Зрячее сердце

Вера Коваль
        ВСТРЕЧИ


   После завтрака Илья не знал, чем себя занять, и почему-то стал наводить порядок на письменном столе. Собрал газеты и книги, вытер кругом пыль и не заметил, как сделал генеральную уборку в своей комнате. Давно такого не было, даже полы вымыл. Родители всё это видели, но молчали, не вмешивались. У него пронеслась мысль: «А вдруг родители Татьяны захотят зайти в гости». Илья осмотрел всю комнату и остался доволен своей работой. Незаметно и день прошёл. В пять вечера Илья стал собираться на свидание. Начистил до блеска туфли, надел белую новую рубашку, набрызгал парфюм, пригладил волосы и всё смотрел на себя в зеркало.
   – Ой, мама, чуть не забыл деньги взять. Сам же обещал фотоаппарат купить, да и цветы. Мама, не хочу возвращаться, дай, пожалуйста, мне сегодня больше денег. У меня сегодня такой радостный день, будто свататься иду, – пошутил Илья. – Да и волнение такое, как перед экзаменом в школе.
   Пока мама ходила за деньгами, Илья без конца заглядывал в зеркало. То рубашку поправит, то волосы.
   – Да хорош, хорош гусь. Ты у нас не из «гадких утят», а красавец. Мы уж с мамкой постарались, – вставил своё слово отец.
   – На, сынок, трать сколько надо, не экономь, – вынесла из спальни мама стопку денег. – Купи красивые цветы девушке и её маме, чтоб не подумали, что ты жадный.
   – Мама, да знаю я. Не ромашки же я куплю. Конечно, выберу розы самые красивые. Я пошёл, – ещё раз глянул на себя Илья и остался доволен своим отражением.
   – Ну, сынок, с Богом, – перекрестила мама перед выходом.
   Отец не вышел. Он, как мужчина, сдержал свои эмоции. Там хватит и матери.
Раз дал себе обещание, что купит фотоаппарат, то слово надо сдержать. Мама дала достаточно денег, хватит на хороший. Илья нашёл магазин, где продают фототехнику, и купил фотоаппарат «ФЭД», самый хороший. Перед этим долго выбирал, чтобы не опростоволоситься. Остался доволен покупкой. Теперь пошёл в сторону рынка. В выходной день на рынке цветов было много, но Илья не знал, какие купить, одинаковые или разные. Вспомнил, что мама любит красные розы. Куплю им одинаковые. Вот и ответ готов. Парень нашёл то, что ему надо, и купил по 11 штук в каждый букет. Попросил красиво завернуть.
   – Наверное, девушке покупаете цветы? – улыбаясь, спросила продавец.
   – Сразу двум, – также улыбаясь, сказал Илья.
   – Вот молодец! Мне бы такого зятя.
   – Не получится. Я уже почти зять. Иду знакомиться, – гордо произнёс парень.
   – Ну, в добрый путь и приятного знакомства! – напутствовала женщина.
   – Спасибо за добрые слова! – уже в дверях сказал Илья.
   Он остался доволен цветами, ещё раз осмотрел их со всех сторон и направился в парк. Там его уже ждала Татьяна. Мишель не лежала за скамейкой, а сидела и как будто тоже ждала его прихода. Заметив Илью, встала, заулыбалась и завиляла радостно хвостом. Теперь она точно знала, с какой стороны придёт хозяйки друг, и ждала. Илья не останавливался, как было раньше, а быстро приближался к заветной скамейке.
   – Мишель, что встала? Наверное, Илья идёт? – спросила собаку девушка. Мишель утверждающе забормотала на своём собачьем языке.
   – Умница ты моя. – Татьяна погладила собаку по голове.
   – Здравствуйте, мои девочки! – легко сказал Илья, подходя ближе.
   – Здравствуй, Илья! Мишель, а ты поздоровайся и иди ложись на травку за скамейку.
   Илья потрепал собаку по холке, за это она его лизнула в руку и покорно пошла. Татьяна была одета в синий сарафан и в ту же шляпку, которая была на ней раньше. Цвет от сарафана отражался в её глазах, и они были синими. Действительно, незабудки. Какая красота! Жаль, что она не видит себя, свою красоту. Илья сел на скамейку.
   – Танюша, а это тебе, – и он протянул букет роз. – Бери, это розы, и они завёрнуты.
   Девушка протянула руку, взяла цветы и сразу стала их нюхать.
   – Какая прелесть! Как пахнут! – Второй рукой девушка ощупала легонько розы. – Какие упругие, свежие, домашние. Спасибо тебе большое!
   – У меня ещё один букет – это для твоей мамы. Она же сегодня придёт?
   – Конечно, как и договорились. Волнуется. Я её успокаивала, говорила, что ты хороший парень, что мне с тобой интересно. Родители долго о чём-то говорили в спальне. Я не слышала, но точно знаю, что папа очень переживает, наверное больше меня и мамы. Он же за нас в ответе, а особенно за меня. Сказал, что никому в обиду меня не даст.
   – А я и не собираюсь никого обижать. Я сам также буду тебя охранять от всякого зла и недоброжелателей. Танюша, хоть ты меня и не видела глазами, но я тебя вижу, и я буду твоими глазами. Ты мне очень понравилась. Понимаешь… Я даже не знаю, как сказать. Я никому и никогда в жизни не говорил таких слов. Честное слово. Ты можешь не верить, но это так.
 
 
           ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ
 
   Илья засмущался, покраснел, стал заикаться и не знал, как и что говорят в таких случаях. Видел только в кино, читал в книгах, а вот самому как сказать! Язык онемел, не хотел подчиняться. Он взял свободную руку Татьяны, поднёс к губам, поцеловал, затем обеими своими большими руками обхватил и задержал её.
   – Илья, что с тобой? Что ты хочешь сказать? – робко спросила девушка.
   – Танюша! Я влюбился в тебя как мальчишка. Танечка! Я люблю тебя! – еле выдавил из себя парень. – Я не могу жить без тебя и не знаю, как ты к этому отнесёшься. Как воспримут меня твои родители и как ты ко мне относишься, какие чувства у тебя ко мне. Я своим родителям рассказал о тебе. Я всю правду рассказал. Они оставили выбор за мной и хотят с тобой познакомиться. Я знаю, что рано, что мы мало знаем друг о друге. Это мне уже родители сказали, но боюсь, чтобы не было поздно. Вдруг ты кого-то другого встретишь, а я останусь без тебя со своей нерешительностью. Я не могу даже в мыслях этого допустить. Ты у меня в сердце с первого дня нашего знакомства.
   Девушка сидела, не убирая руку из рук парня, и была вся пунцовая от смущения, опустивши глаза. Она впервые слышала слова признания в любви и также не знала, как ведут себя при этом, что делают, что говорят. Её маленькое сердечко учащённо билось и прыгало от радости, от волнения, от переполнения чувствами. Илья заметил, что у девушки выступили слёзы. Он отпустил её руку.
   – Илья, спасибо за признание, за такие глубокие слова. Я впервые в жизни слышу их. У меня даже слёзы выступили. Наверное, это от счастья. Я хоть и не видела тебя глазами, но чувствую, что ты хороший парень. У меня интуиция. Как мама говорит: женская интуиция должна быть у всех женщин, а особенно у таких, как я.
   Через некоторое время после откровенного разговора Илья посмотрел в сторону, откуда должна была прийти Танина мама.
   – Танюша! А вот и твоя мама идёт, – с волнением в голосе сказал парень.
   Тут же поднялась Мишель и вышла на тропинку встречать ещё одну свою хозяйку. Красивая женщина шла, улыбаясь, по аллее парка и уже увидела всех ждущих её. Илья также поднялся, взял цветы в левую руку и, как солдат, ждал её приближения. Женщина подошла.
   – Здравствуйте, Светлана Алексеевна! – и Илья протянул руку. – А я Илья. – Они обменялись рукопожатием. – Вам цветы, пожалуйста. Присаживайтесь.
   – Спасибо за цветы. Очень приятно. Я, собственно, ненадолго, только с вами познакомлюсь и домой. Не стану мешать вам общаться. Нас с супругом волнует один вопрос: у вас серьёзные намерения в отношении нашей дочери? Она о вас, Илья, нам рассказывает каждый вечер. Мы вас заочно знаем со слов Танюшки. Хвалила, но я должна была сама познакомиться, увидеть воочию, убедиться, что вы действительно хороший парень, честный, порядочный. Танюша, да он ещё, оказывается, и красавец при этом, – повернувшись к дочери, сказала мама. – А ты боялась, что он какой-нибудь страшненький. Хотела поскорее узнать, как он выглядит? Теперь я убедилась, что не урод. А то Танюшка сказала, что вы, Илья, немного красивей обезьяны.
   – Да это я пошутил, а она подумала, что и правда. Как я могу о себе сказать, какой я. Вот вы и увидели.
   – Илья, вы можете прийти к нам в любое время. Теперь с вами хочет познакомиться мой супруг. Надеюсь, что вы ему понравитесь. Танюше долго сидеть в жару не надо. В комнате прохладней. Вот там и будете общаться.
   – Хорошо, Светлана Алексеевна, я приду обязательно. Приятно было с вами познакомиться.
   – Взаимно. Ну что, Танюша, я пошла, а вы ещё немного пообщайтесь. Мишель домой забрать?
   – Нет, мама, лучше цветы забери, а то они от жары завянут.
Мишель тут же вышла из укрытия, она знала, что о ней говорят, и радостно завиляла хвостом.
   – Подружка, погуляй ещё немного, скоро домой пойдём, – ласково погладила по голове собаку Таня.
   Женщина попрощалась и ушла.
   – Танюша, совсем забыл про фотоаппарат. Я сегодня купил для того, чтобы тебя фотографировать.
   – Ой, Илья, не надо. Я не люблю фотографироваться, да и всё равно я их не увижу, зачем? – возражала девушка.
   – Танюша! Ты такая красивая, ну как тебя не сфотографировать? Молодость пройдёт, что детям будешь говорить, что у тебя молодости не было, что ты сразу старая стала. Так? Нет, я такого не могу допустить. Во-первых, я хочу, чтобы у меня была твоя фотография и я мог каждый день любоваться тобой. Затем я сделаю большой портрет в твою комнату. Я уже даже представляю какой. Танюша, можно я тебя сейчас сфотографирую? Фотоаппарат у меня с собой. Не волнуйся, всё будет хорошо. Я сделаю несколько снимков, выберу самые красивые.
   – Хорошо, Илья, уговорил.
   Парень сделал несколько снимков с разных сторон. Девушка сама не знала, насколько фотогенична.
   – Спасибо, Танюша, за доверие. Очень хорошо. Я и Мишель сфотографировал. Она услышала щелчки фотоаппарата, вышла из укрытия, посмотрела, что там происходит, а затем позировала мне. Какая она умница! Не перестаю ею восхищаться. Ну что, можно теперь и домой идти. А я ведь знаю, где ты живёшь. Однажды я пошёл за вами и проследил. Извини, но мне очень захотелось узнать, где ты живёшь. Боялся, вдруг ты не придёшь в парк по какой-то причине и я не буду знать, где тебя найти. Всё, девочки, пошли.
   Татьяна, Илья и Мишель медленно пошли по аллее парка по направлению к дому.
Проводив Татьяну и Мишель к подъезду, Илья постоял, посмотрел на окна, и вдруг он заметил, что из окна третьего этажа смотрит Танина мама. «Переживает, – подумал Илья. – Ждёт. Это хорошо». Илья смущённо отвернулся, когда встретился взглядом со Светланой Алексеевной, и быстрым шагом направился к своему дому.
Родители с волнением ждали сына, посматривая на часы. Но стрелки передвигались медленно. Скорее бы уже пришёл их Илюшка. Как прошло знакомство с Таниной мамой, какое впечатление произвёл на неё их сын? Родители есть родители. Мама наконец-то услышала шаги на лестнице, знала, что это их сын, и пошла навстречу в прихожую. Как только он вошёл, мама с вопросами:
   – Ну как, сынок?
   – Мама, дай я разденусь, приму душ и тогда поговорим. В общем, всё хорошо, – улыбаясь, ответил сын. – Я даже не ожидал, что так будет, зря волновался.
За ужином Илья подробно рассказал о встрече со Светланой Алексеевной. Какая она красивая, умная женщина. Как она любит свою дочь. Сколько они пережили из-за неё.
   – Мама, я сегодня признался в любви Танюшке. Если бы ты видела, как я говорил это. Я чуть со стыда не сгорел. Оказывается, что это так трудно сказать.
   – Сынок, когда любишь по-настоящему, искренне, всегда трудно говорить об этом, а когда не любишь – легко. Нет чувств – нет препятствий. Молодец, раз нашёл мужество признаться. Правда, отец? Что молчишь? Тебе нечего сказать? – не унималась мама.
   – А что говорить? Сын всё сказал, – немногословно произнёс отец.
   Когда Илья остался один, он долго лежал на кровати и мысленно перебирал всё, что происходило в этот вечер, проведённый в обществе женщин, затем облегчённо вздохнул. Перед глазами то Татьяна, то её мама. Как они похожи. Ну как две сестры. С мыслями о Татьяне Илья заснул.
 
   На работе друзья без конца приставали с расспросами, куда он ходит после работы, почему с ними не общается.
   – Мужики, когда я был один, то гулял с вами, теперь у меня есть девушка. Я же вам говорил, что познакомился. Теперь я принадлежу ей, всё, – оправдывался Илья.
   – Пацан! Да ты влюбился никак? – с откровенным вопросом повернулся к Илье Анатолий.
   – А что, вам можно, а мне нельзя?
   – Ну ты даёшь. Наконец-то!
   – Но, мужики, терпение. Больше ничего не скажу. Нет, скажу, что её зовут Татьяной и она самая красивая. Всё, мужики, я тороплюсь, пока!
   – Ну давай, давай беги, влюблённый пацан, – съязвил вдогонку Серёга.
   Илья ускорил шаг, оглянулся. Ребята стояли и что-то обсуждали. Наверное, о нём говорили. Дома он переоделся, схватил бутерброд и на ходу бросил маме:
   –Тороплюсь. Меня Танюшка ждёт. Я побежал.
   Девушка была уже в парке. Дома сказала маме, чтобы та не приходила. Теперь её будет провожать Илья. Он увидел сидящую на скамейке Таню, а на дорожке – Мишель. Собака заметила Илью, встала на ноги, нетерпеливо затопталась на месте, как маленькая лошадка, и заулыбалась во всю собачью пасть. Она бы сейчас сорвалась с места и побежала навстречу парню! Но она собака не простая, а дрессированная, выдержанная, и ей этого делать нельзя. Нельзя оставлять хозяйку одну ни на минуту. Она – охранник. Она отвечает за жизнь своей хозяйки.
   – Мишель, что топчешься, словно лошадка? Илью увидела?
   – Да, да, она меня увидела. Здравствуйте, девочки! Как вы тут без меня? Скучаете?
   – Здравствуй, Илья! Скучаем, конечно. Мишель ноги оттоптала мне. Тебя ждёт. Не хочет идти за скамейку, как раньше. Ты ей очень понравился.
   – Разве только ей? – с улыбкой спросил парень.
   – Нет, конечно. Ты мне нравишься с каждым днём всё больше, да и маме
понравился также.
   – Танюша, а можно мне тебя в щёчку поцеловать? – нерешительно спросил парень.
   – Если хочешь, то да, – смущённо ответила девушка.
   Илья поцеловал стеснявшуюся и залитую краской девушку в щёку, затем её обе руки. Мишель сидела и наблюдала за происходящим. Она не понимала, что делает мужчина с её хозяйкой, но точно не плохое, не обидное.
   – Мишель, ложись отдыхай. С твоей хозяйкой я ничего дурного не сделаю. Будь спокойна.
   Когда собака ушла за скамейку, Татьяна поведала Илье о том, что говорили о нём родители:
   – Мама всё рассказала папе, как ты ей понравился, какой ты красивый, хорошо воспитан и «в нашу Танюшку влюблён». Папа разрешил прийти в гости познакомиться.
   – Ой, какой я прямо идеальный получился. Даже сам себе завидую, – с гордостью произнёс Илья.
   – Ты произвёл хорошее впечатление на маму. Теперь родители спрашивают, когда я приведу тебя к нам?
   – Мне надо прийти в себя после вчерашнего. В субботу, подойдёт? – глядя в лицо Татьяне, спросил Илья.
   – Конечно. Мама с папой будут тебя ждать, да и я тоже.
   Илья взял ладонь девушки в свои руки, нежно погладил, а затем приложил к своей щеке. Татьяна не убрала. Он понял, что ей приятно, так же как и ему. Такая маленькая, почти детская. Затем нежно поцеловал её. Таня покраснела. Это заметил Илья.
   – Танюша, что ты стесняешься? Это вполне нормально. Я люблю тебя. От тебя пока не жду взаимности. Всё придёт постепенно. Я терпеливый. Я очень долго ждал тебя. Подожду ещё немного. Я уверен, у тебя будут ко мне чувства, несомненно. Правда?
   – Да, Илья. Я то же самое хотела тебе сказать, но ты меня опередил.
   – Танюша, вот ещё что. Я хочу тебя попросить прийти завтра в том же платье, в котором ты была в день нашего знакомства. Кажется, там были на нём какие-то цветы, синенькие такие.
   – Незабудки, – напомнила девушка.
   – Да, да, незабудки. Я хочу сфотографировать тебя в нём на память. С годами мы забудем об этом, а фото будет напоминать. Я завтра приду с фотоаппаратом, договорились?
   – Хорошо, Илья, приду обязательно в нём и в шляпке. Она тебе очень понравилась.
   – И в шляпке. Чудесное будет фото. Хотел тебя спросить, ты на море ходишь?
   – Ходим с мамой, но очень редко и то только утром, пока не жарко. Постепенно привыкаю к крымской погоде. А ты ходишь? Тебе же некогда. Каждый вечер проводишь со мной.
   – Ещё успею. Лето долгое, накупаюсь. Я же вырос на море. С раннего детства, как лягушата, прыгали в воду с ранней весны и до поздней осени, пока вода не остынет.
   – Мне ещё трудно спускаться по крутому склону к морю. Страх – упасть. Хоть и мама держит, но всё равно боюсь. Ждём, когда папа будет выходной и нас отвезёт.
Ребята ещё долго болтали, пока не вышла Мишель, чувствуя, что пора идти домой.
   – Всё, Мишель. Заболтались мы с твоей хозяйкой. Молодец, что напомнила нам о времени. Идём, идём уже. Танюша, давай руку. Возьми меня под руку и иди со мной уверенно, смело.
   Такая красивая пара с собакой дошла до подъезда.
   – Ну всё, Танюша, ты почти дома. До завтра!
   Илья поцеловал девушку в щёчку.
   – До завтра, Илья! Я буду скучать без тебя.
   Татьяна с собакой начали подниматься по ступенькам, а Илья смотрел им вслед, затем пошёл домой.


        НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ


   Вечером, придя в парк, Илья обомлел, когда увидел Татьяну. Он никогда не видел её такой красивой. Не смог сразу подойти, а остался под деревом в тени недалеко от неё и стал любоваться. Какая красота! Татьяна пришла не только в голубом платье в незабудках, но и в соломенной шляпке с крупными цветами, которую он ещё не видел. На шее тот же кулон. Очки, что удивило Илью. На губах яркая помада, накрашены ногти, на плече оригинальная сумочка, и даже босоножки на каблуке, чего она раньше себе не позволяла, боясь вывихнуть ногу. Не долго пришлось любоваться. Мишель заметила и стала тереться головой о колени хозяйки, как бы показывая, что пришёл Илья. Ему ничего не оставалось делать, как выйти из укрытия, где он прятался.
   – Ну ты молодец! Настоящий друг! – похвалил собаку Илья. – Заметила и хозяйке всё доложила. Здравствуйте, девочки! Это я, Мишель. Я стоял недалеко, а она увидела меня и дала тебе знать, что я пришёл.
   – Здравствуй, Илья! Она такая, она умница.
   Илья сел на скамейку, а Мишель, как старому другу, положила лапы и голову на колени, чтобы погладили, похвалили и сказали ласковые слова ей. Она также любит ласку и внимание.
   – Ты самая умная собака на свете, самая преданная и самая красивая, – не переставал хвалить и гладить собаку Илья. – Теперь дай мне пообщаться с твоей хозяйкой. Договорились? Иди на травку, погуляй.
   Собака признательно лизнула руку парню и пошла покорно за скамейку.
   – Ну вот, теперь мы остались одни и можем поговорить, – с улыбкой сказала Татьяна.
   – Танюша, я действительно любовался тобой. Ты сегодня необычайно красива.
   – Это моя мама постаралась. Я ей сказала, что ты меня будешь фотографировать, вот и приодела меня и приукрасила. Раз я дала согласие себя сфотографировать, то решили, чтоб всё было красиво. Папа также был не против.
   – Танюша, я принёс три розы, как в первый день знакомства тебе подарил, то есть украл с клумбы. Я хочу возобновить этот день. Он останется на фотографии. Чтобы тебя не смущать, я несколько кадров с тобой сделаю на скамейке, а затем мы пойдём вглубь парка. Там есть красивое место, где можно сфотографироваться, и даже с видом на море. Ты согласна?
   – Конечно. Тебе лучше знать, где и как фотографировать. Я тебе доверяю.
   Илья красиво посадил девушку, поправил шляпку, подал цветы в руки и произнёс: «Улыбочку, сейчас вылетит птичка». Татьяна так красиво улыбнулась, широко, искренне, белоснежно. Он пересаживал её, не обращая внимания на проходящих мимо людей, которые смотрели на его работу и любовались девушкой. Затем вместе с собакой пошли вглубь парка искать подходящее место для съёмки. Мишель не отходила и была почти во всех кадрах. Позировала не хуже, чем её хозяйка. Довольные своей работой ребята пошли домой.
   – Спасибо тебе, Танюша, за терпение, за доверие. Ты необыкновенная девушка. Ты просто маленькое чудо. Я люблю тебя. Я каждый день буду тебе это говорить.
   – Это тебе спасибо за такое нежное и трепетное отношение ко мне. Я очень рада, что встретила тебя, то есть ты меня встретил.
Они стояли недалеко от подъезда и держались за руки и не могли расстаться. Илья не хотел выпускать ладонь Татьяны.
   – Ну что же, давай прощаться, хоть и не хочется уходить. Я знаю, тебя родители ждут, и я не хочу, чтобы они волновались за тебя, Танюша.
Илья поцеловал девушку в щёчку, затем в ладони.
   – До свидания, Танюша! До завтра!
   – До свидания, Илья! До завтра также!
   – Береги себя, любимая!
   Илья уже не был таким смущённым, как в первые дни их знакомства. Он очень хотел обнять её, но пока не решался. Боялся спугнуть своими необдуманными поступками. Она могла неправильно понять его поступок и оттолкнуть. Парень этого никак не хотел.
   «Не торопи её, иначе будешь жалеть», – вспомнил наставления отца Илья и не настаивал ни на чём. Надо быть сдержанным и терпеливым, как Мишель.

   Целую неделю молодые люди встречались в парке, гуляли, говорили на разные темы. Илья заказал в фотоателье цветные фотографии и два портрета. Он их принёс домой, а родители не ожидали увидеть такую красавицу. Татьяна им очень понравилась.
   И вот суббота. Какой серьёзный и ответственный день. Сегодня его ждут Танины родители. Надо с утра продумать всё до мелочей. Родители ещё с вечера делали наставления, читали нравоучения, рассказывали правила этикета. С мамой он знаком, а вот как папа отнесётся к нему, хотя Татьяна его успокаивала накануне, что папа у неё хороший, самый лучший. Илья всё равно волновался, но идти надо. Первый раз всегда что-то делается.
   Илья погладил рубашку и брюки. Накануне сходил в парикмахерскую, постригся. Отец вёл себя спокойно, а вот мама суетилась и волновалась, наверное, больше, чем сын.
   – Не забудь это, не забудь то, – подсказывала, как перед экзаменом.
   – Мама, не суетись, – не выдержал сын, – всё будет хорошо, я уже не маленький.
   – Ладно, сынок, ладно, – садясь на табурет, сказала мама, а через минуту: – Цветы купить не забудь, портреты не забудь.
   Перед выходом мама перекрестила сына.
   – С Богом, сынок! Чтоб всё было хорошо.

                (продолжение следует)