Служба в Советской Армии

Радиомир Уткин
 
Возможно мои воспоминания будут интересны тем кто ныне служит всего один год.
Место службы Западная Украина 1959-62г. может  заинтересовать читателя в свете  современных событий в этой стране.
Несколько биографических штрихов. Мой Отец из центральной России. Мама с юга. Встретились в Казани, обучаясь в техникуме. Одним из плодов полученного ими образования был я.                Родители, в духе тенденций того времени давать младенцам оригинальные в своей «прогрессивности» имена, нарекли меня Радиомиром. Своим именем я удовлетворен и не в обиде на родителей. Некоторых девочек,родившихся в те времена, и в пенсионном возрасте величают Тракторинами. Мне, родившемуся в Татарстане, идеально подошло татарское имя Радик. С этим именем,для родственников,соседей,детей и внуков я осваиваю девятый десяток лет.

Получив дипломы и свидетельство о моем рождении родители приехали на юг. Здесь они не только продуктивно работали но и рожали. К началу Отечественной войны Они успели для меня произвести на свет двух братьев погодок. К сожалению во время немецкой оккупации они от болезней и лишений умирают,выжить удалось только мне. После освобождения от оккупации получили извещение:
Командир танка лейтенант Уткин Сергей Федорович геройски погиб под Сталинградом.

Я с уважением отношусь к памяти моего отчима Кудерского Алексея Дмитриевича. Он дошел до Берлина и расписался на стенах Рейхстага.                К сожалению, постепенно, с моим взрослением, наши отношения с Ним усложнялись.  Думаю,что мой юношеский нравственный максимализм был тому причиной.                Выход из создавшейся ситуации помог найти фронтовой сослуживиц отчима. Он предложил мне поехать поступить в техникум в один из городков вблизи столицы Киргизии Фрунзе,переименованной ныне в Бишкек.  Я не задумываясь следую этому совету.
В это время в Москве был всемирный фестиваль молодежи и студентов. Беру билет до Боку. Проводник вагона великодушно приглашает погостить в свою семью и помогает приобрести билет на пассажирское судно до Красноводска. Откуда без приключений,пассажирским поездом приезжаю в город Фрунзе. Также без особых проблем поступаю в техникум. Проблемы возникли во время обучения. Лучшим выходом из них явился призыв в армию.                У меня нет воспоминаний о медицинской комиссии в месте проживания. Возможно это связано с тем, что многие призывались из поселений, где вообще отсутствовали медицинские пункты.                Медицинские обследования в городе Фрунзе запомнились на всю жизнь. Сотни обнаженных юношей передвигались по обширным галереям из одного медицинского кабинета в другой. Обнаженным следовало быть и у стоматологов и окулистов.                После оперативного обследования,все пригодные для прохождения воинской службы оказались в товарных вагонах поезда, ведомого,романтичным для современного читателя паровозом. Для нас,пассажиров это романтика продолжалась к счастью не долго. На одной из станций призывников разместили в обычных пассажирских вагонах. Под спальные полки были использованы и товарные.                Доедая домашние съестные запасы, мы активно привыкали к солдатской кухне. Вагон ресторан хорошо освоили старшины по питанию и солдатские повара. Прослужив три года, я ответственно заявляю, что армейской  кухней.того времени я доволен.               

Дальнейшее путешествие в загадочное армейское будущее сопровождалось примитивными развлечениями и фантазиями о конечном месте прибывания нашего воинского состава. Сопровождающая нас армейская команда очень профессионально предупреждала возможные негативные взаимоотношения, среди пестрой, многонациональной среды пассажиров этого поезда. За одиннадцать суток в нашем вагоне  несколько раз была тайная дегустация самогона. Этот напиток,произведенный в Средней Азии из свеклы, оказался, как я в будущем убедился интернациональным. Его производили из этого корнеплода и в других регионах нашей необъятной страны. Население этих регионов всегда умело находить оригинальные способы пронести этот напиток через любые запретные зоны.                Когда проехали всю Среднюю Азию и Казахстан и оказались на европейской территории России, у меня возникла надежда,что придется служить в  южном регионе,возможно даже вместе проживания родных. Проезжая по Украине, я не испытывал разочарования,что такая возможность уже исключена. Юношеская страсть к познанию новых мест обитания,еще торжествовала в сознании.                Дальнейшее продвижение поезда на запад, провоцировало предположения о возможной службе уже за границами Советского Союза. Но от уже проходящих службу, мы хорошо знали,что предварительную подготовку все равно проходят на территории страны. В итоге мы побывали во Львове, Станиславе,переименованном в Ивано-Франковск и других регионах Западной Украины. Удалось не один раз побывать на учениях за границей.     Об этом в продолжении.
                Продолжение.

Автомобильная рота в которой мне пришлось служить,казалось должна быть в меньшей степени подвержена физической,строевой и боевой подготовки. В действительности такая нагрузка на личный состав была в полном объеме. Мало того командир роты,пользуясь нашими транспортными возможностями, периодически вывозил личный состав, примерно на десять километров от части. Совершали марш бросок в полной амуниции. Вещевой мешок с положенной загрузкой,автомат,саперная лопатка, противогаз. Герметичность противогаза периодически проверялась в специальной палатке,куда запускался не ядовитый,но очень противный для дыхания газ. Умники,пытавшиеся облегчить дыхание удалением клапана,там быстро выявлялись.
 
Во время марш-броска периодически давалась команда газы. Уставшие от интенсивного дыхания легкие получали запредельную нагрузку. Могу похвалиться, я вместе с сибиряком младшим сержантом Волковым, проходили дистанцию первыми. На третьем году службы,мне поручили физическую подготовку новобранцев.
Казалось, самой бессмысленной и нудной для солдат автомобильной роты,должна быть строевая подготовка.
Оказалось я ошибался, для новобранцев немцев,осуществлять самые сложные строевые приемы,было физическим наслаждением. Очевидно в генах этой нации заложено стремление к строгой дисциплине,исполнительности и этикету.

Несколько строк о моих впечатлениях во время учений за границей.
В Чехо-Словакии наши колоны жители встречали вполне доброжелательно. Чувствовался искренний интерес. Угощали конфетами,дарили сувениры. Не берусь утверждать,что такое отношение было преобладающим.
Непосредственно на учениях солдаты дружественных армий, с завидной непосредственностью занимали очереди к нашим кухням. Это было головной болью для старшин заведовавших питанием. Они никогда не отказывали, находя выходы как покормить,не поставленных на довольствие.
 
В  Польша полный контраст по отношению к нашим военнослужащим. Нам было понятно,что школьники не по собственной инициативы выстроились вдоль улицы и машут одинаковыми флажками.
  Прохожие взрослые демонстративно показывают  свое равнодушие и презрение.
В свете сложившейся современной международной ситуации понятно, в каком направлении прошел процесс разложения взаимоотношений между странами Варшавского договора.
Для Польши сегодня создался удобный момент  вернуть под свой протекторат Западную Украину.
  Может оказаться,что все нравственные и материальные усилия Нашей Страны в этот регион окажутся напрасными. Ими воспользуется даже не Украина,а Польша.