментальным и глобальным искажениям и извращениям классических ценностей.

Причем, не только в индивидуальном исполнении, но и коллективном, на уровне общества, государства. И даже всего человечества. Поэтому этот разговор - это не теоретическая психология или философия, а момент, предельно тесно связанный с реальной практической жизнью. Особенно с её многими важнейшими моментами.
Скептичность не должна противоречить конструктивному отношению человека к себе, к жизни, к обществу, к Высшим силам. Как, собственно, и основным законом человеческого бытия. Скептичность - это один из многих инструментов, помогающих и человеку, и обществу в положительной интенсивной эволюции. Но, ни в коем случае, не тормозить её. И не стимулировать разнообразие и многочисленные процессы психологической и духовной деградации. И индивидуальные, и общественные.

Конечно, далеко не каждому дано понимание столь сложных психологических и духовных процессов. Что, несомненно, служит поводом для того, чтобы большинство людей было максимально осторожно с проявлением скептичности к внешнему миру. Многим очень не хватает скептичности к самому себе. Ибо, эпидемия глобальной и фундаментальной амбициозности буквально захватила весь мир. Одновременно значительно снижая уровень гармонии почти во всех государствах. За редким исключением.

Скептичность допустима для людей, имеющих высокий уровень трудолюбия и добросовестности ума и души, привыкших решать сложные задачи жизни, самостоятельных и независимых, имеющих активную жизненную позицию в плане повышения уровня гармонии и в себе, и в обществе. Для людей, любящих интенсивные и продолжительные размышления с последующей четкой систематизацией полученных выводов, занимающихся самовоспитанием и самосовершенствованием. Скептичность, как самостоятельное и независимое явление жизни, не только бессмысленно и бесполезно, но и предельно опасно своими многочисленными и разнообразными последствиями и осложнениями.

Скептичность должна иметь вполне определенные логические рамки. О чем хотелось сказать несколько подробнее. Она не должна основываться на эгоизме, авантюризме и интриганстве, амбициозности, равнодушии к духовности, пренебрежении интеллектуальной и психологической эстетикой, беспринципности, демонстративности и экстравагантности, экзальтированности и сумасбродстве, своенравности и импульсивности, психологическом и духовном невежестве, безответственности и лицемерии, зависти и ревности, нетерпеливости и нетерпимости, очерствении и ожесточении; желании критиковать ради самого процесса критики, а не ради обретения реальной истины; нежелании признавать за другими людьми права на ошибку, иллюзию и заблуждение, слабость или недостаток интеллектуального или психологического характера, нежелательно и стремление к спору для выявления своего превосходства над окружающими; неуважение к чужим достоинствам и добродетелям, способностям и талантам, успехам и достижениям.

Особенно грустно скептичность воспринимается у людей с низким уровнем внутренней организованности и самодисциплины, не умеющих разбираться в людях, не умеющих сознательно и целенаправленно моделировать полноценное общение, своенравностью и сумасбродством, банальным рационализмом, прихотливостью и привередливостью, с садистскими наклонностями, тщеславием и стервозностью, пошлостью и цинизмом, не умеющих строить прочные и перспективные отношения.

Способствует оптимизации скептичности следующие моменты: развитое абстрактное и ассоциативное мышление, благодарность, благородство, наличие крепкого внутреннего стержня, умение создавать прочное взаимное доверие в общении, акцент на чувстве собственного внутреннего удовлетворения тем, что делаешь и тем, как это делаешь; тактичность и деликатность, отсутствие банальной жажды лидерства всегда и во всем, жажда познания опыта предыдущих поколений, жажда обретения мудрости, сознательная информационная избирательность, позитивная и конструктивная инициативность, умение учитывать интересы дня завтрашнего, стремление быть не только хорошим, но и замечательным человеком, широкий кругозор, умение делиться качественным душевным теплом, коммуникабельность, наличие системы критериев по оценке личности, правильная любовь к себе, любовь к жизни и людям, умение настраиваться в резонанс мыслям и чувствам партнера по общению, осмысленность чувств и желаний, оптимизм - как элемент мировоззрения, спокойное отношение к славе, правильное отношение к критике, психологическая сообразительность и изобретательность, добросовестность и любознательность, умение создать качественный психологический комфорт партнеру по общению, принципиальность в духовных вопросах.

А также: постоянство психологическое и нравственное, способность понимать явления жизни средней и высокой степени сложности, понимание своего места в жизни, порядочность, понимание смысла жизни, почтительность, интуиция и проницательность, умение испытывать радость от эстетики чужих мыслей и чувств, рассудительность, самокритичность, самоконтроль, сила воли, скромность, умение давать другим людям возможность сохранять своё лицо в сложных ситуациях.

Благоприятно влияет на форму и суть скептичности адекватная самооценка, понимание явления свободы, умение проявлять изящное сочувствие и сопереживание; стремление быть значительной личностью, а не выглядеть таковой чисто внешне; совестливость; адекватная система оценок качества себя, жизни, других людей; хороший уровень созидательности, сила духа, понимание смысла общения на любом уровне, умение структурировать время, способность учиться на ошибках (своих и чужих), философское отношение к жизни, целеустремленность, понимание закона целесообразности вместо банального рационализма, развитое чувство психологической эстетики; повышенное чувство долга и ответственности перед Высшими силами, в первую очередь; понимание и соблюдение чувства собственного достоинства, чувство меры, изящное чувство юмора, хорошо развитое чувство обратной связи, щедрость души, способность к эффективному сотрудничеству с окружающими.

Как мы видим, скептицизм, так или иначе, связан со многими другими явлениями жизни. И от качества взаимодействия с каждым из них и будет зависеть, по большому счету, положительная или отрицательная суть скептицизма у того или иного конкретного человека. Следует сказать, что выраженная  скептичность к миру является естественным и закономерным элементом такого явления, как психологический паразитизм. Являющийся с интеллектуальной, психологической и духовной точки зрения обыкновенным уродством. Как правило, неизлечимым. И более того весьма заразным, как тяжелая форма гриппа.

Психологический паразитизм - это своего рода кусок духовного урана, облучающий все вокруг и убивающий всё живое, красивое, изящное, гармоничное и прекрасное. Он буквально интенсивно и изощренно расшатывает интеллектуальные, психологические и духовные устои. И не только отдельного человека, но и всего общества. В отдельных случаях - всего человечества. Требуется очень высокий уровень психологической и духовной внимательности и бдительности, чтобы эффективно контролировать развитие элементов психологического паразитизма и в себе, и в обществе, не говоря уже про мощный интеллект, одухотворенность, добродетельность.

Скептицизм - это как грамота. Её можно использовать для создания деструктивных и дисгармоничных мыслей и чувств. А можно применять для укрепления гармонии в обществе. Очень часто в возникновении злокачественной скептичности участвует не только сознание человека, но и его подсознание. Имеющее в себе массу стихийных сил, не подвластных человеку. И, кроме этого, вполне определенные представители внешних темных сил, которые видят смысл своего существования в разрушении гармонии человеческой личности, общества, государства, и всего человечества. И уберечься от их влияния в полной мере не дано никому. Даже святым. Но вот сознательно ограничить степень их негативного влияния на свое сознание - это задача вполне реальная и достойная для своего воплощения. Постижение многовековой мудрости может помочь человеку сохранить своё «я» в целостности.

Очень большое негативное влияние на человека и на его общении с окружающими оказывают своенравность и сумасбродство. Для того чтобы еще раз понять специфичность явления интеллигентности, следует отметить тот факт, что среди людей, относящих себя к интеллигенции достаточно широко распространены не только большие и фундаментальные недостатки, но и стандартные классические пороки. Хотя, истинный интеллигент, в отличие от формального, старается, по возможности, контролировать эту ситуацию. В данном случае, мы говорим о своенравности и сумасбродстве. Которые у многих представителей формальной интеллигенции нередко принимают особенно изощренный характер. Ибо, многие такие интеллигенты считают почти необходимым быть прихотливыми и привередливыми. К сожалению, это часто касается не только второстепенных моментов жизни, но и особенно важных и ценных. Не говоря уже о том, что многие из них буквально холят и лелеют (особенно женщины) свое сумасбродство и своенравность.

Сумасбродство проявляется в том, что человек действует по жизни крайне хаотично, в силу того, что за один час (а иногда и за одну минуту) ему в голову приходят десятки самых различных мыслей второстепенной и третьестепенной ценности и важности. Но, которые он стремится выдать за якобы важные. Высокий интеллект, к сожалению, дан только десяти процентам людей. Поэтому возможности осмысливать должным образом не только сложные, но даже и умеренной степени сложности жизненные явления у остальных девяноста процентов людей очень мало. Более того, существенный уровень одухотворенности, самодостаточности, зрелости, мудрости, гармоничности, конструктивности и созидательности встречается лишь у одного человека из десяти. В силу чего развитие самокритичности и постоянного, серьезного, глубокого и многогранного самоконтроля существенно затруднено. И опять все дело упирается в интуицию и проницательность, задатки врожденной добродетельности, комплект задатков достоинств ума и души, способностей и талантов.

Автору совершенно не хотелось бы, чтобы его обвиняли в большой предвзятости к каким-либо моментам. Определенная логическая категоричность объясняется не чрезмерной амбициозностью автора или его желанием самоутвердиться любым способом, а вполне реальными и конкретными вещами, которые от него абсолютно не зависят. Это опыт наблюдений, исследований и экспериментов за последние сорок лет жизни за многими тысячами людей. За тем, что они делают, как, почему, зачем. И к чему это приводит через год, десять, тридцать, пятьдесят лет. Соприкосновение к более пятнадцати тысячам драм и трагедий, так или иначе смоделированных самими людьми, не может автора оставить совершенно равнодушным к наиболее злокачественным недостаткам и распространенным порокам. В том числе, и среди формальной интеллигенции. Которая, несомненно, в ряде случаев, имеет вполне определенные, иногда даже многочисленные элементы аристократичности. В связи с этим аристократичность можно условно назвать высшим пилотажем интеллектуального и психологического, духовного и эстетического направления. Среди людей выше аристократов только мудрецы и святые. И то лишь потому, что они посвящают всю свою жизнь лишь узкой группе вопросов. И имеют особую благосклонность Высших сил в этом виде деятельности. Конечно, и среди мудрецов и святых тоже есть свои исключения из общего правила. Но это большая и сложная тема, требующая отдельного разговора. Что не входит в планы данной работы.

Сумасбродный человек, как правило, почти ничего не доводит до логического конца. Его постоянно бросает из одной крайности в другую. Он и эмоционально крайне неустойчив. Склонен к периодическому максимализму и категоричности, прихотливости и привередливости, импульсивности, вспыльчивости, конфликтности по пустяковым поводам. Такое ощущение, что такой человек буквально бродит около ума, но в него заглядывать, особенно не стремится. Ибо, обладает выраженной ленью ума и души, низким уровнем и внутренней, и внешней организованности и дисциплины, чувства долга и ответственности. Он вообще считает, что имеет очень много особых прав и привилегий, но очень мало обязанностей. Либо эти обязанности носят крайне формальный и поверхностный характер. И, как правило, обусловлены не системой классических ценностей, а тем, насколько они удобны и комфортны тому или иному конкретному человеку.

Сумасбродный человек не имеет никакой стабильности жизни. Его творчество имеет, чаще всего, предельно символическую ценность. Хотя, при этом, амбиции просто-таки зашкаливают. Уровень гармонии личности, одухотворенности, мудрости, самодостаточности, конструктивности и созидательности крайне низкий. Как и уровень самокритичности и самоконтроля. Нередко сумасбродные люди имеют высокий уровень интриганства и авантюризма, стремления к эгоистическим психологическим манипуляциям окружающими. Да и общественным мнением в целом. Среди сумасбродных людей высок процент лжецов и лицемеров, легкомысленных и безответственных, мстительных и злопамятных, деструктивных и дисгармоничных. Сумасбродные люди плохо выполняют свои социальные роли, являются плохими приятелями и друзьями. Они не умеют решать большие и сложные задатки, не умеют анализировать себя, свою жизнь, понимать жизнь вообще. Их жизнь, по большому счету полностью бессмысленна. По их мнению, жизнь - это только отдых, радость, удовольствие, развлечение. А все остальное - это предельно нудная обязанность, от которой желательно максимально старательно уклоняться.

Сумасбродные люди любят перекладывать ответственность за себя, свою жизнь, свои дела на кого-нибудь другого. Они любят иметь своего рода «козла отпущения». Среди сумасбродов особенно распространены язвительность и саркастичность, желчность и злословие, ханжество и критиканство, демонстративность и экстравагантность, экзальтированность, эгоистичность и стервозность, претензия на обладание истиной в последней инстанции. Да, собственно, встречаются практически все триста недостатков и сто пороков в три-пять раз чаще, чем среди остальных людей.

Своенравные люди отличаются самовлюбленностью и самоуверенностью, амбициозностью, упрямством, конфликтностью, неуживчивостью, максимализмом и категоричностью даже во второстепенных и третьестепенных вопросах. Они любят, чтобы все и всегда было только так, как хотят именно они. А те люди, которые с этим не согласны - это или глупцы, или сволочи, по их твердому убеждению. А потому и заслуживают соответствующего отношения с их стороны. Своенравность проявляется также и в высокой прихотливости и привередливости, капризности, нежелании идти на компромисс даже в самой незначительной степени и даже на взаимно выгодных условиях. Своенравные люди постоянно создают для себя массу проблем и неприятностей. В отдельных случаях доходящих до тяжелейших драм и трагедий. Но они ничему не учат таких людей. Ибо, они воспринимают свою своенравность как элемент принципиальности. Отказаться от которой им якобы не позволяет чувство собственного достоинства. Своенравные люди сильно портят жизнь своему окружению.

Существует такое явление жизни как любитель устраивать продолжительные дискуссии по любым поводам, в том числе, второстепенным. Существует три основных типа любителей дискуссии. Первый - это деструктивный, для которого дискуссия - это лишь один из многих способов унизить достоинство другого человека. И, чем изощреннее и многограннее этот спорщик унизил достоинство другого человека, тем больше его удовлетворение от смоделированной ситуации. Второй тип - это стандартный, для которого дискуссия - это средство демонстрации своего превосходства над окружающими. Поиск истины, как таковой, его не интересует в принципе. Ни в настоящее время, ни в будущем. Третий тип - творческий, для которого мнение другого человека потенциально представляет вполне конкретный интерес. Для него интересно не себя демонстрировать, а обретать истину. Даже если она принципиально противоречит его собственным мнениям и представлениям, принципам и убеждениям. И если смотреть по  большому счету, то дело, собственно, не в дискуссии, как таковой. Ибо, отношение к дискуссии определяет, в числе многих других моментов, тип менталитета человека - деструктивный, стандартный или творческий.

В деструктивном менталитете, как правило, присутствует процесс психологической и духовной деградации различной степени интенсивности и изощренности (многогранности и глобальности).

В стандартном типе не только присутствуют определенные элементы деструктивности, но еще имеется момент негативной консервативности. Иначе говоря, в силу наличия мнения о своем большом совершенстве, имеется категоричное негативное отношение к каким-либо существенным преобразованиям в своей личности. В том числе, положительным. "Если я и так хорош, то зачем мне еще дополнительно серьезно обременять себя новыми заботами и хлопотами, проблемами и неприятностями"? Логика понятная и удобная. Только вот не конструктивная и не продуктивная, лишенная благоприятной перспективы. Хотя, сам обладатель этой логики думает принципиально иначе. Где-то в глубине души представитель этого менталитета чувствует, что на самом деле, не все так хорошо и оптимально. Но воспринимает этот голос разума, своего высшего «я» как наваждение. От которого нужно освободиться любым способом.

И для самоутверждения и самоуспокоения этот «аналитик» пускается в многочисленные и разнообразные дискуссии. И проигрывать он категорически не любит. И даже более того: своего более достойного и более компетентного оппонента этот «аналитик» воспринимает как своего личного врага. Который, по его мнению, пытается сознательно и целенаправленно, иначе говоря, умышленно скомпрометировать «аналитика» в глазах окружающих. А это уже получается откровенная «подлость». За которую следует жестоко и конкретно наказывать всех и всегда. А иначе в мире будет самый страшный хаос и анархия, когда не действуют никакие правила и законы, стандарты и традиции. Не будет ни порядка, ни приличия.

А «аналитик» считает себя фанатичным приверженцем порядка в обществе, его неутомимым и самоотверженным защитником. И нередко такому «аналитику» удается сплотить вокруг себя множество действительно умных и достойных людей. Лишенных, правда, психологической интуиции и проницательности. А потому достаточно открытых и доверчивых для не только изощренных, но даже и самых простых психологических манипуляций такого рода «уникумами». К сожалению, получается так, что представители первого типа менталитета не могут найти общий язык с представителями второго типа. А второй тип редко находит взаимопонимание с третьим.

И проблема ситуации состоит в том, что третий тип встречается в обществе не чаще, чем в пяти случаях из ста. И поэтому вероятность встречи двух людей третьего типа друг с другом в десятки раз меньше, чем третьего со вторым. Большинству же людей очень трудно понять то, кто перед ним находится в конкретный момент времени, представитель какого типа менталитета, условно говоря. И это, как правило, приводит к многочисленным и разнообразным недоразумениям и проблемам, неприятностям и конфликтам. Способным продолжаться не только дни или недели, а годы и даже десятилетия. И иногда драматизм ситуации развивается по нарастающей. Или просто сохраняется на достаточно высоком уровне. Создавая, при этом, мощную деструктивную и дисгармоничную психологическую обстановку в учебном или рабочем коллективе. Или просто в быту. Нередко с использованием манипуляций широких масс людей. Которым внушается то, что они якобы действуют под благородными мотивами, так сказать, благими намерениями. Которыми, на самом деле, иногда дорога в ад вымощена бывает.

Так, что манера ведения дискуссии - это не просто элемент формальной теоретической психологии. Или философии, которые, по мнению большинства, оперируют преимущественно какими-то абстрактными понятиями и категориями. А элемент, актуальный в практической жизни всех людей. И представителю третьего типа любителей дискуссии даже и в голову не может придти то, что возникает естественно и закономерно в разуме человека с теми или иными элементами деструктивности. Для которого рамки приличия могут отходить не только на второй, но даже на десятый план восприятия жизни.

Истинный интеллигент стремится быть представителем третьего типа менталитета - творческого. Тогда его ценность возрастает многократно.

На возникновение адекватной любви к каждому ближнему в определенной степени влияет уровень интеллекта конкретного человека. Интересная складывается ситуация: если человек ведет себя с подчеркнутым интеллектуальным достоинством, сдержанно и чуть скептически относится к чужим мыслям, то у окружающих (каких именно по сути окружающих - это отдельный момент для размышления, но, тем не менее) складывается впечатление, переходящее у большинства в устойчивое мнение о том, что этот человек, видимо, достаточно умный. Он, так сказать, в интеллектуальном плане самодостаточен. И это часто оказывается верно, с точки зрения формальной и поверхностной логики. Ибо, пытливость ума, жажда новой информации, особенно повышенная жажда, воспринимаются большинством как признак того, что конкретный человек еще растет умственно. А, раз растёт, значит, ощущает пока что свою умственную несостоятельность. Иначе говоря, еще не дошел до необходимого стандартного минимума. Это, условно говоря, пока еще ученик в школе жизни по сравнению с теми, кто уже ощущает себя ее выпускником. Только вот тут имеется очень интересный нюанс: а, собственно, кто именно ощущает себя выпускником школы жизни и на основании чего именно?

Претензия на обладание истиной может появиться у человека еще в подростковом возрасте - в тринадцать-четырнадцать лет. Которая становится устойчивым убеждением у той или иной конкретной личности лет в восемнадцать. И с этой поры у многих начинается эпоха почивания на интеллектуальных лаврах постижения мудрости жизни. Девиз молодежи (и, к сожалению, не только молодежи) звучит примерно так: «Я и так уже все знаю и понимаю. И поэтому нет необходимости учить меня в чисто житейских вопросах». Правда, при этом, всем понятно то, что это всего лишь проявление юношеского максимализма. Который в тридцать или пятьдесят лет выглядит, мягко говоря, несколько нелепо. Но одна из особенностей человеческого бытия заключается в том, что юношеский максимализм в самооценке у конкретного человека нередко сохраняется и на всю его оставшуюся жизнь.

А так как претензия на обладание мудростью, как правило, несостоятельна в принципе, то у многих возникает своего рода компромисс с собственным самолюбием: главное не быть умным и значительным, а лишь чисто внешне выглядеть таковым. А в суете большинство людей, стереотипно мыслящих и умственно ленивых, будет воспринимать все за золото, что особенно ярко блестит. Иногда, правда, человек добавляет в свои размышления и представления и чисто логический аргумент: «судя по всему, я не глупее других». И это звучит, как, в определенной степени разумный элемент психотерапии по отношению к самому себе, чтобы создать и сохранить более или менее неплохую самооценку. Но многие на этом не останавливаются. Их логика идет значительно дальше: раз я не глупее других, значит, и другие не умнее меня. И как ни странно, такая идея в определенной степени соответствует реальной  действительности. Особенно в системе координат такого «аналитика».

Ибо, большинство мыслит стереотипно и имеет лишь две градации в оценке человеческого интеллекта: глупый и умный. Второй стереотип таков: умных людей примерно девяносто процентов, а глупых всего десять. Самое поразительное в этой ситуации - это то, что для девяноста процентов людей, это, по большому счету, верно. Но лишь для девяноста процентов. Но это, как правило, почти всех устраивает. Хотя и имеет массу, условно говоря, подводных камней, о которые разбиваются не только хлипкие мелкие лодочки, но и большие и крепкие корабли в виде человеческих жизней и судеб.

К сожалению, никто, нигде и никого не учит тому, что, кроме этих девяноста процентов, есть еще и другие десять. И часто это не просто другие, а принципиально другие. В связи с этим вспоминается школьная история сорокалетней давности. В девятом классе учительница по химии придумала для учеников компромиссное решение. Которое в равной степени устраивало и ее саму, и всех учеников. В частности, она предложила дифференцированную систему домашнего задания. Те, кто хотел иметь годовую оценку «три», должны были решить три простые задачи. Те, кто хотел иметь «четыре», должны были решить, кроме этих трех простых задач, еще три средней степени сложности. А вот те, кто хотел «пять», должны были решить еще три задачи повышенной степени сложности. В результате все имели конкретное душевное равновесие и психологический комфорт. И учитель, и ученики имели взаимное удовлетворение друг другом. К всеобщей радости всех участников этого мероприятия.

Только вот ведь какой нюанс имеется в этом деле: те, кто решал задачи лишь средней степени сложности, привыкал к определенной самостоятельности и независимости в решении задач вообще и жизненных, в частности. Правда, как правило, ограничивался лишь задачами средней степени сложности с небольшим уровнем напряжения интеллекта в целом. Безусловно, многие несомненные способности этих людей получали вполне определенное развитие. Но, к сожалению, не очень большое. Хотя, конечно, и это заслуживало вполне конкретного уважения к ним. Пусть не обязательно большого, но, тем не менее.

Но была и третья группа учеников, которые хотели получить итоговую «пять». Им приходилось в максимальной степени напрягать свои мозги, проявлять вполне определенную сообразительность и изобретательность, фантазию и воображение. Ибо, им приходилось регулярно решать задачи повышенной сложности. В результате чего они обретали вполне реальную уверенность в себе и своих силах. И полученные пятерки были четким и конкретным доказательством наличия у них интеллекта явно выше среднего. Да и творческое мышление развивалось у них гораздо интенсивнее, достигая, таким образом, существенно больших величин по сравнению со всеми остальными. Третья группа учеников получала шанс решать жизненные задачи повышенной степени сложности. То, как каждый распорядился своим этим шансом - это уже отдельный разговор.

Жизнь, к сожалению, состоит преимущественно из мелкой суеты, для которой творческое мышление, сообразительность и изобретательность без особой необходимости. Как и многие другие фундаментальные достоинства и добродетели из числа классических ценностей. Вот и получается интересная статистика: из тридцати пяти учеников только трое (фактически один из десяти) решали задачи повышенной сложности. Это лишь десять процентов от общей массы учеников. Но из десятка интеллектуальных лидеров, как правило, лишь один действительно серьезно и основательно продолжил заниматься своей личностью. А это составляет всего лишь один процент от общей массы уже вполне взрослых и зрелых людей. Но оттого, что именно лишь один из ста достиг более существенных интеллектуальных вершин, его ценность и реальная, и потенциальная для общества и государства стала не ниже, чем у других, а значительно выше. И это желательно понимать всем членам нашего общества.

И это, не говоря уже об отдельной категории - интеллектуальных фанатиков. Которые встречаются только в одном случае из тысячи. И уже они достигают особенно больших вершин. Не обязательно в чисто житейском плане, но в профессиональном - обязательно.

На самом деле, интеллектуальная градация имеет не две, а семь ступеней: очень глупый (десять процентов), глупый (двадцать процентов), неглупый (шестьдесят процентов), умный (девять процентов), очень умный (ноль целых девять десятых процента), мудрый (ноль целых девяносто девять тысячных процента), очень мудрый (ноль целых одна тысячная процента). Понятно, что это предполагает не только количественную разницу этих ступеней в уровне интеллекта, а, в первую очередь, - качественную. И неглупый человек (в такой удобоваримой формулировке) занимает лишь третью ступень на иерархической лестнице человеческого интеллекта.

Собственно, девяносто процентов людей находится на первых трех ступенях из семи. И претензия человека, стоящего реально лишь на третьей ступени, на то, что он уже занимает седьмую - это, мягко говоря, нелогична. А если быть точнее, то откровенно нелепа. Но, как следует из сорокалетних наблюдений автора и двухсот фундаментальных трудов классиков философии и психологии, чем ниже реальный уровень интеллекта у конкретного человека, тем выше его претензия на обладание интеллектом высокого уровня. И именно высокого, ибо, с одной стороны, всем хочется выглядеть умными.

Это, вроде как, элемент своего рода приличия. А, с другой стороны, человек с низким интеллектом, в первую очередь, чисто интуитивно изредка ощущает свою интеллектуальную несостоятельность. И поэтому очень боится того, что об этом узнают окружающие. Но, если применительно к человеку глупому ситуация более или менее ясна, ибо, его реальный интеллект четко отпечатан на его лице, то с категорией людей «неглупые» все обстоит гораздо более драматично и проблематично. Ибо, они действительно видят то, что большинство окружающих имеют примерно такой же уровень интеллекта, как и они. И это рождает в них жесткую и категоричную уверенность в том, что они, на самом деле, относятся к категории особо умных. А то, что где-то там далеко существуют какие-то там интеллектуалы, - это таких людей особенно не волнует. Ибо, по их личному мнению, вероятность пересечения их жизненной тропы с тропой высокого интеллектуала очень ничтожна. И вот эта идея о существовании людей высокого интеллекта со временем превращается в абстракцию чистой воды, которая к реальной прозе жизни не имеет никакого серьезного отношения. Мало ли какие причудливые существа живут на Марсе. Мне-то от этого ни жарко, ни холодно.

В результате такой «изящной» интеллектуальной метаморфозы в голове неглупого человека возникает не просто фрагментарная мысль, а четкое и устойчивое убеждение в том, что в своем кругу общения он является обладателем достаточно хорошего интеллекта. За что может достаточно сильно любить и уважать себя уже сейчас. Не напрягаясь особенно относительно будущего. И не задумываясь о нем. Со временем, правда, у многих идет еще целый ряд своеобразных умственных метаморфоз. В результате чего человек начинает считать себя уже явным интеллектуальным лидером. Особенно после сравнения себя с очень глупыми и просто глупыми людьми. А так как встречи с последними двумя категориями людей случаются практически во всех сферах нашего общества, то такой, «интеллектуал» начинает считать себя интеллектуальным лидером уже не только своего непосредственного окружения, но и всего общества в целом. А отсюда совсем недалеко и до житейской мании величия. От которой всего пару шагов до шизофренической мании величия.

Мудрецы говорят о том, что каждый должен знать свое место в жизни. И не предъявлять претензии на то, что ему не положено, что он пока еще не заслужил. Но человек - это существо преимущественно субъективное, в том числе, и в плане самооценки. Одни существенно преуменьшают ценность своей личности, другие ее преувеличивают. Причем, без всякого чувства меры. Про первых должен быть большой и отдельный разговор. А про вторых стоит сказать несколько подробнее. Конечно, жестоко обличать тех, кто в своем представлении приукрасил себя на двадцать-тридцать процентов, не стоит. Но, что делать с теми, кто приукрасил себя уже на сто-пятьсот процентов? Это ведь уже сознательное и целенаправленное, а главное - принципиальное введение в заблуждение окружающих. Можно сказать, что это своего рода информационная диверсия по отношению к обществу. А ее исполнитель - это явный психически здоровый диверсант.

С другой стороны, опять возникает большая логическая нестыковка. Большинство людей так привыкают ежедневно встречаться с псевдоинтеллектуалами и обладателями мнимых достоинств и добродетелей, что со временем от значительного числа разочарований теряют веру в то, что такие особенные люди существуют на самом деле. Или начинают думать, что они, может быть, и существуют, но где-то очень далеко от них. А среди даже относительно близкого окружения их появление маловероятно. И чем дальше, тем сильнее этот символический скепсис переходит в четкое и категоричное убеждение. Своего рода принцип жизни. А так как большинство в каких-либо интеллектуальных конкурсах и соревнованиях не участвует, то, соответственно, и познакомиться с их участниками, обладателями задатков интеллекта высокого уровня, не имеют возможности. Да и каких-либо специализированных изданий они тоже не читают, а средства массовой информации, как правило, о ныне живущих интеллектуалах рассказывают крайне мало. В связи, с чем у большинства людей складывается впечатление, что высокий интеллектуал - это своего рода отклонение от нормы (которая, правда, непонятно кем установлена). А потому это большинство предпочитает относить себя к нормальным людям. Хотя бы с психической точки зрения. И поэтому, даже в порыве особой откровенности могут сказать что-то вроде того: «да зачем нам высокий интеллект, если окружающие будут считать тебя ненормальным? Да и что нам с ним делать? Вместо молотка гвозди разве что забивать».

Собственно, чтобы хотя бы увидеть какую-либо особенную личность с ценными достоинствами и добродетелями, нужно обладать интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической внимательностью и наблюдательностью, бдительностью и созвучностью. Но в реальности девяносто девять процентов людей (это, как минимум, а, как максимум, это еще и большое число девяток после запятой после цифры девяносто девять), не только не обладают таковым набором этих редких способностей, но даже не подозревают об их существовании вообще. Не говоря уже о комплекте объективных критериев оценки интеллектуальных и психологических, духовных и эстетических явлений жизни. Кое у кого есть отдельные смутные фрагменты таких критериев. Но, чаще всего, они бывают эффективны лишь относительно явлений жизни низкого и среднего уровня сложности. Что называется, из разряда арифметики или математики. А вот к алгебре или тригонометрии жизни эти критерии, как правило, принципиально не подходят. Ибо, трудно адекватно оценить трехмерный куб с позиции двухмерного квадрата.

Вот и получается ситуация, когда истинного интеллектуала может увидеть и хотя бы относительно адекватно оценить лишь та мизерная группа людей, что сами являются таковыми. Именно поэтому в свое время подавляющее большинство людей остались глухи к словам Иисуса. И это объяснялось не интеллектуальной ограниченностью людей того времени, а их внутренними психологическими установками, их мировоззрением. Думается, что если бы сейчас Иисус появился среди нас, то Его опять бы распяли и не только с не меньшим удовольствием, а, быть может, с гораздо большим. Формально знаний теперь стало больше, но реальная нравственная и психологическая сущность людей осталась прежней. Столь же деструктивной и дисгармоничной.

Библейская Мария увлеклась беседой с Иисусом не от легкомысленности, банального любопытства, погони за новыми впечатлениями от скуки, жаждой любых развлечений, особенно упрощенных и приземленных. А совсем по другим причинам. Мария, осознавала себя достаточно неглупым человеком, тем не менее, прекрасно отдавала себе отчет в том, что ее реальный интеллект - это далеко не предел мечтаний и насущных желаний. Она, как минимум, интуитивно ощущала то, что мир огромен, и количество явлений в нем бесконечно. И вряд ли одной жизни, даже самой интенсивной и продолжительно будет достаточно для освоения бескрайнего космоса.

Но, видимо, задатки интеллекта выше среднего (как минимум) создавали в ней здоровое и нормальное чувство беспокойства о своей личности, о ее развитии и совершенствовании. И, понимая то, что абсолютный идеал, скорее всего, недостижим, она, тем не менее, ощущала насущную потребность в развитии своего ума. И, как выясняется из реальной жизни, это далеко не такое простое и обычное желание, если его даже минимальное проявление встречается лишь у одного человека из десяти, умеренное - у одного из ста, а выраженное - у одного из тысячи. Исходя из этой жесткой, но достоверной статистики (автором проанализировано более сорока пяти тысяч людей), получается, что выраженное желание самосовершенствования - это элемент аристократичности, присущий многим истинным интеллигентам. И, в зависимости от доминирующей сферы проявления (что имеет место быть чаще всего), эта аристократичность может быть интеллектуальной или психологической, духовной или эстетической. В особо редких случаях, аристократичность может быть смешанной - двух-трех типов одновременно. Но то, что у библейской Марии был элемент интеллектуальной аристократичности - это, несомненно.

Иисус, почувствовав своим внутренним чутьем этот момент, счел возможным и целесообразным провести длительную индивидуальную беседу с Марией. И не потому что Ему было скучно. Или не с кем было поговорить. Или Он страдал чрезмерной жаждой самоутверждения или стремлением навязчивой рекламы своих философских идей. Он просто увидел именно в Марии благодатную почву для выращивания своих Божественных мыслей.

Собственно, то, что Марфа осталась в стороне от беседы Марии с Иисусом - это не случайность, а закономерность. Для Марфы мир мыслей даже средней степени сложности является принципиально чуждым. О мире мыслей высокой степени сложности речь, в данном случае, вести вообще не стоит. Сложные идеи, требующие продолжительного и интенсивного, а главное - полноценного осмысления, вызывали у Марфы лишь раздражение и отторжение своей принципиальной неудобоваримостью. Это было подобно попытке открыть замок, имеющий трехплоскостной ключ, ключом с одной плоскостью. Вроде бы, с формальной точки зрения, тоже ключ, но принципиально и категорически не тот, что действительно нужно. Не говоря уже о том, что далеко не каждый и трёхплоскостной ключ мог бы подойти к конкретному замку в силу наличия в нем конкретного элемента индивидуальной неповторимости в виде особой секретной композиции. Но это уже дополнительные тонкости рассматриваемой ситуации.
И вот ведь как интересно получается: Мария, осознавая себя неглупым человеком, совершенно этим не гордилась. И специально свой ум ни перед кем не демонстрировала.

По ее мнению, быть неглупым и даже умным человеком - это нормально и естественно. А вот быть очень умным и, тем более, мудрым - это, что называется, совершенно отдельная песня. Вот то, что вызывало в ней особое уважение и расположение, радость и симпатию, почтение и преклонение. Но не механическое и раболепное, а искреннее и бескорыстное, утонченное и трепетное. Это было тем, что могло вызвать в ней самый большой и глубокий, всепоглощающий восторг. Звучит, на первый взгляд, довольно-таки просто. Но на деле, это далеко не так просто, как нам всем этого хотелось бы. Ибо, девяносто - девяносто пять процентов людей принципиально не в состоянии отличить неглупого человека от умного, умного от очень умного, очень умного от мудрого. Да что там говорить о таких изящных тонкостях дифференцированного и градуированного восприятия жизни, если большинство не способно отличить просто неглупого человека даже от истинно мудрого. Вот в чем проблема и драма человеческого бытия и в прошлом, и в настоящем, и в обозримом будущем. Люди, как правило, не знают и не понимают даже самой элементарной иерархии явлений жизни. Состоящей из трех основных ступеней: простые явления (то, чем живет девяносто процентов людей, в первую очередь), явления средней степени сложности, явления высокой степени сложности.

Автор сознательно не включил в эту иерархию явления очень высокой степени сложности. Ибо, они пожизненно остаются принципиально недоступными почти для всех людей. Полноценно оперировать понятиями такой степени сложности способен лишь один человек из миллиона. И то, в лучшем случае. Реально же, для девяноста девяти процентов людей, даже явления высокой степени сложности остаются, как правило, вне поля их зрения. Так сказать, тайна за семью печатями. О чем, они, естественно, совершенно не догадываются и не предполагают. А, встречаясь с ними в реальной жизни, терпят регулярное и закономерное принципиальное фиаско. При этом, обвиняя всех и вся во всех смертных грехах, совершенно не подозревая того, что главная и истинная причина находится в них самих, в их принципиальной несостоятельности.

Любовь к ближнему невозможна без чуткости. Чуткость - это одна из классических добродетелей человека. В ощутимом количестве она присутствует у хорошего человека. В более существенном - у творческой личности. И в максимальной степени - у интеллигента и аристократа ума и души. Чуткость проявляется во внимательности человека к чужим проблемам и неприятностям. В некоторых случаях чуткий человек предлагает свою помощь более слабому и немощному даже в простой бытовой ситуации. Или же в той или иной жизненной ситуации. И делает это не ради получения благодарности от того, кому он помог. А ради того, что он должен постоянно и основательно ощущать чувство собственного достоинства, уважения и любви к себе, чувство собственного внутреннего удовлетворения тем, что он делает и тем, как он это делает. Есть, как минимум, интуитивное ощущение того, что равнодушие и безразличие к чужим бедам привнесет в нее массу элементов деструктивного и дисгармоничного характера. Что может запустить процесс психологической и духовной деградации.  С которым в последующем будет бороться очень сложно.
Серьезный самоанализ и самоконтроль не дают чуткому человеку быть равнодушным.

Другой вопрос, что достойный человек это не только интуитивно чувствует, но и вполне сознательно относится к этой ситуации. И у него чуткость достигает своего максимального проявления. Не говоря уже о многогранности и изощренности, осознания чуткости как конкретного элемента своего мировоззрения, а не только характера. Конечно, все имеет свои разумные рамки. И даже самый изысканный человек отдает себе отчет в том, что его даже чисто физические силы достаточно ограничены и регламентированы. И поэтому, даже вывернувшись наизнанку десять раз, он не сумеет осчастливить весь народ в целом, сделать все государство более совершенным. Не говоря уже обо всем человечестве. Хотя, безусловно, это никак не обесценивает его усилий по повышению уровня гармонии и в самом себе, и в окружающем мире.

Чуткость предполагает добросовестность в работе ума и души, альтруизм и щедрость на душевное тепло. Чуткому человеку в принципе чужд элемент банального рационализма. Он сам серьезно и основательно заботится о своей душе. Не зависимо от того, что по этому поводу думают окружающие. Чуткость предполагает вполне определенную утонченность душевной организации. Не говоря уже об ее изящности. Правда, чуткий человек старается не навязывать своего дополнительного внимания. В нем хорошо развито чувство обратной связи и умение настраиваться в резонанс мыслям и чувствам другого человека. И поэтому, если он видит неадекватную реакцию со стороны другого человека, то вносит адекватные коррективы в ситуацию. В ряде случаев, даже прекращает проявление своего внимания к тому или иному конкретному человеку. Чуткий человек проявляет сострадание и сопереживание, понимание и сочувствие, великодушие и снисходительность, терпение и терпимость, психологическую бережность и аккуратность, осторожность и заботливость, бдительность и внимательность, тактичность и деликатность, психологическую гибкость и дипломатичность.