Забытые слова - Гужевой транспорт

Борис Лембик
Забытые и почти забытые слова и вещи: Гужевой транспорт

Давно задумывался про тему о средствах передвижения, да и в списке забытых слов, полученном от земляков, таковые встречаются. Вспоминали они про арбу, бричку, телегу, двуколку, дрожки, сани, санки таврические и прочее. Тогда все они относились к гужевому транспорту, а основной тягловой силой были лошади и волы, быков из-за их «крутого нрава» в упряжку не ставили. Во времена моего детства раз в несколько лет можно было увидеть запряженного верблюда, а вот об ослах и мулах в наших краях ничего не слышал. В арбу и бричку обычно запрягали пару лошадей или быков, а в двуколку – одну лошадку. Во времена дореволюционные, да и до коллективизации любой хозяин имел своих лошадей и быков, на которых выполнялась масса различных сельхозработ, включая перевозки. А у хозяев побогаче были специальные рысаки на выезд. Ну а после коллективизации вся тягловая сила была обобществлена, собрана в колхозных конюшнях, ну и ещё долго была главным помощником колхозников в полевых работах и животноводстве. Ещё в шестидесятых годах прошлого века в каждой бригаде был табун лошадей. В воспоминаниях земляки часто рассказывали о том, что на бричках возили зерно, фураж, свеклу, кукурузу, молоко в бидонах с фермы на молокозавод в Новокиевку. Кому-то довелось пасти коней в ночном, кто-то возил воду летом на бричке-водовозке на поле к тракторам. Одни вспоминали о своих смешных случаях, связанных с лошадьми или быками, другие о когда-то услышанном.

Не претендую на то, чтобы полностью рассказать о гужевом транспорте, но не рассказать о нём нельзя. Само словосочетание «гужевой транспорт» интернет трактует как вид дорожного (безрельсового) транспорта, как грузового, так и пассажирского, в котором транспортные средства (повозки) приводятся в движение животными. Собирая сведения в интернете поразился объёму материалов, имеющихся на эту тему. Многое описано настолько подробно и дотошно, что передать это всё в небольшой заметке нереально, да и нет смысла. Поэтому сделаю это выборочно.
Начнём с того, что лошади и волы в провозки запрягались по-разному. Для лошадей использовалась СБРУЯ – это конская упряжь, предметы и принадлежности для запряжки, седлания и управления лошадьми.
 
Про каждый из этих предметов можно было бы написать много, но просто посоветую всем заинтересовавшимся обратиться в интернет. По правилам определено 10 этапов запрягания лошади в телегу или сани: крепление уздечки; крепление хомута; крепление седелки; крепление шлеи; крепление чересседельника и подбрюшника; фиксация хомута; заправки ремней; крепление повода; крепление вожжей.
Для бычьей упряжки нужно было иметь ярмо, шкворень и дышло.
 
Теперь о том, на чем ездили. Как писали в давние времена: существуют повозки летние — колесные и зимние сани. Те и другие бывают грузовые, пассажирские и универсальные. Среди грузовых повозок различают средние — грузоподъемностью до 1,5 т и для больших грузов — грузоподъемностью свыше 1,5 т. По числу колес повозки бывают двухколесные и четырехколесные, но типу запряжки — одноконные, парные, троечные и многоконные (специального назначения, например, для перевозки больших котлов, кабелей и т. п.); по мягкости хода различают повозки рессорные и без рессор, на деревянном и на железном ходу. В времена широкого распространения конного транспорта повозки делали как частники, так и существовали заводы, специализирующиеся на их выпуске: некоторые даже носили название телегостроительные или обозостроитпельные. А.Ф. Тараненко рассказал о том, что в нашем колхозе работали брички для перевозки зерна, имеющие табличку: «Изготовлено на Сердобском военном заводе», и указан номер этого завода (существовало тогда понятие «номерной завод», обозначающее что это предприятие выпускало оборонную или военную продукцию – делалось это из-за секретности). По его же словам, некоторые повозки, таки арбы для перевозки соломы, или двуколки в колхозе делали самостоятельно.
 
Из интересного по этой теме. Один из моих пожилых родственников после прочтения рассказа «Цоб-цобэ» поинтересовался у меня, знаю ли я, зачем ездовой загонял телегу в воду на время водопоя.  А потом пояснил, что делалось это не из-за того, что на глубине вода для коней или быков была чище, а для того чтобы деревянные колёса в это время впитывали воду. Ведь, как и всё деревянное, колёса также рассыхались, и их периодически нужно было замачивать.
Ещё из интересного. У А.Ф.Тараненко в рассказе «Хуторок в степи» читаем о боях в нашей местности в годы Гражданской войны: «…возить боеприпасы со станции Панфилово пришлось по гужповинности и моему деду Артёму с другими нестроевыми земляками».  Надо понимать так, что власти обязывали земляков на своих лошадях и повозках выполнять перевозки для нужд военных.

Ну а воспоминания Павла Федоровича Тараненко на эту тему приведу полностью: «А если вообще про лошадей, то в каждой бригаде их было около 30-40. Жеребец был постоянно взаперти в темной конюшне и к нему было страшно подходить. Почуяв посторонних начинал фыркать, вертеться, перебирать копытами и пр. Около конюшен всегда можно было найти шампиньоны, единственные грибы в нашей степной местности. Купание коней — это целый ритуал: довольны были и пацаны, и лошади, Пацаны — от того, что лошади были им послушны, а лошадям нравилось, как их чесали специальными скребками, поливали водой, отмывая от пота и следов укусов оводов и других насекомых. Интересно было наблюдать, как молодых лошадей «объезживали», т.е. приучали к седлу. Длинный поводок, в центре — конюх с кнутом, заставляет бегать лошадь по кругу, сначала просто бегает, потом на спину кладут фуфайку, потом седло, потом уже со всадником. И если лошади это не нравилось и начинала брыкаться, то получала кнутом. Через час уже понимала, что от нее хотят. Для строптивых сеанс повторяли на другой день.
Ну а моё личное знакомство с таким транспортом началось в года три-четыре, когда мама, которая работала учетчиком, стала брать меня с собой – садика-то в колхозе тогда не было. Вот и часто катался я с ней на двуколке: расставлять вешки или саженем обмерять поля. Укладывали их в ноги и отправлялись по полям. Я сидел в двуколке, а мама работала. Иногда из ящика из-под сидения она насыпала ей корма. Бывало так, что мы ездили по полям на водовозке. Ещё запомнилось, как для поездки на базар или за ягодами колхоз выделял две арбы: в переднюю усаживались все женщины, а на вторую грузили покупки или тару с ягодами.
После девятого класса мне довелось целый месяц пасти на лошади колхозное стадо телят. Дело не хитрое — вовремя выгонять, загонять, гонять на водопой, следить, чтобы не залезли в поля. Как-то ненадолго вышли они у меня из-под контроля, позарившись на кукурузное поле. Если бы не лошадь, то вряд ли справился. А лошадь и сама знала, что от нее требовалось или мой пастух- предшественник ее к этому приучил. Даже не надо было управлять поводьями, лошадь сама гналась за очередным нарушителем. Метра за два поворачивает голову набок, настигает, хватает теленка зубами за хвост в районе копчика, приподнимает, что теленок бежит только на передних ногах и быстро покидает кукурузное поле. После такой экзекуции теленок еще метров 20 убегает подальше от запретной зоны. Я только поражался и, сидя в седле, наблюдал, как лошадь самостоятельно следовала за очередной жертвой.

Двуколка (у нас почему-то называли двухколка) оставалась еще популярной даже после появления автомобилей в бригадах, как дежурный транспорт. Дольше всех этим транспортом пользовались почтальоны. особенно, когда надо было перевозить посылки. Да и газет с журналами хватало, подписывались на многое. Женщины на журнал «Крестьянка», мужчины — на «Технику молодежи». Ну а журнал «Крокодил» был самым популярным. Письма получали почти каждый день. Бывало, что и до 5 штук в день. Возвращаясь пешком из школы домой в Красавку всегда радовались, когда догоняла попутная двуколка. Даже если не было места, можно было догнать, забросить портфели и примоститься сзади на выступающие части рессор. Как минимум, двоим можно было подъехать. Кому места не доставалось, бежали сзади, потом менялись. Так добирались из школы, когда уже автомашины были. Обычно утром увозили в Новокиевку, а обратно - нет. А до автомашин ездили на велосипедах.
Из редких видов гужевого транспорта можно вспомнить еще водовозку. Это такая железная бочка из-под солярки, лежащая на двух жердях. Сверху прорезали квадратное отверстие, которое закрывалось деревянной крышкой. Заполняли бочку водой из пруда и развозили по полям, где работали трактора. Наверно были негерметичные радиаторы или просто вода испарялась, тосола ведь не было. Кроме этого, во фляге развозили питьевую воду из колодца.

Еще можно вспомнить конные грабли. Упряжь, как у двуколки. Две оглобли, по бокам два огромных металлических колеса на расстоянии метра два-три, сверху металлическое сидение, сзади полукруглые металлические прутья, которые опускались и поднимались с помощью педали. Когда-то такими граблями сгребали сено, но в последнее время они оказались полезными на мелких работах. Например, при подготовке тока к уборочной. Земляные полосы делались покатыми, чтобы вода стекала, потом поверхность посыпали соломой, поливали водой, укатывали катками до блеска. Солому потом сгребали этими самими граблями, подметали метлами и ток готов к приему зерна. Обычно, эту несложную работу по подготовке тока к уборке доверяли детям, как и последующую работу на току во время уборки.
Вспомнился еще свадебный ритуал на повозках. Лошадям в гриву вплетали цветные ленты, по бокам красные попоны с Ф.И.О. жениха и невесты, в повозке приданное невесты (подушки, перина, скрыня...), следом толпа гостей. Следовали от дома невесты к дому жениха вокруг пруда через всю деревню. Подробности надо поспрашивать у более старших».
 
Прочитал воспоминания и вспомнил нашего бригадного водовоза или горючевоза И.Н.С. Была у его брички одна характерная особенность – большое широкое сидение и, соответственно, большой ящик под ним. Подъехав к комбайну на поле, или на ток, ездовой загружал туда зерно, кукурузу, силос и прочее. Конечно, шло это на корм лошадям, но и домашнему скоту из этого ящика перепадало. Поскольку был И.Н.С. безобидным человеком, да и инвалидом, то бригадир на это глаза просто закрывал.
Теперь немного общей информации. Так как поездки на таких видах транспорта занимали тогда немало времени, то в творчестве и народных пословицах это нашло широкое отражение. Помните ямщицкие песни: «Под дугой колокольчик поёт», «Однозвучно гремит колокольчик», найдутся и другие. Также наверняка многим приходилось слышать поговорку «Скрипит как несмазанная телега». Видимо звук этот был настолько противным, что запечатлен в этой фразе. Ну а для смазки колес тогда использовали ДЕГОТЬ. Это теперь с появлением разных видов смазок, в том числе и синтетических, он стал невостребован. А в те времена его производство тоже было распространено, хотя являлось трудоемким и весьма специфичным. Чаще услышишь слово «дегтярное мыло», чем дёготь. Ну а колёсный дёготь — смесь чистого берёзового дёгтя с хвойной смолой. Это уж потом появились колеса «на резиновом ходу» - имеется в виду колёса с надувными шинами и со ступицами на подшипниках.

Ну а производство деревянных колес сохранилось, но больше для интерьерных целей, для своеобразного украшения зданий и построек, усадеб «под старину».
Или примени сейчас в беседе поговорку «Закусил удила», то не все из молодого поколения поймут сразу о чём речь. Это значит действовать, не считаясь с обстоятельствами и здравым смыслом, идя напролом. Иными словами, в сильной степени возбуждения, человек не способен реально учитывать ситуацию, воспринимать советы и управлять собой. А пошло это от того, что если лошадь чем-либо напугать, она в возбуждении закусывает удила, перестаёт чувствовать управление уздой и несётся вскачь, не разбирая дороги. Ну а любителей узнать новое, или вспомнить старое можно посоветовать «разобраться» с фразеологизмами «не видно ни зги» и «не пришей кобыле хвост».

Прочитал где-то, что с годами мы, выходцы из села, а теперь жители городов, все больше отдаляемся от живой природы, все меньше общаемся не только с дикими, но и домашними животными, в том числе и с лошадьми. Так получается, что в городском хозяйстве роль лошади сведена до минимума, да и в селах значение лошади сильно упало. Вот и остались нам только такие воспоминания.

Фото из интернета: 1 - Сбруя.
2 -Перевозка сена или соломы. Вот так для многих мальчишек начиналась тогда трудовая деятельность в колхозе.